Раздел 5. Основы психологии творчества
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Тема 5.1. Теоретические основы психологии творчества

Основные понятия и термины по теме: творчество, стадии творчества, гибкость ума, риск, критичность мышления

План изучения темы

1. Понятие творчества, творческой деятельности.

2.Значение творческой деятельности в жизни человека, общества.

3.Стадии творческого процесса.

4. Психологические составляющие творческой деятельности: гибкость ума, систематичность и последовательность мышления, диалектичность, готовность к риску и ответственность за принятое решение.

Краткое изложение теоретических вопросов:

       ТВОРЧЕСТВО КАК ФЕНОМЕН ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ни одна область целенаправленной людской активности, как, заметим, и человеческая деятельность в целом, не была предметом столь пристального изучения и внимания, как творчество. Творчество - деятельность, направленная на создание нового, никогда ранее не существовавшего, поэтому оно отличается неповторимостью, оригинальностью и уникальностью. В результате творчества создаются новые объекты и качества, схемы поведения и общения, новые образы и знания. Творчество - многоликий феномен. Поэтому разные грани творчества становились предметом исследования в различные эпохи. Внутри творчества проступали разные аспекты - объектный, эмоциональный, информационный, коммуникативный, психологический, личностный. Кто является субъектом творчества? Можно поставить этот вопрос иначе: творит природа или человек? Если рассматривать «креативность» в качестве онтологической основы мира, то возможен и такой ответ: и природа, и человек… Идея «творящей природы» не нова. Ее можно обнаружить в мифах всех народов. Пантеизм как учение о том, что есть Бог, немыслим без этой мировоззренческой установки. По его мнению, универсум живет, растет в процессе творческого сознания и свободно развивается в соответствии с внутренне присущим ему стремлением к жизни, жизненным порывом. В той же мере психический индивид, по Бергсону, представляет собой текучее, не связанное разумом неделимое многообразие. Жизнь может быть постигнута благодаря собственному переживанию, интуиции. «Я вдыхаю запах розы, и в моей памяти тотчас воскресают смутные воспоминания детства. По правде сказать, эти воспоминания вовсе не были вызваны запахом розы; я их вдыхаю с самим этим запахом, с которым они слиты. Другие воспринимают этот запах иначе. - Вы скажете, что это все тот же запах, но ассоциированный с различными представлениями. Я с вами согласен, но не забывайте, что вы сначала исключили из разных впечатлений, полученных от розы, все личное. Вы сохранили только объективный аспект, то, что в запахе розы относится к общей области и, так сказать, к пространству. Впрочем, лишь при этом условии можно было дать розе и ее запаху особое название. И тогда пришлось бы для различения наших индивидуальных впечатлений присоединить к общей идее запаха розы специфические свойства» Будучи человеческим творением, культура как бы стоит над природой, хотя ее источником, материалом и местом действия является природа. В органическом мире есть существа активные, создающие нечто, обусловленное инстинктом. Человеческая же деятельность не дана природой всецело, хотя и связана с тем, что природа дает сама по себе. Активность человека свободна в том смысле, что выходит за рамки инстинкта. Природа человека, рассматриваемая без этой разумной деятельности, ограничена только способностями восприятия и инстинктами или же рассматривается в зачаточном и неразвитом состоянии. Но в том-то и дело, что человек способен на такую активность, которая не ограничивается природой, рамками вида. Он переходит от одной формы деятельности к другой. Человек сделал шаг к разрыву с природой только в том смысле, что стал возводить на ней свой, человеческий мир, мир культуры как дальнейшую ступень мировой эволюции. С тех пор развитие продолжается через культуру. Вместе с тем человек остается соединительным звеном между природой и культурой. Более того, его внутренняя принадлежность к обоим этим мирам свидетельствует о том, что между ними существует отношение не противоречия, а взаимодолняемости.

 СМЫСЛ ТВОРЧЕСТВА. Как известно, феномен творчества развернуто исследован русским философом Н.А. Бердяевым в его книге «Смысл творчества». Он отмечает, что в Евангелии нет ни одного слова о творчестве. Если бы пути творчества были оправданы и указаны в Священном писании, то творчество было бы послушанием, то есть не было бы творчеством. Тайна творчества сокровенна. «И Бог ждет от человека антропологического откровения творчества, сокрыв от человека во имя богоподобной свободы его пути творчества и оправдание творчества». В творчестве сам человек раскрывает в себе образ и подобие Божье, обнаруживает вложенную в него божественную мощь. По словам Н.А. Бердяева, так высока и прекрасна божественная идея человека, что творческая свобода, свободная мощь открывать себя в творчестве заложена в человеке, как печать его богоподобия. Творческая тайна сокрывается человеку и открывается человеком. Творческие порывы сопровождают всю историю человека. Человек совершенно свободен в откровении своего творчества. Мы стоим перед неизбежностью оправдать себя творчеством, а не оправдать свое творчество. С этих позиций Н.А. Бердяев критикует современную ему науку о познании - гносеологию. По его мнению, критическая гносеология обостряет кризис культуры и творчества, обнажает антагонизм между культурой и творчеством. Критическая гносеология обосновывает и оправдывает все виды творчества дифференцированной культуры, но этим не раскрывает, а закрывает творческую природу человека. Творческий акт оказывается изъятым из первичного бытия и переносится во вторичную сферу сознания… Творчество обращено к иной стороне двойственной природы человека и из иной стороны рождается. Творчество в немецкой философии оказывается не раскрытием природы человека, а прикрытием ее.  Тайна творчества есть тайна свободы. Тайна свободы бездонна и неизъяснима тайна творчества. «Творец может быть демоничен, и демонизм его может отпечатлеться на его творении. Но не может быть демонично великое творение, творческая ценность и породивший ее творческий экстаз. Я думаю, что в природе Леонардо да Винчи был демонический яд. Но в творческом акте сгорел демонизм Леонардо, претворился в иное, в свободное от «мира» бытие. В Джиоконде, в Вакхе, в Иоанне Крестителе просвечивает демонизм леонардовской природы. Но обречены ли сгореть в адском огне великие творения леонардовского гения? Нет, в этих творениях уже сгорело зло леонардовской природы, и демонизм его претворился в иное бытие, пройдя через творческий экстаз гения. В Джиоконде есть вечная красота, которая войдет в вечную божественную жизнь. Творческая жизнь есть жизнь вечная, а не тленная»  По словам Бердяева, творчество антагонистично, с одной стороны, совершенству человека, с другой - совершенству культуры. Лишь творческая религиозная эпоха, как полагает философ, выйдет из тисков личного совершенства и совершенства ценностей культуры…

Практические занятия не предусмотрены

Задания для самостоятельного выполнения

1.Составление библиографии современной литературы по психологии творчества

2. Запишите в учебную тетрадь основные термины темы и их толкования: творчество, творческие способности, креативность, наивная креативность, культурная креативность, одаренность, мозговой штурм

3. Подготовить и представить в форме презентации фрагменты занятий с дошкольниками по развитию творческого мышления и творческого воображения.

4. Изучить методики диагностирующие уровень развития воображения, мышления дошкольников и младших школьников.

Форма контроля самостоятельной работы: проверка тетрадей.

Вопросы для самоконтроля по теме:

1. В чем Н.А. Бердяев видел смысл творчества?

- в творчестве человек выражает свои неврозы

- в творчестве человек удваивает мир

- в творчестве человек раскрывает свой образ и свое подобие

- в творчестве человек отдыхает душой и телом

2. Как долго творческие порывы сопровождают человека?

-все его детство

-всю его зрелость

-всю его старость

-всю его жизнь

3. В чем Н.А. Бердяев усматривал смысл творческого порыва?

- в достижении иной жизни, иного мира

- в расцвете своей молодости

- в хорошем благосостоянии

- в наслаждении

4. В чем, по словам Н.А. Бердяева, тайна творчества?

- в тайне разгадки

- в тайне секретности

- в тайне свободы

- в тайне деспотии

5. Может ли, по Бердяеву, быть демоничным великое творение?

- может

- не может

- когда как

- всегда и во все времена

Дата: 2019-02-25, просмотров: 310.