Программа по развитию представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В соответствии с общими задачами нашего исследования на формирующем этапе было необходимо разработать программу, направленную на развитие представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр.

Задачи:

- разработать комплекс НОД по развитию представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр;

- практически реализовать разработанный комплекс НОД;

- сравнить результаты уровней развития представлений о геометрических фигурах до и после проведения программы.

Рассмотрим последовательно решение этих задач.

Программа была разработан нами с учетом:

1) гипотезы исследования;

2) выводов, сделанных при анализе теоретических положений об особенностях развития представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста;

3) проблем развития представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста, выявленных по итогам проведения констатирующего эксперимента.

Цель программы: увеличение уровня развития представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр.

Основные задачи программы:

–  осуществить подбор игр, направленных на увеличение уровня развития представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста;

–  продумать использование художественных средств в играх для увеличения уровня развития представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста;

–  разработать и реализовать НОД;

–  оценить их эффективность.

Всего было проведено 7 занятий, по 2 занятия в неделю.

Продолжительность одного занятия: 40 минут.

Опишем ход занятий:

1. Приветствие – 5 минут;

2. Основная часть – 30 минут;

3. Подведение итогов занятия – 5 минут.

Всего на каждом занятии проводилась 1 дидактическая игра, итого 7 игр.

В ходе работы по увеличению уровня развития представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста нами были использованы следующие дидактические игры.

1. Дидактическая игра в старшей группе «Геометрические лото».

Цель: развивать внимание, память, логическое мышление. Закрепить знания о геометрических фигурах и цветах, умение ориентироваться на плоскости.

Оборудование: карточки с нарисованными геометрическими фигурами разных форм и цветов, конверт или мешочек для раздаточных фигур, которые соответствуют фигурам на карточках.

Ход дидактической игры:

Вниманию детей предлагаются дидактические карточки с нарисованными геометрическими фигурами. Воспитатель предлагает детям выбрать ведущего или (если игра проводится впервые) становится ведущим сам. Дети разбирают карточки. Ведущий вытаскивает из мешочка геометрическую фигуру и показывает ее не называя, ребенок, у которого на карточке есть эта фигура, должен назвать ее и сказать какого она цвета. Тот ребенок, у которого фигуры закроются быстрее, то и выигрывает, и назначается следующим ведущим. Игра проводится несколько раз по желанию детей.

2. Дидактическая игра для старшего дошкольного возраста «Цветное лото».

Игра состоит из 20 карточек. Каждая карточка разделена на три ряда. В каждом ряду размещено разное количество фигур в разном порядке, разного цвета.

Цель игры – закреплять знания детей о геометрической фигуре;

- умение различать и находить нужную фигуру по заданному цвету;

- закреплять умения детей в счёте предметов до 10;

- научить различать и находить нужную ячейку по поставленной задаче;

- развивать внимание и усидчивость.

3. Ход игры – скопировать изображение с карточки в ячейки, соблюдая порядок и цвет фигуры «Назови свой автобус».

Цель: упражнять в различении круга, квадрата, прямоугольника, треугольника, находить одинаковые по форме фигуры, отличающиеся цветом и размером,

Содержание. В. ставит на некотором расстоянии друг от друга 4 стула, к которым прикреплены модели треугольника, прямоугольника и т. д. (марки автобусов). Дети садятся в автобусы (становится в 3 колонны за стульями Педагог-кондуктор раздает им билеты. На каждом билете такая же фигура как на автобусе. На сигнал «Остановка!» дети идут гулять, а педагог меняет модели местами. На сигнал «В автобус» дети находят сбои автобус и становятся друг за другом. Игру повторяют 2-3 раза.

4. «Выложи фигуру»

Цель. Учить детей действовать по образцу, запоминать и точно воспроизводить его. Воспитывать внимание, усидчивость.

Игровое задание. Рассмотреть и запомнить образец. Самостоятельно выложить фигуру, проверить правильность выполненной работы (сверить с образцом).

Оборудование. Коробочки с цветными палочками разной величины, образцы, фишки.

5. Игра «Назови одним словом»

Цель: Развитие умения называть геометрические фигуры одного вида обобщающим словом.

Материал: Геометрические фигуры одного вида (большие и маленькие квадраты; разноцветные треугольники и т.д.).

Содержание игры: перед ребенком выкладываются 4 карточки с изображением геометрических фигур одного вида. Ребенок должен назвать фигуры одним словом.

6. Игра «Подбери по величине»

Цель: Развитие умения классифицировать геометрические фигуры по одному признаку (размер).

Материал: Геометрические фигуры (квадраты, прямоугольники, круги и т.д.) двух размеров - большие и маленькие.

Содержание игры: Педагог кладет на стол два круга. Около большого круга дети кладут большие фигуры. Около маленького круга - маленькие.

7. Игра «Чудесный мешочек».

Хорошо знакома дошкольникам. Она позволяет обследовать геометрическую форму предметов, упражняться в различении форм. В мешочке находятся предметы разных геометрических фигур. Ребенок обследует их, ощупывает и называет фигуру которую хочет показать. Усложнить задание можно, если ведущий дает задание найти в мешочке какую-то конкретную фигуру. При этом ребенок последовательно обследует несколько фигур, пока не отыщет нужную. Этот вариант задания выполняется медленнее. Поэтому целесообразно, чтобы чудесный мешочек был у каждого ребенка.

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 166.