Способы развития внимания (общие)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Способы развития внимания на сегодняшний момент существуют самые различные, позволяющие добиться высоких результатов и научиться управлять вниманием.

Без развития речи полноценное развитие внимания невозможно. Поэтому словесные способы взаимодействия с детьми не только способствуют активизации внимания, но и выполняют обучающую функцию.

Таблица 1 - Словесные приёмы для развития внимания

Приём Суть Пример упражнения (возрастная группа), оборудование
Объяснение Педагог разъясняет задание, стараясь делать это лаконично, чётко. Если дети уже знакомы с сутью упражнения (например, поиск отличий на двух картинках), объяснение следует сократить до определения количества искомых элементов (поиска самого быстрого пути из одного объекта в другой, количества отличий). «Найди и обведи Оборудование: листы с 5–6 строчками букв. «Ребята, перед вами листы с буквами. Ваша задача выбрать и обвести в кружок все буквы «о» и «а». Примечание: количество искомых букв может быть увеличено по мере изучения материала, а для придания упражнению игрового характера, задание можно сделать соревновательным — кто быстрее найдёт все нужные буквы.
Беседа Диалогическая форма взаимодействия с детьми для работы над развитием внимания обычно используется в двух форматах: вопросы, связанные с сутью задания, от детей, то есть ситуативная беседа, и вопросы педагога по содержанию того или иного задания (например, по содержанию рассказа), то есть разговор познавательного характера. «Запомни и воспроизведи». Педагог предлагает детям закрыть глаза и выполнить такие задания: Вариант 1. Ребенку называют числа и просят их воспроизвести. Количество чисел в ряду постепенно возрастает. Вариант 2. Ребенку называют слова и просят их воспроизвести (от 4 до 10 слов). Вариант 3. Ребенку называют числа (слова) в произвольном порядке, просят воспроизвести в обратном порядке.
Рассказ Обычно этот приём используется в качестве основы для заданий, реализующих практические или игровые методы работы «Рисунок по рассказу» Педагог рассказывает историю с яркими образами, которые дети по ходу повествования зарисовывают. Педагог выбирает произведения с богатыми описаниями природы. Например, рассказ М. Пришвина «Золотой луг».
Рифмовки Это приём в контексте упражнений на внимательность носит не только мотивационный характер, но и собственно обучающий. Например, загадки, разгадки которых скрываются уже в самом тексте загадки, или короткие стихотворения с элементарными математическими задачами. Загадки:
  • Летела стая, совсем не большая. Сколько птиц и каких? (семь сов = совсем);
  • У одного человека было 17 овец. Все, за исключением 9, разбежались. Сколько овец осталось? (девять).
Стихотворения: · У стены стоят кадушки. В каждой ровно по лягушке. Если было пять кадушек. Сколько было в них лягушек? (пять)

 

Наглядный метод

Наглядно-образный тип мышления детей младшего школьного возраста определяет наглядность в перечень обязательных методов на занятиях любой образовательной направленности. Как и словесные, наглядные приёмы относятся к средствам активизации внимания детей [25].

Таблица 2 - Наглядные приёмы для развития внимания

Приём Суть
Картинки Являются средством для упражнений, формирующих зрительное внимание (лабиринты, задания на поиск отличий), а также сопровождают выполнение других упражнений, например, сосчитать глазами, без помощи пальцев или карандаша, сколько на рисунке бабочек или голубей.
Игрушки Используются в качестве персонажей занятия, мотивирующих ребят на работу путём включения в сюжет (например, помочь Медвежонку решить задачи-стихотворения, которые ему дали в лесной школе).
Демонстрация Педагог показывает порядок выполнения действий, имеющих непосредственное отношение к рассматриваемой задаче. Например, упражнение на развитие способности рационализировать внимание «Повтори за мной»: дети считают в обратном порядке и показывают движения, демонстрируемые воспитателем (поднимают руки вверх, качают головой и т. д.).
Показ Для занятий на внимательность этот приём представляет собой удобную форму организации картинок.

Практический метод

Этот метод объединяет приёмы, направленные на практическое освоение тематики заданий на внимательность. Причём задания могут быть как вариант выполнения упражнения (например, нарисовать сюжет истории по ходу рассказа), а могут быть формой рефлексии по поводу уже выполненной развивающей задачи.

К практическим приёмам, кроме рисунков, относятся поделки (дети вырезают геометрические фигуры, которые затем используются в упражнении на поиск соответствия поделки контурам фигуры на листе бумаги) [20].

Игровой метод

Этот метод ценен не только содержанием, но и форматом организации заданий в рамках других методов, позволяющим активизировать внимание ребят. При этом педагог использует все виды игр, которые практикуются в работе с детьми:

- дидактические, цель которых презентовать, отработать или закрепить тот или иной материал через тренировку произвольного внимания;

- подвижные, направленные на удовлетворение потребности в двигательной активности;

- театрализованные, призванные раскрыть творческий потенциал детей.

Ролевые и дидактические игры, иллюстрации, упражнения позволяют заинтересовать детей, вызвать положительные эмоции, что повышает эффективность обучения. Так же данные методы дают возможность организовать индивидуальный и дифференцированный подходы к учащимся.

Для развития внимания нужны упражнения. Упражнение среди практических методов отличается наибольшей эффективностью. Упражнение – это метод обучения, представляющий собой планомерное организованное повторение выполнение действий с целью овладения ими или повышения их качества. Без правильно организованных упражнений невозможно овладеть учебными и практическими умениями и навыками. Постепенное и систематическое упражнение и как его следствие – закрепляемые навыки – надежнейшее средство успешного и продуктивного труда. Достоинство данного метода состоит в том, что он обеспечивает эффективное формирование умений и навыков.  

Различают устные, письменные, лабораторно-практические и производственно-трудовые упражнения. Чтобы упражнения были эффективными, они должны отвечать ряду требований. К ним относится:

- сознательная направленность учащегося на повышение качества деятельности;

- знание правил выполнения действий;

- сознательный учет и контролирование условий, в которых оно должно выполняться;

- распределение повторений во времени [20].

Детская игра – вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними, направленный на ориентировку и познание предметной и социальной действительности, одно из средств физического, психического, умственного и нравственного воспитания детей.

В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

- как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;

- в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

- как технологии внеклассной работы.

Также рассмотрим дидактическую игру и иллюстрации как средства развития внимания детей.

Познавательные игры (дидактические) – специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых учащимся предлагается найти выход. Главное назначение данного метода – стимулировать познавательный процесс.

Иллюстрация – как наглядный метод, как правило, применяется в сочетании с другими методами. В ходе урока на этапах сообщения новых знаний, при закреплении, повторении и самоконтроле выполненной работы могут демонстрироваться реальные объекты, учебно-наглядные пособия, символические и схематические изображения.

В младших классах отдается предпочтение естественно-натуральным предметам и иллюстрационно-изобразительным средствам: рисункам, картинам.

Что бы наглядные средства обучения способствовали повышению эффективности процесса преподавания, необходимо учитывать ряд требований:

- строго ограничивать число наглядных средств, применяемых на уроке, имея в виду, что с каждым из них нужно работать;

- не выставлять все подобранные к уроку наглядные средства сразу, а демонстрировать их последовательно;

- выбирать доступные средства наглядности, постепенно готовить учащихся к умению пользоваться более сложными ее видами;

- адаптировать средства наглядности, выпускаемых для общеобразовательной школы, с учетом возможностей детей программных требований;

- обеспечить учащимся хорошую видимость демонстрационных средств наглядности. Объемные предметы школьники должны иметь возможность осмотреть со всех сторон [20].

Следует подчеркнуть, что развитие внимания при использовании ролевых и дидактических игр, упражнений и иллюстраций наиболее эффективно в младшем школьном возрасте.

Перед учителем начальной школы в учебном процессе стоит сложнейшая задача — строго продумывать специальную работу по организации внимания детей, иначе оно окажется во власти окружающих вещей и случайного стечения обстоятельств. Безусловно, сам процесс учения способствует развитию произвольного внимания, его устойчивости и сосредоточенности. По мере того как расширяется круг интересов ребенка и он приучается к систематическому учебному труду, его внимание — как непроизвольное, так и произвольное — интенсивно развивается.

Условием поддержания внимания является разнообразие сообщаемого материала, последовательность его изложения и раскрытия. Очень важным для организации внимания является умение учителя предложить задание и так его мотивировать, чтобы оно было принято ребенком,— возбудить интерес, внести известную эмоциональную насыщенность.

Вывод по главе:

Возрастными особенностями внимания младших школьников являются сравнительная слабость произвольного внимания и его небольшая устойчивость. Первоклассники и отчасти второклассники еще не умеют длительно сосредоточиваться на работе, особенно если она неинтересна и однообразна, их внимание легко отвлекается. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в начале младшего школьного возраста весьма ограниченные.

Значительно лучше у младших школьников развито непроизвольное внимание. Все новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны. Дети могут упустить важные существенные моменты в учебном материале и обратить внимание на несущественные только потому, что они привлекают своими интересными деталями.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 170.