Тема 5.3. Творческий потенциал личности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Основные понятия и термины по теме: фантазия, воображение

План изучения темы

1. Два вида творческой фантазии: конкретный (образный) и абстрактный (логический), их связь с доминированием у человека правого и левого полушарий мозга.

2. Творческое воображение как отражение личности человека, ее психологического состояния

Краткое изложение теоретических вопросов:

       Творчество - это деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее. Творчество является высшей формой человеческой жизнедеятельности. Творчество связано со способностью человека нестандартно мыслить, выбираясь из привычной умственной колеи. Однако творчество - не особый дар избранных. Этим даром в большей или меньшей степени наделен каждый человек, поскольку творчество - это реализация неповторимости и уникальности человеческой личности. Опрос ученых и других творческих людей показывает, что основой творчества является внутренняя мотивация (интерес и любовь к делу), воображение, гибкость ума, воля, чувство юмора, трудолюбие. М. Горький писал: «Нужно любить то, что делаешь, тогда труд возвышается до творчества». Таким образом, суть творчества - это труд, рожденный внутренним мотивом. Обобщая результаты многих исследователей, можно выделить две группы мотивов творчества: внешние (стремление к материальным выгодам, к обеспечению своего положения), внутренние (удовольствие от самого творческого процесса и эстетическое удовлетворение, стремление к самовыражению). Выделяют четыре фазы творчества: подготовки, созревания идеи, озарения, проверки идеи на практике. Творческий процесс состоит из чередования сознательных и подсознательных процессов головного мозга. Каждому человеку знакомы такие ситуации, когда после долгих и упорных размышлений проблема откладывается, а затем, совершенно внезапно, порою в самом неожиданном месте, в голову приходит идея решения. Для того чтобы сдвинуться с мертвой точки при решении сложной проблемы, необходимо сознательными усилиями, многократно повторяя рассуждения, довести себя до состояния, когда все аргументы известны наизусть, проблема видна во всех деталях. Только после такой напряженной подготовки можно надеяться на успешную работу сознательного процесса. Исследователями установлено, что развитие творческого потенциала личности в большей степени зависит от особенностей обучения и воспитания, чем от возраста как такового. Поэтому чрезвычайно важная проблема - условия развития творческих возможностей. Необходимые педагогические воздействия по воспитанию творческой личности должны начинаться очень рано - в том возрасте, когда закладываются основы характера человека и определяется его внутренняя мотивационная направленность. В первую очередь важно использовать все приемы, пробуждающие умственные интересы, любознательность. Творческое решение проблемы наиболее вероятно при условии соблюдения определенных организационных мер. Синектика - процедура творческого генерирования идей, определяемая как превращение знакомого в странное, т. е. человек делает попытку заново увидеть хорошо знакомое, он преднамеренно становится на точку зрения, отличающуюся от общепринятой. Синектика может применяться как коллективно, так и в индивидуальном порядке.

Практические занятия не предусмотрены

Задания для самостоятельного выполнения

1. Выделите причины, мешающие человеку быть творческой личностью (по Г. Линдсей, К. Хилл и Р. Томпсону «Творческое и критическое мышление»).

Форма контроля самостоятельной работы: устный опрос

Вопросы для самоконтроля по теме:

1. Что понимают под творчеством?

2. Назовите четыре фазы творчества

Дата: 2019-02-25, просмотров: 225.