Сущность АП РБ. Предмет, метод АП
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сущность АП РБ. Предмет, метод АП

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» право - это система общеобязательных правил поведения, устанавливаемых (санкционируемых) и обеспечиваемых государством в целях регулирования общественных отношений.

Предмет отрасли права – это круг общественных отношений, регулируемых данной отраслью. По предмету в основном проводится разграничение между различными отраслями права.

Метод правового регулирования – явление, присущее всем отраслям права.

Метод АП – императивно-правовое воздействие на участников общественных отношений с целью обеспечения их необходимого поведения.

Императивный характер метода АП: неравенство участников административно-правовых отношений.

Иные методы, применяемые органами исполнительной власти.

АП – это система норм, регулирующих общественные отношения управленческого характера, складывающиеся в процессе организации и функционирования исполнительной власти, а также в сфере административно-юрисдикционной деятельности различных государственных органов.

АП не имеет строгих границ, взаимодействуя с различными отраслями права:

конституционным;

финансовым;

трудовым;

гражданским;

уголовным и т.д.

АП можно рассматривать в нескольких аспектах в зависимости от его содержания:

как отрасль права;

как учебную дисциплину;

как правовую науку.

 

Особенности административно – правового регулирования.

Административно-правовое регулирования - совокупность правовых средств и способов (приемов), которые применяют органы управления для обеспечения регулирующего воздействия норм административного права на общественные отношения.

Административно-правовое регулирование общественных отношений имеет особенности, которые определяются спецификой государственного управления как юридически властной деятельности, осуществляемой особыми видами органов государственной власти. Положение сторон в таких отношениях исключает их юридическое равенство.

Для него характерны предписания соответствующих органов исполнительной власти (должностных лиц). Другая сторона обязана подчиняться этому предписанию. Это юридически властные предписания субъекта государственного управления, который действует от имени государства и реализует предоставленные ему властные полномочия. Юридически властные предписания субъекта государственного управления являются односторонними. Только субъект управления уполномочен давать властные предписания, обязательные для другой сторон. В этом проявляется наличие юридического неравенства сторон: волеизъявление субъекта управления не является равным волеизъявлению объекта управления, иначе отношения приобрели бы договорный характер.

Односторонность и обязательность волеизъявления субъекта государственного управления наиболее характерны для предписаний и запретов как способов регулирующего воздействия.

Для административного права основной метод – императивный, однако могут использоваться и не властные методы (согласование).

Административно-правовой метод используется при определении прав и обязанностей участников регулируемых отношений, санкций и порядка их применения. Управленческие отношения могут возникать помимо воли другой стороны, так как органы исполнительной власти действуют от имени государства, наделены юридически властными полномочиями.

 

Структура правового акта управления. Юридическая сила правовых актов управления.

Глава 7. СТРУКТУРА НОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО АКТА

Виды контроля

Контроль – это многовидовое социальное и правовое явление. Его можно классифицировать по самым разным основаниям, например, по функциям и
методам контроля, по отношениям (связям) субъектов контроля с государством, по государственным органам, его осуществляющим, по характеру деятельности органов государственного управления.

По отношениям (связям) субъектов контроля с государством существует:

1)       контроль государственный;

2)       контроль общественный.

В зависимости от соподчиненности субъекта и объекта контроль следует разделить на такие виды:

1)       внутрисистемный;

2)       внесистемный.

Внутрисистемный контроль осуществляется в системе исполнительной власти и субъектами этой власти.

Внесистемный – это такой контроль, который осуществляется субъектами, находящимися вне системы исполнительной власти .

В зависимости от масштаба распространения контроль может быть:

1)       всеобъемлющим;

2)       ограниченным.

Всеобъемлющий контроль проводится в отношении всей деятельности
подконтрольного объекта.

Ограниченный контроль осуществляется по какому-либо одному вопросу деятельности подконтрольного объекта.

По характеру деятельности контроль делится:

1) на общий;

2) на ведомственный;

3) на надведомственный,

4) на административный надзор,

5) на внутренний.

Общий контроль присущ для органов общей компетенции. К этому виду следует отнести и президентский контроль.

Ведомственный – это, по существу, отраслевой контроль. Он ведется органами, входящими в одну отрасль, и вышестоящими по отношению к нижестоящим, т. е. здесь присутствует соподчиненность. В качестве примера могут служить контрольно-ревизионные службы республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций.

Надведомственный контроль – специальный контроль, касающийся, как правило, отдельного вопроса, специальной функции или определенной стороны деятельности обследуемого объекта. Поэтому его можно еще назвать специальным, функциональным контролем. К подобному контролю приближен административный надзор.

Внутренний контроль проводится в пределах какой-либо организации, структурного звена, начальником по отношению непосредственно подчиненных – в пределах предприятия, учреждения.

В зависимости от стадии, на которой находится деятельность проверяемого объекта, контроль делится:

1)       на предварительный;

2)       на текущий;

3)       на последующий.

Предварительный контроль – это превентивный, предупредительный контроль. Предварительный контроль – это неокончательный, после него может следовать текущий и последующий контроль.

Текущий контроль проводится в процессе осуществления деятельности, проведения мероприятий, т. е. после относительно продолжительной деятельности.

Последующий контроль – это контроль фактического выполнения решения. Разновидностью его являются проверки налоговыми органами правильности уплаты налогов, проверки выполнения указаний и распоряжений Президента, приказа руководителя предприятия, учреждения.

Таким образом, контроль – основной способ обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении, один из основных факторов дисциплинирующего поведения граждан.

 

 



ПРИНЦИПЫ:

· Принцип законности при осуществлении адм. процесса (ст.2.2 ПИКоАП)

· Принцип обеспечения защиты прав и свобод (ст.2.3 ПИКоАП)

· Принцип неприкосновенности личности (ст.2.4 ПИКоАП)

· Принцип уважения чести и достоинства личности, деловой репутации (ст.2.5 ПИКоАП)

· Принцип неприкосновенности жилища и иных законных владений (ст.2.6)

· Презумпция невиновности (ст.2.7)

· Принцип обеспечения права на защиту физического лица, в отношении которого ведётся адм. процесс (ст.2.8)

· Принцип публичности административного процесса (ст.2.9)

· Всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств дела (ст.2.10)

· Принцип приоритета государственных языков при ведении административного процесса (ст.2.11)

· Принцип равенства перед законом, равенства защиты прав, свобод и законных интересов (ст.2.12)

· Независимость судьи и должностного лица органа, ведущего адм. процесс (ст.2.13)

· Принцип открытости рассмотрения дела об административном правонарушении (ст.2.14)

· Принцип прокурорского надзора (ст.2.15).

Личный обыск задержанного.

 Он проводится в целях обнаружения на теле или в одежде задержанного орудий и средств административного правонарушения, предметов, документов и ценностей, имеющих значение для административного процесса. Личный обыск задержанного проводится лицом того же пола, что и задержанный, с участием двух понятых того же пола. В исключительных случаях при наличии достаточных оснований полагать, что при физическом лице находятся оружие или иные предметы, которые могут быть использованы для причинения вреда жизни и здоровью, личный обыск может быть произведен без понятых. О личном обыске задержанного составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе административного задержания физического лица.

3) Наложение ареста на имущество. Проводится в целях обеспечения исполнения постановления о наложении административного взыскания в виде штрафа, конфискации или взыскания стоимости судья, должностное лицо органа, ведущего административный процесс, вправе наложить арест на имущество. Наложение ареста на имущество заключается в объявлении его собственнику или лицу, у которого имущество находится, запрета на распоряжение им, а в необходимых случаях – и на пользование этим имуществом.

  Арест имущества проводится в присутствии собственника или лица, у которого имущество находится, а при отсутствии этих лиц – в присутствии двух понятых.

О наложении ареста на имущество выносится мотивированное постановление и составляется протокол описи арестованного имущества.

Арест не может быть наложен на предметы первой необходимости, перечень которых содержится в приложении ПИКоАП.

Наложение ареста на имущество отменяется постановлением суда, органа, ведущего административный процесс, когда в этой мере отпадает необходимость.

 

Изъятие вещей и документов.

    Обнаруженные при административном задержании физического лица, личном обыске, осмотре или в других случаях при осуществлении служебных полномочий документы, имеющие значение для принятия решения по делу об административном правонарушении, предметы, которые сохранили на себе следы административного правонарушения, орудия или средства совершения административного правонарушения; вещи, изъятые из оборота; имущество или доходы, полученные вследствие совершения административного правонарушения, а также предметы административного правонарушения, за совершение которого предусмотрена их конфискация, могут быть изъяты должностным лицом органа, ведущего административный процесс, на срок до вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении.

     Изъятые предметы и документы по постановлению органа, ведущего административный процесс, могут быть возвращены до направления дела на рассмотрение, когда в этой мере отпадает необходимость.

 

Привод.

В случае неявки по вызову без уважительной причины физическое лицо, в отношении которого ведется административный процесс, потерпевший – физическое лицо, свидетель могут быть подвергнуты приводу по постановлению судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс.

О наличии уважительных причин, препятствующих явке по вызову в назначенный срок, лицо, получившее повестку, обязано уведомить суд, орган, ведущий административный процесс, которые его вызвали.

Привод не может производиться в ночное время. Не подлежат приводу несовершеннолетние в возрасте до шестнадцати лет, беременные женщины, больные, которые по состоянию здоровья не могут или не должны оставлять место своего пребывания, что удостоверено врачом-специалистом, либо лица, имеющие явно выраженные признаки заболевания, препятствующего их приводу.

 

Сущность АП РБ. Предмет, метод АП

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» право - это система общеобязательных правил поведения, устанавливаемых (санкционируемых) и обеспечиваемых государством в целях регулирования общественных отношений.

Предмет отрасли права – это круг общественных отношений, регулируемых данной отраслью. По предмету в основном проводится разграничение между различными отраслями права.

Метод правового регулирования – явление, присущее всем отраслям права.

Метод АП – императивно-правовое воздействие на участников общественных отношений с целью обеспечения их необходимого поведения.

Императивный характер метода АП: неравенство участников административно-правовых отношений.

Иные методы, применяемые органами исполнительной власти.

АП – это система норм, регулирующих общественные отношения управленческого характера, складывающиеся в процессе организации и функционирования исполнительной власти, а также в сфере административно-юрисдикционной деятельности различных государственных органов.

АП не имеет строгих границ, взаимодействуя с различными отраслями права:

конституционным;

финансовым;

трудовым;

гражданским;

уголовным и т.д.

АП можно рассматривать в нескольких аспектах в зависимости от его содержания:

как отрасль права;

как учебную дисциплину;

как правовую науку.

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 279.