Ведущие психологические черты личности спортсмена
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Только абстрагируясь от других разнообразных видов деятель­ности и сосредоточивая свое внимание лишь на спортивной деятель­ности, можно определить те черты личности, которые характеризу­ют человека как спортсмена и развились у него в результате заня­тий именно спортивной деятельностью.

Спорт—это специфический вид деятельности.

На развитие психологических особенностей личности он оказы­вает особое влияние благодаря только ему присущим особенностям. Главными из этих особенностей являются:

1) соревновательный ха­рактер спортивной борьбы, направленной на завоевание рекорда или победы над противником;

2) максимальное напряжение всех фи­зических и психических сил спортсмена во время этой борьбы, без чего нельзя добиться рекордного результата;

3) систематическая, длительная, упорная спортивная тренировка, вносящая серьезные коррективы в режим жизни и бытовые условия.

Спортсмена характеризуют:

1. всестороннее физическое развитие, достигнутое на базе со­вершенствования в процессе спортивной деятельности жизненно важных физиологических функций организма;

2. высокая степень общей работоспособности организма;

3. выдающаяся (по сравнению с обычным средним уровнем) спо­собность владения собственным телом, выражающаяся в совершен­стве двигательных навыков, умений и сопутствующих им спо­собностей—силы, выносливости, быстроты и координированности движений;

4. высоко развитые процесс ощущений, особенно мышечно-двигательных и зрительных, а также процессы восприятия; повы­шенная способность подмечать и выделять существенные для вы­полняемой деятельности моменты в окружающей среде и в собствен­ных движениях и действиях;

5. способность выполнять требу­емые движения по представлению с соблюдением необходимой их точности и эффективности;

6. разностороннее развитие процессов внимания—его объема, сосредоточения, распределения, устойчивости и длительности, и в связи с этим высокая степень наблюдательности и ориентировки в окружающей среде;

7. наглядно действенное и оперативное мышление, непосредственно проявляющееся в выполняемой деятельности и являющееся важным фактором ее результативности;

8. хорошо развитая зрительная и мышечно-двигательная память.

9. разностороннее развитие эмоциональных сторон личности;

большой опыт переживания различных эмоциональных состояний и чувств, связанных с активными проявлениями личности; развитая способность управлять своими эмоциональными состояниями;

10. положительные волевые стороны личности, способность к затрате максимальных волевых усилий для достижения требуемой цели; умение быстро ориентироваться и принимать правильные ре­шения в ситуациях, требующих немедленных активных действий;

11. морально-волевые качества личности: дисциплинирован­ность, решительность, смелость, мужество, готовность к преодоле­нию больших объективных и субъективных трудностей;

12. такие социально-психологические качества личности, как общительность, чувства дружбы и товарищества, взаимопомощи, отзывчивости и уважения к другим людям;

13. способность правильно оценивать действия других людей и свои собственные действия, умение прогнозировать их эффектив­ность.

Уровень развития указанных особенностей у спортсменов, зани­мающихся разными видами спорта, различен. Это объясняется не­одинаковостью психологической структуры разных видов спортив­ной деятельности.

В психологическую структуру спортивной деятельности входят:

1) специфические психические функции и качества личности, свя­занные непосредственно с выполнением спортивных действий,

2) мо­тивы, побуждающие человека заниматься спортом и добиваться вы­соких результатов в спортивной борьбе,

3) социально-психологи­ческий характер отношений спортсменов с другими людьми в про­цессе спортивной деятельности.

Иногда полагают, что физическое воспитание и спорт не столь уж важны для полноценного развития личности человека, которое может быть успешно достигнуто с помощью других социально важ­ных видов деятельности, таких, как производственный труд, общест­венно-политическая деятельность, творческая деятельность в облас­ти того или иного искусства.

Конечно, нет оснований требовать высоких спортивных способ­ностей от каждого человека. Однако для общего процесса формиро­вания личности очень важно, в каком возрасте влияют на человека те или другие факторы, благоприятные для ее развития. Многие ви­ды деятельности и связанные с ними проявления личности специ­фичны для определенных возрастов. Физические упражнения и спорт особенно ценны для всестороннего развития личности в под­ростковом и юношеском возрасте. Педагогически правильное ис­пользование свойственной данному возрасту физической дееспособ­ности благоприятствует формированию связанных с нею психиче­ских свойств, а на этой базе— и дальнейшему развитию психологических особенностей личности.

Дата: 2019-05-29, просмотров: 207.