Сравнение традиционных и функциональных систем калькуляции себестоимости. Применение методики распределения затрат и процесс выбора базы распределения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Себестоимость- стоимсотная оценка использованных в производстве продукции, природных ископаемых,   сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и других затрат на ее производство и сбыт.          

   В традиционной системе калькуляции себестоимости накладные расходы распределяются между производственными и обслуживающими подразделениями, а затем затраты обслуживающих подразделений перераспределяются на производственные подразделения (так называемые центры затрат).

В функциональной системе калькуляции себестоимости накладные расходы распределяются по основным видам деятельности, а не по подразделениям.

В функциональной системе калькуляции себестоимости, как правило, центров затрат значительно больше, чем в традиционной системе. Также прослеживается тенденция выделять отдельно факторы издержек для центров поддержки и распределять затраты на вспомогательные виды деятельности непосредственно на целевые затраты без этапа перераспределения их на производственные центры.

В традиционной системе калькуляции затрат применяются только факторы издержек, зависящие от объема производства. В системе ABC используются факторы издержек как зависящие от объема производства, так и не зависящие от него.

Основным видом функциональной системы затрат явлеяется:

Activity Based Costing (или ABC) - "учет затрат по функциям (работам)".

Для решения основных задач управленческого учета - учета затрат и расчета себестоимости показатели постоянных и переменных затрат были не слишком пригодны.

Поиск новых методов получения объективной и отражающей реальность информации о затратах привел к появлению метода ABC.

Начальной стадией применения ABC является определение перечня и последовательности работ на предприятии.

В рамках АВС выделяют три типа работ по способу их участия в выпуске продукции:

l Unit Level (или штучная работа);

l Batch Level (пакетная работа);

l Product Level (продуктовая работа).

Такая классификация затрат (работ) в АВС системах отталкивается от опытного наблюдения зависимости между поведением затрат и различными производственными событиями: выпуском единицы продукции, выпуском заказа (пакета), производством продукта как такового

Еще одна важная категория затрат, которая не зависит от производственных событий - затраты, обеспечивающие функционирование предприятия в целом. Для учета таких издержек вводится четвертый тип работ - Facility Level (общехозяйственные работы). Первые три категории работ, а, точнее, затраты по ним могут быть прямо отнесены на конкретный продукт.

Все ресурсы, затраченные на рабочую операцию, составляют ее стоимость. В конце первого этапа анализа все работы предприятия должны быть точно соотнесены с необходимыми для их выполнения ресурсами. Для распределения издержек непроизводственных подразделений между производственными подразделениями наиболее часто используются следующие методы:

— прямого распределения затрат (применяется, если непроизводственные подразделения не оказывают друг другу услуг); — последовательного, или пошагового, распределения (используется, если непроизводственные подразделения оказывают друг другу услуги в одностороннем порядке); — двухстороннего, или взаимного, распределения (используется, если между непроизводственными подразделениями существуют двухсторонние взаимные связи).

Виды бюджета

Бюджет - это количественный план в денежном выражении, подготовленный и принятый до определенного периода, обычно показывающий планируемую величину дохода, которая должна быть достигнута, и/или расходы, которые должны быть понижены в течение этого периода, и капитал, который необходимо привлечь для достижения данной цели .

Или: бюджет - это финансовый план (в денежном выражении) деятельности организации или отдельной ее функции или подразделения, как правило, на один предстоящий год.

Бюджет является прогнозом будущих финансовых операций. Бюджет не имеет стандартизированной обязательной формы. Его структура зависит от предмета бюджетирования и специфики организации.

Бюджет описывает цели компании в терминах выполнения конкретных финансовых и операционных задач.

Виды: - финансовые (основные) бюджеты (бюджет прибылей и убытков (бюджет доходов и расходов), бюджет движения денежных средств, прогнозируемый (расчетный) баланс);

- операционные бюджеты (бюджет продаж, бюджет прямых материальных затрат, бюджет управленческих расходов и др.);

- вспомогательные бюджеты (бюджеты налогов, план капитальных (первоначальных) затрат, кредитный план и др.);

- дополнительные (специальные) бюджеты (бюджеты распределения прибыли, бюджеты отдельных проектов и программ).

Основные бюджеты собственно и предназначены для управления финансами предприятия, оценки финансового состояния бизнеса для выполнения всех тех управленческих задач, о которых шла речь вы ше. Основные бюджеты позволяют руководителям иметь всю необходимую информацию для оценки финансового положения компании и контроля за его изменением, для оценки финансовой состоятельности бизнеса и инвестиционной привлекательности проекта. Вот почему для полноценного бюджетирования необходимо обязательное составление всех трех основных бюджетов.

Операционные и вспомогательные бюджеты нужны прежде всего для увязки натуральных показателей планирования (кг, шт.) со стоимостными, для более точного составления основных бюджетов, определения наиболее важных пропорций, ограничений и допущений, которые стоит учитывать при составлении основных бюджетов. Если набор основных бюджетов является обязательным (для серьезной постановки не только финансового планирования, но в целом финансового менеджмента в компании), то состав операционных и вспомогательных бюджетов может определяться руководителями предприятия или фирмы прежде всего исходя из характера стоящих перед ним целей и задач, специфики бизнеса, а также уровня квалификации работников финансовых и планово-экономических служб, степени методической, организационной и технической готовности предприятия или фирмы.

Специальные бюджеты (вспомогательные и дополнительные) необходимы для более точного определения целевых показателей и нормативов финансового планирования, более точного учета особенностей местного (регионального) налогообложения. Набор специальных бюджетов, как и операционных, может определяться самостоятельно руководителями предприятия или фирмы в зависимости от специфики хозяйственной деятельности.

В зависимости от целей сравнения и анализа показателей деятельности предприятия бюджеты делятся на статические (жесткие) и гибкие.

Статический бюджет – бюджет организации, рассчитанный на конкретный уровень деловой активности. Доходы и расходы планируются исходя из одного уровня реализации. Все бюджеты, входящие в генеральный бюджет статические. При сравнении статического бюджета с фактически достигнутыми результатами не учитывается реальный уровень деятельности организации, т.е. все фактические результаты сравниваются с прогнозируемыми вне зависимости от достигнутого объема реализации.

Гибкий бюджет – бюджет, который составляется не для конкретного уровня деловой активности, а для определенного его диапазона, т.е. предусматривается несколько альтернативных вариантов объема реализации. Для каждого возможного уровня реализации здесь определена соответствующая сумма затрат. Гибкий бюджет учитывает изменение затрат в зависимости от изменения уровня реализации, он представляет собой динамическую базу для сравнения достигнутых результатов с запланированными показателями.

В основе составления гибкого бюджета лежит разделение затрат на переменные и постоянные. Если в статическом бюджете затраты планируются, то в гибком бюджете они рассчитываются. В идеальном случае гибкий бюджет составляется после анализа влияния изменений объема реализации на каждый вид затрат.

Для переменных затрат определяют норму в расчете на единицу продукции, т.е. рассчитывают размер удельных переменных затрат. На основе этих норм в гибком бюджете определяют общую сумму переменных затрат в зависимости от уровня реализации.

Постоянные затраты не зависят от объемов производства и реализации, их сумма остается неизменной как для статического, так и для гибкого бюджетов.

В отличие от финансовой отчетности, формы бюджетов нестандартизированы. Их структура зависит от объекта планирования, размера организации и степени квалификации разработчиков.

Бюджеты могут разрабатываться на годовой основе (с разбивкой по месяцам) и на основе непрерывного планирования (в течение 1 квартала пересматривается смета на 2 квартал и составляется смета на 1 квартал следующего года, бюджет все время проецируется на год вперед).

 

 

4.  Определение внутреннего контроля, провести различия между административным и бухгалтерским контролем и четко объяснить значение внутреннего контроля для организации.

Одной из основных функций бухгалтерского учёта является его защитная функция, заключающаяся в обеспечении охраны интересов собственника путём создания базы для осуществления финансового контроля. Однако реализация защитной функции требует наличия средств по осуществлению контроля. В первую очередь, это — внутренний контроль.

Под внутренним контролем понимают систему мер, организованных руководством предприятия и осуществляемых на предприятии с целью наиболее эффективного выполнения всеми работниками своих должностных обязанностей при совершении хозяйственных операций. При этом подразумевается не только и не столько функционирование контрольно-ревизионного подразделения организации, а создание системы всеобъемлющего контроля, когда он является делом не только ревизора, а всего аппарата управления предприятия.

Под административным контролем в наиболее общем виде следует понимать управленческую деятельность, направленную на определение текущего состояния управляющей подсистемы системы управления организацией и происходящих в ней процессов, с целью выявления возможных отклонений от заданного режима функционирования.
Уточнив определение административного контроля, нельзя не сказать несколько слов и о его основной цели.
Основная цель контроллинга в целом и административного контроля в частности состоит в своевременном получении информации о том, были ли достигнуты поставленные цели и выполнены задачи. При этом важно, чтобы все системы контроля оперативно фиксировали любые отклонения фактических показателей от плановых. Это позволит вовремя вносить соответствующие коррективы в процесс функционирования организации.

Под бухгалтерским контролем понимется комплекс мероприятий по обеспечению правильности ведения бухгалтерского учета в организации, в частности контроль данных аналитического и синтетического учета, за соблюдением учетной политики, составлением регистров бухгалтерского учета, заполнением форм внутренней и внешней бухгалтерской отчетности.

Этапы деятельности организации – снабжение, производство, реализация – являются объектами внутреннего контроля. Все вышеперечисленные методы составляют единую систему и используются в целях управления предприятием.
Руководству предприятия и управленческому персоналу данные внутреннего контроля помогают быстро получить полную информацию об отклонениях от нормальных условий совершения хозяйственных операций.
Проведение внутреннего контроля является обязательным для каждого предприятия. На крупных предприятиях могут быть организованы специальные подразделения внутреннего контроля – отделы внутреннего аудита.
Информация, полученная в ходе внутреннего контроля, используется внутри предприятия. Она необходима для руководителей и менеджеров организации.
Контроль включает в себя проверку соблюдения требований экономических законов, оптимальности пропорций распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и национального дохода; составления и исполнения бюджета (бюджетный контроль); финансового состояния и эффективного использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов предприятий и организаций, бюджетных учреждений, а также налоговый контроль; другие направления.
Контроль следует проводить не только на плохо функционирующих организациях, но и на предприятиях, имеющих нормальные результаты деятельности.

 

5.Виды и методы бюджетного контроля

Различают следующие виды бюджетного контроля за контролирующими субъектами: 1) государственный; 2) негосударственный или 1) общегосударственный; 2) ведомственный; 3) аудит, или 1) парламентский; 2) ведомственный (административный) 3) общественный; 4) независимый (аудиторский) 5) внутригосподарчий; 6) общественный. Таким образом, приведенные классификации различаются в отношении видов контроля, противостоят государственному.

Учитывая критерии классификации видов финансового контроля, бюджетный контроль за субъектами, имеющими контрольные полномочия в бюджетном процессе, делится на государственный и негосударственный, или независимый.

В свою очередь, государственный бюджетный контроль в зависимости от правового статуса и функций контролирующего субъекта в системе органов государственной власти целесообразно разделить на общий и специализированный:

1) общий бюджетный контроль - это контроль контролирующих субъектов общей компетенции;

2) специализированный бюджетный контроль - это контроль контролирующих субъектов специальной компетенции Полномочия контролирующих субъектов специальной компетенции за соблюдением бюджетного законодательства - это права и обязанности уполномоченных государственных органов по поддержанию стабильности, согласованности бюджетной системы, обеспечивающей жизнеспособность страны.

Критерием этих видов контроля должен быть характер взаимоотношений между контролирующим и подконтрольным субъектом в бюджетном процессе. Согласно этому критерию бюджетный контроль можно разделить на:

• внешний бюджетный контроль, осуществляемый на всех стадиях бюджетного процесса, когда подконтрольный субъект и предмет контроля не относятся к сфере управления контролирующего органа;

• внутренний бюджетный контроль, осуществляемый на всех стадиях бюджетного процесса, когда подконтрольный субъект и предмет контроля относятся к сфере управления контролирующего органа.

Важнейшими составляющими элементами методологической базы контроля являются формы и методы контроля. Форма (лат. Forma) - это, прежде всего, внешний облик, вид предмета, пренебрежительный выражение какого-то содержания [3] , а метод (греч. Methodos - буквального "путь к чему-то") в наиболее общем смысле - это средство достижения цели [4] .

Обращение к философской сущности приведенных определений связано с последующим анализом названных элементов контроля, поскольку в юридической литературе доминирует существенный разнобой относительно форм и методов финансового и бюджетного контроля.

Метод бюджетного контроля можно сформулировать как общенаучный метод познания, на основании которого осуществляются специальные методические приемы, контрольные мероприятия, которые устанавливаются законом и с помощью которых реализуется процесс контроля.

Методы бюджетного контроля осуществляются для комплексного, органического, взаимосвязанного изучения законности, достоверности, целесообразности и эффективности хозяйственных и финансовых операций в бюджетном процессе, для выявления нарушений и преступлений бюджетного законодательства и их устранения.

 

 

6. Контроль отклонении от норм и от бюджета

Система бюджетного процесса компании определяет перечень задач бюджетирования и перечень управленческих функций, необходимых для его использования.

Одна из основных функций бюджетирования — планирование деятельности — предполагает разработку детализированного плана деятельности компании.

Данная функция предназначена для координации действий по достижению поставленных целей компании. При этом функция планирования бюджетов позволяет формировать любые количественные показатели достижения целей компании — целевых показателей деятельности, оценивать степень достижения целей на основе план-факторного анализа, проводить предварительный анализ деятельности и будущего финансового положения компании. С помощью оценки деятельности центров ответственности и степени достижения ими установленных целевых нормативов производится анализ достижения целей компании в целом, а также оценка влияния мотивации сотрудников на степень достижения целей компании.

Анализ исполнения бюджетов тесно связан с мониторингом его исполнения. Сам мониторинг выполнения бюджетных показателей деятельности компании позволяет выявить отклонения фактических результатов деятельности и оценить их влияние на целевые показатели. Выявленные отклонения очень важно соотнести с теми ЦФО, в которых они произошли, и определить причины их появления. На основании этих данных необходимо принять управленческое решение, направленное на регулирование тех процессов, в которых возникли отклонения, чтобы устранить причины их появления в будущем. Выявление отклонений бюджетных показателей невозможно без разработанных нормативов затрат и проведения анализа отклонений фактических затрат от нормативных. Учет должен быть ориентирован на выявление отклонений от нормы уже на этапе осуществле-

Даже самое тщательное составление бюджета компании еще не гарантирует его исполнения. Обеспечение исполнения бюджетных показателей даст отлаженная процедура контроля исполнения бюджета — регламент бюджетирования.

Обычно выделяют следующие основные процедуры, направленные на контроль исполнения бюджета: •

оперативное планирование и учет; •

авторизация хозяйственных операций и проверка их на соответствие бюджету; •

управление платежами, финансовыми результатами и активами; •

корректировка бюджета.

Для исполнения утвержденного бюджета необходимо, чтобы руководитель ЦФО не имел права перераспределять перерасход, возникший по одной бюджетной статье, за счет другой. Данные полномочия передаются финансовому директору. В противном случае будет невозможно выявить и проанализировать перерасходы по конкретной статье бюджета.

 

 








Дата: 2019-05-29, просмотров: 400.