ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ, ПРАВОВОЙ СТАТУС ГОС.СЛУЖ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Закон «О государственной службе в Республике Беларусь» не дает развернутого понятия государственного служащего.

Государственным служащим является гражданин Республики Беларусь,занимающий в установленном законодательством порядке государственную должность, наделенный соответствующими полномочиями и выполняющий служебные обязанности за денежное вознаграждение из средств республиканского или местных бюджетов либо других предусмотренных законодательством источников финансирования ( ст. 5 Закона).

Приведенное понятие сужает круг лиц, которые относятся к государственным служащим.

В специальной литературе государственные служащие рассматриваются и в широком понимании. В соответствии с ним государственным служащим признается лицо, которое в порядке, установленном правовым актом, занимает должность в государственной организации — органе государственной власти, на предприятии, в учреждении, организации в тех случаях, когда они созданы на основе государственной собственности.

Понятие государственного служащего связано с определением государственной службы в нормативных актах и литературе отражены различные представления о понятии служащего, что связано с разнообразием социальных функций, выполняемых служащим, и объективно исключает возможность использования одного критерия для определения данного понятия. Общеизвестно определение, согласно которому служащими признаются работники нефизического и умственного труда, получающие заработную плату.

По общему правилу результатом труда служащего не является создание материальных ценностей в виде общественных продуктов, выполнения услуг материального характера.

Однако на современном этапе в условиях быстрого развития науки, техники и внедрения их в производство трудно руководствоваться данным критерием.

Государственные служащие в процессе своего труда не создают материальных ценностей, но обеспечивают их создание путем: а) руководства производственными процессами и производителями материальных ценностей; б) контроля за этими процессами; в) определения основных направлений развития науки и техники; г) осуществления организационных и материально-технических операций; д) подготовки и переподготовка кадров.

Труд служащего связан с организацией работы различных органов или организаций либо с созданием духовных ценностей, оказанием социальных услуг населению. Служащие обладают особым предметом труда - информацией, которая в то же время выступает средством их воздействия на управляемых (обслуживаемых).

Действия государственного служащего не только в отношениях по поводу его труда, но и в самом процессе труда вызывают определенные правовые последствия либо создают необходимые условия для их возникновения. Следовательно, ошибочно мнение, что служащий в отличие от производственного персонала не участвует в создании материальных ценностей, что его труд непроизводителен. Напротив, многие категории служащих стоят у истоков научно-технического прогресса во всех сферах экономики и оказывают влияние на ее функционирование и развитие. В основе разграничения рабочих и служащих по материальному содержанию их деятельности могут лежать объекты непосредственного воздействия в процессе труда тех и других.

Непосредственным объектом воздействия в процессе труда рабочих и колхозников являются объекты природы, а государственных служащих - поведение людей.

Таким образом, в основе отграничения служащих от иных категорий работников лежат следующие критерии: а) правовые последствия трудовой деятельности людей; б) различные объекты непосредственного действия в процессе труда.

Различия в труде государственных служащих и рабочих имеются и в области организации и регулирования труда. Термин «государственный служащий» применяется в широком и узком смысле. В широком смысле государственным служащим является лицо, занимающее в порядке, установленном правовыми актами, должность в государственном органе или организации.

В узком смысле под государственным служащим понимается гражданин Республики Беларусь, занимающий в порядке, установленном правовыми актами, должность в государственном органе.

В квалификационные требования к служащим, занимающим государственные должности, включаются требования к уровню профессионального образования с учетом группы специализации государственных должностей; стажу и опыту работы по специальности; уровню знаний законодательства применительно к исполнению соответствующих должностных обязанностей.

Следовательно, государственными служащими являются граждане, работающие в государственном аппарате, занимающие в нем должности по назначению, выборам или в ином установленном законом порядке, наделенные соответствующими должностными полномочиями, действующие по поручению государства в целях практического осуществления его задач и функций, получающие определенную оплату за свой труд.

При классификации служащих используются различные критерии; по характеру выполняемой ими работы; по органам, где они работают; по характеру их должностных функций; по масштабу деятельности органов, в которых они работают; по характеру их полномочий.

В зависимости от видов государственной деятельности служащие могут         быть отнесены к:

- государственным служащим органов законодательной,

- государственным служащим органов исполнительной,

- государственным служащим органов судебной власти,

- государственным служащим органов прокуратуры.

Служащие органов исполнительной власти делятся на:

- служащих административно-политической,

-социально-культурной сфер,

-сферы экономики.

В зависимости от характера полномочий и осуществляемых функций государственные служащие делятся на:

- должностных лиц,

- представителей административной власти,

- функциональных работников (специалистов),

- вспомогательный персонал.

Должностные лица — это государственные служащие, совершающие в пределах своих полномочий действия, влекущие юридические последствия, а также обладающие правом приема и увольнения; работы и руководства подчиненными им государственными служащими (руководители государственных органов — министр, ректор, директор и руководители структурных подразделений — начальники отделов, служб).

Представители административной власти — государственные служащие, наделенные государственно-властными полномочиями в отношении организационно не подчиненных им по службе лиц — третьих лиц (инспекторы, милиционеры).

Некоторые должностные лица могут быть одновременно и представителями административной власти (например, начальник органа внутренних дел, начальник государственной налоговой инспекции).

Функциональные работники (специалисты) — это государственные служащие, которые непосредственно участвуют в решении задач, стоящих перед государственной организацией, выполняют работу, определяющую необходимость существования данной организации, являются исполнителями и непосредственно людьми не управляют (экономисты, бухгалтеры, юристы, инженеры, учителя, врачи). Среди специалистов выделяются ответственные специалисты, которые наряду с осуществлением своих специальных функций разрабатывают управленческие решения, после их одобрения руководителем становящиеся обязательными для исполнения другими лицами (главный инженер).

Вспомогательный персонал осуществляет деятельность, которая напрямую не сопряжена с главным назначением организации, а необходима для обеспечения деятельности других государственных служащих данной организации (делопроизводители, машинистки, секретари, кассиры, вахтеры, слесари).

Объем и характер государственно-властных полномочий должностных лиц неодинаковы. Наиболее широкими полномочиями наделены руководители государственных органов, предприятий, учреждений и организаций.

Характер служебных взаимоотношениймежду государственными служащими является основанием для классификации служащих на начальников и подчиненных.

В специальной литературе общепризнано также подразделение государственной службы на два вида:

- гражданскую (например, служба в государственных органах Республики Беларусь) и

- милитаризованную (например, военная служба, служба в органах внутренних дел, налоговой полиции).

Гражданская служба может быть:

- общефункциональной — это осуществление общих, традиционных, "стандартных" для всякой сферы деятельности государственно-служебных функций, не отличающихся отраслевой спецификой (например, деятельность персонала в администрации области, ее отделах и департаментах, в министерствах, государственных комитетах и т. д.);

- специальной — это реализация особо установленных в нормативных правовых актах полномочий служащих, занимающих должности в государственных органах, имеющих ярко выраженную отраслевую компетенцию, которая налагает отпечаток на практическую деятельность персонала (например, судейская, дипломатическая служба, служба на железнодорожном транспорте, деятельность государственного нотариуса).

Гражданская и милитаризованная служба могут включать в себя различные подвиды этих служб, которые объективно необходимы государству и созданы им для реализации специальных функций и особой внутриотраслевой компетенции.

Милитаризованная служба, или правоохранительная государственная служба (военная, милицейская и т. д.), имеет множество отличительных признаков, которые выделяются при анализе нормативных правовых актов, устанавливающих правовое положение этих видов государственной службы и соответствующих государственных служащих.

Для милитаризованной службы характерны следующие отличительные признаки:

- профессиональной обязанностью служащих этой категории является защита жизни и здоровья людей, обеспечение безопасности граждан и установленного порядка управления, основных прав граждан и публичных интересов, материальных ценностей, охрана общественного порядка и правопорядка;

- поступление на государственную службу милитаризованного характера осуществляется лицами, достигшими, как правило, восемнадцатилетнего возраста;

- наличие специальных особых дисциплинарных уставов, положений о дисциплине, обусловленных специфическими особенностями должностных функций милитаризованных служащих;

- эти служащие имеют особые условия поступления на службу, ее прохождения, присвоения специальных званий, проведения аттестации и прекращения службы; наличие установленного в специальных административно-правовых нормативных актах особого правового статуса милитаризованных служащих (права, обязанности, ответственность, специальные льготы и т. д.);

- особый порядок привлечения к правовой ответственности (особенно административной и материальной).

Квалификационным справочником должностей государственных служащих закреплено деление служащих государственного аппарата по характеру труда на:

- руководителей структурных подразделений государственного аппарата

- специалистов (помощники руководителя, советники, консультанты, главные и ведущие специалисты, специалисты 1-й, 2-й категории, специалисты без категории, представитель государства в субъектах хозяйствования с государственной долей собственности).

Вывод по вопросу:

Государственным служащим признается лицо, которое в порядке, установленном правовым актом, занимает должность в государственной организации — органе государственной власти, на предприятии, в учреждении, организации в тех случаях, когда они созданы на основе государственной собственности.

В зависимости от выполняемых функций, объема полномочий государственные служащие под разделяются на виды.

Правовой статус государственного служащего характеризуется объемом:

- прав,

- обязанностей,

- гарантий,

- ответственности.

Государственный служащий в соответствии со статьей 20 Закона (Права государственного служащего) имеет право на:

1. письменное закрепление своих служебных обязанностей и создание надлежащих условий для их исполнения;

2. принятие решений или участие в их подготовке в соответствии со служебными обязанностями;

3. посещение в установленном порядке для исполнения служебных обязанностей государственных органов, иных организаций;

4. получение в установленном порядке от граждан, государственных органов, иных организаций информации и других материалов, необходимых для исполнения служебных обязанностей;

5. повышение квалификации и переподготовку за счет средств соответствующего бюджета или иных предусмотренных законодательством источников финансирования;

6. повышение в должности, классе государственного служащего;

7. заработную плату и дополнительное стимулирование труда в порядке, определяемом настоящим Законом, иными законодательными актами;

8. участие в конкурсе на занятие вакантной государственной должности;

9. публикации и выступления, связанные с исполнением служебных обязанностей, в порядке и на условиях, установленных настоящим Законом и иными актами законодательства;

10. ознакомление с материалами своего личного дела и другими документами перед внесением их в личное дело, приобщение к делу своих письменных объяснений;

11. проведение по его требованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство;

12. уважение личного достоинства, справедливое и уважительное отношение к себе со стороны руководителей, иных должностных лиц и граждан;

13. отказ от выполнения поручения, если оно противоречит законодательству;

14. свободу объединений, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь;

15. здоровые и безопасные условия труда;

16. отставку по основаниям, предусмотренным настоящим Законом;

17. государственное социальное страхование, пенсионное обеспечение.

Государственный служащий имеет и иные права, предусмотренные законодательством Республики Беларусь.

Государственный служащий вправе обратиться в вышестоящие государственные органы и (или) суд для разрешения споров, связанных с государственной службой, в том числе по вопросам поступления на государственную службу, ее прохождения, реализации прав государственного служащего, перевода на другую государственную должность, дисциплинарной или материальной ответственности, несоблюдения гарантий правовой и социальной защиты, освобождения от занимаемой должности (увольнения), в иных случаях, предусмотренных законодательством.

Конкретные обязанности государственных служащих определяются на основе соответствующих квалификационных характеристик и закрепляются в должностных положениях и инструкциях, утверждаемых руководителями государственных органов в пределах их компетенции, если иное не предусмотрено законодательными актами.

На государственного служащегов соответствии со ст. 21 Закона возлагаются следующие основныеобязанности:

1. поддерживать конституционный строй Республики Беларусь, обеспечивать неукоснительное соблюдение норм Конституции Республики Беларусь и иных актов законодательства;

2. исполнять служебные обязанности в пределах полномочий, предоставленных ему законодательством;

3. соблюдать ограничения, связанные с государственной службой, установленные Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом и иными законодательными актами;

4. обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов физических и юридических лиц;

5. исполнять в установленном законодательством порядке приказы, распоряжения руководителей, изданные в пределах их компетенции;

6. соблюдать культуру общения, другие нормы служебной этики;

7. не допускать действий и поступков, порочащих государственную службу и несовместимых с занятием государственной должности;

8. соблюдать установленные в государственном органе регламент, правила внутреннего трудового распорядка, должностные положения и инструкции, порядок работы со служебной информацией;

9. в пределах своих должностных полномочий своевременно и объективно рассматривать обращения граждан и юридических лиц и разрешать их в порядке, установленном законодательством;

10. сохранять, не распространять доверенные ему государственные секреты, в том числе после прекращения государственной службы в течение срока, установленного законодательством;

11. не разглашать полученные при исполнении служебных обязанностей сведения, затрагивающие личную жизнь, честь и достоинство граждан, и не требовать от них представления таких сведений, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами;

12. поддерживать необходимый уровень квалификации для эффективного исполнения своих служебных обязанностей.

Законодательными актами могут быть установлены иные обязанности государственного служащего.

Государственный служащий выступает от имени государства, поэтому Законом введены ряд ограничений связанных с государственной службой (ст. 21 Закона).

Государственный служащий не вправе:

1.1. заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, оказывать содействие близким родственникам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя служебное положение, а также быть представителем третьих лиц по вопросам, связанным с деятельностью государственного органа, служащим которого он является либо подчиненного и (или) подконтрольного ему;

1.2. принимать участие лично или через доверенных лиц в управлении коммерческой организацией, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами;

1.3. занимать другие государственные должности, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, иными законодательными актами;

1.4. принимать участие в забастовках;

1.5. заниматься в рабочее время другой оплачиваемой работой (деятельностью), кроме преподавательской, научной, культурной, творческой деятельности, медицинской практики, осуществляемых по согласованию с руководителем государственного органа, в котором государственный служащий занимает государственную должность, или уполномоченным им лицом;

1.6. выполнять работу на условиях совместительства, кроме работы в государственных организациях, в порядке и на условиях, установленных законодательством о труде;

1.7. использовать служебное положение в интересах политических партий, религиозных организаций, иных юридических лиц, а также граждан, если это расходится с интересами государственной службы;

1.8. принимать имущество (подарки) или получать другую выгоду в виде услуги в связи с исполнением служебных обязанностей, за исключением сувениров, вручаемых при проведении протокольных и иных официальных мероприятий. Полученные государственными служащими при проведении протокольных и иных официальных мероприятий сувениры, стоимость которых превышает пять базовых величин, передаются в доход государства по решению комиссии, создаваемой руководителем государственного органа, в котором государственный служащий занимает государственную должность;

1.9. исключен;

1.10. использовать во внеслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое имущество государственного органа и служебную тайну;

1.11. иметь счета в иностранных банках, за исключением случаев выполнения государственных функций в других странах и иных предусмотренных законодательством случаев;

1.12. принимать без согласия Президента Республики Беларусь государственные награды иностранных государств.

Законом могут быть установлены иные ограничения, связанные с государственной службой.

Государственный служащий обязан передать в установленном законодательством порядке в доверительное управление под гарантию государства на время прохождения государственной службы находящиеся в его собственности доли участия (акции, права) в уставном фонде коммерческих организаций, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Государственный служащий, нарушивший требования указанные выше подлежит освобождению от занимаемой должности.

При исполнении служебных обязанностей государственный служащий находится под защитой государства. Никто, кроме уполномоченных на то должностных лиц, не вправе вмешиваться в его деятельность.

Государственным служащим гарантируются:

- заработная плата, обеспечивающая достаточные материальные условия для независимого исполнения служебных обязанностей;

- переподготовка и повышение квалификации;

- ежегодный оплачиваемый отпуск;

- медицинское обслуживание, пенсионное обеспечение, государственное страхование и другие социальные права, предусмотренные законодательством о труде, положением о службе в той или иной разновидности государственной службы.

Целесообразность публикаций и выступлений государственных служащих, связанных с исполнением служебных обязанностей, определяется руководителем государственного органа, в котором государственный служащий занимает государственную должность, или уполномоченным им лицом.

Целесообразность собственных публикаций и выступлений, связанных с исполнением служебных обязанностей, руководитель государственного органа определяет самостоятельно.

Для государственных служащих применяется особый порядок при декларировании имущества (ст. 23 Закона):

Декларацию о доходах и имуществе в соответствующий государственный орган (должностному лицу) обязаны представлять:

- гражданин Республики Беларусь - при поступлении на государственную службу. При поступлении гражданина Республики Беларусь на государственную службу путем избрания декларация представляется до регистрации (утверждения) его в установленном порядке в качестве кандидата на государственную должность;

- государственный служащий - при занятии другой государственной должности;

- государственный служащий, его супруг (супруга) и совершеннолетние близкие родственники (родители, дети, усыновители, усыновленные (удочеренные), родные братья и сестры, дед, бабка, внуки), совместно с ним проживающие и ведущие общее хозяйство, - ежегодно;

- государственный служащий, его супруг (супруга) и близкие родственники, совместно с ним проживающие и ведущие общее хозяйство, - в иных случаях, предусмотренных законодательными актами о борьбе с коррупцией.

А лица, назначенные на высшие государственные должности Республики Беларусь, иные государственные должности, включенные в кадровый реестр Главы государства Республики Беларусь, их супруг (супруга) и совершеннолетние близкие родственники, совместно с ними проживающие и ведущие общее хозяйство, обязаны представлять ежегодные декларации о доходах и имуществе Главе Администрации Президента Республики Беларусь, который определяет декларации, подлежащие проверке в текущем году.

 

Государственные служащие могут привлекаться ко всем видам юридической ответственности:

- уголовной,

- административной,

- дисциплинарной,

- материальной.

Основным видом ответственности государственных служащих является дисциплинарная ответственность.

Соблюдение трудовой (служебной) дисциплины и укрепление государственной дисциплины является одной из важнейших обязанностей государственного служащего.

Надлежащая дисциплина в государственном аппарате - необходимое условие его эффективной и стабильной работы. Режим дисциплины предполагает, что каждый государственный служащий неукоснительно соблюдает правила поведения, установленные в государственном органе, своевременно и четко выполняет данные ему вышестоящим руководителем законные поручения.

За совершение уголовных преступлений и административных правонарушений они привлекаются, соответственно, к уголовной и административной ответственности на общих основаниях в соответствии с нормами соответствующих кодексов (УК и КоАП) в порядке, предусмотренном нормами процессуального уголовного или административного права.

Материальная ответственность государственных служащих наступает за нанесение ими имущественного ущерба органам государственного управления при исполнении служебных обязанностей. Она реализуется путем возмещения причиненного имущественного ущерба в добровольном или судебном порядке на основании решения суда. Нормативно-правовой базой, регламентирующей этот вид юридической ответственности государственных служащих, являются нормы трудового законодательства.

Особенности или специфические черты дисциплинарной ответственности связаны с тем, что она возникает в сфере трудовых отношений субъекта и связана с выполнением им служебных функций; основанием является, как правило, дисциплинарный (должностной) проступок; конкретный перечень оснований дисциплинарных правонарушений не установлен (исключение составляют составы хищения и прогула); ее субъектом является член трудового коллектива, к которому предъявляются требования по соблюдению трудовой дисциплины (при этом понятие трудовой дисциплины и трудовых обязанностей отличается в разных организациях и по различным должностям); применяются особые дисциплинарные взыскания, в том числе морально-правового характера (замечание, выговор, лишение нагрудного значка и т.п.); индивидуализированный, а не только персонифицированный характер применяемых санкций (к каждой из групп лиц — военнослужащие, прокуроры, служащие государственного аппарата и др. — применяются индивидуальные санкции в особом порядке по своим основаниям); дисциплинарная ответственность применяется в порядке служебного подчинения, во внесудебном порядке.

Основанием дисциплинарной ответственности является дисциплинарный (должностной) проступок — вредное, антиобщественное, виновное, противоправное деяние, совершенное членом устойчивого коллектива и состоящее в нарушении обязанностей и правил (невыполнение, ненадлежащее выполнение, упущения по службе, нарушение служебной дисциплины), связанных с пребыванием его в данном коллективе. Нарушаемые правила и обязанности закреплены в Трудовом кодексе, Законах (например, «Об основах службы в государственном аппарате»), Уставах (Дисциплинарный устав органов внутренних дел Республики Беларусь), Положениях (например, Положение «О прохождении службы в органах прокуратуры), Правилах внутреннего трудового распорядка, индивидуальном контракте, приказе (распоряжении) руководителя. За один дисциплинарный проступок налагается одно дисциплинарное взыскание. При этом учитывается его тяжесть, обстоятельства совершения, предшествующая работа и поведение служащего.

Для отдельных категорий государственных служащих (сотрудников МВД, КГБ, военнослужащих, работников органов транспорта, прокуратуры) дисциплинарная ответственность, устанавливается, в том числе, за нарушения, не связанные с исполнением служебных обязанностей и нарушением трудовой, дисциплины, а в связи с особым характером службы — также за, административные и аморальные проступки.

 

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 257.