Понятие дидактической игры в педагогической литературе
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Основным понятием нашего исследования является понятие игры.

Отметим, что к толкованию этого понятия нет однозначного подхода. Как указывал С. Л. Рубинштейн, в «Основах общей психологии», игра - одно из замечательнейших явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Прежде всего игра, поскольку речь идет об играх человека и ребенка, - это осмысленная деятельность, т. е. совокупность осмысленных действий, объединенных единством мотива [27].

По мнению Д. Б. Эльконина, в игре не только развиваются или заново формируются отдельные интеллектуальные операции, но и коренным образом изменяется позиция ребёнка в отношении к окружающему миру и формируется механизм возможной смены позиции и координации своей точки зрения с другими возможными точками зрения [44].

С. Т. Шацкий определял игру как «жизненную лабораторию детства», дающую «аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора её была бы бесполезна для человечества» [40].

Знание различных видов игры, их специфики, технологии проведения позволяет использовать все ее функции: воспитательную, развивающую, обучающую, организаторскую, коррекционную, реабилитационную, саморазвития.

В советской педагогике вопрос о классификации детских игр уточнен в трудах Н. К. Крупской. Она выделила две группы игр: игры, которые создаются и возникают по инициативе детей (творческие игры - сюжетные игры, игры- драматизации, строительные игры); игры с правилами - игры обучающие и возникающие по инициативе взрослого (дидактические игры и подвижные игры) [32].

С.Л. Новоселова предлагает в основу классификаций игр положить инициативность адресата:

- детей (театрализованные, режиссерские, строительно-конструктивные, сюжетно-ролевые);

- взрослых (дидактические, обучающие);

- досуговые (забавы, развлечения, развивающие, подвижные);

- народные (традиционно-обрядовые, архаические и т.д) [19].

Е.И. Тихеева разделяла игры на две группы:

1. свободные игры, стимулированные окружающей средой, в том числе и педагогической. Свободные игры детей в детском саду, протекают в комнатах, оборудованных разными трудовыми уголками. Это создавало своеобразную форму игры (игру - труд).

2. игры, организованные педагогом, игры с правилами, подвижные игры [28].

По типу организации игры делятся на групповые, подгрупповые и индивидуальные. Так же учитывается место организации (игры на свежем воздухе и в помещении), связь со структурой календарного планирования педагогами (игры в первую и во вторую половину дня), способ организации умственной деятельности (игра-экспериментирование, компьютерные игры). Существует классификация игр в зависимости от содержания:

- игры, отражающие повседневную реальность (бытовые, производственные, общественно-политические);

- отражающие вымышленные события (героические, фантастические, производственно - приключенческие, семейно-романтические) [36].

Ведущей формой игры в дошкольном возрасте являются сюжетно-ролевые игры.

Еще в далеком прошлом ученые указывали на важность использования сюжетно-ролевых игр именно в дошкольном возрасте. Например, А. С. Макаренко в своих трудах характеризовал роль детских игр в дошкольном возрасте как то, что сюжетно-ролевая игра имеет особое значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность: работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в сюжетно-ролевой игре [7].

Известный психолог К. Д. Ушинский определил сюжетно-ролевую игру как посильный для ребенка способ вхождения во всю сложность окружающего мира взрослых [41].

Исследователь в психологии Л. С. Выготский указывал на неповторимость сюжетно-ролевой игры. Она заключается в том, что свобода и самостоятельность играющих сочетаний со строгим, безоговорочным подчинением правилам игры. Особую роль в формировании нравственной личности ребенка играет именно сюжетно — ролевая игра [11].

Рассматривая сюжетно-ролевую игру как эффективное средство формирования уважительного отношения к своей семье у детей старшего дошкольного возраста, необходимо раскрыть понятие и структуру сюжетно-ролевой игры в целом.

Сюжетно-ролевая игра – это игра, которая направленна на активное усвоение новых социальных ролей, самореализацию, приобретение нового социального опыта.

Согласно утверждению, И. Н. Курочкина, сюжетно-ролевая игра — это высшая форма развития детской игры, в дошкольном возрасте выступает в роли ведущей деятельности [17].

Согласно утверждению, С. А. Козловой, сюжетно-ролевая игра - вид человеческой деятельности (дошкольника), направленной на отражение окружающей действительности, в частности трудовой деятельности взрослых, их жизни и общественных отношений.

Отметим, что сюжетно-ролевые игры имеют свою специфику, которые отражают самостоятельность и творчество ее участников. Самая главная отличительная черта данного вида игр является то, что ее создают сами дети. За основу в сюжетно-ролевых играх берется воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет игровые действия в созданной им самим в игровой обстановке [26].

Согласно исследованиям, Н. Я. Михайленко, сюжетно-ролевая игра имеет несколько видов.

1. Игры, отражающие профессиональную деятельность людей (моряков, строителей, космонавтов и так далее).

2. Игры в семью (дочки-матери и другие).

3. Игры, навеянные литературно-художественными произведениями (на героическую, трудовую, историческую тему) [14].

Таким образом, игра является одним из ведущих видов деятельности для ребенка дошкольного возраста. Она является ключевым средством формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений об окружающем мире, людях. Именно в дошкольном возрасте разворачивается настоящая, содержательная и насыщенная сюжетно-ролевая игра, в которой происходит воспроизведение детьми взрослого мира.

Рассматривая особенность игр в дошкольном возрасте, отметим, что у дошкольников игра начинается с договора, с совместного планирования, кто кем будет играть. Так, дети учатся общественным связям в процессе игры. С помощью игр у детей происходит и развитие физических способностей: ловкость, внимание, реакция, пластичность, вестибулярный аппарат. Благодаря играм дети дошкольного возраста получают навыки морального и эстетического поведения в обществе, приобщаются к жизни в обществе, учатся самостоятельности [25].

В дошкольном возрасте дети познают окружающий мир, пытаются подражать взрослым, показывать в игровой форме то, что видят и чем занимаются взрослые. Реальность ребенок осознает на основе чувств, опыта, воспитания, отношения к нему, особо радостные и плохие воспоминания остаются с ребёнком на всю его жизнь.

Для дошкольного возраста игры являются предметом обогащения представления об окружающем их мире. Как мы уже говорили ранее самостоятельность детей в играх – одна из основ игры. Дети старшего дошкольного возраста сами в ролевых играх выбирают сюжет, ситуации, роли и действия с завершающим результатом. Игровые роли детей становятся всё более сложными. Дети старшего дошкольного возраста умеют согласовывать и выполнять совместно определенные задачи по своим ролям в игре. Сами сюжеты детской игры становятся всё более обширные, сложные и развёрнутые. Отметим, что дети старшего дошкольного возраста склонны к коллективным играм, у них более развито чувство коллективности, складываются определённые симпатии по отношению друг к другу, присутствует солидарность и взаимопонимание [17].

В детском саду и начальной школе игры носят прежде всего учебный характер. Для этого используют такой вид игр, как дидактическая игра. Они выступают также эффективным средством развития внимания детей старшего дошкольного возраста.

Как определяет В. Н. Кругликов, дидактические игры - это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения [33].

Классификации дидактических игр очень разнообразны.

Первая классификация учитывает способы работы во время непосредственной образовательной деятельности:

- Индивидуальные игры (ученик играет самостоятельно);

- Парные игры (ученикам дается дидактическая игра в парах);

- Групповые игры (ученики делятся на группы (команды) и играют);

- Фронтальные игры (учитель может задействовать в игре весь класс) [32, с. 88].

Вторая классификация основана на характере деятельности детей (Д.Б Эльконин) [44]:

- Предметно-манипулятивная игра (ученики действуют с предметами, например, с мячом или с карточками слов),

- Сюжетно-ролевая: характеризуется определенной ролью, взятой на себя в игре, например, продавец и покупатель).

- Игра с правилами (ученики выполняют задание, соблюдая правила игры, например, эстафета).

Третья классификация основана на предметных результатах обучения учеников.

- Игры на знания предполагают, что в игре дети знание определения, правила, способа деятельности, алгоритма;

- Игры на умения предполагают, что ученикам придется применить свои умения, например, умение находить однокоренные слова (действия) [27].

Комплексные игры предполагают, что в игре будут задействованы и знания, и умения учеников. Такие игры разумнее использовать на этапе закрепления и повторения.

Также можно привести следующую классификацию дидактических игр:

1. Игры, которые ясно и наглядно отображают качества предметов. Они расширяют диапазон восприятия непосредственного окружения с помощью органов чувств, развивают органы осязания, восприятия и представления. С их участием ребенок учится вычленять из совокупного облика предмета отдельные составные свойства - цвет, форму, величину.

2. Игры, которые способствуют умственному созреванию. Они выдвигают перед ребенком ряд вопросов, требуя ответа и решения. Впервые сталкиваясь с необычными проблемами, играющий ищет выход: из создавшейся ситуации. Вещь, служащая для игры, создает условия для проявления мыслительных усилий, постепенно закрепляет привычку сопоставлять, различать, анализировать и синтезировать классифицировать и обобщать.

3. Игры, которые расширяют знания о природе и общественной жизни. Они уточняют представления о наиболее часто встречающихся животных и растениях, временах года и изменениях, наступающих при смене сезонов, учат различать виды ремесел и профессий, знакомят с правилами уличного движения, дают сведения об исторических событиях [20].

Таким образом, дидактические игры - это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения.

Можно привести следующую классификацию дидактических игр:

1. Игры, которые ясно и наглядно отображают качества предметов. Они расширяют диапазон восприятия непосредственного окружения с помощью органов чувств, развивают органы осязания, восприятия и представления. С их участием ребенок учится вычленять из совокупного облика предмета отдельные составные свойства - цвет, форму, величину.

2. Игры, которые способствуют умственному созреванию. Они выдвигают перед ребенком ряд вопросов, требуя ответа и решения. Впервые сталкиваясь с необычными проблемами, играющий ищет выход: из создавшейся ситуации. Вещь, служащая для игры, создает условия для проявления мыслительных усилий, постепенно закрепляет привычку сопоставлять, различать, анализировать и синтезировать классифицировать и обобщать.

3. Игры, которые расширяют знания о природе и общественной жизни. Они уточняют представления о наиболее часто встречающихся животных и растениях, временах года и изменениях, наступающих при смене сезонов, учат различать виды ремесел и профессий, знакомят с правилами уличного движения, дают сведения об исторических событиях.

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 230.