ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ СПОРТА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Определение предмета психологии спорта

Предметом психологии спорта являются психологические осо­бенности спортивной деятельности в ее разнообразных видах и психологические особенности личности спортсмена.

Спорт занимает большое место в жизни современного общества. Он не только обеспечивает всестороннее физическое развитие чело­века, но и содействует воспитанию его морально-волевых качеств.

Виды спорта многообразны, но все они требуют участия в спор­тивных соревнованиях и систематической тренировки. Разработка эффективных методов спортивной тренировки невозможна без изу­чения, с одной стороны, характерных особенностей и закономерно­стей спортивной деятельности, а с другой—личности спортсмена как субъекта этой деятельности. Наряду с другими науками психо­логия спорта призвана дать анализ важнейших сторон спортивной деятельности и тем помочь рациональному решению многих связан­ных с ней практических вопросов.

Общее понятие о спортивной деятельности

 

Возникновение физических упражнений исторически обусловле­но стремлением человека удовлетворить потребность в движении и, естественно, в развитии физических качеств. Заимствуя на первых этапах своего развития двигательные действия из области трудо­вой и военной деятельности (бег, борьба, метания, стрельба из лука, верховая езда и др.), спорт лишал эти действия их трудового или военно-прикладного значения: становясь спортивными, они начинали выполняться не для достижения каких-либо внешних це­лей (изготовление определенного продукта труда, победа над вра­гом, добыча дичи на охоте), а ради чувства удовлетворения, которое испытывалось при их выполнении и сопровождалось эмоционально окрашенным сознанием совершенства их выполнения самого по себе.

Всегда эти действия имели общественную оценку, поскольку их результаты свидетельствовали о степени превосходства того или другого члена общественной группы над другими ее членами. Отсю­да возникли их соревновательный характер и регулирование более или менее сложными правилами.

 

 

Основные психологические особенности спортивной деятельности

Основные виды спортивной деятельности всегда связаны с опре­деленными двигательными действиями—физическими упражнениями. Их отличительной особенностью является специальная направленность на решение задач физического воспитания (развитие и совершенствование физических качеств человека). Одновременно физические упражнения способствуют совершенствованию и морально-волевых качеств личности. В связи с этим физические уп­ражнения стали специальным предметом психологического исследования и изучения: без точного анализа психологических основ - физических упражнений нельзя разработать рациональные методы обучения и спортивной тренировки.

Задачи психологии спорта

Психология спорта—прикладная область психологии. Ее ос­новная задача—дать научное обоснование рациональных методов физического воспитания и спортивной тренировки и таким образом содействовать эффективному их применению. Исходя из этого, круг задач, стоящих перед психологией спорта, может быть представлен по следующей схеме.

Поскольку спортивная деятельность, будучи предметом психо­логии спорта, включает в себя самые разнообразные виды физиче­ских упражнений, одной из задач, стоящих перед психологами спорта, является психологический анализ особенностей отдельных видов спортивной деятельности (деятельность, например, гимнаста требует несколько иных психических функций и качеств личности, чем деятельность борца). Без конкретного изучения специфических психологических особенностей каждого вида спорта невозможно дать научное обоснование методов обучения и тренировки в них. Но у различных видов спорта имеются некоторые общие психологи­ческие особенности, которые в известной степени роднят их между собой и накладывают определенный отпечаток на методику обуче­ния и тренировки. Поэтому в задачи психологии спорта должен вхо­дить и общий анализ спортивной деятельности в целом. Вместе с тем, поскольку активным агентом спортивной деятель­ности является человек, важнейшей задачей психологии спорта является изучение психологических особенностей личности спорт­смена как общих (диктуемых психологическими особенностями спортивной деятельности в целом), так и специфических для вида спорта, в котором специализируется данный спортсмен.

Изучение психологических особенностей личности спортсмена имеет большое научно-практическое значение: оно должно дать на­учно апробированный материал для воспитания у спортсмена тех черт и особенностей личности, которые ему необходимы для успеш­ной деятельности в избранном для специализации виде спорта. Аналогично изучение общих и специальных психологических осо­бенностей спортивной деятельности должно дать научно обоснован­ный материал для построения методов обучения и спортивной тре­нировки.

Эти два взаимосвязанных направления исследований приводят к решению глобальной задачи психологии спорта—разработке пси­хологических основ спортивного мастерства как в целом, так и при­менительно к отдельным видам спорта.

Все указанные задачи психологии спорта органически связаны друг с другом. Участие в спортивных соревнованиях требует специ­альной технической и тактической подготовки спортсмена, высокого развития его качеств. И то и другое может быть достигну­то только путем длительной и систематической спортивной трени­ровки. Но методика спортивной тренировки должна иметь в своей основе углубленное изучение, как психологических особенностей личности спортсмена, так и самой спортивной деятельности в ее различных видах.

Дата: 2019-05-29, просмотров: 165.