Специфические особенности раннего воспитания, обусловливающие трудности социальной адаптации и проблемы общения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Условия раннего становления личности С-ва несколько отлича- ются от разработанных в психоаналитических традициях «сцена- риев» семейного воспитания. До 11 лет он воспитывался в полной семье. Его отец по характеру чрезвычайно педантичен и пунктуален, всегда вел подчеркнуто здоровый образ жизни: не курит, спиртное не употребляет, ежедневно делает физзарядку. Взрывчато-вспыльчив (любое нарушение порядка и правил поведения приводит его в со- стояние гнева). В этих случаях становится агрессивным, из-за чего малоуживчив. В силу высокой конфликтности не мог «сработаться» с людьми и в настоящее время, имея среднее специальное образование, работает сторожем. Характер послужил причиной развода со второй женой, и в брак более не вступал. Из-за этих же черт характера имеет судимость (в одной из гневливых реакций подрался с соседом , побил его и лопатой отрубил пальцы).

Позиция отца по отношению к сыну была формальной и носила характер скрытого эмоционального отвержения. Его роль огра- ничивалась чаще всего воспитательным морализаторством или наказаниями за совершенные проступки, нередко с применением физической силы. Среди декларируемых ценностей были труд, ма- териальное благосостояние (в доме постоянно велись разговоры о деньгах), физическое здоровье. Пытаясь привить сыну любовь к труду, отец его часто наказывал, бил ремнем, читал нравоучения, заставлял выполнять различные домашние работы (убирать, ухаживать за жи-


вотными), но это практически не принесло результатов и, наоборот, встречало молчаливое сопротивление.

Отношения с матерью у подэкспертного были хорошими. Она его любила, верила ему и всегда заступалась. Подэкспертный очень тепло о ней отзывается. Однако в возрасте 34 лет мать С-ва заболела (шубообразная форма шизофрении с острыми параноидными при- ступами). Она изменилась по характеру, стала замкнутой, пассивной, нечистоплотной дома. В болезненных состояниях «рассказывала об атомной войне», пыталась душить мужа.

Жили в материально стесненных условиях, и он не имел многого из того, что было на витринах и имели его сверстники. В силу этого, еще в дошкольном возрасте, стремясь к недоступным ему удоволь- ствиям, начал красть из дому деньги. Воровал многократно, каждый раз понемногу – «чтобы не было заметно, по рублику». Деньги тратил на развлечения: покупал жвачку, мороженое, конфеты и т.п. Эти поступки очень быстро обнаруживались родителями, которые недоумевали, зачем он это сделал, «как это могло случиться в их доме», отец жестоко наказывал за воровство, бил. Он же, из страха и для того, чтобы уйти от наказания, лгал, «придумывал различные истории».

После поступления в школу начал воровать деньги и вещи у одно- классников и учителей. Исходно это имело под собой психологиче- скую мотивацию. С одной стороны, это естественное желание ребенка иметь те же удовольствия, что и другие дети, с другой стороны, кражи стали формой самоутверждения С-ва, т.к. другие способы были ему недоступны: он был физически слабым и болезненным, плохо учился, в школе был изгоем.

Асоциальный характер способа самоутверждения выбирается вследствие формирующегося патологического характера подэк- спертного. Жесткий стиль семейного воспитания со стороны отца, проблемы с успеваемостью, насмешки и издевательства одноклассни- ков привели к возникновению состояния хронической фрустрации, мощного эмоционального переживания собственной неуспешности и несостоятельности. Попытки решить школьные проблемы путем

«ухода» (прогулы занятий, вранье дома) только усугубляли ситуацию, приводя к дальнейшему росту эмоционального напряжения, един- ственным способом разрядки которого становятся противоправные действия, приобретающие для С-ва смысл своеобразной «мести» обидчикам. Эпизоды, связанные с кражами, являются самыми яркими


переживаниями этого периода, поскольку они давали ему возможность почувствовать себя сильным, ловким, неуязвимым.

В 1981 году в семье подэкспертного возникает кризисная ситуация, связанная с заболеванием матери и в последующем развода роди- телей. После развода отец переехал жить в Астрахань. Брат хотел уехать с отцом, а испытуемый – остаться с матерью. Отец поставил его перед выбором, либо ехать с ним, либо оставаться с психически больной матерью. С-в сильно переживал по этому поводу, так как любил мать, не хотел с ней расставаться, но отец, желая, чтобы дети жили в его семье, пугал их тем, что мать ненормальная. Решение уехать далось с большим трудом.

В Астрахань с ними переехала женщина, на которой отец вско- ре женился. Приемная мать по характеру была спокойной, доброй женщиной, но к пасынку также относилась в форме эмоционального отвержения. Она часто обвиняла С-ва в воровстве, приводила его своему сыну в качестве негативного примера, обделяла мальчика за- ботой. В семье С-в всегда чувствовал себя ненужным, худшим среди других детей. Испытывал нехватку тепла и понимания, обделенность материальными благами. Он считал, что к нему относятся неспра- ведливо, что приводило к частым семейным конфликтам. Активно неприязненного отношения к мачехе никогда не демонстрировал, хотя несколько раз во время ссор срывался и набрасывался на нее кулаками, но гораздо чаще «отыгрывался» на сводном брате, который был младше и физически слабее.

В этот период С-в переживает постоянную хроническую фрустра- цию потребности в эмоциональном семейном пространстве («всегда испытывал нехватку тепла, заботы, понимания»). Отсутствие эмоцио- нальных отношений в семье, недостаток любви и заботы определили скудость его эмоционального опыта, что привело в дальнейшем к не- достатку способности к сопереживанию, неумению выражать свои чувства и понимать чувства других. Более того, внимание к другим рассматривается им как слабость, как вариант «немужского» по- ведения.

Кроме того, характер взаимоотношений в родительской семье во многом определил содержание усвоенных подэкспертным по- лоролевых стереотипов поведения: мужского (властный, доминант- ный, агрессивный, безэмоциональный) и женского (отстраненная, эмоционально холодная, требовательная, часто несправедли- вая). Впоследствии эти стереотипы отчетливо проявляются в по-


ведении С-ва, в значительной степени способствуя возникновению проблем его социальной адаптации.

Таким образом, условиями семейного воспитания С-ва в детстве являлись а) наличие дисгармоничности внутрисемейных отноше- ний и, прежде всего, стиля воспитания по типу «эмоционального отвержения»; б) дисгармоничность (жесткость и формальность) морально-этических принципов – стереотипное насаждение и тре- бование исполнения правил морали и дисциплины, морализаторство, принуждение часто с помощью жестокого наказания; в) диссоциация роди те льских ролей в семье, определившая недостатки ранней по- ловой  социализации  подэкспертного.

 




Дата: 2019-07-24, просмотров: 181.