Особенности представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Поведение человека любого возраста напрямую зависит от особенностей возрастного периода, в котором он находится. Особенно выражена эта зависимость у детей, ведь их психическое развитие происходит более стремительно, чем у взрослых.

Охарактеризуем основные особенности детей старшего дошкольного возраста.

Дошкольным считается возраст от 5 до 7 лет.

У многих детей в дошкольном возрасте происходит признание себя как личности, они внутренне ощущают себя взрослыми, способными запомнить и переработать множество информации, хорошо владеют речью, самостоятельно одеваются, кушают и убирают за собой игрушки. К началу старшего дошкольного – младшего школьного возраста, у ребенка уже достаточно интенсивно развивается произвольная память, а также намеренное запоминание. Это происходит благодаря активной игровой деятельности и специально организованному обучению. Происходит формирование наглядно-образных форм мышления детей. Благодаря этому ребенок уже не нуждается в самом предмете для осуществления мыслительных операций. Это значительно расширяет теоретическое мышление ребенка.

В дошкольном детстве также развивается и совершенствуется качественно новый процесс, к этому возрасту начинающий играть ключевую роль в развитии ребенка – воображение. Оно может носить как познавательный, так аффективный характер. То есть, в зависимости от ситуации может как способствовать интеллектуальному развитию ребенку, так и становиться источником положительных эмоций.

В целом, познавательная активность детей старшего дошкольного возраста остается по-прежнему высокой. Ребёнок задает взрослым много вопросов, он старается как можно глубже изучить окружающий его мир.

Этот возрастной период отличается особой динамичностью: ребенок совершает скачок в психологическом и физическом развитии, совершенствуются его тактильные навыки, память, внимание и воображение. Ребенку особенно нужно внимание родителей, взрослых он начинает воспринимать как учителей и наставников, перенимая их манеры и поведение. В этом возрасте в группах дети происходит развитие лидерских качеств, они принимают в рамках своего круга социальные роли.

Старший дошкольный возраст – это жизненный этап человека, где формируются особенности его личности и его психология, развиваются его способности к обучению и творчеству. У детей начинает формироваться система ценностей, понимание того, что ему интересно, а что нет. В его сознании появляются новые социальные потребности, они стремятся не просто общаться со сверстниками, а завоевывать их внимание и признание. Именно на этом этапе зарождается стремление быть первым, формируется собственная воля, желания перестают быть непроизвольными.

Именно в этом возрасте человек постигает моральный аспект существования: формируется совесть, чувство вины, целеустремленность. Благодаря этому у детей появляется искреннее желание пойти в первый класс .

Особенности этого возраста заключаются в том, что происходит развитие эмоциональных процессов, их переживания становятся глубже и сложнее. Формируется сочувствие, сопереживание, ребенок еще не может полностью оценивать происходящее глазами другого человека, но уже понимает, что значит сопереживать.

У ребенка формируется психологическая система моральных и этических ценностей, выстроенная на основе принятых в обществе понятий.

В этом возрасте отмечается развитие первых мыслей о том, чтобы повзрослеть. Ребенок воспринимает родителя как надежного друга, наставника, учителя и помощника, человека, который может и умеет абсолютно все. Ребенок стремится быть лучше и завоевывать авторитет среди сверстников, а главный авторитет для него в таком возрасте – взрослый. Ребенок проецирует себя на своих родителей и хочет не просто быть похожим на них, а быть как они.

Старший дошкольный возраст завершает кризис семи лет, знаменующий переход дошкольника в возрастной период младшего школьника. Ребенок теряет былую непосредственность, это связано с тем, что он начинает действовать не только эмоционально, но включает в определенный момент интеллектуальную составляющую. Начиная злиться, он осознает себя злящимся, начиная плакать, он осознает, что расстроен. Восприятие перемещается из области чувственного в область сознательного, то есть, ребенок может воспринимать и в то же время обобщать происходящее, то есть называть словом предмет.

Таким образом, дошкольное детство - возрастной этап, в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека. Это период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребёнка, самостоятельности и становления основ индивидуальности. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно.

Математика в любом возрасте является одним из наиболее значимых, предметов. Однако именно он зачастую вызывает у учащихся немалые трудности. Кроме того, изучение этого предмета благотворно сказывается на познавательных способностях ребенка (мышлении, памяти, речи). Математические навыки совершенствуют эмоционально-волевую сферу, формируют настойчивость и целеустремленность. Также математика совершенствуется основы воображения ребенка.

Понятие «математическое развитие дошкольников» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий. В процессе усвоения элементарных математических представлений дошкольник вступает в специфические социально-психологические отношения со временем и пространством (как физическим, так и социальным); у него формируются представления об относительности, транзитивности, дискретности и непрерывности величины и т. п. Эти представления могут рассматриваться в качестве особого «ключа» не только к овладению свойственными возрасту видами деятельности, к проникновению в смысл окружающей действительности, но и к формированию целостной «картины мира» [8].

К окончанию дошкольного периода ребенок должен обладать следующими математическими умениями и навыками:

- Способность к сравнению величин по базовым признакам; сформированность представлений о понятиях «больше-меньше», «выше-ниже» и т.д.;

- Способность к группировке предметов по их базовым свойствам (основы — величина, цвет, назначение, материал, форма);

- Способность к сопоставлению части-целого; умение собирать картинку не менее чем из 12-24 фрагментов;

- Сформированные навыки счета и умение производить математические операции с числами в пределах десяти;

- Сформированность у детей количественных и качественных представлений предмета [1].

Для овладения системой геометрических понятий и успешного применения приобретенных знаний и умений, старшим дошкольникам необходимо сначала узнать, каковы особенности геометрических фигур, как устроены их определения и из чего складывается их объем.

Геометрическое содержание рассматривается на основе практических работ, ведь изучение геометрического материала должно быть конкретным, активным, наглядным. Весь процесс обучения ведется с практическими упражнениями, при этом учащиеся будут изучать не только готовые геометрические фигуры и тела, но они сами будут создавать и воспроизводить изучаемые геометрические формы. На занятиях по математики производится моделирование разнообразных ситуаций расположения объектов в пространстве и на плоскости, изготовление объемных моделей геометрических фигур. Преобразование моделей с целью сопоставления их с геометрическими формами окружающей действительности, использование различных инструментов и технических средств обучения для проведения измерений позволяют увидеть их сходство и различие. В соответствии с этим список изучаемых геометрических понятий по математике в старшем дошкольном возрасте значительно расширился [4].

Решению задач по преодолению трудностей в изучении геометрического материала во многом способствует правильная методология организации преподавания.

Существует определенная последовательность в формировании знаний о геометрических фигурах:

- Демонстрация геометрической фигуры и называние ее.

- Обследование геометрической фигуры путем конкретных практических действий.

- Показ еще нескольких таких же геометрических фигур, но разных по цвету и величине. Сравнение геометрических фигур. При этом обращается внимание детей на независимость формы от величины и цвета фигуры [2].

Формирование пространственных и геометрических представлений у детей возможно только через восприятие ими реальных предметов окружающей действительности, материальных моделей геометрических образов. Только от них можно переходить к использованию чертежей, графиков и т.д.

На занятиях по математике широко используется наглядный материал. В качестве наглядных средств можно использовать слайды с изображением 3D фигур, помимо моделей геометрических фигур. Часто на занятиях используются реальные предметы, которые по форме тождественны или имеют сходство с изучаемыми геометрическими фигурами. Наглядностью могут послужить представленные на интерактивной доске чертежи всех геометрических фигур, единицы измерения длины, объема, площади (там, где возможно, в натуральную величину), таблицы соотношения этих мер, объемов геометрических фигур и единицы измерения площадей [22].

Для того, чтобы организовать наблюдения детей, от воспитателя требуется известная осторожность. Распространенной ошибкой является применение очень броской наглядности, когда ее дидактическая сущность затмевается сочными красками. Неопытный педагог нередко привлекает внимание детей к второстепенным деталям. Излишне разукрашивается раздаточный материал. Схема, таблица должны содержать цвет только для выделения смысла, но не для украшения.

В старшем дошкольном возрасте дети уже имеют определенные пространственные представления: впереди — позади, слева — справа, вверху — внизу, выше — ниже и т.д. Воспитатель еще раз предметами, рисунками учебника уточняет эти представления. Выясняет так же знание названий простейших геометрических фигур: треугольника, четырехугольника, круга и др. Эти названия нужны будут при работе с наглядными пособиями (кружками, квадратами и др.) еще до введения понятия об этих фигурах. Практическая часть занятий в этом возрасте базируется на моделировании и конструировании из знакомых детям материалов: пластилина, палочек, проволоки, что позволяет закрепить в памяти детей устойчивый образ фигуры [5].

Таким образом, старший дошкольный возраст – это жизненный этап человека, где формируются особенности его личности и его психология, развиваются его способности к обучению и творчеству. У детей начинает формироваться система ценностей, понимание того, что ему интересно, а что нет. В его сознании появляются новые социальные потребности, они стремятся не просто общаться со сверстниками, а завоевывать их внимание и признание. Именно на этом этапе зарождается стремление быть первым, формируется собственная воля, желания перестают быть непроизвольными.

К окончанию дошкольного периода ребенок должен обладать следующими математическими умениями и навыками:

- Способность к сравнению величин по базовым признакам; сформированность представлений о понятиях «больше-меньше», «выше-ниже» и т.д.;

- Способность к группировке предметов по их базовым свойствам (основы — величина, цвет, назначение, материал, форма);

- Способность к сопоставлению части-целого; умение собирать картинку не менее чем из 12-24 фрагментов;

- Сформированные навыки счета и умение производить математические операции с числами в пределах десяти;

- Сформированность у детей количественных и качественных представлений предмета.

В старшем дошкольном возрасте дети уже имеют определенные пространственные представления: впереди — позади, слева — справа, вверху — внизу, выше — ниже и т.д. Воспитатель еще раз предметами, рисунками учебника уточняет эти представления. Выясняет так же знание названий простейших геометрических фигур: треугольника, четырехугольника, круга и др. Эти названия нужны будут при работе с наглядными пособиями (кружками, квадратами и др.) еще до введения понятия об этих фигурах. Практическая часть занятий в этом возрасте базируется на моделировании и конструировании из знакомых детям материалов: пластилина, палочек, проволоки, что позволяет закрепить в памяти детей устойчивый образ фигуры.

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 230.