Задачи выпускной квалификационной работы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Задачи ВКР определяются исходя из цели работы. Задачи определяют промежуточные этапы исследования, достижение которых необходимо для реализации поставленной цели. Обычно задачи формулируются с использованием активных глаголов: охарактеризовать…, рассмотреть…, проанализировать…, установить …, выявить.., определить…, разработать…, апробировать…, реализовать… .

    Формулировка задач имеет решающее значение, поскольку их описание должно составить содержание глав выпускной работы.

Например, если цель выпускной квалификационной работы – теоретически обосновать и апробировать методы и формы активизации познавательных интересов подростков в деятельности классного руководителя. То, задачи исследования могут быть сформулированы следующим образом:

1. Проанализировать понятие и сущность активизации познавательных интересов подростков.

2. Охарактеризовать методы и формы деятельности классного руководителя по активизации познавательных интересов подростков.

3. Проанализировать опыт работы классных руководителей по активизации познавательных интересов подростков.

4. Выявить и апробировать комплекс эффективных методов и форм деятельности классного руководителя по активизации познавательных интересов подростков.

Методы исследования

Важным этапом при написании выпускной квалификационной работы является выбор методов исследования, которые служат инструментом в добывании фактического материала, являясь необходимым условием решения задач ВКР.

В науке выделяются теоретический и эмпирический уровни познания, каждый из которых обладает своими специфическими методами исследования. Отдельную группу составляют методы, используемые для проверки достоверности результатов исследования. В соответствии с этим методы исследования условно делятся на три группы: теоретические, эмпирические и математические.

Теоретические методы включают:

- метод анализа, при котором педагогическое явление мысленно разделяется на составные части, но при этом выделенная «часть» осознается именно как часть целого; с помощью анализа можно выявить строение исследуемого объекта, его структуру (структуру урока, структуру познавательной деятельности и т.п.), анализ позволяет отделить главное от второстепенного, свести сложное к простому, результатом анализа становятся также классификации, типологии явлений, этапы, противоречивые тенденции;

- историко-генетический метод (исторический анализ проблемы);

- метод моделирования ситуации (структуры урока, форм и содержания межличностных отношений, организации педагогической деятельности, КТД, образовательных и воспитательных технологий и т. д.);

-  метод сравнения, основанный на сопоставлении компонентов изучаемой структуры педагогического процесса;  

-  метод обобщения, включающий формулировку выводов, тенденций развития решаемой проблемы;

- метод конкретизации, включающий изучаемый объект в многообразие различных связей и отношений (принципы, методы, приемы обучения, структура урока и т. п.), результатом применения метода конкретизации являются наглядные примеры, частные случаи с их полным анализом и описанием;

- метод аналогий, основанный на общности фундаментальных законов диалектики для процессов различной природы и др.;

Эмпирические (основанные на опыте) методы включают:

- изучение нормативных, инструктивно-методических документов;

- анализ школьной, учительской и ученической документации;  

- педагогическое наблюдение;

- опрос (интервью, анкетирование);

-тестирование;

- определение рейтинга, ранжирование;

- педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы);

- изучение, обобщение и анализ психолого-педагогического опыта;

- ретроспективный анализ собственного психолого-педагогического опыта и др.

К математическим методам относятся:

- методы количественной обработки результатов исследования;

- методы математической статистики.

Методы математического моделирования, статистический анализ и др. нашли широкое применение, в педагогических исследованиях. Они используются для доказательства достоверности результатов исследования в выпускной работе. Методы математической статистики, наиболее часто используемые в педагогических исследованиях, представлены в Приложении 4.

Методы исследования должны быть определены для каждого этапа исследовательской работы.

На теоретическом этапе дается общая характеристика основных понятий объекта и предмета исследования – основными методами будут теоретические методы, используемые для изучения состояния исследования проблемы выпускной квалификационной работы.

При анализе состояния практики психолого-педагогической деятельности используются эмпирические методы анализа реального психолого-педагогического процесса (наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, изучение и обобщение опыта и др.).

На практическом этапе исследования применяются экспериментальные методы опытной проверки.

Заключительный этап исследования предполагает обобщение результатов исследования, формулирование рекомендаций по совершенствованию практики психолого-педагогической деятельности. На данном этапе важно сочетание методов теоретического обобщения экспериментальных данных и прогнозирования дальнейшего совершенствования психолого-педагогического процесса.

В разделе «Введение» указываются методы психолого-педагогического исследования, которые используются для раскрытия задач выпускной квалификационной работы.

Например. Для реализации поставленных задач был использован комплекс научных методов, объединенных в рамках констатирующего исследования и опытной работы (в этой фразе отражена организация работы – три этапа: первый – констатирующее изучение явления, второй этап – организация формирующего этапа работы, проведение и анализ контрольного этапа исследования).

Применялись такие общенаучные методы исследования, как теоретико-методологический и логический анализ, построение аналогий, сравнительный анализ, внешнее и включенное наблюдение, опрос (анкетирование, интервью и беседа), изучение продуктов деятельности, метод экспертных оценок. (Здесь перечислены методы, которые использовались в работе).

База исследования

В качестве эмпирической базы (основы) выпускной работы определяется носитель предмета исследования. В психолого-педагогических работах в качестве базы исследования, обычно выступают школьники, студенты, родители, преподаватели. Кроме этого, они находятся в каких-либо организациях, учреждениях или живут в определенной местности – городе, селе и т.п.

Обязательно указывается название и местоположение организаций, в которых проводился сбор данных и указывается конкретное число людей, которые подвергались обследованию.

Например. База исследования – учащиеся 9-х классов МКОУ СОШ №9 г. Кирова в количестве 50 человек.

Для того, чтобы проверить правильно ли сформулированы основные характеристики исследования, постарайтесь ответить на следующие вопросы:

– при выявлении проблемы исследования – «Что надо изучить из того, что ранее не было изучено?»

– при выборе темы исследования – «Нашло ли отражение проблема исследования в его названии?»

– при обосновании актуальности – «Почему эту проблему необходимо изучать именно сегодня?»

– при определении объекта исследования – «Что будет исследоваться?»

– при определении предмета исследования – «Какие новые отношения, свойства, аспекты, стороны, функции и т. д. объекта подлежат исследованию или углубленному изучению?» 

– при формулировке цели исследования – «Какой результат исследования Вы намерены получить?»

– при определении задач исследования – «Что нужно сделать, чтобы цель была достигнута? Позволяет ли последовательное решение этих задач достичь поставленную цель?»

– при выдвижении гипотезы исследования – Каким из возможных путей следует идти, чтобы достичь цель исследования?

– при выдвижении положений, подлежащих публичной защите – «Что не очевидно в объекте и предмете исследования, что в нем такого, что не замечают другие?».

 

При написании ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ГЛАВЫ выпускной работы следует, прежде всего, раскрыть историю и теорию исследуемой проблемы, дать критический анализ литературы, представить позиции авторов.

    Обычно теоретическая характеристика рассматриваемого вопроса представлена отдельными параграфами, содержание которых не должно быть шире названия теоретической главы.

Например. Тема: «Психолого-педагогическое сопровождение развития социальной активности у младших подростков».

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ 

    1.1. Сущность понятия «социальная активность».

    1.2. Особенности развития социальной активности у младших подростков.

    1.3. Специфика психолого-педагогического сопровождения развития социальной активности у младших подростков

 

    В теоретической главе обязательно должны быть отражены психолого-педагогические знания, которые характеризуют объект и предмет исследования.

    При написании теоретической главы изложение должно вестись грамотным языком, без стилистических и логических ошибок. Важно заранее определить четкую структуру работы.

    Изучение литературы по проблеме исследования – серьёзная работа, которая предполагает не только заимствование материала, но и обдумывание найденной информации.

Не следует допускать дословного копирования, переписывания прочитанной литературы. Изложение должно вестись самостоятельно, своими словами и свидетельствовать тому, что автор разобрался в существе рассматриваемых вопросов, имеет свою точку зрения и умеет ее изложить так, чтобы было понятно другим. Это не исключает возможности цитирования, каждая цитата должна соответствующим образом оформляться.

Все теоретические положения, определения понятий, цифровые данные, взятые из литературы, у других авторов должны иметь ссылку на литературный источник или авторство.

Ссылки являются обязательным элементом работы. Они сообщают точные сведения о заимствованных автором источниках. Необходимо сопровождать ссылками не только цитаты, но любое позаимствованное из литературы положение или цифровой материал. Наличие ссылок на источники свидетельствует о проделанной студентом работе по углубленному изучению вопросов и его научной добросовестности.

Во внутритекстовых ссылках на произведение, включенное в библиографический список, после упоминания о нем или после цитаты из него проставляют порядковый номер по списку источников, выделенный квадратными скобками, например:

«Г. М. Коджаспирова [13] и В. А. Сластенин [27] в своих работах сравнивают ...»

Если ссылаются на определенные страницы первоисточника, ссылку оформляют следующим образом:

«К. Д. Ушинский [20, с. 29] пишет ...»

При ссылке на многотомное издание указывают также и номер тома, например, [18, т. 1, с. 75].

Если ссылаются на несколько работ одного автора или на работы нескольких авторов, то в квадратных скобках через запятую указываются номера этих работ, например:

«Ряд авторов [5, 11, 17] считают ...»

 

Теоретическое исследование завершается выводами, в котором отражаются основные положения по рассматриваемым параграфам.

30% - 50% объёма текста отводится введению и первой главе, характеризующей обзор литературы по проблеме исследования выпускной работы, а большую часть (не менее половины) – характеристике опытно-экспериментальной работе и заключению.

6. Описание опытно-экспериментальной работы по теме выпускной квалификационной работы

В первом параграфе второй главы, автор подробно описывает базу исследования: даёт характеристику испытуемых, их возраста, пола, особенностей образовательной организации и педагогического процесса, описывается материал, используемый в опытной работе.

При описании данных не следует указывать фамилии испытуемых. Из этических соображений лучше пользоваться порядковыми номерами или просто именами (Маша Р., Коля В.).

Для представления данных используются таблицы, графики, иллюстрации и диаграммы. При этом необходимо продумать какая форма наглядного представления экспериментальных данных больше подходит для вашего материала (график, гистограмма, круговая диаграмма и т.п.).

К таблицам, рисункам следует сделать подписи – краткие, понятные, под рисунками поместить пояснения, расшифровку сокращений. Например:

 

Рисунок 4 - Результаты контрольного этапа эксперимента по опроснику «Диагностика мотиваторов социально-психологической активности личности»

 

Рисунок 2 - Результаты респондентов экспериментальной группы на констатирующем этапе эксперимента

Далее представлен пример оформления таблиц.

 

Таблица 4 - Результаты респондентов в контрольной и экспериментальной группах на констатирующем этапе эксперимента

Группы

Уровень агрессии

Высокий Средний Низкий
Экспериментальная группа 70% 22% 8%
Контрольная группа 52% 44% 4%

 

В тексте работы таблицы, рисунки (диаграммы, гистограммы) и т.д. имеют сквозную нумерацию. Название и заголовок должны располагаться на одной странице с ними.

Часто более важным оказывается не статистический, а качественный анализ данных. С этой целью во второй главе автор соединяет теорию и практику, т.е. использует свои теоретические знания для объяснения результатов, полученных в результате проведения методик. Необходимо ответить на такие вопросы:

Почему так получилось?

В чём причина?

Как можно объяснить тот или иной факт?

Можно давать описания типичных или оригинальных ответов школьников, делать выдержки из самоотчетов и описание поведения школьников в опытно-экспериментальной работе.

На этом этапе работы необходимо привлечь теоретические и практические данные, полученные другими авторами, проанализировать соответствие или несоответствие собственных данных результатам других исследователей, дать интерпретацию, объяснить полученные данные.

Покажем пример структуры второй главы по теме «Психолого-педагогическое сопровождение развития социальной активности у младших подростков».

 

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ

2.1. Диагностика социальной активности у младших подростков.

2.2. Реализация программы психолого-педагогического сопровождения развития социальной активности у младших подростков.

2.3. Анализ эффективности реализации программы психолого- педагогического сопровождения развития социальной активности у младших подростков

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    В разделе «Заключение» автор описывает итоги работы, важнейшие выводы исследования в целом. Логика заключения должна быть определена задачами исследования.

В целом заключение должно давать ответ на следующие вопросы:

- зачем предпринято студентом данное исследование?

- что сделано?

- к каким выводам пришёл автор?

Заключение должно быть кратким и обстоятельным. В нём не следует повторять содержание введения и основной части работы.

Не рекомендуется вести изложение от первого лица единственного числа.

Например. «Я наблюдал», «Я считаю», «По моему мнению» и т.д. Корректнее использовать местоимение «мы», но желательно обойтись и без него. Можно использовать выражения «на наш взгляд». Однако предпочтительнее писать «по мнению автора (выпускной работы)», или выражать ту же мысль в безличной форме: «изучение педагогического опыта свидетельствует о том, что….» «на основе выполненного анализа можно утверждать….», «проведенные исследования подтвердили….» и т.п.

    В выпускной работе должно быть соблюдено единство стиля изложения, обеспечена орфографическая, синтаксическая и аналитическая грамотность в соответствии с нормами современного русского языка.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Библиографический список помещается непосредственно после основного текста работы, является ее важной составной частью и отражает степень разработанности студентом данной проблемы. Важно чтобы библиографический список был грамотно оформлен.

    В библиографический список включаются все источники, использованные в работе, в алфавитном порядке.

Источники, включаемые в библиографический список, нумеруются последовательно арабскими цифрами с точкой. Ниже приведены примеры библиографического описания различных произведений печати.

Законодательные и нормативно-инструктивные акты

Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. – М.: Маркетинг, 2001. – 39 с.

Трудовой кодекс Российской Федерации [Текст]: [федер. закон: принят Гос. Думой 21 дек. 2001 г.]. - СПб. : Victory : Стаун-кантри, 2001. - 94 с.

Государственные стандарты

ГОСТ 7.1 – 2003. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись, библиографическое описание. Общие требования и правила составления [Текст]. – Введ. 2004-07-01. – М. : Госстандарт России : Изд-во стандартов, 2003. – 47 с.

Книги одного, двух или более авторов (однотомные и многотомные издания)

Выготский, Л. С. Проблемы развития психики [Текст] / Л. С. Выготский. – Собр. соч. Т.3. – М., 1983. – 614с.

Сластенин, В. А. Педагогика [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. – М.: Академия, 2002. – 576 с.

Статьи из книг, газет, журналов

Двинянинова, Г. С. Управление маркетинговыми исследованиями в регионе [Текст] / Г. С. Двинянинова // Региональная экономика : сб. науч. тр. / Воронеж гос. ун-т. – Воронеж, 2002. – С. 101–106.

Рогожин, П. В. Современные системы передачи информации [Текст] / П. В. Рогожин // Компьютерная грамотность : сб. ст. / сост. П. А. Павлов. – 2-е изд. – М., 2001. – С. 68–99.

Захарова, А. В. Структурно-динамическая модель самооценки [Текст] / А. В. Захарова. // Вопросы психологии. – 1989. – № 1. – С. 5-14.

Электронные ресурсы

Логинова, Л. Г. Сущность результата дополнительного образования детей [Электронный ресурс] / Л. Г. Логинова // Образование: исследовано в мире: Междунар. науч. пед. Интернет-журнал. 21.10.10. – Режим доступа: http://www.oim.ru/reader.asp?nomer=366 (дата обращения: 07.04.2013).

Качурина, О. И. Арт-терапия в педагогике [Электронный ресурс] / О. И. Качурина. // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» – 2004/2005 г. – Режим доступа: http://yandex.ru/ festival.1september.ru›authors/105-485-843 (дата обращения: 09.04.2013).

Иностранная литература

Если используется иностранная литература, то её список помещается после списка источников на русском языке, но тоже в алфавитном порядке.

Bransford J.D., Stein S.B. The IDEAL problem solver / - N-Y.: W.H.Freeman & C., 1984. – 143 pp.

Gosling D. What do UK educational development units do? International Journal for Academic Development. – 1996. – No 1. – P.75-83.

Paul R.W. Critical thinking. Fundamental to education in free society // Educational Leadership, 1984. – Vol.42. – P. 4-14.

Silver Н., Hannan А., English S., Taylor H. Why innovative? Legislative Reform Program For Higher Education. Council of Europe, 1996. – p. 321

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

В приложении помещаются те материалы, которые важны для понимания работы и всех действий автора выпускной квалификационной работы. Это, например, анкеты (составленные самостоятельно), с помощью которых осуществляется сбор эмпирического материала, конспекты уроков или воспитательных мероприятий, протоколы наблюдений, планы, беседы, интервью, сценарии праздников, детские рисунки, фотографии и т.д.

В приложении таблицы, графики, диаграммы и т.д. располагаются каждая на отдельной странице, оформляются, так же как и в тексте работы, но нумерация идет не отдельных таблиц, графиков, диаграмм, а приложений, например:

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Таблица - Определение сдвига степени эмоционального выгорания педагогов контрольной группы по Н. Е. Водопьяновой (в баллах)

№ п\п Результаты на констатирующем этапе Результаты на контрольном этапе Сдвиг
1 4 4 0
2 4 5 -
3 5 5 0
4 5 6 -
5 5 4 +
6 5 5 0
7 5 6 -
8 5 7 -
9 6 4 +
10 6 6 0
11 6 6 0
12 6 7 -
13 6 6 0
14 6 5 +
15 6 7 -
16 6 6 0
17 6 6 0
18 6 8 +
19 6 6 0
20 9 0 0

 

Приложение оформляется как продолжение выпускной работы на последних страницах.

Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы), с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» и иметь тематический заголовок. При наличии в выпускной работе более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами (без знака №).

Например.

Приложение 1. Методика «Карта интересов» (А. Е. Голомштока).

Приложение 2. Анкета для выяснения отношения учителей к использованию аудиовизуальных средств в обучении.

Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию страниц основного текста.

7. Оформление выпускной квалификационной работы

При техническом оформлении выпускной квалификационной работы необходимо руководствоваться главным образом следующими действующими ГОСТами:

ГОСТ Р 7.0.5–2008. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления: национальный стандарт РФ. – Введ. 2009–01–01. – М.: Стандартинформ, 2008.

ГОСТ 7.1 – 2003. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись, библиографическое описание. Общие требования и правила составления [Текст]. – Введ. 2004-07-01. – М.: Госстандарт России: Изд-во стандартов, 2004.

ГОСТ 7.32 – 2001. Отчет о научно-исследовательской работе [Текст]. – Введ. 2002-07-01. – М.: Госстандарт России: Изд-во стандартов, 2002.

ГОСТ 2.105 – 95. Единая система конструкторской документации. Общие требования к текстовым документам [Текст]. – Введ. 1996-07-01. – М.: Госстандарт России: Изд-во стандартов, 1996.

        

Оформление выпускной работы выполняется по правилам:

1. Текст выпускной работы по объёму составляет 60-70 страниц печатного текста. 

2. Текст должен быть распечатан на одной стороне стандартного листа белой бумаги (формата А 4) через 1,5 компьютерных интервала, шрифт «Times New Roman». Для шрифта выбирается кегль 14.

3. Размер полей: слева - 3 см, справа – 1 см, снизу и сверху - по 2 см. При таких полях каждая страница текста содержит приблизительно 1800 знаков (30 строк по 65-68 знаков в строке, считая каждый знак препинания и пробел между словами). Все страницы нумеруются, начиная с титульного листа (на титульном листе и на оглавлении номер страницы не ставится). Цифру, обозначающую порядковый номер страницы, ставят внизу по правому краю страницы.

4. Каждая часть работы (введение, глава 1, глава 2, …выводы, заключение, библиографический список) начинается с нового листа.

5. При оформлении ссылок необходимо придерживаться следующих правил: при дословном использовании текста, необходимо брать его в кавычки, указывая номер источника и страницу.

 

Подстрочные ссылки в выпускной квалификационной работе не используются.

Если в тексте выпускной работы имеются тексты или фрагменты других авторов и отсутствуют ссылки на работы этих авторов, то данная выпускная работа считается плагиатом и студент получает оценку «неудовлетворительно».

Руководство выпускными работами осуществляют преподаватели кафедры. Студент выполняет выпускную работу самостоятельно, пользуясь консультациями руководителя и отчитываясь перед ним по мере выполнения её отдельных частей и работы в целом.

Выполненная студентом выпускная работа должна быть сдана на проверку руководителю в установленный срок. Студент сдает выполненную работу лаборанту кафедры, где она регистрируется и передается научному руководителю для проверки. Научный руководитель оформляет результаты проверки в виде отзыва, в котором характеризуются положительные и отрицательные стороны работы и дается ее предварительная оценка. В случае обнаружения существенных недостатков выпускная работа может быть возвращена студенту для доработки. При положительном отзыве она допускается к защите.

8. Защита выпускной квалификационной работы

Для защиты студент готовит доклад по своей работе на 10 минут, в котором отражаются главные результаты исследования.

При подготовке к защите студенту необходимо выполнить все указания, данные в отзыве, учесть замечания в тексте работы и предварительно ответить на заданные вопросы.

При подготовке к защите автор должен иметь копию текста работы.

Желательно вслух проговорить выступление заранее и отметить затраченное время, чтобы скорректировать объем доклада.

Типичными ошибками выступающего являются:

1. Выступающий обстоятельно доказывает актуальность исследования.

Лучше исходить из того, что ваше выступление слушают и оценивают специалисты. Специалистам актуальность и новизна работы достаточно понятны без длительных объяснений.

2. Выступающий пространно характеризует современное состояние обсуждаемой проблемы.

Достаточно оценить состояние обсуждаемой проблемы, не переходя к развернутому анализу. При небольшом времени доклада обзор неизбежно получается фрагментарным.

3. В докладе отсутствуют выводы или изложены излишне кратко.

Выше уже было сказано о значении выводов. По сути, это то, для чего и проводилась работа. Если их нет, комиссия вправе полагать, что поставленная в исследовании цель не достигнута.

Во время защиты автор должен быть готов ответить на вопросы. Умение отвечать на вопросы емко и четко является очевидным достоинством любого студента, претендующего на высокую оценку.

Напомним основные требования к докладу. Вначале студенту необходимо представиться и назвать тему работы. Далее необходимо раскрыть содержание работы в следующем порядке:

- актуальность выбранной проблемы;

- противоречия, обусловливающие выбор темы исследования;

- проблема и цель исследования;

- объект, предмет исследования;

- задачи (показываете последовательность решаемых вами задач);

- выводы по работе.

Главная часть выступления содержит систематизированный материал, основные мысли, положения, постулаты, выводы, расположенные в логической последовательности. Отдельные важные проблемы следует разделить в выступлении на частные вопросы. Каждый из них можно выделить в отдельный абзац. Начало каждого абзаца должно быть логически связано с окончанием предыдущего. Для переходов между отдельными предложениями, мыслями можно воспользоваться такими словами и вы­ражениями, как: вследствие того, стало быть, исходя из, с другой стороны, с этих позиций и т.д.

Составить качественную презентацию к докладу – задача непростая. Важно знать многочисленные правила составления презентации, уметь выбирать важное, интересное содержание. Успешность работы состоит не только в хорошем докладе, но и грамотной, правильно выполненной электронной презентации.

В широком смысле презентация – это выступление, доклад, защита законченного или перспективного проекта, представление на обсуждение рабочего проекта, результатов внедрения и т.п. В узком смысле слова презентация – это электронный документ, содержащий информацию, о каком либо событии, иллюстративный материал для доклада, сообщения.

Целью любой презентации является визуальное представление замысла автора, максимально удобное для восприятия слушателями и побуждающее их на позитивное взаимодействие с автором.

В соответствии с этим, презентации, сопутствующие защите своей работы можно разделить на сопровождающие и дополняющие.

Сопровождающие презентации отражают содержание доклада, т. е. содержат ту же информацию. В данной презентации целесообразно акцентировать внимание на понятиях и определениях, статистических данных, выводах.

Дополняющая презентация не воспроизводит содержание доклада, она его расширяет, детализирует. В качестве таких дополнения могут быть иллюстрации, соответствующие ходу доклада; графики, диаграммы, характеризующие динамику, изменения, соотношение; таблицы, схемы и т.д. В данном случае вы представляете информацию, выходящую за рамки доклада, но имеющую на неё ссылки. Это может быть выражено фразами «Динамику развития вы можете наблюдать на слайде № 7», «Детально схема представлена на слайде № 11» и т.п.

Требования к оформлению слайдов

Объем доклада составляет 10 минут, что соответствует 4 – 5 листам печатного текста формата А4. Сложно определить конкретное число слайдов, достаточное для наиболее удачного представления именно вашей работы, но опыт работы свидетельствуют, что их должно быть не менее 5-7, но и не более 20. При меньшем количестве слайдов будет невозможно полноценное сопровождение вашего доклада, ни, тем более, его дополнение. Большее количество слайдов будет нести много лишней, второстепенной информации, послужит источником рассеивания внимания слушателей, и, как следствие, низкой оценке вашего доклада.

Слайды в презентации имеют свои правила оформления и представления информации (см. таблицы 5, 6). Соблюдение этих правил важно для объективного и положительно восприятия вашей презентации.

 

Таблица 5 - Оформление слайдов

Особенности оформления Правила оформления
Стиль оформления Соблюдайте единый стиль оформления. Избегайте стилей, которые будут отвлекать от содержания самой презентации
Фон Для фона выбирайте более холодные тона (синий или зеленый)
Звуковой фон Не должен мешать. Не злоупотребляйте звуковым фоном в ущерб восприятию информации слайда
Использование цвета На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовков, один для текста. Для фона и текста используйте контрастные цвета
Анимационные эффекты Используйте возможности компьютерной анимации для предоставления информации на слайде, но без злоупотребления различными анимационными эффектами. Одного-двух анимационных эффектов вполне достаточно

 

Представление информации в презентации доклада так же должно подчиняться определенным правилам, которые помогут выступающему продемонстрировать умения презентовать результаты своего исследования.

Таблица 6 - Представление информации в презентации

Особенности представления презентации Правила представления презентации
Содержание информации Используйте короткие слова и предложения. Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных. Заголовки должны привлекать внимание
Расположение информации на странице Предпочтительно горизонтальное расположение информации. Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана. Если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней. Максимальное число строк на слайде – 8, большее их число не будет восприниматься
Шрифты Для заголовков – 32-44. Для информации – 28-32. Шрифты без засечек (Arial, Arial Black, Tahoma и т.д.), т.к. их легче читать с большого расстояния. Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации. Для выделения информации желательно использовать жирный шрифт, а не курсив. Подчеркивание использовать нельзя, т.к. это ассоциируется с гиперссылками. Нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных букв)
Способы выделения информации Следует использовать: рамки, границу, заливку; разные шрифта цветов, штриховку, стрелки; рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных факторов
Объем информации Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации (единовременно запоминается не более трех фактов, выводов, определений). Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде
Виды слайдов Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов: с текстом; с таблицами; с диаграммами, фотографиями.
Оформление заголовков Точка в конце последнего предложения на слайде не ставится. Рекомендуется писать лаконичные заголовки. Слайды не могут иметь одинаковые по содержанию заголовки, но по оформлению все заголовки должны быть одинаковыми. Если хочется назвать одинаково, надо писать в конце (1), (2), (3), или продолжение (продолжение 1), (продолжение 2).
Оформление диаграмм У диаграммы должно быть название или таким названием может служить заголовок слайда. Диаграмма должна занимать все место на слайде. Линии и подписи должны быть хорошо видны
Оформление таблиц Обязательно название таблицы. Читаемость содержания таблицы. Шапка таблицы должна отличаться от основных данных
Последний слайд Спасибо за внимание. Поблагодарите Ваших слушателей!

Дата: 2019-05-29, просмотров: 171.