Контрольная работа по социологии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ГОУ ВПО Челябинская Государственная Медицинская Академия

Фармацевтический факультет

Кафедра биологии

Контрольная работа по социологии

Социологические школы в США ХХ века. Идейные направления и представители

 

Челябинск 2010



Содержание

 

Введение

1. Развитие социологической мысли в Америке

2. Эмпирическая социология в США первой половины ХХ века

3. Теоретическая социология США ХХ века

4. Сруктурно-функциональная система Парсона

5. Основные стороны учения Мертона

6. Социометрия Морено

7. Социокультурная динамика по Сорокину

8. Теория социального обмена

Заключение

Литература



Введение

 

В США вокруг ведущих университетов Чикагского, Гарвардского, Мичиганского в конце XIX – начале XX веков сформировались крупные научные школы. Десятки тысяч проведенных в первой половине XX века эмпирических исследований заложили прочный фундамент научной социологии. Если европейцы под научной социологией понимали, прежде всего, теоретическую науку, опирающуюся на мощные традиции классической философии, то американцы сводили научную социологию прежде всего к эмпирической, созданной по образцу классического естествознания. Именно благодаря новому взгляду на природу социологии Америка вскоре опередила Европу в деле создания научной социологии.

К 1960 г. большинство американских университетов и колледжей имели департаменты социологии, хотя только 70% из них предлагали подготовку на докторскую степень. В 60-е годы в США социологов было больше, чем во всех странах мира, вместе взятых. Сегодня здесь более 20 тысяч профессиональных социологов, подготовленных 250 университетами и колледжами.

Но вот парадокс: несмотря на обилие социологов, Америка дала миру лишь одно чисто национальное течение – символический интеракционизм, и только одного великого социолога – Толкотта Парсонса (1902-1979). Он пытался сделать в социологии то же, что в физике стремился совершить великий Альберт Эйнштейн, – создать всеохватывающую социологическую теорию, которая объясняла бы все уровни общества и все формы движения социальной материи. Парсонсу удалось создать гигантскую дедуктивную систему абстрактных понятий, охватывающую человеческую реальность во всем ее многообразии.

Целью написание данной работы является изучение литературных источников по теме «Социологические школы в США ХХ века. Идейные представители и направления». Также необходимо сделать вывод о том, какие из представителей социологичеких школ внесли наиболее существенный вклад в становление социологической мысли в США ХХ века.



Социометрия Морено

Во второй половине 40-х – начале 50-х годов XX века в американской социологии возникает еще одно направление – социометрия – отрасль социально-психологических и социологических исследований межличностных отношений в малых группах, осуществляемых с помощью количественных методов. Ее основоположником стал переехавший в США румынский психиатр и социолог Дж. Морено (1892 – 1974).

Важнейшими базисными понятиями социометрии Морено являются «социус» (товарищ), «метрум» (измерение), «драма» (действие). Он полагал, что через раскрытие социально-психических механизмов и психических структур сообществ социометрия получает возможность установления социального контроля над поведением личностей и социальных групп.

Существенными инструментами социологического анализа являются социометрические тесты, социоматрицы и социограммы. Социометрический тест – это один из приемов опроса людей, в ходе которого выполняется задание стандартной формы, позволяющее получить количественно измеримые характеристики межличностных отношений в социальной группе. Социоматрица – это таблица, в которую при помощи графических и числовых обозначений заносятся полученные в результате исследований данные, характеризующие систему взаимоотношений людей в изучаемой группе. Социограмма дает соответствующее графическое (схематическое) выражение социальных отношений людей преимущественно в малых группах.

Согласно Морено, причиной общественных изменений являются взаимоотношения индивидов, складывающиеся из особых .микроэлементов», которые называются «социальными электронами» или «телеэлементами». «Теле» – это простейшие единицы чувства, изучаемые человеком и направленные от индивида к индивиду. Интенсивное излучение «теле» со знаком «плюс» вызывает симпатию, а излучение «теле» со знаком «минус» – антипатию. Для определения параметров психологического взаимодействия людей в больших группах Морено пользовался понятием психосоциальные сети», объединяющие самые сложные взаимоотношения микроэлементов общества. К этим элементам он относил в первую очередь социальный атом – непосредственное сосуществование индивидов, являющееся наименьшим элементом общества.

Важнейшей идеей Морено является положение о том, что помимо внешней структуры каждая группа имеет в своей основе невидимую, неофициальную структуру, которая более реальна, чем структура формальная (официальная). Согласно Морено, социальные процессы, происходящие в группе и обществе, могут быть правильно поняты лишь с учетом существования микро- и макроструктур. Микроструктура – это совокупность психических отношений людей, их желания, чувства, представления. Макроструктура – это пространственное взаимоположение и

взаимоотношения людей при выполнении ими производственных функций. Морено сформулировал «универсальный микрозакон», согласно которому социальные конфликты и напряжение увеличиваются прямо пропорционально социодинамической разнице между микроструктурой (социометрической матрицей) и макроструктурой (официальным обществом). Согласно этому закону основным путем для ликвидации конфликтов в обществе является приведение в соответствие микро- и макроструктур. Это означает, что социальная напряженность и различного рода конфликты могут быть ликвидированы путем реорганизации макроструктуры, т.е. перегруппировкой людей в обществе таким образом, чтобы во всех случаях рядом оказывались люди, симпатизирующие друг другу.

Другим важным законом, сформулированным Морено, является «закон насыщения», согласно которому в национальных и межнациональных отношениях существует точка насыщения, превышение которой ведет к перенасыщению, т.е. к национальным и расовым конфликтам, розни и войне.

Морено также сформулировал социогенетический и социодинамический законы. Первый закон утверждал, что высшие формы любой коллективной организации развиваются из простейших форм. Второй закон гласил, что человеческие привязанности внутри любой группы распределяются неравномерно. Большая часть эмоциональных влечений, предпочтений приходится на немногих членов группы («звезд»), в то время как большинство ее участников оказываются «эмоционально обездоленными» («социометрический пролетариат»).

Согласно Морено, в истории человечества существует три типа революций: христианский, марксистский и социометрический (всеобщий). Главным критерием, отличающим один тип революции от другого, является степень изменений, которые вносят эти революции в социальную жизнь.

Социометрическая революция, применимая к любому типу общества прошлого и будущего, должна начаться с изменения психологии и сознания людей. Ее осуществление выразится в том, что огромные массы людей будут перегруппированы в пространственном отношении в соответствии с их симпатиями и антипатиями. Социометрическая революция представляет собой революцию всех классов, всего человечества, всех людей, всех индивидуумов и всех групп без исключения, законных и незаконных, официальных и неофициальных, больших и малых, всех наций и государств, суверенных и непризнанных.



Теория социального обмена

Во второй половине XX века в американской социологии получает распространение теория социального обмена (или социального действия) – направление в современной социологии, рассматривающее обмен различными социальными благами как фундаментальную основу общественных отношений, на которой вырастают различные структурные образования. Авторами этой теории стали Дж. Хоманс (1910 г.р.) и П. Блау (1918 г.р.).

Согласно Хомансу, социология явилась результатом естественного развития психологии, поэтому в социологии в конечном счете возможен только один тип объяснения – психологический. Вследствие чего центральной категорией его социологии является категория социального действия. Понять закономерности социального действия – значит решить главную задачу социологии. Социальное действие, по Хомансу, это процесс обмена, который строится по принципу рациональности: его участники стремятся получить наибольшую выгоду и минимизировать свои затраты. Для объяснения механизма социального действия Хоманс предлагает использовать пять основных гипотез. Первая гипотеза – гипотеза успеха – гласит: если при совершении определенного действия человек получает награду, он стремится это действие повторить. Чем чаще действие вознаграждается, тем с большей вероятностью человек воспроизводит это действие. Соответственно, действия, которые не вознаграждаются, не имеют тенденции к повторению. Если ранее вознаграждаемое действие при повторении не вознаграждается, то оно больше не воспроизводится. В этом случае говорят, что способ поведения «гасится».

Гипотезу успеха Хоманс дополняет введением еще одной переменной – регулярности получения вознаграждения. Если какое-либо действие вознаграждается регулярно, через определенные промежутки времени, то тенденция к повторению этого действия слабее, чем в том случае, когда вознаграждение нерегулярно. Вторая гипотеза – гипотеза стимула – основывается на том, что деятельность человека разворачивается не в пустом пространстве, а в конкретных ситуациях. Характеристики ситуации, или «сопутствующие обстоятельства», – обстановку, время – Хоманс называет стимулами.

Гипотеза стимула гласит: если в определенной ситуации определенное действие было успешным, то в будущем в похожей ситуации, в аналогичной обстановке человек будет вести себя сходным образом. Эта гипотеза основана на способности человека к обобщению (генерализации), что означает: однажды усвоенное поведение применяется в сходных ситуациях.

Третья гипотеза – гипотеза ценности – состоит в том, что не все награды, не все результаты действия имеют для человека одинаковое значение. Отсюда чем ценнее вознаграждение, тем выше вероятность соответствующего действия.

Четвертая гипотеза – гипотеза «голодания – насыщения» – гласит: человек нуждается в поощрениях и наградах, однако чем чаще в недавнем прошлом он получал определенные вознаграждения, тем быстрее у него развивается привыкание к ним (насыщение) и тем менее ценным будет для него каждое последующее такое вознаграждение.

Пятая гипотеза – гипотеза «фрустрации – агрессии» – отдает дань роли эмоций в человеческом действии. По Хомансу, если личность не получает в результате своего действия ожидаемой награды или неожиданным образом «штрафуется», наказывается, то она возмущается, негодует, и в состоянии негодования наибольшей ценностью для нее становится само агрессивное поведение.

Исходным положением теории П. Блау является тезис, что людям необходимы многообразные виды вознаграждений, получить которые они могут только взаимодействуя с другими людьми. Люди, согласно Блау, вступают в социальные отношения, поскольку ожидают, что будут вознаграждены, и продолжают эти отношения потому, что получают то, к чему стремятся. Вознаграждением в процессе социального взаимодействия может быть социальное одобрение, уважение, статус, а также практическая помощь.

В американской теоретической социологии второй половины XX века широкое распространение также получили различные технократические теории, в частности «революция менеджеров» – социально-философская концепция, согласно которой новый класс наемных работников – управляющих все более вытесняет капиталистов-собственников и начинает играть решающую роль в развитии современного западного общества. Ее создателями являются Дж. Бернхейм, Т. Парсонс, П. Сорокин, Д. Белл.



Заключение

 

В Америке среди социологов получила широкое распространение социальная психология. Представители ее стремились объяснить эволюцию и функционирование общества: они тяготели к конкретным моделям и прикладным разработкам.

Вместо философской субстанции американцы делали акцент на поведении и действии. Их не интересовало то, что скрыто внутри разума и что не поддается точному измерению. Их привлекало то, что проявляется вовне, в так называемом открытом поведении.

Бурное развитие социологической науки в XX веке породило много течений, которые придерживались самых различных концепций, взглядов как по общеметодологическим позициям, так и по частным проблемам.

Становление эмпирической школы США было связано с попытками преодоления избыточного теоретизирования, характерного для социальной философии XIX в., а также с необходимостью решения новых практических задач по управлению общественными процессами в разработке средств социального контроля и регулирования общественной жизни. Начало американской эмпирической социологии было положено работами У. Томаса и Ф. Знанецкого.

В американской социологии, в отличие от европейской, эмпирическое направление развивалось значительно быстрее и плодотворнее, чем теоретическое. Однако теоретическая социология США 1920-х – середины 1930-х гг. представлена такими именами, как Р. Парк, Т.Б. Веблен, Дж.Г. Мид. Основными представителями структурного функционализма в социологии США были Парсон и Мертон. Крупный вклад в развитие американской теоретической социологии внес также российский социолог П.А. Сорокин.

Во второй половине XX века в американской социологии получает распространение теория социального обмена (или социального действия) – направление в современной социологии, рассматривающее обмен различными социальными благами как фундаментальную основу общественных отношений, на которой вырастают различные структурные образования. Авторами этой теории стали Дж. Хоманс (1910 г.р.) и П. Блау (1918 г.р.).

Таким образом, все эти представители социологических школ ХХ века внесли огромный вклад в становление американской социологической мысли, а также внесли неоценимый вклад в мировую науку, дав одно чисто национальное течение - символический интеракционизм.



Литература

 

1. Американская социологическая мысль: Мертон. Мид, Парсонс, Шюц. - М.: МГУ, 1994. 341 с.

2. Американская социологическая мысль: Тексты. Под ред. Добренькова В.И. - М.: Наука, 1996. 273 с.

3. Американская социология. Перспективы, проблемы, методы. Под ред. Г.В. Осунова. - M.: Прогресс, 1972. 256 с.

4. Американская социология: традиции и современность. Курс лекций. – Екатеринбург: Форс, 1997. 285 с.

5. Американская философия искусства. Основные концепции второй половины 20 века – антиэссенциализм, перцептуализм, институционализм. Антология. Пер. с анлг. Ред. Б. Дземидока и Б. Орлова. – М.: МГУ, 1996. 328 с.

6. Голенкова З.Т., Виктюк В.В., Гридчин Ю.В., Черных А.И., Романенко Л.М. Становление гражданского общества и социальная стратификация // Социс. 2006. №6.- C.13 - 16.

7. Комаров М.С. Введение в социологию: Учебник для высших заведений. – М.: Наука, 2004. 134 c.

8. Осипов Г.В. и др. Социология. М.: Наука, 2005. 251 c.

9. Пригожин А.И. Современная социология организаций. – М.: Интерпракс, 2005. 156 c.

10.  Романенко Л.М. Гражданское общество (социологический словарь-справочник). М.: Феникс, 2005. 324 c.

11.  Смелзер Н.Дж. Социология. - М.: Замок, 2004. 543 c.

12.  Фролов С.С. Социология. - Учебник для высших учебных заведений. – М.: Наука, 2006. 320 c.

ГОУ ВПО Челябинская Государственная Медицинская Академия

Фармацевтический факультет

Кафедра биологии

Контрольная работа по социологии

Дата: 2019-05-29, просмотров: 152.