Дополнительные виды экспертиз
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

При исследовании причинно-следственных связей между фактом ДТП и техническим повреждением АТС также проводятся другие виды экспертиз (металловедческая, экспертиза лакокрасочных покрытий, пожаротехни-ческая, взрывотехническая и т.д.), а также комплексные экспертизы.

Экспертиза лакокрасочного покрытия методически основывается на том, что при столкновении АТС или наезде на неподвижное препятствие происходит перенос частиц лакокрасочного покрытия с одного АТС на другое. Отделение частиц лакокрасочного покрытия происходит вследствие деформации поверхности АТС в результате столкновения. Этот процесс вызывает отслаивание, растрескивание и рассеивание фрагментов покрытия. Экспертиза лакокрасочного покрытия в данном случае проводится в целях выявления факта контактного взаимодействия АТС и отождествления окрашенных объектов по установленным следам.

В отдельных случаях перед экспертом-техником встает задача - исследовать причинно-следственную связь между фактом ДТП и разрушением определенной детали. В этом случае проводят металловедческую экспертизу, которая решает такие поставленные вопросы, как определение направления распространения трещины, установление источника разрушения, характера разрушения (растяжение, сжатие, кручение и т.д.), характера разрушающей нагрузки (ударные, статические и т.д.), установление состояния материала в зоне разрушения (хрупкое, вязкое и т.д.), установление соответствия материала детали требованиям, предъявляемым к конструктивной прочности. Наиболее часто усталостному разрушению подвергаются детали рулевого управления, для которых характерна высокая вероятность зарождения и развития усталостной трещины, резко снижающей конструктивную прочность. В подобных случаях эксперт-техник только фиксирует на изломах детали участки усталостных трещин, а после проведения металловедческой экспертизы делается вывод о причинно-следственной связи между разрушением определенной детали и фактом происшедшего ДТП.

Для определения причин повреждений объектов экспертизы рекомендуют использовать справочники с результатами краш-тестов конкретных марок (моделей, модификаций) транспортных средств.

В Российской Федерации проведение краш-тестов осуществляется в соответствии с ГОСТ Р 41.94-99 и ГОСТ Р 41.95-99.

При установлении факта наличия в месте повреждения других аналогичных повреждений, нанесенных до страхового случая, решение о необходимости учета указанного повреждения в перечне повреждений, обусловленных страховым случаем, принимается экспертом-техником с учетом вида и характера нанесенных до страхового случая повреждений.

 

Порядок выявления повреждений

 

    Рекомендуется следующая последовательность выявления повреждений и установления их причин:

- наружный осмотр АТС, представленного на экспертизу;

- фотографирование АТС в общем виде и его повреждений;

- фиксация повреждений АТС;

- фиксация неисправностей, возникших в результате ДТП;

- разборка агрегатов и узлов, их дефектовка для выявления скрытых повреждений;

- установление причин возникновения повреждений и их соответствия данному ДТП, для чего используются материалами ДТП;

- сопоставление результатов исследования с нормативными данными, техническими условиями на изготовление и сборку узлов, на ремонт и выбраковку деталей, замену кузовов и т.д.;

- установление перечня повреждений, обусловленных страховым случаем.

 

 

Порядок выполнения работ

 

    Перед экспертом-техником ставится задача проверить техническое состояние АТС и определить в первую очередь работоспособность систем, влияющих на безопасность движения.

Сначала эксперт-техник проводит поврежденного транспортного средства. При осмотре производится [2, 3]:

- идентификация транспортного средства;

- оценивается внешнее состояние транспортного средства;

- устанавливаются следы перекраски или ремонтной подкраски;

- устанавливаются повреждения;

- проводится проверка технического состояния АТС;

- проводится проверка функциональных характеристик АТС, его агрегатов, узлов и систем.

    Определяется внешнее состояние АТС. Фиксируются все повреждения. Составляется перечень поврежденных элементов транспортного средства.

    Определяется техническое состояние АТС по его соответствию требованиям инструкции по эксплуатации. Проверка состояния АТС проводится органолептическими методами с применением простейших инструментов и приспособлений. При возможности проводится разборка агрегатов, узлов, их дефектовка для выявления скрытых повреждений.

Проверяется техническое состояние рабочей тормозной системы. Осматриваются детали, усилитель, фиксируется наличие подтеканий тормозной жидкости.

Проверяется техническое состояние рулевого управления. Проверяется рулевой механизм, исследуются детали рулевого механизма.

Проверяется техническое состояние систем освещения и сигнализации. Исследуется работа и комплектность внешних световых приборов. Контролируется работоспособность генератора и аккумуляторных батарей.

Проверяется техническое состояние трансмиссии. Исследуется работоспособность и проверяется техническое состояние сцепления, карданной передачи, ведущего моста и коробки передач. При обнаружении неисправностей производится разборка агрегатов.

Проверяется техническое состояние кузова. Выявляются повреждения, разрывы сварных швов в лонжеронной раме и кузова. Выявляются повреждения в креплениях рычагов, рессор, амортизаторов.

Путем внешнего осмотра проверяется состояние шин и легкость вращения управляемых колес, фиксируется наличие стуков в ступицах и нагрев ступиц управляемых колес при проверке транспортного средства в движении. Проверяется давление в шинах колес шинным манометром. Проверяются углы установки управляемых колес.

Для повышения уровня доказательной базы рекомендуется проводить фотографирование поврежденного АТС. Выполняется обзорная съемка АТС (спереди, сзади, слева и справа, включая регистрационные знаки), а также съемка повреждений.

Результаты осмотра фиксируются в акте осмотра АТС, форма которого приведена в приложении рекомендаций [1]. Акт подписывается сторонами (лицами) договора.

Составляется экспертное заключение в письменной форме (приложение рекомендаций [1]), в котором указывается:

- организация, выполнившая осмотр, указывается эксперт-техник;

- дата составления и номер экспертного заключения;

- основание для проведения экспертизы;

- наименование и место нахождения страховщика;

- данные потерпевшего - юридического лица;

- описание объекта, представленного для экспертизы;

- нормативное, методическое и другое обеспечение, использованное при проведении экспертизы;

- сведения о страховом полисе обязательного страхования гражданской ответственности;

- описание проведенных исследований;

- обоснование результатов экспертизы, а также ограничения и пределы применения полученных результатов;

- выводы по каждому из поставленных вопросов.

Услуги по выполнению экспертизы оплачиваются заказчиком в соответствии с заключенным договором.

Для проведения независимой технической экспертизы стра­ховщик или потерпевший обращается к эксперту-технику (эксперт­ной организации) с письменным заявлением, в котором наряду с предложением о заключении договора о проведении независимой технической экспертизы обязательно указываются:

– полное фирменное наименование и место нахождения стра­ховщика, фамилия, имя, отчество, дата, место рождения, место жи­тельства потерпевшего – физического лица или полное наимено­вание и место нахождения потерпевшего – юридического лица;

– вопросы, требующие разрешения в процессе проведения не­зависимой технической экспертизы.

Рекомендуемая форма заявления на проведение работ по неза­висимой технической экспертизе приведена в Приложении методических рекомендаций № 001МР/СЭ.

Проведение работ по независимой экспертизе осуществляется на основе договора между экспертной организаци­ей (экспертом-техником) и страховщиком или потерпевшим.

Срок проведения экспертизы устанавливается экспертом-техником (экспертной организацией) по согласованию со страховщиком или по­терпевшим с учетом требований ст. 12 и 13 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности вла­дельцев транспортных средств».

Экспертная организация (эксперт-техник) обязана вести регистрацию и учет всех заключенных дого­воров о проведении независимой технической экспертизы. Рекомен­дуемая форма договора на проведение работ по независимой тех­нической экспертизе приведена в Приложении 8. По каждому зак­люченному договору о проведении независимой технической экспертизы руководитель экспертной организации назначает экс­перта-техника, ответственного за проведение этой экспертизы.

 

 

Библиографический список

 

1. Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 51709-2001 "Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки" (утв. постановлением Госстандарта РФ от 1 февраля 2001 г. N 47-ст) (с изменениями и дополнениями)[Электронный ресурс] // ИПО ГАРАНТ.

2. Экспертный анализ технического состояния транспортных средств [Текст] : лабораторный практикум : [по направлению "Технология транспортных процессов"] / СибАДИ, кафедра ОиБД ; сост. И. М. Гульченко. - Омск : СибАДИ, 2014. - 59 с.

3. Решение Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 877 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] // ИПО ГАРАНТ.

4. Методические рекомендации по проведению независимой технической экспертизы транспортного средства при ОСАГО N 001МР/СЭ (утв. Государственным научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта Минтранса России, Российским федеральным центром судебной экспертизы при Минюсте России, Экспертно-криминалистическим центром МВД России и НПСО "Объединение транспортных экспертов" 12, 18, 20 октября 2004 г.)  [Электронный ресурс] // ИПО ГАРАНТ.

5. Правила проведения технического осмотра транспортных средств (утв. постановлением Правительства РФ от 5 декабря 2011 г. № 1008).

 

Оглавление

 

Введение ……………………………………………………………………… 1

1. ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ …………..   2

1.1. Контроль транспортных средств на эксплуатационных ………………..   2

  предприятиях

1.2. Контроль транспортных средств на транспортных предприятиях …….. 3

1.3. Контроль транспортных средств, принадлежащих частным лицам ……. 3

1.4. Экспертная оценка технического состояния транспортных средств ……  3

2. ПОЛОЖЕНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ …………. 5

ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

2.1. Положения по инструментальному контролю ……………………………  5

2.2. Положения по техническому осмотру …………………………………….  6

2.3. Положения по независимой экспертизе …………………………………..   7

2.4. Организация проведения экспертизы ……………………………………..  8

3. ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ ТОРМОЗНОГО ………………….  10

УПРАВЛЕНИЯ

3.1. Контроль рабочей тормозной системы …………………………………… 10

3.2. Контроль стояночной тормозной системы ……………………………….   15

3.3. Контроль вспомогательной тормозной системы …………………………  17

3.4. Контроль запасной тормозной системы ………………………………….   18

3.5. Общие требования к тормозным системам ……………………………….  19

4. ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ РУЛЕВОГО ……………………..   20

УПРАВЛЕНИЯ

5. ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ СИСТЕМЫ ………………………. 21

ОСВЕЩЕНИЯ И СИГНАЛИЗАЦИИ

5.1. Контроль головного освещения …………………………………………… 21

5.2. Контроль световых приборов ……………………………………………… 24

6. ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ ДВИГАТЕЛЯ АТС ………………  25

6.1. Контроль бензиновых двигателей …………………………………………  25

6.2. Требования к двигателям газобаллонных АТС ………………………….. 27

6.3. Контроль дизельных двигателей …………………………………………..  28

7. ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ………………… 30

7.1. Методы, применяемые при проведении независимой …………………...  30

  экспертизы

7.2. Специальные термины и определения …………………………………….  31

7.3. Установление технических повреждений …………………………………   32

7.4. Установление причин и характера повреждений ………………………… 34

7.4.1. Проведение ТТЭ ………………………………………………………….   34

7.4.2. Дополнительные виды экспертиз ……………………………………….   37

7.4.3. Порядок выявления повреждений ………………………………………   38

7.4.4. Порядок выполнения работ ……………………………………………..   38

Библиографический список ……………………………………………………    41

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 212.