Основные правовые системы несостоятельности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Основные действующие лица конкурсного процесса,— должник и его кредиторы. Правовая система конкретного государства может быть направлена на предоставление определенной поддержки той или иной стороне — должнику либо кредиторам. В зависимости от этого выделяют различные мировые системы построения конкурсного законодательства (точнее, его направленностей).

В литературе делят существующие системы несостоятельности (банкротства) на продолжниковские и прокредиторские. Суть первой системы сводится к защите интересов должников, которые по тем или иным причинам попали в тяжелое финансовое положение, государство стремится создать для таких субъектов все необходимые условия по выходу из критической ситуаций, в том числе помочь должнику освободиться от долгов и получить возможность нового старта. Продолжниковские системы действуют, например, во Франции и США.

Вторая система несостоятельности применяется в Европе, (за исключением Франции), Для нее главным является защита интересов кредиторов путем полного удовлетворения их требований и под жестким контролем за сохранностью активов должника и оперативной его ликвидацией. При этом, как правило, исключается возможность предъявлять иски к третьим лицам.

В.В. Степанов отмечает, что в литературе предложены и рассмотрены три основные модели (концепции) несостоятельности. Первая (концепция Манфреда Бальца) преследует цель создания механизмов эффективного распределения максимизированных активов должника. Вторая (английская система) -— для действенного распределения активов и защиты кредитного обращения. Третья (американская, французская, российская системы) —для эффективного распределения и выполнения макроэкономических функций. В последнем случае — это обеспечение стабильности и устойчивого роста национальной экономики, что согласуется с основной идеей о первопричинах возникновения и развития права. С этой точки зрения необходим такой механизм правового регулирования несостоятельности (банкротства), который позволил бы найти разумный баланс между созданием максимальных условий для сохранения действующих предприятий и степенью ущемления прав кредиторов.

Наибольший интерес представляет классификация, предложенная М.В. Телюкиной, поскольку она является более подробной. Она выделяет пять систем: радикально-продолжниковую, умеренно-продолжниковую, нейтральную, умеренно-прокредиторскую, радикально-прокредиторскую.

При радикально-продолжниковой системе законодательство строится исходя из предположения о том, что финансовые трудности, испытываемые должником, являются временными и случайными, следовательно, серьезное внимание уделяется восстановительным процедурам, которые легко вводятся и достаточно протяженны во времени. Реабилитационные процедуры даже в случае невозможности полного удовлетворения всех требований могут не оканчиваться ликвидацией, т.е. по окончании реализации имущества и расчетов с

Кредиторами должнику может даваться возможность начать бизнес, будучи свободным от прежних долгов. Кроме того, в условиях продолжниковой направленности законодательства должнику предоставляются льготы при заключении мирового соглашения. Все это ставит в невыгодное положение кредиторов, а также снижает вероятность спасения бизнеса предприятия-должника.

Наиболее характерна продолжниковая направленность для конкурсных законодательств Франции и США.

Противоположное отношение к должникам демонстрирует прокредиторская система.

Прокредиторская направленность законодательства состоит в том, что должник презюмируется недобросовестным, а соответственно его руководство — ответственным за возникшие финансовые трудности. Основной целью данной системы является не спасение должника, а как можно более полное и быстрое удовлетворение требований кредиторов. Поэтому прокредиторские законодательства допускают сравнительно легкую процедуру продажи бизнеса должника (даже если это неминуемо приведет к ликвидации должника).

Поскольку должник презюмируется неспособным вести дела, то сразу же после возбуждения конкурсного процесса вводятся жесткие ограничения для его руководства, устанавливается строгий контроль за имуществом. Реабилитационные процедуры могут вводиться не по желанию должника, а только по инициативе кредиторов. При отсутствии такой инициативы проводится оперативная ликвидация.

Таким образом, прокредиторские системы направлены на то, чтобы защитить интересы кредиторов, что можно сделать, как правило, только путем быстрой ликвидации либо продажи бизнеса — пока стоимость имущества (в том числе бизнеса) должника не уменьшилась.

Наиболее сильная прокредиторская система существует в Великобритании.

Нейтральная система состоит в том, что нормы конкурсного законодательства направлены на достижение баланса интересов должника и кредиторов, т.е. в этом случае закон не предоставляет явных преимуществ одной стороне в ущерб другой; кроме того, значительными полномочиями обладает арбитражный суд. Должник и кредиторы находятся приблизительно в равном положении, поскольку закон делает попытку учесть их интересы одновременно. Никаких презумпций в отношении добросовестности должника не устанавливается, зато существуют механизмы, позволяющие выявить характер финансовых сложностей, испытываемых должником. И если эти сложности могут быть преодолены, то судом вводятся реабилитационные процедуры (возможно, и против воли кредиторов). Для нейтральной системы характерно отсутствие выбора между спасением должника и спасением бизнеса. Это означает, что закон предоставляет возможность восстановления и только в рамках восстановительных процедур допускает продажу бизнеса (конечно, при определенных обстоятельствах это может привести к снижению привлекательности и стоимости бизнеса).

Систему российского права можно назвать нейтральной, каковой считают ее многие ученые.

Мы остановились на характеристике крайних (продолжниковой и прокредиторской) и нейтральной систем; соответственно умеренно-продолжниковая и умеренно-прокредиторская системы выражают отмеченные выше характеристики не так ярко, уделяя внимание защите интересов и противоположной стороны.

Вместе с тем, реально достаточно сложно оценить систему несостоятельности в той или иной стране, тем более, что крайние формы несостоятельности встречаются крайне редко, чаще законодатель все же пытается учесть интересы, как кредиторов, так и должников.

Следовательно, необходимо выделение определенных критериев оценки направленности конкурсного законодательства (оценка в соответствии с этими критериями позволит сделать вывод о системе любого закона либо о направленности изменений, вносимых в тот или иной конкурсный закон).

Можно выделить следующие критерии:

1) правовое положение кредиторов.

2) возможности, направленные на восстановление должника.

3) определение судьбы имущества, переданного должнику во

временное пользование

4) возможность привлечения каких-либо лиц к ответственности по обязательствам должника.

5) возможность продажи бизнеса

В рамках первого критерия оценка производится по следующим параметрам: конкретные возможности по инициированию конкурсного процесса; объем прав, которыми наделен кредитор; возможности по обращению кредиторов в суд с жалобами на действия должника либо управляющих; порядок определения количества голосов, которым обладает на собрании конкретный кредитор; {порядок допуска к участию в собраниях кредиторов, в том числе подавших свои требования с нарушением установленных порядка и сроков; возможность (степень ее осуществления) кредиторов, чьи требования обеспечены залогом имущества должника, изъять предмет залога и получить преимущественное удовлетворение из его стоимости и др.

Естественно, чем больше положительных ответов дает закон на каждый из поставленных вопросов, тем более прокредиторской может бьпъ названа система этого закона (и наоборот — продолжниковые системы предоставляют кредиторам меньше возможностей);

В рамках второго критерия можно выделить следующие параметры оценки: легкость введения по инициативе должника реабилитационных процедур; степень допустимого вмешательства суда при инициировании должником либо кредиторами введения восстановительных мероприятий; возможность осуществления реабилитационных процедур самим должником, т.е. его руководством; наличие механизма проверки и опровержения действий субъекта, осуществляющего проведение восстановительных процедур.

Соответственно, чем больше у должника возможностей, направленных на реабилитацию, тем более продолжниковой является система закона;

В рамках третьего критерия можно использовать следующие параметры: возможность собственника изъять имущество, переданное должнику, в отношении которого возбужден конкурсный процесс; возможность должника пользоваться чужим имуществом, например, до окончания восстановительных процедур; возможность включения в конкурсную массу имущественных прав, которыми обладает должник.

Соответственно, чем легче допускается изъятие собственником имущества у должника, тем сложнее должнику продолжать пользоваться чужим имуществом (даже если это необходимо для целей восстановления его платежеспособности), тем более прокредиторской является направленность закона;

При четвертом критерии учитываются следующие параметры: количество субъектов, которые могут быть привлечены к субсидиарной ответственности; условия (степень легкости) привлечения субъекта к ответственности по долгам должника (например, наличие или отсутствие вины субъекта); объем субсидиарной ответственности; порядок осуществления ответственности.

Чем легче привлечь третьих лиц к ответственности по долгам должника, тем более прокредиторской является направленность системы, если средства, полученные от реализации этой ответственности, поступают к конкретным кредиторам. Если же эти средства направляются в конкурсную массу, то мы можем сделать вывод о продолжниковом характере данных норм.

По пятому критерию учитываются срок (быстрота) продажи, наличие дополнительных условий для продажи, возможность продажи на стадии реабилитации или только в ходе конкурсного производства. Нормы прокредиторских систем направлены на как можно более быструю продажу бизнеса должника. Дело в том, что нередко продажа бизнеса выгодна кредиторам, так как они получают удовлетворение из стоимости имущественного комплекса (а на начальных стадиях банкротства эта стоимость еще не успевает сильно понизиться), но невыгодна должнику, так как он лишается имущества, а следовательно» и надежды на восстановление платежеспособности. В прокредиторских системах управляющий сразу после возбуждения производства по делу о банкротстве начинает искать покупателя бизнеса и, найдя его, осуществляет (как правило, с согласия кредиторов) продажу. В большинстве случаев это приводит к неизбежной ликвидации должника.

Продолжниковые системы либо не допускают продажи бизнеса на ранних стадиях банкротства, либо сопровождают ее условиями, направленными на соблюдение интересов должника.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 487.