ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ И ЗАЩИТЕ

Объект и предмет исследования

Четкость, научная грамотность, определение границ исследования обеспечивается определением объекта и предмета исследования.

Объект исследованияэто педагогическое пространство, область, в рамках которой находится (содержится) то, что будет изучаться.

Объектом психолого-педагогического исследования в широком смысле является весь педагогический процесс, связанный с целенаправленной образовательной деятельностью. Объектом исследования в выпускной работе может выступать:

- целостный педагогический процесс;

- система воспитательной работы в образовательном учреждении;

- деятельность психологов, социальных педагогов в определенных условиях и направлениях;

- деятельность учащихся во всем многообразии;

- коллектив педагогов и учащихся;

- система управления в образовательном учреждении и др.

Предмет исследования – это конкретная часть объекта или процесс, в нем происходящий, который исследуется в ВКР.

Например. Если объектом исследования будет воспитательный процесс в образовательном учреждении, то предметом исследования может быть патриотическое воспитание в деятельности классного руководителя. Если объект исследования – деятельность детских общественных объединений, то предметом исследования может быть волонтерская деятельность детского общественного объединения.

Предмет всегда изучается в рамках какого-то объекта. Как правило, предмет в большей степени совпадает с темой исследования. При определении объекта и предмета исследования необходимо учитывать, что:

объект дает ответ на вопрос - «что рассматривается?»

предмет дает ответ на вопрос - «как рассматривается объект, в каких отношениях, связях, аспектах, функциях?»

Гипотеза

Исследование в выпускной квалификационной работе предполагает формулировку гипотезы – научное предположение, которое либо подтверждается, либо опровергается в ходе исследования. Гипотеза формулируется так, чтобы ее можно было развернуть в виде утверждения «если …, то».

Например, «гипотеза исследования заключается в предположении, что развитие коммуникативной культуры у подростков будет эффективным, если осуществляется посредством тренинговых занятий, имеющих следующее содержание:

- игры и упражнения для подростков будут направлены для развития навыков общения;

- организована деятельность, стимулирующая взаимодействие в группах подростков;

- используются упражнения и игры, ориентированные на самопреодоление и саморазвитие».

Методы исследования

Важным этапом при написании выпускной квалификационной работы является выбор методов исследования, которые служат инструментом в добывании фактического материала, являясь необходимым условием решения задач ВКР.

В науке выделяются теоретический и эмпирический уровни познания, каждый из которых обладает своими специфическими методами исследования. Отдельную группу составляют методы, используемые для проверки достоверности результатов исследования. В соответствии с этим методы исследования условно делятся на три группы: теоретические, эмпирические и математические.

Теоретические методы включают:

- метод анализа, при котором педагогическое явление мысленно разделяется на составные части, но при этом выделенная «часть» осознается именно как часть целого; с помощью анализа можно выявить строение исследуемого объекта, его структуру (структуру урока, структуру познавательной деятельности и т.п.), анализ позволяет отделить главное от второстепенного, свести сложное к простому, результатом анализа становятся также классификации, типологии явлений, этапы, противоречивые тенденции;

- историко-генетический метод (исторический анализ проблемы);

- метод моделирования ситуации (структуры урока, форм и содержания межличностных отношений, организации педагогической деятельности, КТД, образовательных и воспитательных технологий и т. д.);

-  метод сравнения, основанный на сопоставлении компонентов изучаемой структуры педагогического процесса;  

-  метод обобщения, включающий формулировку выводов, тенденций развития решаемой проблемы;

- метод конкретизации, включающий изучаемый объект в многообразие различных связей и отношений (принципы, методы, приемы обучения, структура урока и т. п.), результатом применения метода конкретизации являются наглядные примеры, частные случаи с их полным анализом и описанием;

- метод аналогий, основанный на общности фундаментальных законов диалектики для процессов различной природы и др.;

Эмпирические (основанные на опыте) методы включают:

- изучение нормативных, инструктивно-методических документов;

- анализ школьной, учительской и ученической документации;  

- педагогическое наблюдение;

- опрос (интервью, анкетирование);

-тестирование;

- определение рейтинга, ранжирование;

- педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы);

- изучение, обобщение и анализ психолого-педагогического опыта;

- ретроспективный анализ собственного психолого-педагогического опыта и др.

К математическим методам относятся:

- методы количественной обработки результатов исследования;

- методы математической статистики.

Методы математического моделирования, статистический анализ и др. нашли широкое применение, в педагогических исследованиях. Они используются для доказательства достоверности результатов исследования в выпускной работе. Методы математической статистики, наиболее часто используемые в педагогических исследованиях, представлены в Приложении 4.

Методы исследования должны быть определены для каждого этапа исследовательской работы.

На теоретическом этапе дается общая характеристика основных понятий объекта и предмета исследования – основными методами будут теоретические методы, используемые для изучения состояния исследования проблемы выпускной квалификационной работы.

При анализе состояния практики психолого-педагогической деятельности используются эмпирические методы анализа реального психолого-педагогического процесса (наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, изучение и обобщение опыта и др.).

На практическом этапе исследования применяются экспериментальные методы опытной проверки.

Заключительный этап исследования предполагает обобщение результатов исследования, формулирование рекомендаций по совершенствованию практики психолого-педагогической деятельности. На данном этапе важно сочетание методов теоретического обобщения экспериментальных данных и прогнозирования дальнейшего совершенствования психолого-педагогического процесса.

В разделе «Введение» указываются методы психолого-педагогического исследования, которые используются для раскрытия задач выпускной квалификационной работы.

Например. Для реализации поставленных задач был использован комплекс научных методов, объединенных в рамках констатирующего исследования и опытной работы (в этой фразе отражена организация работы – три этапа: первый – констатирующее изучение явления, второй этап – организация формирующего этапа работы, проведение и анализ контрольного этапа исследования).

Применялись такие общенаучные методы исследования, как теоретико-методологический и логический анализ, построение аналогий, сравнительный анализ, внешнее и включенное наблюдение, опрос (анкетирование, интервью и беседа), изучение продуктов деятельности, метод экспертных оценок. (Здесь перечислены методы, которые использовались в работе).

База исследования

В качестве эмпирической базы (основы) выпускной работы определяется носитель предмета исследования. В психолого-педагогических работах в качестве базы исследования, обычно выступают школьники, студенты, родители, преподаватели. Кроме этого, они находятся в каких-либо организациях, учреждениях или живут в определенной местности – городе, селе и т.п.

Обязательно указывается название и местоположение организаций, в которых проводился сбор данных и указывается конкретное число людей, которые подвергались обследованию.

Например. База исследования – учащиеся 9-х классов МКОУ СОШ №9 г. Кирова в количестве 50 человек.

Для того, чтобы проверить правильно ли сформулированы основные характеристики исследования, постарайтесь ответить на следующие вопросы:

– при выявлении проблемы исследования – «Что надо изучить из того, что ранее не было изучено?»

– при выборе темы исследования – «Нашло ли отражение проблема исследования в его названии?»

– при обосновании актуальности – «Почему эту проблему необходимо изучать именно сегодня?»

– при определении объекта исследования – «Что будет исследоваться?»

– при определении предмета исследования – «Какие новые отношения, свойства, аспекты, стороны, функции и т. д. объекта подлежат исследованию или углубленному изучению?» 

– при формулировке цели исследования – «Какой результат исследования Вы намерены получить?»

– при определении задач исследования – «Что нужно сделать, чтобы цель была достигнута? Позволяет ли последовательное решение этих задач достичь поставленную цель?»

– при выдвижении гипотезы исследования – Каким из возможных путей следует идти, чтобы достичь цель исследования?

– при выдвижении положений, подлежащих публичной защите – «Что не очевидно в объекте и предмете исследования, что в нем такого, что не замечают другие?».

 

При написании ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ГЛАВЫ выпускной работы следует, прежде всего, раскрыть историю и теорию исследуемой проблемы, дать критический анализ литературы, представить позиции авторов.

    Обычно теоретическая характеристика рассматриваемого вопроса представлена отдельными параграфами, содержание которых не должно быть шире названия теоретической главы.

Например. Тема: «Психолого-педагогическое сопровождение развития социальной активности у младших подростков».

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ 

    1.1. Сущность понятия «социальная активность».

    1.2. Особенности развития социальной активности у младших подростков.

    1.3. Специфика психолого-педагогического сопровождения развития социальной активности у младших подростков

 

    В теоретической главе обязательно должны быть отражены психолого-педагогические знания, которые характеризуют объект и предмет исследования.

    При написании теоретической главы изложение должно вестись грамотным языком, без стилистических и логических ошибок. Важно заранее определить четкую структуру работы.

    Изучение литературы по проблеме исследования – серьёзная работа, которая предполагает не только заимствование материала, но и обдумывание найденной информации.

Не следует допускать дословного копирования, переписывания прочитанной литературы. Изложение должно вестись самостоятельно, своими словами и свидетельствовать тому, что автор разобрался в существе рассматриваемых вопросов, имеет свою точку зрения и умеет ее изложить так, чтобы было понятно другим. Это не исключает возможности цитирования, каждая цитата должна соответствующим образом оформляться.

Все теоретические положения, определения понятий, цифровые данные, взятые из литературы, у других авторов должны иметь ссылку на литературный источник или авторство.

Ссылки являются обязательным элементом работы. Они сообщают точные сведения о заимствованных автором источниках. Необходимо сопровождать ссылками не только цитаты, но любое позаимствованное из литературы положение или цифровой материал. Наличие ссылок на источники свидетельствует о проделанной студентом работе по углубленному изучению вопросов и его научной добросовестности.

Во внутритекстовых ссылках на произведение, включенное в библиографический список, после упоминания о нем или после цитаты из него проставляют порядковый номер по списку источников, выделенный квадратными скобками, например:

«Г. М. Коджаспирова [13] и В. А. Сластенин [27] в своих работах сравнивают ...»

Если ссылаются на определенные страницы первоисточника, ссылку оформляют следующим образом:

«К. Д. Ушинский [20, с. 29] пишет ...»

При ссылке на многотомное издание указывают также и номер тома, например, [18, т. 1, с. 75].

Если ссылаются на несколько работ одного автора или на работы нескольких авторов, то в квадратных скобках через запятую указываются номера этих работ, например:

«Ряд авторов [5, 11, 17] считают ...»

 

Теоретическое исследование завершается выводами, в котором отражаются основные положения по рассматриваемым параграфам.

30% - 50% объёма текста отводится введению и первой главе, характеризующей обзор литературы по проблеме исследования выпускной работы, а большую часть (не менее половины) – характеристике опытно-экспериментальной работе и заключению.

6. Описание опытно-экспериментальной работы по теме выпускной квалификационной работы

В первом параграфе второй главы, автор подробно описывает базу исследования: даёт характеристику испытуемых, их возраста, пола, особенностей образовательной организации и педагогического процесса, описывается материал, используемый в опытной работе.

При описании данных не следует указывать фамилии испытуемых. Из этических соображений лучше пользоваться порядковыми номерами или просто именами (Маша Р., Коля В.).

Для представления данных используются таблицы, графики, иллюстрации и диаграммы. При этом необходимо продумать какая форма наглядного представления экспериментальных данных больше подходит для вашего материала (график, гистограмма, круговая диаграмма и т.п.).

К таблицам, рисункам следует сделать подписи – краткие, понятные, под рисунками поместить пояснения, расшифровку сокращений. Например:

 

Рисунок 4 - Результаты контрольного этапа эксперимента по опроснику «Диагностика мотиваторов социально-психологической активности личности»

 

Рисунок 2 - Результаты респондентов экспериментальной группы на констатирующем этапе эксперимента

Далее представлен пример оформления таблиц.

 

Таблица 4 - Результаты респондентов в контрольной и экспериментальной группах на констатирующем этапе эксперимента

Группы

Уровень агрессии

Высокий Средний Низкий
Экспериментальная группа 70% 22% 8%
Контрольная группа 52% 44% 4%

 

В тексте работы таблицы, рисунки (диаграммы, гистограммы) и т.д. имеют сквозную нумерацию. Название и заголовок должны располагаться на одной странице с ними.

Часто более важным оказывается не статистический, а качественный анализ данных. С этой целью во второй главе автор соединяет теорию и практику, т.е. использует свои теоретические знания для объяснения результатов, полученных в результате проведения методик. Необходимо ответить на такие вопросы:

Почему так получилось?

В чём причина?

Как можно объяснить тот или иной факт?

Можно давать описания типичных или оригинальных ответов школьников, делать выдержки из самоотчетов и описание поведения школьников в опытно-экспериментальной работе.

На этом этапе работы необходимо привлечь теоретические и практические данные, полученные другими авторами, проанализировать соответствие или несоответствие собственных данных результатам других исследователей, дать интерпретацию, объяснить полученные данные.

Покажем пример структуры второй главы по теме «Психолого-педагогическое сопровождение развития социальной активности у младших подростков».

 

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ

2.1. Диагностика социальной активности у младших подростков.

2.2. Реализация программы психолого-педагогического сопровождения развития социальной активности у младших подростков.

2.3. Анализ эффективности реализации программы психолого- педагогического сопровождения развития социальной активности у младших подростков

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    В разделе «Заключение» автор описывает итоги работы, важнейшие выводы исследования в целом. Логика заключения должна быть определена задачами исследования.

В целом заключение должно давать ответ на следующие вопросы:

- зачем предпринято студентом данное исследование?

- что сделано?

- к каким выводам пришёл автор?

Заключение должно быть кратким и обстоятельным. В нём не следует повторять содержание введения и основной части работы.

Не рекомендуется вести изложение от первого лица единственного числа.

Например. «Я наблюдал», «Я считаю», «По моему мнению» и т.д. Корректнее использовать местоимение «мы», но желательно обойтись и без него. Можно использовать выражения «на наш взгляд». Однако предпочтительнее писать «по мнению автора (выпускной работы)», или выражать ту же мысль в безличной форме: «изучение педагогического опыта свидетельствует о том, что….» «на основе выполненного анализа можно утверждать….», «проведенные исследования подтвердили….» и т.п.

    В выпускной работе должно быть соблюдено единство стиля изложения, обеспечена орфографическая, синтаксическая и аналитическая грамотность в соответствии с нормами современного русского языка.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Библиографический список помещается непосредственно после основного текста работы, является ее важной составной частью и отражает степень разработанности студентом данной проблемы. Важно чтобы библиографический список был грамотно оформлен.

    В библиографический список включаются все источники, использованные в работе, в алфавитном порядке.

Источники, включаемые в библиографический список, нумеруются последовательно арабскими цифрами с точкой. Ниже приведены примеры библиографического описания различных произведений печати.

Законодательные и нормативно-инструктивные акты

Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. – М.: Маркетинг, 2001. – 39 с.

Трудовой кодекс Российской Федерации [Текст]: [федер. закон: принят Гос. Думой 21 дек. 2001 г.]. - СПб. : Victory : Стаун-кантри, 2001. - 94 с.

Государственные стандарты

ГОСТ 7.1 – 2003. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись, библиографическое описание. Общие требования и правила составления [Текст]. – Введ. 2004-07-01. – М. : Госстандарт России : Изд-во стандартов, 2003. – 47 с.

Книги одного, двух или более авторов (однотомные и многотомные издания)

Выготский, Л. С. Проблемы развития психики [Текст] / Л. С. Выготский. – Собр. соч. Т.3. – М., 1983. – 614с.

Сластенин, В. А. Педагогика [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. – М.: Академия, 2002. – 576 с.

Статьи из книг, газет, журналов

Двинянинова, Г. С. Управление маркетинговыми исследованиями в регионе [Текст] / Г. С. Двинянинова // Региональная экономика : сб. науч. тр. / Воронеж гос. ун-т. – Воронеж, 2002. – С. 101–106.

Рогожин, П. В. Современные системы передачи информации [Текст] / П. В. Рогожин // Компьютерная грамотность : сб. ст. / сост. П. А. Павлов. – 2-е изд. – М., 2001. – С. 68–99.

Захарова, А. В. Структурно-динамическая модель самооценки [Текст] / А. В. Захарова. // Вопросы психологии. – 1989. – № 1. – С. 5-14.

Электронные ресурсы

Логинова, Л. Г. Сущность результата дополнительного образования детей [Электронный ресурс] / Л. Г. Логинова // Образование: исследовано в мире: Междунар. науч. пед. Интернет-журнал. 21.10.10. – Режим доступа: http://www.oim.ru/reader.asp?nomer=366 (дата обращения: 07.04.2013).

Качурина, О. И. Арт-терапия в педагогике [Электронный ресурс] / О. И. Качурина. // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» – 2004/2005 г. – Режим доступа: http://yandex.ru/ festival.1september.ru›authors/105-485-843 (дата обращения: 09.04.2013).

Иностранная литература

Если используется иностранная литература, то её список помещается после списка источников на русском языке, но тоже в алфавитном порядке.

Bransford J.D., Stein S.B. The IDEAL problem solver / - N-Y.: W.H.Freeman & C., 1984. – 143 pp.

Gosling D. What do UK educational development units do? International Journal for Academic Development. – 1996. – No 1. – P.75-83.

Paul R.W. Critical thinking. Fundamental to education in free society // Educational Leadership, 1984. – Vol.42. – P. 4-14.

Silver Н., Hannan А., English S., Taylor H. Why innovative? Legislative Reform Program For Higher Education. Council of Europe, 1996. – p. 321

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

В приложении помещаются те материалы, которые важны для понимания работы и всех действий автора выпускной квалификационной работы. Это, например, анкеты (составленные самостоятельно), с помощью которых осуществляется сбор эмпирического материала, конспекты уроков или воспитательных мероприятий, протоколы наблюдений, планы, беседы, интервью, сценарии праздников, детские рисунки, фотографии и т.д.

В приложении таблицы, графики, диаграммы и т.д. располагаются каждая на отдельной странице, оформляются, так же как и в тексте работы, но нумерация идет не отдельных таблиц, графиков, диаграмм, а приложений, например:

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Таблица - Определение сдвига степени эмоционального выгорания педагогов контрольной группы по Н. Е. Водопьяновой (в баллах)

№ п\п Результаты на констатирующем этапе Результаты на контрольном этапе Сдвиг
1 4 4 0
2 4 5 -
3 5 5 0
4 5 6 -
5 5 4 +
6 5 5 0
7 5 6 -
8 5 7 -
9 6 4 +
10 6 6 0
11 6 6 0
12 6 7 -
13 6 6 0
14 6 5 +
15 6 7 -
16 6 6 0
17 6 6 0
18 6 8 +
19 6 6 0
20 9 0 0

 

Приложение оформляется как продолжение выпускной работы на последних страницах.

Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы), с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» и иметь тематический заголовок. При наличии в выпускной работе более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами (без знака №).

Например.

Приложение 1. Методика «Карта интересов» (А. Е. Голомштока).

Приложение 2. Анкета для выяснения отношения учителей к использованию аудиовизуальных средств в обучении.

Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию страниц основного текста.

7. Оформление выпускной квалификационной работы

При техническом оформлении выпускной квалификационной работы необходимо руководствоваться главным образом следующими действующими ГОСТами:

ГОСТ Р 7.0.5–2008. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления: национальный стандарт РФ. – Введ. 2009–01–01. – М.: Стандартинформ, 2008.

ГОСТ 7.1 – 2003. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись, библиографическое описание. Общие требования и правила составления [Текст]. – Введ. 2004-07-01. – М.: Госстандарт России: Изд-во стандартов, 2004.

ГОСТ 7.32 – 2001. Отчет о научно-исследовательской работе [Текст]. – Введ. 2002-07-01. – М.: Госстандарт России: Изд-во стандартов, 2002.

ГОСТ 2.105 – 95. Единая система конструкторской документации. Общие требования к текстовым документам [Текст]. – Введ. 1996-07-01. – М.: Госстандарт России: Изд-во стандартов, 1996.

        

Оформление выпускной работы выполняется по правилам:

1. Текст выпускной работы по объёму составляет 60-70 страниц печатного текста. 

2. Текст должен быть распечатан на одной стороне стандартного листа белой бумаги (формата А 4) через 1,5 компьютерных интервала, шрифт «Times New Roman». Для шрифта выбирается кегль 14.

3. Размер полей: слева - 3 см, справа – 1 см, снизу и сверху - по 2 см. При таких полях каждая страница текста содержит приблизительно 1800 знаков (30 строк по 65-68 знаков в строке, считая каждый знак препинания и пробел между словами). Все страницы нумеруются, начиная с титульного листа (на титульном листе и на оглавлении номер страницы не ставится). Цифру, обозначающую порядковый номер страницы, ставят внизу по правому краю страницы.

4. Каждая часть работы (введение, глава 1, глава 2, …выводы, заключение, библиографический список) начинается с нового листа.

5. При оформлении ссылок необходимо придерживаться следующих правил: при дословном использовании текста, необходимо брать его в кавычки, указывая номер источника и страницу.

 

Подстрочные ссылки в выпускной квалификационной работе не используются.

Если в тексте выпускной работы имеются тексты или фрагменты других авторов и отсутствуют ссылки на работы этих авторов, то данная выпускная работа считается плагиатом и студент получает оценку «неудовлетворительно».

Руководство выпускными работами осуществляют преподаватели кафедры. Студент выполняет выпускную работу самостоятельно, пользуясь консультациями руководителя и отчитываясь перед ним по мере выполнения её отдельных частей и работы в целом.

Выполненная студентом выпускная работа должна быть сдана на проверку руководителю в установленный срок. Студент сдает выполненную работу лаборанту кафедры, где она регистрируется и передается научному руководителю для проверки. Научный руководитель оформляет результаты проверки в виде отзыва, в котором характеризуются положительные и отрицательные стороны работы и дается ее предварительная оценка. В случае обнаружения существенных недостатков выпускная работа может быть возвращена студенту для доработки. При положительном отзыве она допускается к защите.

8. Защита выпускной квалификационной работы

Для защиты студент готовит доклад по своей работе на 10 минут, в котором отражаются главные результаты исследования.

При подготовке к защите студенту необходимо выполнить все указания, данные в отзыве, учесть замечания в тексте работы и предварительно ответить на заданные вопросы.

При подготовке к защите автор должен иметь копию текста работы.

Желательно вслух проговорить выступление заранее и отметить затраченное время, чтобы скорректировать объем доклада.

Типичными ошибками выступающего являются:

1. Выступающий обстоятельно доказывает актуальность исследования.

Лучше исходить из того, что ваше выступление слушают и оценивают специалисты. Специалистам актуальность и новизна работы достаточно понятны без длительных объяснений.

2. Выступающий пространно характеризует современное состояние обсуждаемой проблемы.

Достаточно оценить состояние обсуждаемой проблемы, не переходя к развернутому анализу. При небольшом времени доклада обзор неизбежно получается фрагментарным.

3. В докладе отсутствуют выводы или изложены излишне кратко.

Выше уже было сказано о значении выводов. По сути, это то, для чего и проводилась работа. Если их нет, комиссия вправе полагать, что поставленная в исследовании цель не достигнута.

Во время защиты автор должен быть готов ответить на вопросы. Умение отвечать на вопросы емко и четко является очевидным достоинством любого студента, претендующего на высокую оценку.

Напомним основные требования к докладу. Вначале студенту необходимо представиться и назвать тему работы. Далее необходимо раскрыть содержание работы в следующем порядке:

- актуальность выбранной проблемы;

- противоречия, обусловливающие выбор темы исследования;

- проблема и цель исследования;

- объект, предмет исследования;

- задачи (показываете последовательность решаемых вами задач);

- выводы по работе.

Главная часть выступления содержит систематизированный материал, основные мысли, положения, постулаты, выводы, расположенные в логической последовательности. Отдельные важные проблемы следует разделить в выступлении на частные вопросы. Каждый из них можно выделить в отдельный абзац. Начало каждого абзаца должно быть логически связано с окончанием предыдущего. Для переходов между отдельными предложениями, мыслями можно воспользоваться такими словами и вы­ражениями, как: вследствие того, стало быть, исходя из, с другой стороны, с этих позиций и т.д.

Составить качественную презентацию к докладу – задача непростая. Важно знать многочисленные правила составления презентации, уметь выбирать важное, интересное содержание. Успешность работы состоит не только в хорошем докладе, но и грамотной, правильно выполненной электронной презентации.

В широком смысле презентация – это выступление, доклад, защита законченного или перспективного проекта, представление на обсуждение рабочего проекта, результатов внедрения и т.п. В узком смысле слова презентация – это электронный документ, содержащий информацию, о каком либо событии, иллюстративный материал для доклада, сообщения.

Целью любой презентации является визуальное представление замысла автора, максимально удобное для восприятия слушателями и побуждающее их на позитивное взаимодействие с автором.

В соответствии с этим, презентации, сопутствующие защите своей работы можно разделить на сопровождающие и дополняющие.

Сопровождающие презентации отражают содержание доклада, т. е. содержат ту же информацию. В данной презентации целесообразно акцентировать внимание на понятиях и определениях, статистических данных, выводах.

Дополняющая презентация не воспроизводит содержание доклада, она его расширяет, детализирует. В качестве таких дополнения могут быть иллюстрации, соответствующие ходу доклада; графики, диаграммы, характеризующие динамику, изменения, соотношение; таблицы, схемы и т.д. В данном случае вы представляете информацию, выходящую за рамки доклада, но имеющую на неё ссылки. Это может быть выражено фразами «Динамику развития вы можете наблюдать на слайде № 7», «Детально схема представлена на слайде № 11» и т.п.

Требования к оформлению слайдов

Объем доклада составляет 10 минут, что соответствует 4 – 5 листам печатного текста формата А4. Сложно определить конкретное число слайдов, достаточное для наиболее удачного представления именно вашей работы, но опыт работы свидетельствуют, что их должно быть не менее 5-7, но и не более 20. При меньшем количестве слайдов будет невозможно полноценное сопровождение вашего доклада, ни, тем более, его дополнение. Большее количество слайдов будет нести много лишней, второстепенной информации, послужит источником рассеивания внимания слушателей, и, как следствие, низкой оценке вашего доклада.

Слайды в презентации имеют свои правила оформления и представления информации (см. таблицы 5, 6). Соблюдение этих правил важно для объективного и положительно восприятия вашей презентации.

 

Таблица 5 - Оформление слайдов

Особенности оформления Правила оформления
Стиль оформления Соблюдайте единый стиль оформления. Избегайте стилей, которые будут отвлекать от содержания самой презентации
Фон Для фона выбирайте более холодные тона (синий или зеленый)
Звуковой фон Не должен мешать. Не злоупотребляйте звуковым фоном в ущерб восприятию информации слайда
Использование цвета На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовков, один для текста. Для фона и текста используйте контрастные цвета
Анимационные эффекты Используйте возможности компьютерной анимации для предоставления информации на слайде, но без злоупотребления различными анимационными эффектами. Одного-двух анимационных эффектов вполне достаточно

 

Представление информации в презентации доклада так же должно подчиняться определенным правилам, которые помогут выступающему продемонстрировать умения презентовать результаты своего исследования.

Таблица 6 - Представление информации в презентации

Особенности представления презентации Правила представления презентации
Содержание информации Используйте короткие слова и предложения. Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных. Заголовки должны привлекать внимание
Расположение информации на странице Предпочтительно горизонтальное расположение информации. Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана. Если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней. Максимальное число строк на слайде – 8, большее их число не будет восприниматься
Шрифты Для заголовков – 32-44. Для информации – 28-32. Шрифты без засечек (Arial, Arial Black, Tahoma и т.д.), т.к. их легче читать с большого расстояния. Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации. Для выделения информации желательно использовать жирный шрифт, а не курсив. Подчеркивание использовать нельзя, т.к. это ассоциируется с гиперссылками. Нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных букв)
Способы выделения информации Следует использовать: рамки, границу, заливку; разные шрифта цветов, штриховку, стрелки; рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных факторов
Объем информации Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации (единовременно запоминается не более трех фактов, выводов, определений). Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде
Виды слайдов Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов: с текстом; с таблицами; с диаграммами, фотографиями.
Оформление заголовков Точка в конце последнего предложения на слайде не ставится. Рекомендуется писать лаконичные заголовки. Слайды не могут иметь одинаковые по содержанию заголовки, но по оформлению все заголовки должны быть одинаковыми. Если хочется назвать одинаково, надо писать в конце (1), (2), (3), или продолжение (продолжение 1), (продолжение 2).
Оформление диаграмм У диаграммы должно быть название или таким названием может служить заголовок слайда. Диаграмма должна занимать все место на слайде. Линии и подписи должны быть хорошо видны
Оформление таблиц Обязательно название таблицы. Читаемость содержания таблицы. Шапка таблицы должна отличаться от основных данных
Последний слайд Спасибо за внимание. Поблагодарите Ваших слушателей!

Таблица

       
       
       

 

 

    Предпоследний слайд
 
  Выводы и рекомендации по работе

 

 

  На предпоследнем слайде вашей презентации представьте выводы и рекомендации по работе          

На критерий оценивания выпускной работы влияют полнота рассмотрения проблемы, умение автора обобщать и систематизировать большой объем материала, наличие наглядности в тексте, наличие межпредметных и внутрипредметных связей, правильное использование ссылок на библиографию.

После доклада вам могут быть заданы вопросы, касающиеся как теоретических, так и практических аспектов проблемы, её решения, Вашего понимания основных понятий, уточнения результатов и выводов, Будьте готовы на них ответить!

Окончательная оценка выставляется студенту по результатам защиты работы.



Библиографический список

1. Бережнова, Е. В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов [Текст] : учеб. для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования, обучающихся по спец. пед. профиля / Е. В. Бережнова, В. В. Краевский. - 5-е изд., стер. - М. : Академия, 2008. - 128 с.

2. Бережнова, Е. В. Требования к курсовым и дипломным работам по педагогике [Текст] : метод. рек. для студ. / Е. В. Бережнова ; науч. ред. П. И. Пидкасистый. - М. : Пед. о-во России, 1999. - 48 с.

3. Рекомендации по оформлению диссертаций, дипломных и курсовых работ [Текст] / сост. В. С. Голодаева. - М. : Маркетинг, 1999. - 22 с.

4. Утемов, В. В. Оформление результатов научно-педагогического исследования на примере курсовой работы [Текст] : [учеб.-метод. пособие] / В. В. Утемов. - Saarbrucken : Palmarium Academic Publishing, 2013. - 59 с.

5. Шкляр, М. Ф. Основы научных исследований [Текст] : учеб. пособие / М. Ф. Шкляр. - М.: Дашков и К, 2008. - 244 с.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Образец оформления титульного листа


Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет»

Педагогический институт

Факультет педагогики и психологии

Кафедра педагогики

 



Оформление оглавления

Оглавлением (содержанием) называют часть текстовой работы, носящую спра­вочный, вспомогательный характер. Оглавление выполняет две функции - дает представление о тематическом содержании работы и ее структуре, а также помо­гает читателю быстро найти в тексте нужное место.

Следует различать термины «оглавление» и «содержание». Термин «оглавле­ние» применяется в качестве указателя частей, рубрик работы, связанных по содержанию между собой. Термин «содержание» применяется в тех случаях, когда работа содержит несколько не связанных между собой научных трудов одного или нескольких авторов. В студенческих работах используется заголовок «Оглавление». Оглавление может размешается сразу  после титульного листа. Названия заголовков глав и пунктов в оглавлении перечисляются в той же последовательности и в тех же формулировках, как и в тексте работы. При этом слово «глава» может не приводиться. Достаточно указания номера соответствующей части работы. Заголовки глав и пунктов не должны сливаться с цифрами, указывающими страницы размещения соответствующих частей.

Оформление оглавления выпускной квалификационной работы по теме: « 2017-18 уч.год/Администратор/Мои документы/Мат.Т.О/диплом/конец.doc - _Toc169414487#_Toc169414487Психолого-педагогическое сопровождение развития социальной активности у младших подростков»

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ .

1.1.  Сущность понятия «социальная активность».

1.2. Особенности развития социальной активности у младших подростков.

1.3 Специфика психолого-педагогического сопровождения развития социальной активности у младших подростков.

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ..

2.1. Диагностика социальной активности у младших подростков 

2.2. Реализация программы психолого-педагогического сопровождения развития социальной активности у младших подростков.

2.3. Анализ эффективности реализации программы психолого- педагогического сопровождения развития социальной активности у младших подростков

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.

ПРИЛОЖЕНИЯ.


ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 


Правила цитирования

1. При выписке цитаты из текста необходимо сначала охватить всю мысль, весь довод, все основные сведения по данному вопросу и только после этого цитировать главное, наиболее существенное.

2. Цитата должна быть точной, никаких искажений в словах и предложениях, заимствованных у авторов, не допускается.

3. Если в приводимой цитате пропускаются некоторые вводные предложения, слова, знаки, то вместо них ставится отточие; в том случае, когда допускаются пропуски из середины предложения, отточие ставится после вводных кавычек и перед кавычками, заключающими цитату.

4. Перед цитатой или после нее следует указать автора произведения, заглавие, издательство, год издания и страницы, с которых заимствована цитата.

5. Желательно также каждой цитате предпосылать краткий заголовок, раскрывающий ее содержание.


ПРИЛОЖЕНИЕ 4

 


Критерий знаков G

Критерий знаков G позволяет установить, насколько однонаправлено изменяются значения признака при повторном изменении связанной, однородной выборки.

При вычислении критерия знаков G рассчитываются «сдвиги». Сдвиг – это величина разности между показателями выраженности какого-либо признака одного и того же участника «после» и «до» какого-либо воздействия на признак. В результате получаем нулевые, положительные и отрицательные сдвиги. В этом критерии нулевые сдвиги не учитываются.

Для решения вопроса об изменении признака вводятся понятия типичного и нетипичного сдвига.

Типичный сдвиг – это сумма сдвигов, получившая наибольшее количество значений (отрицательных или положительных).

Нетипичный сдвиг – это сумма сдвигов, получившая наименьшее количество значений (отрицательных или положительных) и обозначается как Gэмп.

Пример. Психолог проводит коррекционно-развивающие занятия с первоклассниками, направленными на развитие произвольного внимания. Его задача – выяснить будет ли эффективным вариант коррекционно-развивающей программы для развития произвольного внимания. Для решения этой задачи психолог измерил по методике «корректурная проба» количество ошибок, которые допускали ученики до и после занятий по программе.

 

№ п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
До 24 12 42 30 40 55 50 52 50 22 33 78 79 25 12
После 22 12 41 31 32 44 50 32 32 21 34 56 78 23 18
Сдвиг -2 0 -1 1 -8 -11 0 -20 -18 -1 2 -22 -1 -2 6

Общее число нулевых сдвигов –2;

Общее число положительных сдвигов – 3;

Общее число отрицательных сдвигов – 10.

 

Gэмп. = 3, так это наименьшее количество значений.

 

Оценка статистической достоверности различий по критерию знаков G производится по таблице критических значений для данного критерия.

Количество типичных сдвигов (n=10) показывает для какого n нужно искать критические значения критерия.

 

Отметим все полученные значения на оси значимости.

     


Зона незначимости

                                  0,05                0,01


             Gэмп =3         1              0                   

Рисунок 2 - Значения на оси значимости

 

Полученное эмпирическое значение критерия знаков G попало в зону незначимости, следовательно, принимается нулевая гипотеза об отсутствии различий. А это значит, что вариант коррекционно-развивающей программы психолога не оказывает существенного влияния на развитие произвольного внимания и его необходимо доработать.



F -критерий Фишера

Критерий Фишера позволяет сравнивать величины выборочных дисперсий двух независимых выборок. Для вычисления Fэмп нужно найти отношение дисперсий двух выборок, причем так, чтобы большая по величине дисперсия находилась бы в числителе, а меньшая – в знаменателе. Формула вычисления критерия Фишера такова:

      (1)

где - дисперсии первой и второй выборки соответственно.

Так как, согласно условию критерия, величина числителя должна быть больше или равна величине знаменателя, то значение Fэмп всегда будет больше или равно единице.

Число степеней свободы определяется также просто:

k 1 =nl - 1 для первой выборки (т.е. для той выборки, величина дисперсии которой больше) и k 2 = n 2 - 1 для второй выборки.

В Приложении (см. приложение к учебникам статистики) критические значения критерия Фишера находятся по величинам k1 (верхняя строчка таблицы) и k2 (левый столбец таблицы).

Если tэмп>tкрит, то нулевая гипотеза принимается, в противном случае принимается альтернативная.

Пример 3. В двух третьих классах проводилось тестирование умственного развития по тесту ТУРМШ десяти учащихся [1]. Полученные значения величин средних достоверно не различались, однако психолога интересует вопрос — есть ли различия в степени однородности показателей умственного развития между классами.

Решение. Для критерия Фишера необходимо сравнить дисперсии тестовых оценок в обоих классах. Результаты тестирования представлены в таблице:

 

№№ учащихся Первый класс Второй класс
1 90 41
2 29 49
3 39 56
4 79 64
5 88 72
6 53 65
7 34 63
8 40 87
9 75 77
10 79 62
Суммы 606 636
Среднее 60,6 63,6

 

 

Рассчитав дисперсии для переменных X и Y, получаем:

s x 2 =572,83; s y 2 =174,04

Тогда по формуле (1) для расчета по F критерию Фишера находим:

По таблице из Приложения (см. приложение к учебникам статистики) для F критерия при степенях свободы в обоих случаях равных k=10 - 1 = 9 находим Fкрит=3,18 (<3.29), следовательно, в терминах статистических гипотез можно утверждать, что Н0 (гипотеза о сходстве) может быть отвергнута на уровне 5%, а принимается в этом случае гипотеза Н1. Иcследователь может утверждать, что по степени однородности такого показа­теля, как умственное развитие, имеется различие между выбор­ками из двух классов.

О.Ю.Ермолаев предлагает для принятия статистического решения выделять следующие этапы.

1) Формулировка нулевой и альтернативной гипотез.

2) Определение объема выборки N.

3) Выбор соответствующего уровня значимости или вероятности отклонения нулевой гипотезы. Это может быть величина меньшая или равная 0,05 (5% уровень значимости). В зависи­мости от важности исследования можно выбрать уровень зна­чимости в 0,1% или даже в 0,001%.

4) Выбор статистического метода, который зависит от типа реша­емой психологической задачи.

5) Вычисление соответствующего эмпирического значения по эк­спериментальным данным, согласно выбранному статисти­ческому методу.

6) Нахождение по таблице для выбранного статис­тического метода критических значений, соответствующих уровню значимости для Р=0,05 и для Р=0,01.

7) Построение оси значимости и нанесение на нее табличных критических значений и эмпирического значения. Для этого целесообразно пользоваться каждый раз приведенными выше рисунками.

8) Формулировка принятия решения.


ПРИЛОЖЕНИЕ 5


Общая педагогика

http://www.itop.ru Институт теории и истории педагогики РАО. На сайте представлены данные о подразделениях института, направлениях исследований, аспирантуре и докторантуре, информация о конференциях, публикации сотрудников института.

http://courier.com.ru Электронный журнал "Курьер образования". Новости российской академической науки и высшей школы; статьи и публикации по среднему и высшему образованию; обзоры фондов и грантов; содержание и выборочные статьи журналов “Знание сила”, “Квант”, “Человек”, “Наука и жизнь”, “Вопросы психологии” и др.

http://nev.h1.ru Сборник "Новые ценности образования". Тексты сборников знакомят с современными концепциями развития образования, с возникающими социальными и научными проблемами, с эволюцией теоретического знания и новыми идеями.

http://www.centeroko.ru Центр оценки качества образования РАО. На сайте представлены методики, инструментарий и программное обеспечение исследований по оценке качества образования; результаты мониторинга качества общего образования; материалы международных сравнительных исследованиях качества образования в России; научно-методическое обеспечение мониторинга эксперимента по модернизации структуры и содержания общего среднего образования, а также публикации Центра и информация о проводимых и завершенных исследованиях.

http://www.vestniknews.ru/ Вестник образования России. Сайт журнала предлагает читателям анонсы публикаций журнала и Библиотечки журнала "Вестник образования России", новости в сфере образования, а также вопросы и ответы и материалы Всероссийской дистанционной экономической олимпиады.

http://www.e-joe.ru/ "Открытое образование". Научно-практический журнал по информационным технологиям в образовании. На сайте можно узнать о свежем номере журнала (отдельные статьи доступны в электронном виде); информацию о конференциях, семинарах и выставках по ИТ; познакомиться со списком журналов по ИТ и информацией о ИТ в интернете.

http://rspu.edu.ru/university/publish/schools/index.html "Научно-педагогические школы юга России". Ежемесячный электронный педагогический журнал, издающийся кафедрой педагогики РГПУ, Ростов-на-Дону. На страницах журнала предлагаются теоретические статьи, история развития региональной педагогической науки, инновационные образовательные проекты, освещаются проблемы многоуровневого педагогического образования, коммуникативные события в научно - образовательном пространстве региона.

http://pedsovet.org/ Всероссийский интернет-педсовет. Проводится с 2000 года. С 2005 года проводится не как научно-практическая конференция, а как фестиваль сетевых сообществ. Секции, которые были основной структурой интернет-педсовета в прошлые годы, были заменены сайтами сетевых сообществ. Структура интернет-педсовета представляет собой три крупных блока - «Форумы», «Консультационные линии» и «Доклады».

http://www.inter-pedagogika.ru/ Inter- педагогика . Сайт создан для преподавателей, родителей и студентов педагогических вузов и содержит разнообразную информацию по различным аспектам педагогики. На сайте можно найти книги, статьи, словари по педагогике; материалы по педагогической практике, методологии науки, теории образования; статьи и материалы автора сайта, кандидата педагогических наук, доцента кафедры педагогики Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена (Санкт-Петербург), Ирины Хоменко; а также много другой полезной информации.

http://vestnik.edu.ru/ Журнал "Вестник образования". Сайт официального издания Министерства образования РФ. Дается информация по содержанию номеров, анонсы статей, архив выпусков журнала. Доступны тексты некоторых публикаций, а также материалы из "Колонки министра".

http://www.pedlib.ru/ Педагогическая библиотека. Библиотека представляет собой постоянно пополняющееся собрание литературы по педагогике, ее прикладным отраслям, а также наукам медицинского и гуманитарного циклов, имеющим отношение к воспитанию и обучению детей. Книги доступны для чтения on-line. Имеется алфавитный и систематический каталог.

http://www.cl.ru/education/index.htm Архив статей по образованию. Ресурс Централизованной библиотечной системы "Киевская" г. Москвы. Разделы: Рецензии и аннотации на учебно-методическую литературу; Сценарии уроков и мероприятий; Методика преподавания и инновации в сфере образования; Правовое обеспечение образовательной деятельности.

http://edumag.mrsu.ru/index.html "Интеграция образования". Научно-методический журнал. Обзоры новых номеров журнала и архив выпусков с 2002 г. (доступны аннотации статей и поиск по тематическим рубрикам).

http://nature.web.ru/ Российская научная сеть. Информационная система, нацеленная на облегчение доступа к научной, научно-популярной и образовательной информации, и на стимулирование обмена знаниями между профессиональными участниками научного и образовательного процессов, опирающаяся на современные Интернет-технологии. Сеть складывается из информационных ресурсов, объединенных общими принципами редакционной и технологической политики, и составляющих логически единую базу знаний. Среди разделов сайта - педагогика, психология, социология, история, география, химия, литературоведение, искусствоведение, философия и др.

http://bim-bad.reability.ru/ Сайт Бориса Михайловича Бим-Бада, основателя Университета Российской академии образования. На сайте доступен форум и библиотека, где собраны статьи, переводы, работы по психологии, философии, педагогике, дискуссионные материалы и многое другое.

http://www.biografia.ru/index.html Биография.ру. Информационно-образовательный ресурс, на страницах которого можно ознакомиться с различными материалами в области науки и культуры, педагогики и воспитания, искусства и литературы. В разделе "Биографии" находятся биографии известных исторических личностей; в разделе "Цитаты и афоризмы" собраны высказывания известных людей на различные темы; в разделе "Книги в формате DjVu" находятся изданные в основном до 1917 года журналы и книги по педагогике и образованию, а также учебные пособия.

http://www.i-u.ru/biblio/ Библиотека учебной и научной литературы Русского гуманитарного интернет-университета. Содержит более 3000 электронных версий книг и статей.

http://window.edu.ru/window Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Целью информационной системы является обеспечение свободного доступа к интегральному каталогу образовательных интернет-ресурсов, к электронной библиотеке учебно-методических материалов для общего и профессионального образования и к ресурсам системы федеральных образовательных порталов. Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" создана по заказу Федерального агентства по образованию в 2005-2006 годах. В разделе "Библиотека" представлено более 10000 учебно-методических материалов, разработанных и накопленных в системе федеральных образовательных порталов, а также изданных в университетах, ВУЗах и школах России. В "Каталоге" хранится более 30 000 описаний образовательных интернет-ресурсов, систематизированных по дисциплинам профессионального и предметам общего образования, типам ресурсов, уровням образования и целевой аудитории. Имеется также "Глоссарий терминов по образованию" и система новостей образования

http://www.sci-lib.com/ Большая научная библиотека. Большая Научная Библиотека (БНБ) является виртуальной библиотекой, т.е. является интернет библиотекой, в которой каждый желающий может скачать бесплатно для ознакомления любую имеющуюся научную литературу - почти 1000 электронных книг в формате DJVU, а также заказать и свободно скачать практически любую научную статью из более чем 6000 электронных журналов крупнейших академических издательств таких как Elsevier, Kluwer, Oxford University Press, Cambridge University Press, Blackwell Publishers и многих других.

http://scholar.urc.ac.ru/courses/Technology/index.html Новые педагогические технологии: обучение в сотрудничестве; метод проектов. Курс дистанционного обучения для учителей профессора Е.С. Полат.

http://www.montessori-center.ru/ Монтессори-центр. Представлена информация о Марии Монтессори, ее педагогических и терапевтических методах, деятельности центра, перечень литературы по теме, советы родителям и отзывы родителей, дидактический материал, словарь терминов.

NEW http://www.edu.seu.ru/ Общественные ресурсы образования. Электронный справочник образовательных проектов общественных объединений и некоммерческих организаций, направленных на решение задач модернизации и развития образования. Ресурс создавался по приоритетному направлению "Привлечение общественных ресурсов образования для его модернизации и развития" Федеральной программы развития образования на 2003 г. по заказу Министерства образования РФ "Международным социально-экологическим союзом" (МСоЭС).

NEW http://comparative.edu.ru:9080/PortalWeb/ Сравнительная образовательная политика. Федеральный специализированный информационный портал обеспечивает доступа академической общественности к передовому опыту и его распространению на основе анализа мировых тенденций в области образовательной политики. На сайте представлены научные, информационные, аналитические и статистические материалы по проблемам образования на различных образовательных уровнях в странах Центральной и Восточной Европы, странах СНГ, странах с переходной экономикой, странах Африки и Латинской Америки.

http://www.disser.h10.ru/ Библиотека диссертаций. Электронная «Библиотека диссертаций» предназначена для тех, кто занимается серьезными научными исследованиями - студентов, соискателей, аспирантов, а также всех кто интересуется состоянием науки на современном этапе развития общества. Библиотека содержит электронные копии авторефератов, диссертаций, статей, книг, монографий по различным отраслям знаний, в том числе по педагогике, психологии, истории, философии, культурологии и др.

http://dissertation2.narod.ru/ Российская библиотека диссертаций. Библиотека представляет собой собрание электронных материалов по экономическим, юридическим и гуманитарным наукам, распространяемых по заявкам на СД-РОМ, а также выполняются услуги по розыску и копированию копий диссертаций, выходивших в нашей стране с 1825 года до сегодняшнего дня. На сайте представлена показательная коллекция лучших научно-исследовательских работ последнего периода, открытых для свободного доступа.

http://www.aspirinby.org/index.php В помощь аспиранту и соискателю. На сайте представлена информация, касающаяся поступления в аспирантуру, процедуры подготовки документов и прохождения различных формальностей при защите диссертации, а также общих моментов и тонкостей написания, оформления и защиты диссертации в белорусских высших учебных заведениях. На сайте планируется постепенно собирать образцы и шаблоны отзывов, авторефератов, справок и других документов, а также полные тексты авторефератов, информацию о том, где можно опубликоваться и о проводимых конференциях.

http://shmu.finec.org/ Школа молодого ученого. На сайте представлена информация для студентов-аспирантов по проведению научной исследовательской работы и написанию диссертации. В основу лекций, рекомендаций и приемов самоконтроля положен метод профессора Веселкова, направленный на получение соискателем результата исследовательской работы в виде конкретного научного вклада. Кроме этого на сайте приведены некоторые необходимые нормативные документы, списки литературы и пособий для соискателей.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ И ЗАЩИТЕ

ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ


Направление подготовки бакалавриата:

44.03.02 Психолого-педагогическое образование

 

Профиль подготовки бакалавриата (направленность)

«Психология и социальная педагогика»

 

 

Киров

2019


Методические рекомендации для студентов по выполнению ВКР (бакалаврская работа) составлены в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки: 44.03.02 Психолого-педагогическое образование, утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2015 г., № 1457.

 

Методические рекомендации разработаны Кувалдиной Еленой Алексеевной, кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры педагогики ВятГУ, Быковой Светланой Станиславовной, кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры педагогики ВятГУ.

 

 

Рецензент – О. В. Коршунова, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры педагогики

 

 

Методические рекомендации утверждены на заседании кафедры педагогики «15» мая 2019 г. протокол № ___.

 

© Вятский государственный университет (ВятГУ), 2019

© Кувалдина Е. А., 2019 г.

© Быкова С. С., 2019 г.


1. Основные требования к выпускной квалификационной работе

Выполнение выпускной квалификационной работы – это важный и перспективный вид исследовательской деятельности в системе высшего педагогического образования. В творческом взаимодействии студента и преподавателя формируется личность будущего профессионала, развивается умение решать актуальные психолого-педагогические и методические проблемы, самостоятельно ориентироваться в научной педагогической и психологической литературе, успешно применять на практике теоретические знания.

Государственная итоговая аттестация является обязательной для всех студентов, заканчивающих вуз. Государственная итоговая аттестация бакалавра включает защиту выпускной квалификационной работы. Итоговые аттестационные испытания предназначены для определения практической и теоретической подготовленности студента к выполнению профессиональных задач, установленных Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование, утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2015 г., № 1457 и продолжению обучения в магистратуре и аспирантуре.

Требования к объему, содержанию и структуре выпускной квалификационной работы определяются высшим учебным заведением на основании Приказа Минобрнауки России от 29.06.2015 N636 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры», Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование, утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2015 г., № 1457.

Выпускная квалификационная работа (ВКР) представляет собой выполненную обучающимся работу, демонстрирующую уровень подготовленности выпускника к самостоятельной профессиональной деятельности. ВКР защищается перед членами государственной экзаменационной комиссии и дает им основания определять качество подготовки выпускника, о его готовности к самостоятельной работе по выбранному направлению подготовки. К ВКР предъявляются единые требования.

1. ВКР должна быть посвящена решению актуальной проблемы в соответствии с направлением подготовки выпускника и содержать элементы новизны в ее трактовке.

2. ВКР должна содержать элементы научного исследования в виде результатов самостоятельной разработки студентом конкретной темы на основании полученных в процессе обучения в университете теоретических и практических знаний по направлению подготовки.

3. ВКР предполагает наличие в ней материалов собственных научных изысканий студента.

На основании выпускной квалификационной работы государственная экзаменационная комиссия судит об умении студента анализировать реальный педагогический процесс, систематизировать и обобщать материал, выделять главное, применять современные научные методы и технологии в проведении экспериментального исследования, а также логично и последовательно излагать содержание.

Поэтому выполнение ВКР предполагает владение студентами логикой научного исследования, определенными знаниями и умениями по структурированию и оформлению работы.

Цель методических рекомендаций – конкретизировать содержание всех структурных элементов выпускной квалификационной работы с учетом специфики направления подготовки по методике подготовки и процедуре защиты выпускной квалификационной работы для студентов направления подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование.

Методические рекомендации разработаны с учетом Положения о государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования в Вятском государственном университете, утвержденного решением ученого совета ВятГУ.  

Выполнение ВКР является заключительным этапом обучения студентов и имеет своей целью:

- систематизацию, закрепление и расширение теоретических знаний по направлению подготовки по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование и применение этих знаний при решении конкретных практических задач;

- развитие навыков осуществления самостоятельной работы, овладение методикой исследования и эксперимента при решении разрабатываемых в ВКР задач в соответствии с требованиями ФГОС ВО и ООП ВятГУ в разделах, характеризующих области, объекты и виды профессиональной деятельности выпускника.

В результате выполнения выпускной квалификационной работы, обучающийся по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование должен продемонстрировать следующие компетенции (Таблица 1)

Таблица 1 - Перечень компетенций ВКР

Шифр Характеристика компетенции
ОК-1 способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции
ОК-2 способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции
ОК-3 способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности
ОК-4 способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности
ОК-5 способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия
ОК-6 способностью работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
ОК-7 способностью к самоорганизации и самообразованию
ОК-8 способностью использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности
ОК-9 способностью использовать приемы оказания первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций
ОПК-1 способностью учитывать общие, специфические закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях
ОПК-2 готовностью применять качественные и количественные методы в психологических и педагогических исследованиях
ОПК-3 готовностью использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов
ОПК-4 готовностью использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов
ОПК-5 готовностью организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую
ОПК-6 способностью организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды
ОПК-7 готовностью использовать знание нормативных документов и знание предметной области в культурно-просветительской работе
ОПК-8 способностью понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики
ОПК-9 способностью вести профессиональную деятельность в поликультурной среде, учитывая особенности социокультурной ситуации развития
ОПК-10 способностью принимать участие в междисциплинарном и межведомственном взаимодействии специалистов в решении профессиональных задач
ОПК-11 готовностью применять в профессиональной деятельности основные международные и отечественные документы о правах ребенка и правах инвалидов
ОПК-12 способностью использовать здоровьесберегающие технологии в профессиональной деятельности, учитывать риски и опасности социальной среды и образовательного пространства
ОПК-13 способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
ПК-15 готовностью к организации мероприятий по развитию и социальной защите обучающегося
ПК-16 способностью к выявлению интересов, трудностей, проблем, конфликтных ситуаций и отклонений в поведении обучающихся
ПК-17 способностью составлять программы социального сопровождения и поддержки обучающихся
ПК-18 способностью участвовать в разработке и реализации социально ценной деятельности обучающихся, развитии социальных инициатив, социальных проектов
ПК-19 готовностью выстраивать профессиональную деятельность на основе знаний об устройстве системы социальной защиты детства
ПК-20 владение методами социальной диагностики
ПК-21 способностью выступать посредником между обучающимся и различными социальными институтами
СК-1 способностью осуществлять психологическую поддержку учителей в образовательном процессе
СК-2 способностью осуществлять социально-психологическую поддержку одаренных учащихся
СК-3 готовностью организовывать внеучебную воспитательную деятельность учащихся

2. Объем работы, выделяемой на выполнение выпускной квалификационной работы

Объем работы на выполнение выпускной квалификационной работы студентом - 6 зачетных единиц, 216 часов.

Процесс выполнения выпускной квалификационной работы (ВКР) включает следующие этапы (Таблица 2)

 

Таблица 2 - Этапы выполнения ВКР

  Этапы выполнения ВКР Примерные сроки
1. Изучение настоящих методических указаний 1- 3 неделя семестра
2. Выбор темы ВКР и ее согласование с руководителем 1-2 неделя семестра
3. Разработка методологического аппарата исследования и составление плана ВКР 4 неделя семестра
4. Подбор, изучение и анализ содержания исследований по теме работы 5-9 неделя семестра
5. Сбор, обобщение и анализ информации по объекту и предмету исследования; 8-16 неделя семестра
6. Проведение эмпирической части исследования. Проведение и анализ констатирующего, формирующего и контрольного этапов экспериментальной работы; 6-28 неделя семестра
7. Написание и оформление работы; 12-32 неделя семестра
8. Предзащита ВКР и корректировка текста 32-36 неделя семестра
9. Подготовка выступления для защиты ВКР, открытая защита работы 37-40 неделя семестра

3. Порядок оценки компетенций в ходе выполнения и защиты выпускной квалификационной работы

Основные критерии оценки выпускной квалификационной работы определяются предъявляемыми к ней требованиями. Критерии оценки:

1. Выпускная квалификационная работа должна быть посвящена решению актуальной проблемы в соответствии с направлением подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование.

2. Выпускная квалификационная работа должна содержать элементы научного исследования в виде результатов самостоятельной разработки студентом конкретной темы.

3. Соблюдение структуры работы (наличие всех необходимых структурных компонентов работы).

4. Грамотность, логичность в изложении материала.

5. Качество оформления.

6. Умение отвечать на вопросы, демонстрируя знание своей работы и знание современного состояния той проблемы, к которой относится работа.

7. Умение наглядно представить основные материалы исследования с помощью иллюстративного материала.

8. Сформированность необходимых компетенций.

 

Решение ГЭК об итоговой оценке ВКР основывается на оценках:

- руководителя – за качество работы, степень ее соответствия требованиям, предъявляемым к выпускной квалификационной работе;

- членов ГЭК – за содержание работы, её защиту, включая доклад, ответы на вопросы, замечания руководителя.

Обучающиеся, не прошедшие государственное аттестационное испытание в связи с неявкой на государственное аттестационное испытание по неуважительной причине или в связи с получением оценки «неудовлетворительно», а также обучающиеся, не прошедшие государственное аттестационное испытание в установленный для них срок (в связи с неявкой на государственное аттестационное испытание или получением оценки «неудовлетворительно»), отчисляются из Университета с выдачей справки об обучении и/или периоде обучения, как не выполнившие обязанностей по добросовестному освоению образовательной программы и выполнению учебного плана.

Результаты защиты ВКР объявляются председателем ГЭК или его заместителем в день ее проведения.

 

4. Выбор темы и составление плана выпускной квалификационной работы

Выпускная квалификационная работа может быть теоретико-экспериментальной или проектной.

Выпускная квалификационная работа теоретико-экспериментальной направленности раскрывает проблемы современных психолого-педагогических подходов, поэтому опытная или опытно-экспериментальная часть, является неотъемлемой составляющей исследований данной направленности.

Создание проектного исследования предполагает наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта), включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Тематика ВКР разрабатывается выпускающей кафедрой. Формулировка тем учитывает интересы студентов, научные интересы преподавателей, перспективные направления научных исследований, инновационное развитие психолого-педагогической практики в рамках исследований кафедры и приоритетных научных направлений университета.

Конкретная тематика ВКР должна отвечать следующим требованиям:

- соответствовать задачам профессиональной подготовки бакалавров;

- учитывать направления и проблематику современных психолого-педагогических исследований;

- приобщать студентов к работе над проблемами, которые разрабатываются на кафедре;

- учитывать разнообразие интересов студентов в области теории и практики психолого-педагогических исследований, а также результаты работы в научном студенческом обществе;

- разрабатывать актуальные проблемы воспитания, обучения и развития детей.

Выбирая тему, нужно исходить из реальных возможностей студента собрать необходимый материал – фактический, исследовательский, документальный, библиографический и т. д.

При выборе темы нужно исходить и из возможности использования материалов ВКР для дальнейшего развития, расширения и углубления выбранной темы в профессиональной деятельности. Разработка избранной темы должна носить исследовательский характер и предусматривать всестороннюю характеристику объекта исследования, оценку существующего положения и состояния исследований по выбранной теме. Формулировка темы ВКР согласуется с научным руководителем.

После того, как тема ВКР выбрана и согласована с научным руководителем, составляется календарный план, в котором определяются сроки выполнения основных этапов работы. План облегчает контроль за ходом выполнения исследования и помогает студенту самостоятельно и осознанно выполнять выпускную квалификационную работу.

При составлении плана ВКР следует выделить все теоретические и практические аспекты исследования. Названия глав и параграфов плана должны быть логически связаны и в совокупности давать ответ на вопрос, поставленный в теме работы.

Требования, предъявляемые к плану выпускной квалификационной работы:

- план должен содержать вопросы, необходимые для полного и всестороннего раскрытия темы, отражать содержание работы;

- план должен предусматривать последовательное, логическое, взаимосвязанное представление результатов исследования;

- план должен быть написан в форме утвердительных, а не вопросительных предложений.

Слово "план" используется и на предварительном (подготовительном) этапе работы. Но при оформлении ВКР на странице, следующей за титульной, вверху пишут заглавными буквами без жирного выделения «ОГЛАВЛЕНИЕ». А под ним – то, что собственно и составляет план работы.

Пример оформления оглавления ВКР представлен в Приложении 2.

План ВКР, разработанный студентом, подлежит обязательному согласованию с преподавателем – научным руководителем работы.

5. Структура выпускной квалификационной работы

Структура ВКР по педагогике состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.

ВВЕДЕНИЕ представляет собою определение актуальности темы ВКР, выявление степени изученности исследуемой проблемы, формулировку научного аппарата исследования. В то же время главная задача «ВВЕДЕНИЯ» - это определение того, почему автор работает над данной темой (это определяется в «актуальности темы») и что именно он делает по изучению данной темы (это определяется в цели, объекте, предмете, задачах и др.). Для того, чтобы успешно решить главную задачу «введения» необходимо максимально чётко выдержать требования к его содержанию, и раскрыть все необходимые компоненты.

Желательно ориентироваться на то, что в объёме «введения» должно быть 5-7 страниц текста.

    Оформление раздела «ВВЕДЕНИЕ». После страницы титульного листа и страницы «ОГЛАВЛЕНИЕ», где указаны все разделы выпускной работы и номера страниц, с которых они начинаются, идёт новая страница, на которой вверху по центру пишется слово ВВЕДЕНИЕ. Все рубрики «ВВЕДЕНИЯ» не выделяются жирным шрифтом.

Обязательные компоненты введения выпускной квалификационной работы.

Актуальность темы исследования. Актуальность выбора темы исследования может быть обоснована с позиций того, насколько она отвечает социальным запросам, интересам школьной практики и потребностям науки. Актуальность темы ВКР может быть аргументирована наличием противоречий, которые возникают между общественными потребностями (спросом на научные идеи и практические рекомендации) и имеющимися средствами их удовлетворения, которые могут дать наука и практика в настоящее время. Для обоснования актуальности темы ВКР можно обратиться к следующей характеристике В. В. Краевского (Таблица 3).

 

Таблица 3 - Уровни актуальности исследований

Уровни Характеристика уровня
Высокоактуальное исследование Остро выраженная потребность в решении проблемы. Проблема в науке не разработана или разработана очень слабо. Её решение может положительно повлиять на многие стороны практики. Разработка проблемы может существенно изменить сложившиеся представления по основным вопросам педагогики, открыть новые направления прикладных исследований
Актуальные исследования Практическая потребность в решении проблемы достаточно выражена. Проблема в науке слабо разработана. Имеются противоречивые подходы. Решение проблемы положительно скажется на различных сторонах практики. Разработка темы может дополнить представления по ряду теоретических вопросов. Открываются новые перспективы для прикладных исследований
Малоактуальные исследования Практическая потребность в разработке темы незначительная. В целом проблема изучена удовлетворительно, хотя отдельные вопросы не решены. Опубликовано большое число работ, раскрывающих данную проблему. Разработка темы может конкретизировать некоторый относительно небольшой круг теоретических положений
Неактуальные исследования Для практики проблема не значима. В исследовании подобного рода нет необходимости, так как имеется множество теоретических и прикладных работ, удовлетворительно решающих эту проблему. Изучение данной темы, проблемы ничего не изменит в теории, Полученные данные будут в основном дублировать существующие теоретические представления без каких-либо их уточнений и дополнений

От доказательства актуальности выбранной темы нужно перейти к формулировке цели выпускной квалификационной работы.

Цель работы

Цель – это осознанное представление о желаемом результате исследования. В формулировке цели ВКР отражается то, что автор работы намерен получить по её завершению. Цель – это переформулированная тема работы.

    Можно выделить несколько видов целей педагогического исследования:

1. Определение особенностей противоречивого, малоизученного явления.

Например: тема – «Особенности использования информационных технологий в процессе взаимодействия с родителями подростков».

Цель выпускной квалификационной работы – теоретически обосновать и определить особенности использования информационных технологий в процессе взаимодействия с родителями подростков.

К особенностям могут относиться: планово директивный характер инноваций, инновации как инициатива педагога, инновации как управленческая деятельность и др.

2. Установление (выявление, обоснование и т.п.) связей, зависимостей и взаимозависимостей.

Например: тема – «Тренинг как средство формирования коммуникативной культуры подростков».

Цель выпускной квалификационной работы – теоретически обосновать и выявить возможности тренинга как средства формирования коммуникативной культуры подростков.

3. Изучение методов, приемов, форм психолого-педагогической деятельности.

Например: тема работы – «Использование индивидуального образовательного маршрута в работе с одаренными детьми в условиях образовательного учреждения».

Цель работы – теоретически обосновать и определить методы и формы работы педагога с одаренными детьми по составлению индивидуального образовательного маршрута в условиях образовательного учреждения.

Наиболее важно, чтобы в тексте выпускной работы полученные результаты соответствовали поставленной цели.




Дата: 2019-05-29, просмотров: 195.