Основные стороны учения Мертона
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Другим представителем структурного функционализма является Р. Мертон (1910-2003). Главную суть своего подхода он выразил понятием «функциональность». Согласно этому понятию взаимосвязь общества в целом и его отдельных частей обеспечивается самыми разнообразными и специфическими их функциями, которые могут наблюдаться и многократно повторяться в конкретных объектах и фактах. Задача социолога – просто рассматривать реальные, зримые, доступные для изучения и обобщения последствия функций. Функция – это те наблюдаемые следствия, которые служат саморегуляции данной системы или приспособлению ее к среде. Ее противоположностью выступает дисфункция – те наблюдаемые следствия, которые ослабляют саморегуляцию данной системы или ее приспособление к среде. В проявлении функции может быть две формы: явная и скрытая (латентная). В том случае, когда внутренняя смысловая мотивация совпадает с объективными следствиями, проявляется явная функция. Именно так она осознается участниками поведенческой системы или ситуации. Скрытая функция этих проявлений не имеет.

Мертон выделяет три ключевых условия (требования) функционального анализа: «функциональное единство», функциональная универсальность», «функциональная принудительность». Функциональное единство социологического анализа определяется в бесконечной глубине социальных фактов, которые благодаря своей функциональной определенности являются интегрирующими факторами социальной жизни. Функциональные качества универсальны и представлены во всех формах культуры, что легко увидеть при их анализе. Они носят императивный, принудительный характер в первую очередь для всех общественных институтов, хотя это может проявляться по-разному. В целом функциональный анализ применим только к стабильным и стандартизированным объектам, которыми могут быть повторяющиеся и типовые явления, характеризующиеся устойчивостью (социальные роли, социальные процессы, институционные объекты, социальные структуры, средства социального контроля).

Мертон сосредоточил свои усилия на изучении дисфункциональных явлений, возникающих вследствие напряжений и противоречий в социальной жизни, – отклоняющегося поведения и аномии. Девиантное (отклоняющееся) поведение – это исторически возникающее социальное явление, выражающееся в относительно распространенных, массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным и фактически сложившимся нормам. Аномия – это совокупность нарушений в нормативной системе общества, выражающихся в отрицании социальных норм или слабом их регулирующем воздействии на индивидов и являющихся основой отклоняющего поведения. Социальная аномия представляет собой особое нравственно-психологическое состояние индивидуального и общественного сознания, которое характеризируется разложением системы моральных ценностей и вакуумом идеалов. Причина аномии – противоречие между господствующими в обществе индивидуалистическими «нормами-целями» культуры (стремления к богатству, власти, успеху, выступающие в качестве установок и мотивов личности) и существующими институтами, санкционированными средствами достижения этих целей, которые практически лишают подавляющее большинство людей возможности реализовать поставленные цели законным путем. Это противоречие лежит в основе преступности, апатии и разочарования в жизни. Оно есть всеобщий конфликт, типичный для индустриального общества.

Все виды социального поведения, в зависимости от того, принимает человек культурные нормы или нет, Мертон делит на пять типов индивидуальной адаптации:

1. конформизм (приспособление), когда социальные цели общества и способы их достижения принимаются полностью (лояльные, спокойные и законопослушные граждане);

2. инновационность (новаторство), когда принимаются социальные цели, но не способы их достижения (рэкет, воровство, подделка денег, злоупотребления, обман);

3. ритуализм, когда социальные цели не осмысливаются, но способы их достижения непоколебимы и священны (стяжательство, махинации, подлоги);

4. ретритизм (отстраненность), т.е. отрицание и социальных целей, и законных способов их достижения (анархизм, наркомания, бродяжничество);

5. мятеж, бунт, т.е. замена существующих социальных целей и законных способов их достижения (политический терроризм, борьба за свободу, революционность, радикализм).

Основными сторонами учения Мертона являются стремление к утверждению стабильности в обществе и выявление условий, которые ее ограничивают.

 

Социометрия Морено

Во второй половине 40-х – начале 50-х годов XX века в американской социологии возникает еще одно направление – социометрия – отрасль социально-психологических и социологических исследований межличностных отношений в малых группах, осуществляемых с помощью количественных методов. Ее основоположником стал переехавший в США румынский психиатр и социолог Дж. Морено (1892 – 1974).

Важнейшими базисными понятиями социометрии Морено являются «социус» (товарищ), «метрум» (измерение), «драма» (действие). Он полагал, что через раскрытие социально-психических механизмов и психических структур сообществ социометрия получает возможность установления социального контроля над поведением личностей и социальных групп.

Существенными инструментами социологического анализа являются социометрические тесты, социоматрицы и социограммы. Социометрический тест – это один из приемов опроса людей, в ходе которого выполняется задание стандартной формы, позволяющее получить количественно измеримые характеристики межличностных отношений в социальной группе. Социоматрица – это таблица, в которую при помощи графических и числовых обозначений заносятся полученные в результате исследований данные, характеризующие систему взаимоотношений людей в изучаемой группе. Социограмма дает соответствующее графическое (схематическое) выражение социальных отношений людей преимущественно в малых группах.

Согласно Морено, причиной общественных изменений являются взаимоотношения индивидов, складывающиеся из особых .микроэлементов», которые называются «социальными электронами» или «телеэлементами». «Теле» – это простейшие единицы чувства, изучаемые человеком и направленные от индивида к индивиду. Интенсивное излучение «теле» со знаком «плюс» вызывает симпатию, а излучение «теле» со знаком «минус» – антипатию. Для определения параметров психологического взаимодействия людей в больших группах Морено пользовался понятием психосоциальные сети», объединяющие самые сложные взаимоотношения микроэлементов общества. К этим элементам он относил в первую очередь социальный атом – непосредственное сосуществование индивидов, являющееся наименьшим элементом общества.

Важнейшей идеей Морено является положение о том, что помимо внешней структуры каждая группа имеет в своей основе невидимую, неофициальную структуру, которая более реальна, чем структура формальная (официальная). Согласно Морено, социальные процессы, происходящие в группе и обществе, могут быть правильно поняты лишь с учетом существования микро- и макроструктур. Микроструктура – это совокупность психических отношений людей, их желания, чувства, представления. Макроструктура – это пространственное взаимоположение и

взаимоотношения людей при выполнении ими производственных функций. Морено сформулировал «универсальный микрозакон», согласно которому социальные конфликты и напряжение увеличиваются прямо пропорционально социодинамической разнице между микроструктурой (социометрической матрицей) и макроструктурой (официальным обществом). Согласно этому закону основным путем для ликвидации конфликтов в обществе является приведение в соответствие микро- и макроструктур. Это означает, что социальная напряженность и различного рода конфликты могут быть ликвидированы путем реорганизации макроструктуры, т.е. перегруппировкой людей в обществе таким образом, чтобы во всех случаях рядом оказывались люди, симпатизирующие друг другу.

Другим важным законом, сформулированным Морено, является «закон насыщения», согласно которому в национальных и межнациональных отношениях существует точка насыщения, превышение которой ведет к перенасыщению, т.е. к национальным и расовым конфликтам, розни и войне.

Морено также сформулировал социогенетический и социодинамический законы. Первый закон утверждал, что высшие формы любой коллективной организации развиваются из простейших форм. Второй закон гласил, что человеческие привязанности внутри любой группы распределяются неравномерно. Большая часть эмоциональных влечений, предпочтений приходится на немногих членов группы («звезд»), в то время как большинство ее участников оказываются «эмоционально обездоленными» («социометрический пролетариат»).

Согласно Морено, в истории человечества существует три типа революций: христианский, марксистский и социометрический (всеобщий). Главным критерием, отличающим один тип революции от другого, является степень изменений, которые вносят эти революции в социальную жизнь.

Социометрическая революция, применимая к любому типу общества прошлого и будущего, должна начаться с изменения психологии и сознания людей. Ее осуществление выразится в том, что огромные массы людей будут перегруппированы в пространственном отношении в соответствии с их симпатиями и антипатиями. Социометрическая революция представляет собой революцию всех классов, всего человечества, всех людей, всех индивидуумов и всех групп без исключения, законных и незаконных, официальных и неофициальных, больших и малых, всех наций и государств, суверенных и непризнанных.



Дата: 2019-05-29, просмотров: 165.