ЛИДЕРЫ И ЛИДЕРСТВО В СПОРТИВНЫХ КОЛЛЕКТИВАХ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В любой малой социальной группе активность участия ее членов в общей деятельности неодинакова: некоторые члены группы игра­ют в ней пассивную роль, неинициативны; вместе с тем на этом фоне почти всегда выделяются один-два человека, которые берут на себя руководство другими и проявляют инициативу (разрабаты­вают и предлагают планы общей деятельности, распределяют меж­ду участниками обязанности, следят за их выполнением, приходят на помощь в трудные минуты и т. п.

Лидер - это человек, который умеет вести за собой людей и отвечать за них. За лидером группой признается право представлять ее интересы и распределять функции между членами группы. Лидер выдвигается стихийно, может сам устанавливать свои права и обязанности, а сфера его влияния ограничивается конкретной группой. Главный признак лидера - он знает и чувствует свой коллектив, поэтому ему гораздо проще и естественней дается мотивация. Он способен вовлекать людей в деятельность, не отдавая прямых распоряжений и команд.

Лидеры не всегда являются официальными руководителями или организаторами группы; часто они принимают на себя эту функцию сами в силу свойственных им личностных особенностей — большой общительности, деловитости, умения ладить с людьми, побуждать их к усилиям в совместной деятельности. Нередко они являются активными помощниками официальных руководителей. При правильном руковод­стве их деятельность весьма полезна, она сплачивает группу вдох­новляет ее на большие волевые усилия.

Однако неправильно видеть в лидерстве сущность социальной структуры группы, распределять ее членов на две части: активных лидеров, «ведущих», обязанных этим положением в группе своим личным прирожденным особенностям вожаков, и «ведомых», не спо­собных быть активными и инициативными, обреченных в виду при­сущих им личностных качеств на пассивную роль в группе.

По широко распространяемым утверждениям некоторых зарубежных пси­хологов, лидерами в малых социальных группах стихийно оказываются люди, об­ладающие прирожденными для такой общественной роли типологическими осо­бенностями. С учетом этих особенностей были даже выделены следующие типы лидерства:

а) по стилю руководства «ведомыми» — авторитарные, не допускающие никаких возражений или отступлений от сделанных ими указаний, и демокра­тичные;

б) по широте руководства — универсальные, способные длительно ру­ководить группой во всех многообразных условиях ее деятельности, и ситуационные, принимающие на себя роль лидеров лишь при особых обстоятельствах:

в) по характеру психического воздействия на «ведомых» —вдохновители, способные пробудить в «ведомых» внутренние духовные силы и способности, ориентирующие «ведомых» на точное выполнение опреде­ленных технических действий или рабочих операций.

В спортивном коллективе лидер является первым среди равных, каждый из которых, если потребуется, может высту­пить в роли лидера. Это положение особенно важно для спортив­ных малых групп.

 

ГЕНДЕРНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ В ВИДАХ СПОРТА,РЕПРЕЗЕНТИРУЮЩИХ ОБРАЗЫ МАСКУЛИННОСТИ ИФЕМИНИННОСТИ

Под социализацией понимается усвоение индивидом социального опыта и обучение принятым в обществе формам поведения. Типичный для мужчин процесс социализации в большей степени, чем для женщин, предусматривает занятия спортом, поскольку способствует формирова­нию таких качеств личности, которые стереотипно воспринимаются как мужские — сила, настойчивость, целеустремленность, мужественность и т.д. Хотя в последнее время женщины активно вовлекаются в спорт, тем не менее до сих пор существуют определенные виды спорта, кото­рые характеризуются как более предпочтительные для мужчин или женщин. Агрессивный физический контакт — имидж мужского спорта, в то время как грация и элегантность — характеристики тишиной спортсменки женщины. Существуют виды спорта, репрезентирую­щие образы, относящиеся к стереотипам маскулинности (мужественно­сти, жесткости, силы, проявлений агрессивности во взаимодействии с противником) — к ним относятся различные виды единоборств, и феминности, где необходимы мягкость, эмоциональность, артистизм — например, бальные танцы, фигурное катание.

Личность формируется в деятельности, в том числе в спорте, как одной из высокоспециализированных сфер жизнедеятельности челове­ка. Сильная идентификация спортсменов с их спортивной ролью начи­нается еще в раннем детстве. Многие родители, подвластные гендepным стереотипам, опасаются отдавать девочку заниматься единоборствами по причине беспокойства — не будет ли вид спорта отрица­тельно сказываться на ее женственности и воспитывать «мужеподобное существо». Тренеры по единоборствам поставлены перед проблемой — как взаимодействовать в образовательном процессе с мальчиками и де­вочками, ориентироваться ли в воспитании представительниц женского пола на требования, предъявляемые видом спорта, или на традиционные представления о фемининности. Зачастую выбирая последний путь, они еще более осложняют и без того противоречивую ситуацию, с которой сталкиваются девочки, избравшие данный вид спортивной специализа­ции.

Существенные коррективы в представление о маскулинности /фемининности внесены концепцией андрогинии, обозначающей сочетание как традиционно мужских, так и традиционно женских ка­честв. Считается, что люди андрогенного типа более приспособлены к жизни, устойчивы к стрессам. В связи с вышесказанным возникает следующий вопрос: не будет ли маскулинная деятельность формировать v мальчика тип личности, связанный только с набором маскулинных характеристик, что отрицательно может сказаться на его социально-психологической адаптации.

Таким образом, остается неясным, как занятия фемйнными и маскулинными видами спорта влияют на формирование структуры лич­ности. Наиболее важным представляется решение этого вопроса в ген-дерном аспекте.

Цель настоящего исследования состояла в том, чтобы выявить особенности становления личностной в процессе социали­зации в маскулинных и фемининмых видах спорта

 

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНА

Общая психологическая подготовка спортсмена

Для современного мирового спорта характерны неуклонный и значительный рост спортивных результатов, огромная затрата уча­стниками спортивных соревнований не только физической, но и пси­хической энергии: даже очень хорошо физически и технически под­готовленный спортсмен не может одержать победу (к которой он потенциально вполне подготовлен), если у него недостаточно раз­виты необходимые для этого психические функции и психологиче­ские черты личности. Таким образом, психологическая подготовка спортсмена имеет такое же большое значение в его спортивном со­вершенствовании, как физическая, техническая и тактическая под­готовка.

Виды психологической подготовки

Различают два вида психологической подготовки спортсменов:

специальную психологическую подготовку непосредственно к эф­фективному участию в предстоящем конкретном соревновании и общую психологическую подготовку, понимаемую как всемерное развитие в процессе систематических тренировочных занятий пси­хических функций и психологических качеств личности, необходи­мых спортсмену для успешной спортивной деятельности.

Специальная психологическая подготовка спортсмена, являясь важнейшей и конечной задачей его подготовки, не может быть ре­зультативной, если она не опирается на его общую психологическую подготовку.

В этом понимании общая психологическая подготовка спортсме­на аналогична общей физической подготовке: как специальная физическая подготовка спортсмена базируется на его общем физическом развитии, так и специальная психологическая подготовка спортсмена к соревнованию опирается на совершенное развитие не­обходимых для спортивной деятельности психических функций и психологических качеств личности.

Задачи и содержание общей психологической подготовки спортсмена

Многочисленные исследования в области психологической под­готовки спортсмена показывают не только огромное многообразие психических функций и состояний, играющих важную роль в дости­жении им наивысшего мастерства, но и специфические особенности проявления одних и тех же функций или качеств личности в связи с требованиями, предъявляемыми к психике человека разными вида­ми спорта. Для таких видов, как спортивная гимнастика, стрельба, тяжелая атлетика, характерна крайняя степень сосредоточенности внимания и даже его своеобразная «узость». А для спортивных игр, бега по пересеченной местности, фехтования, борьбы и других видов единоборств, наоборот, характерно очень большое распределение внимания, связанное с необходимостью быстро реагировать на необычные или внезапные pаздражения. Гимнастику, стендовую стрельбу, баскетбол отличают филигранная координированность движений, в которых даже незначительное отступление от вырабо­танного в процессе тренировок стереотипа приводит к ошибкам и неудачам, а бокс, спортивные игры — широкая вариативность коор­динации, требующих выполнения действий в быстро меняющихся условиях спортивной борьбы. Спортивная деятельность в ее различ­ных видах требует от спортсменов развития большого комплекса психических процессов и состояний, которые буквально пронизыва­ют собой все стороны деятельности спортсмена во время тренировок и соревнований, и притом развития не вообще, а развития с учетом специфики каждого вида спорта.

Однако при всем разнообразии психических процессов и функ­ций в спортивной деятельности для них характерны некоторые об­щие особенности, вытекающие из специфики спортивной деятельно­сти вообще, поскольку они:

а) протекают и проявляются, как правило, в экстремальных ус­ловиях, характерных для любого вида спорта и связанных почти всегда с необходимостью максимального напряжения психических

сил спортсмена;

б) в этих условиях достигают очень большой остроты и совер­шенства;

в) как правило, проявляются в короткое время, длительность которого определяется характером данного вида спорта;

г) легко поддаются колебаниям и даже резким изменениям под влиянием эмоциональных факторов.

Именно эти особенности психических функций и состояний иг­рают особо важную роль в спортивной деятельности и должны учи­тываться в процессе психологической подготовки.

 

Дата: 2019-05-29, просмотров: 187.