Раздел 4. Возрастная и педагогическая психология
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Тема 4.12. Становление характера ребёнка в обучении и воспитании

Основные понятия и термины по теме: факторы влияния на характер, характер, черты характера

План изучения темы

1. Как формируется характер?  

2. Воспитание характера ребенка

Краткое изложение теоретических вопросов:

       Множество проблем в воспитании детей возникает из-за того, что родители абсолютно не учитывают характер своего ребенка. Отец и мать берут на себя ответственность за формирование в маленьком члене общества социальных навыков, и когда ребенок ведет себя естественно, совершенно не обращая внимания на требования взрослых, родителей это расстраивает и порой даже смущает. А между тем, ведь темперамент ребенка — это врожденная характеристика. И Вы не можете его изменить, как бы Вам этого ни хотелось. Если ребенок, вопреки Вашим ожиданиям, ведет себя слишком открыто, или, наоборот, не хочет общаться с людьми, несмотря на все Ваши уговоры, Вам просто придется с этим смириться и выбрать занятие, подходящее под черты характера ребенка. Что же влияет на характер ребенка и можно ли его воспитать? Характер человека чаще всего зависит от наследственности и влияния окружающей его социальной среды. Такие характеристики темперамента малыша, как подвижность, психическая устойчивость и реактивность, являются врожденными. И перевоспитать ребенка, чтобы он был более активным или более спокойным, не получится, даже не пытайтесь. А тип воспитания, выбранный родителями, может повлиять исключительно на характер взаимоотношений в семье.

Воспитание характера ребенка. Существуют различные модели взаимоотношений между родителями и детьми. Если родители хорошо понимают своего ребенка, стараются особо не давить и учитывать его интересы, в случае конфликтов выбирают мирные способы их урегулирования (такие как объяснения, убеждение, воспитательные беседы и т.д.), не прибегают к слишком строгим наказаниям, постоянно поощряют любые достижения малыша, хвалят его и настраивают на уверенность в собственных силах, то ребенок в такой семье чаще всего характеризуется инициативностью, целеустремленностью, коммуникабельностью. Такие дети очень общительны, не дают себя в обиду и с уважением относятся к окружающим. Если же родители в качестве методов воспитания выбирают постоянный прессинг, тотальный контроль, оскорбления, угрозы и даже реальные физические наказания, то их ребенок становится замкнутым, необщительным, у него развивается множество комплексов. При этом глубоко в сознании ребенка накапливается обида, которая может вылиться в явную агрессию по отношению к окружающим. В случае, когда формирование характера у детей происходит самопроизвольно, и родители практически не участвуют в процессе воспитания, дети становятся совершенно неуправляемыми, безответственными и недисциплинированными. В определенный момент родители все же понимают, что вырастили безалаберного подростка, который не успевает в школе, приобщается к подозрительным компаниям, пробует алкоголь, и тогда им приходится жестко наказывать ребенка, мотивируя это тем, что иначе сын или дочь не понимает! Но такие наказания уже не могут исправить ситуацию. Да и в принципе наказания еще никогда ни к чему хорошему не приводили. Родители находят множество отговорок, рассказывают о том, что их ребенок особенный, что другие дети, как дети, а с их сыном или дочерью просто невозможно найти общий язык. И все подобные разговоры сводятся к выводу о том, что ребенок обладает ужасным характером, и с этим уже ничего не поделаешь. Но на самом деле, отношения между родителями и детьми зависят, прежде всего, от родителей. У детей действительно бывают кризисные периоды, в 4 года, в первом классе школы, в переходном возрасте и т. д. В такие моменты ребенок действительно начинает беспричинно капризничать, отказывается слушать родителей, порой не реагирует на их просьбы. Но такие периоды довольно быстро проходят, и ребенок меняется. А вот родителям порой бывает трудно сменить гнев на милость, а свой боевой настрой на нежность и ласку. И получается, что ребенок уже нормально себя ведет, а мама все еще по инерции ругает его за любую мелочь. Ребенку приходится соответственно реагировать на грубость уже со стороны мамы. Агрессия начинает нарастать, как снежный ком. И характер ребенка здесь совершенно ни при чем. Все дело в Ваших с ним взаимоотношениях. Воспитание характера ребенка очень важно для дальнейшего его развития. Постарайтесь выстраивать отношения со своим ребенком, основываясь на взаимоуважении и доверии. Не отвечайте грубостью на грубость. Обязательно прощайте ребенку все обиды и всегда давайте ему шанс исправиться. И тогда отношения в Вашей семье будут спокойными и гладкими. Характер – это, конечно, важно, но каким бы ни был темперамент Вашего малыша, будьте уверенны, он не способен повлиять на Вашу взаимную любовь и уважение. Посейте поступок, и вы пожнете привычку, посейте привычку, и вы пожнете характер, посейте характер, и вы пожнете судьбу. У.Теккерей. Воспитывая своих детей, каждый из родителей стремится развить у ребенка именно те лучшие качества характера, которые сделают его жизнь максимально успешной и счастливой. Характер представляет собой довольно стабильное сочетание черт личности и в значительной степени формирует уже к трем годам, когда, по мнению психологов, завершается формирование «ядра личности». В период до трех лет формируются такие важные социальные навыки, как умение общаться с окружающими, чувство собственности, способность быть частью коллектива (семьи, группы), способность самостоятельно принимать решение и воздействовать на окружающих (задатки лидерства). Как формируется характер? От чего зависит характер ребенка? В первую очередь от воспитания. Некоторые родители возразят: а как же наследственность? Ведь не секрет, что дети часто походят характером на папу или маму. Но в значительной степени «наследственность» характера обусловлена именно воспитанием – ведь именно родители являются для ребенка образцом для подражания. Глядя на них, он учится реагировать на те или иные ситуации. Причем главную роль в воспитании ребенка играют действия окружающих его взрослых, а не слова и поучения. Если родители часто шумно ссорятся, то малыш учится решать все проблемы путем скандала, сколько ни объясняй ему, что кричать и ругаться некрасиво. Если мама с папой мало общаются с внешним миром, то и детям неоткуда будет научиться общительности. Конечно, темперамент и другие, заложенные до рождения факторы, также играют свою роль при формировании характера ребенка. Ярко выраженный меланхолик вряд ли вырастет балагуром и оптимистом. А легко возбудимый малыш не сравнится в усидчивости с более спокойными детьми. Однако при помощи правильного воспитания можно в некоторой степени скорректировать выраженность тех или иных индивидуальных черт ребенка. Можно сказать, что характер – это результат смешения воспитания и того, что задано природой. Становление характера у детей Формирование тех или иных черт характера невозможно без учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка. Не стоит сердиться на малыша, если он не всегда оправдывает ожидания родителей, особенно если эти ожидания противоречат темпераменту и возрасту ребенка. Всегда помните, что развитие определенных черт происходит в разное время, и если вы замечаете, что ребенок вдруг перестал делиться игрушками с другими детьми, то не стоит кричать и отбирать любимую машинку или куклу силой, просто в этот период происходит развитие чувства собственности и осознание понятия «мое – чужое». Следует сначала ласково объяснить своему чаду всё, что касается своей или чужой вещи, и когда необходимо делиться, а когда этого можно не делать. После этого стоит предложить вариант игры, когда у вашего ребенка будет возможность принять решение отдать игрушку, а потом вариант, когда ему отдавать не придется. Беспокойство должны вызывать только те случаи, когда ребенок настойчиво реагирует на различные ситуации одним и тем же неправильным поведение на протяжении довольно длительного периода. В этом случае стоит вначале в игровой форме отвлечь ребенка, а потом попробовать переиграть ситуацию с возможностью приемлемого реагирования. Обучение, воспитание и развитие необходимых черт характера и навыков необходимо проводить в игровой манере, ставя перед ребенком задачи и ласково подталкивая его к правильному выбору. Но самое главное, что должны помнить родители, что формирование характера ребенка идет каждую секунду, а не в отведенные для этого часы. И собственный пример родителей и ближайшего окружения ребенка – самый сильный фактор, влияющий на становление характера. .

Практические занятия не предусмотрены

Задания для самостоятельного выполнения: проработка лекционного материала

Форма контроля самостоятельной работы: устный опрос

Вопросы для самоконтроля по теме:

1. Как формируется характер?  

2. Воспитание характера ребенка (рекомендации для педагогов и родителей)

Дата: 2019-02-25, просмотров: 229.