Понятие, сущность, принципы и виды государственной службы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Понятие «служба» принято рассматривать:

- как вид деятельности человека,

- как социально-правовой институт,

- как система специальных органов государства,

- как духовная деятельность и т.д.

Служба состоит в управлении, осуществлении государственной деятельности, обеспечении самого управления, социально-культурном обслуживании людей.

Понятие государственной службы, служащего, а также должностной категории – это понятие социальное и применяется для определения характера и рода деятельности людей, отражая тем самым факт общественного разделения труда.

Таким образом, служба – это вид социальной деятельности людей.

Служба может быть:

- государственной;

- в органах местного самоуправления;

- в негосударственных объединениях (хозяйственных товариществах и обществах, акционерных обществах, общественных объединениях и т.п.).

По своей социальной сущности государственная служба и государственный аппарат – органически взаимосвязанные понятия, поскольку практически компетенция органа управления реализуется в действиях его работников.

Эффективность деятельности государственного органа зависит не только от его организации (например, внутренней структуры, штатов, связи с другими органами, компетенции), но и от его личного состава, т.е. работающих в нем людей (от служебного аппарата).

Сотрудники, работающие, в частности, в органах государственного управления, выступают в роли субъектов административного права наряду с самими органами, одной из сторон административно-правового отношения – государственными служащими, а выполняемая ими работа есть государственная служба.

Под государственной службой в широком смысле понимается трудовая деятельность работников, выполнение ими служебных функций в государственных органах или организациях. В узком смысле под государственной службой понимается выполнение работниками служебных обязанностей в органах государственной власти (в государственном аппарате), т.е. как деятельность только служебного аппарата государственных органов. В таком понимании государственная служба есть деятельность административно-управленческого персонала.

В структуре государственной службы четко различают две группы отношений:

- во-первых, организация государственной службы, ее подготовка;

- во-вторых, служебная деятельность, осуществление каждым служащим и всеми служащими вместе своих служебных полномочий.

Следовательно, государственная служба органически связана с государством, его ролью и местом в жизни общества.

Практически сами задачи и функции государства становятся при их реализации задачами и функциями государственных служащих. К государственным служащим относятся только лица, занимающие должности в государственных организациях.

Государственная служба осуществляется на профессиональной основе, что обусловлено необходимостью непрерывного, преемственного и компетентного осуществления деятельности государственных организаций. Государственная служба выступает в качестве связующего звена между государством и гражданином. Среди основных задач государственной службы центральное место отводится защите прав и свобод человека и гражданина, созданию необходимых условий для развития личности, укреплению основ гражданского общества. Служба призвана выполнять роль действенного средства упорядочения деятельности государственного аппарата.

Понятие государственной службы объединяет главные элементы содержания служебной деятельности: а) государственная служба в Республике Беларусь — это профессиональная деятельность лиц, занимающих должности в государственных органах и их аппарате; б) она является частью или одной из сторон организационной деятельности государства; в) эта организационная деятельность направлена на комплектование личного состава государственных органов и других организаций, а также правовое регулирование работы государственных служащих; г) содержание деятельности государственных служащих состоит в практическом выполнении задач и функций государства; д) особенность государственной службы связана с оплатой работы лиц, пребывающих на ней (из государственных средств).

Важно подчеркнуть, что названные элементы указывают также на большую организаторскую роль государства в решении проблем управления разными отраслями и сферами, поскольку от профессиональных знаний кадров управления зависит выполнение его задач и функций.

Такой подход основывается на выделении двух основных форм трудовой деятельности людей:

- непосредственное создание материальных ценностей и

- осуществление административно-обслуживающих функций.

В процессе государственной службы реализуются задачи и функции государственных органов. Этот вид социальной деятельности носит государственно-властный характер и осуществляется гражданами, которые именуются государственными служащими, т.е. лицами, занимающими в установленном порядке ту или иную должность в государственном органе, организации.

Государственный орган - это образованная в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, иными законодательными актами организация, осуществляющая государственно-властные полномочия в соответствующей сфере (области) государственной деятельности.

Под государственными органами понимаются также государственные учреждения и иные государственные организации, обеспечивающие деятельность Президента Республики Беларусь или государственных органов, работники которых в соответствии с законодательными актами, закрепляющими их правовой статус, являются государственными служащими.

Государственные функции осуществляются лицом, который занимает определенную государственную должность.

Под должностью понимается комплекс обязанностей и прав, а также ответственность, определяющие содержание деятельности служащего, его место и роль в системе государственных структур.

Лицо, занимающее должность, за вознаграждения осуществляет разнообразные должностные функции: управленческие (руководитель органа, учреждения и др.), правоохранительные (сотрудник милиции и др.), социально-культурные (учитель, врач и др.), обслуживающие (делопроизводитель, секретарь и др.) и т.п.

Государственная должность - должность, предусмотренная Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом и иными законодательными актами, либо должность, учрежденная в установленном законодательством порядке как штатная единица государственного органа с определенным для занимающего ее лица кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа.

Должности, включенные в штатное расписание государственного органа в целях технического обслуживания и обеспечения деятельности этого органа в соответствии с перечнем, определяемым Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им государственным органом, не относятся к государственным должностям.

Действующее законодательство Республики Беларусь, в целях повышения эффективности работы с кадрами, улучшения системы учета, подбора, подготовки и расстановки кадров закрепило еще такой формальный признак государственной должности как создание кадровых реестров: Главы государства Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь, областных и Минского городского исполнительных комитетов.

Кадровый реестр – это система учета государственных должностей государственных органов Республики Беларусь.

Таким образом, государственная должность характеризуется следующими признаками:

1. часть организационной структуры (штатная единица) органа государственной власти;

2. закрепленный правовыми актами устойчивый комплекс обязанностей и прав, связанный с осуществлением государственных функции и рассчитанный на одного человека;

3. установлена актом государственного органа;

4. внесена в кадровый реестр государственных должностей.

Государственная служба опосредуется правом. Она является сложным правовым институтом, отдельные стороны которого регулируются правовыми нормами различных отраслей права (конституционного, гражданского, трудового, финансового и др.). Например, нормами трудового права регулируются правила для всех категорий служащих:

а) о дисциплинарной ответственности;

б) о продолжительности рабочего времени;

в) о продолжительности отпусков и т.д.;

г) финансовые нормы, устанавливающие должностные оклады, начисление и порядок взимания налогов и др.

Административно-правовые нормы, регулирующие вопросы государственной службы, составляют часть этого института и самостоятельный институт административного права. Административное право обслуживает главным образом исполнительную власть.

Как административный институт государственная служба представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих порядок возникновения и прекращения государственно-служебных отношений, права и обязанности, правовое положение государственных служащих, условия и порядок прохождения ими государственной службы, виды их поощрения и ответственности.

Государство, организуя и формируя свою государственную службу, использует в этих целях прежде всего закон, право.

В Республике Беларусь отсутствует правовой акт, который бы регулировал весь комплекс основных вопросов государственной службы. Она осуществляется в соответствии с Конституцией

Республики Беларусь, иными правовыми актами. К ним относятся Трудовой кодекс Республики Беларусь, Закон Республики от 14 июня 2003 г. N 204-З (с изм. и доп.) «О государственной службе в Республике Беларусь». Однако в ст. 7 этого Закона установлено, что его действие не распространяется на военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, если иное не предусмотрено законодательными актами.

Принципиально важную роль в регулировании государственной службы играют законы Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» (с изм. и доп.), «Об органах внутренних дел Республики Беларусь».

К специальным нормативным актам относятся законы Республики Беларусь:

1) О статусе военнослужащего: Закон Республики Беларусь от 4 января 2010 г. N 100-З. (с изм. и доп.);

2) О воинской обязанности и воинской службе: Закон Республики Беларусь от 5 ноября 1992 г. N 1914-XII (с изм. и доп).

В различных правовых актах предусматриваются особенности государственной службы в таможенных, налоговых и иных государственных органах.

В систему правовых актов о государственной службе входят уставы и положения о дисциплине, действующие в ряде отраслей и сфер государственной деятельности, положения о конкретных органах и их подразделениях, содержащие нормы о статусе тех или иных должностных лиц, должностные инструкции и др.

Говоря о видах государственной службы, надо учитывать, что в основу деления государственной службы на виды положен принцип разделения властей, специфика сфер и отраслей государственной деятельности.

В соответствии с принципом разделения властей различаютгосударственную службу в органах: - представительной, - исполнительной и - судебной властей, а также службу в иных государственных органах (например, в прокуратуре, контрольно-надзорных органах, Комитете государственного контроля и др.).

 

С учетом специфики сфер и отраслей государственной деятельности государственная служба подразделяется: - на военную, - службу в органах внутренних дел, - службу в налоговых органах и др.

Для всех видов службы характерно наличие специального законодательства, регулирующего службу (например, Положение о прохождении службы в органах внутренних дел и др.), строгую субординацию воинских, специальных и иных званий и других особенностей прохождения службы. Проводимое в стране реформирование государственной службы имеет своей целью обеспечить четкую, эффективную и экономную деятельность государственного аппарата, предотвратить возможность использовать его в партийных или групповых интересах.

Государственная служба основывается на определенных принципах, которые являются основополагающими.

Принципы государственной службы – это основные, концептуальные начала, догмы и положения, на которых держится вся система государственной службы в Республике Беларусь.

Вопрос о принципах государственной службы является важнейшим в структуре института государственной службы, правовой системы не только Республики Беларусь, но и других стран.

Принципы лежат в основе формирования и функционирования государственных органов (представительной, исполнительной и судебной власти). В ст. 6 Закона «О государственной службе в Республике Беларусь» раскрывается система принципов государственной службы.

Принципы государственной службы Государственная служба основывается на принципах: - верховенства Конституции Республики Беларусь; - служения народу Республики Беларусь; - законности; - приоритета прав и свобод человека и гражданина, гарантий их реализации; - гуманизма и социальной справедливости; - единства системы государственной службы и ее дифференциации исходя из концепции разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную; - гласности; - профессионализма и компетентности государственных служащих; - подконтрольности и подотчетности государственных служащих, персональной ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение ими своих служебных обязанностей; - добровольности поступления граждан на государственную службу; - равного доступа граждан к любым должностям в государственной службе и продвижения по государственной службе в соответствии с их способностями, профессиональными знаниями и образованием; - стабильности государственной службы в целях обеспечения преемственности власти; - экономической, социальной и правовой защищенности государственных служащих.
Таким образом, государственная служба в Республике Беларусь — это профессиональная деятельность лиц, занимающих должности в государственных органах и их аппарате с целью практического выполнения задач и функций государства и получающих заработную плату из государственных средств.

Вывод по вопросу:

Под государственной службой в широком смысле понимается трудовая деятельность работников, выполнение ими служебных функций в государственных органах или организациях. В узком смысле под государственной службой понимается выполнение работниками служебных обязанностей в органах государственной власти (в государственном аппарате), т.е. как деятельность только служебного аппарата государственных органов. В таком понимании государственная служба есть деятельность административно-управленческого персонала. Государственная служба имеет виды и основывается на определенных принципах, которые являются основополагающими.

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 228.