Возможности использования геометрического материала
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

С целью развития внимания

 

Младшие школьники успешно осваивают геометрический материал. У них формируется высокий уровень представлений о геометрических фигурах, развивается умение выделять их признаки, сравнивать, обобщать, классифицировать. Кроме этого, дети хорошо овладевают чертёжными инструментами и могут использовать их для решения задач на построение.

Систематическая работа с заданиями геометрического содержания открывает возможности в плане развития обобщённых приёмов мыслительной деятельности, восприятия, воображения, образной памяти, пространственного мышления, логики, познавательной активности ребёнка, развитию произвольного внимания [20].

Изучение геометрического материала должно быть наглядным и действенным. Раскрывая сущность понятия геометрического материала учащимся начальных классов, следует взять во внимание, что основой формирования у детей представлений о геометрических фигурах является способность их к восприятию формы. Эта способность позволяет ребенку познавать, различать и изобретать различные геометрические фигуры: точку, прямую, кривую, ломанную, отрезок, угол, многоугольник и его виды: квадрат, прямоугольник, овал и другие геометрические формы. Для этого достаточно показать ему ту или другую геометрическую фигуру и назвать ее соответствующим термином.

При ознакомлении с определенными геометрическими фигурами и установлении их родовидовых отличий эффективным будет активное включение младших школьников в практическую деятельность.  

В процессе выполнения практических заданий обучающиеся знакомятся с основными свойствами изучаемых геометрических фигур, рассматривают их модели, находят в окружающей действительности предметы, которые обладают подобными свойствами. В процессе организации продуктивной учебной деятельности на уроках математики при изучении геометрического материала особая роль должна отводиться наглядным методам обучения, методам наблюдений, демонстрации, практической работе в сочетании с беседой и объяснением [20].

Например, дети сравнивают прямую, ломаную и кривую линии и рассказывают, на что они похожи. Задания готовят не только к освоению математики (геометрии), но и развивают зрительное внимание ребенка.

В качестве наглядных средств используются модели геометрических фигур, выполненных из разных материалов, плакаты с изображением фигур, реальные конкретные предметы, которые тождественны по форме или имеют сходство с изучаемыми геометрическими фигурами, чертежи плоскостных и пространственных фигур, единицы мер длины, площади, объема (там, где возможно, в натуральную величин), таблицы соотношения этих мер, таблицы измерения площадей и объемов геометрических фигур, наборы игр (геометрические мозаики, домино, лото).

Постепенно школьники приобретут способность отвлекаться от конкретных свойств, материальных предметов, у них формируются геометрические представления.

В этот период следует большое внимание уделять дидактическим играм, с помощью которых учащиеся лучше запоминают образы геометрических фигур, их названия, соотносят названия соответствующим образом геометрической фигуре. Полезны также слуховые и зрительные диктанты. С их помощью учащиеся учатся различать геометрические фигуры, запоминают их названия. Игры развивают и их пространственное представление (закрепляются отношения взаимного положения фигур, выраженные словами: «вверху», «внизу», «слева», «справа», «впереди», «сзади», «посередине», «между», «под», «над», и т.п.)

Особое место среди математических развлечений занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей из специальных наборов геометрических фигур. Наборы фигур при этом подбираются не произвольно, а представляют собой части разрезанной определенным образом Фигуры: квадрата, прямоугольника, круга или овала. Они интересны ученикам и взрослым. Учеников увлекает результат – составить увиденное на образце или задуманное. Они включаются в активную практическую деятельность по подбору способа расположения фигур с целью создания силуэта [20].

Таким образом, мы видим, что использование геометрических фигур имеет большое значение для развития внимания у младших школьников. Цель обучения — фиксировать внимание детей на том, что величина, цвет, форма могут быть признаком разнообразных предметов.

Широкое использование яркого наглядного материала позволяет успешно проводить с ребенком различные игры, упражнения. В младшем школьном возрасте дети лучше воспринимают занятия, если они проходят в игровой форме, позволяют проявлять инициативу и фантазию.

Итак, эффективному развитию внимания у младших школьников будет способствовать целенаправленное и систематическое включение разнообразных геометрических заданий в уроки математики с учетом современных методик.

 

Заключение

 

Целью исследования являлось изучение особенностей развития внимания младших школьников посредством использования геометрического материала на уроках математики.

Проблема развития внимания детей является традиционной. Это во многом обусловлено особенностями психического развития младших школьников.  Наиболее характерны невнимательность, несобранность, отвлекаемость для детей 6—7 лет, т. е. первоклассников. Их внимание действительно еще слабо организовано, имеет небольшой объем, плохо распределяемо, неустойчиво, что во многом объясняется недостаточной зрелостью регулирующих нейрофизиологических механизмов, обеспечивающих произвольное управление поведением в целом и вниманием в частности.

В первой главе исследования изучены особенности развития внимания младших школьников.

Внимание – это сложная, многогранная психическая функция. Оно характеризует состояние психических процессов и является одной из сторон психической деятельности. Внимание является необходимым условием любого вида деятельности.

В процессе обучения младших школьников необходимо развивать такой вид внимания как произвольное. Произвольное внимание — это внимание, возникающее вследствие сознательно поставленной цели и требующее определенных волевых усилий. Данный вид внимания характеризуется различными качествами, показатели которых меняются в зависимости от возраста младших школьников Хорошо развитые свойства внимания и его организованность являются факторами, непосредственно определяющими успешность обучения в младшем школьном возрасте.

Методами развития внимания у младших школьников являются: словесные, наглядные, практические методы.

При словесных методах ученики получают основную учебную информацию в процессе словесных рассуждений и доказательств учителя или текстов учебных книг (объяснение, рассказ, беседа, описание, разъяснение и др.).

При наглядных методах обучения познавательная деятельность школьников зависит от чувственных образов, представлений, которые формируются или воспроизводятся с помощью наглядных средств. Словесные пояснения помогают организовать наблюдения, систематизировать впечатления, связать их с идеей изучаемого материала.

Практические методы обучения - формы овладения учебным материалом на основе упражнений, специальных игр.

Наиболее продуктивно упражнения работают в том случае, когда даются в игровой форме, так как игра — один из наиболее интересных детям видов деятельности, а то, что интересно, всегда вызывает повышенную активность у детей, в том числе, у младших школьников.

Вторая глава исследования посвящена изучению возможностей использования геометрического материала на уроках математики в начальной школе.

На основании исследования мы можем заключить что использование геометрических фигур имеет большое значение для развития внимания у младших школьников. Цель обучения — фиксировать внимание детей на том, что величина, цвет, форма могут быть признаком разнообразных предметов.

Широкое использование яркого наглядного материала позволяет успешно проводить с ребенком различные игры, упражнения. В младшем школьном возрасте дети лучше воспринимают занятия, если они проходят в игровой, занимательной форме.

Итак, эффективному развитию внимания у младших школьников будет способствовать целенаправленное и систематическое включение разнообразных геометрических заданий в уроки математики с учетом современных методик.

 

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 167.