Раздел 4. Возрастная и педагогическая психология
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Тема 4.10.Типологические и индивидуальные особенности обучающихся, их учёт в обучении и воспитании

Основные понятия и термины по теме:

Психологические причины, лежащие в основе неуспеваемости, типы неуспевающих детей,

План изучения темы

1. Психологические причины, лежащие в основе неуспеваемости

2. Типология неуспевающих детей

3. Тактика учителя по отношению к ученикам с сильной нервной системой

 4. Как работать с инертными и подвижными учениками?

Краткое изложение теоретических вопросов:

       Лозунгом, зовущим к новым педагогическим вершинам, можно считать слова Л.Н. Толстого: «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью». Как образно высказался Монтень, учитель должен снабжать ребенка цв? Если традиционное обучение предполагает жесткую регламентацию деятельности учеников, то экспериментальные системы Занкова Л.В., Амонашвили Ш.Я. и другие позволяют стимулировать познавательную деятельность и умственное развитие детей. Возможно ли, используя современные методы, решить основные проблемы школы, связанные с неуспеваемостью и нежеланием учиться у ряда школьников?

Для этого темами из которых тот мог бы добывать материал для меда, но перерабатывать его он должен сам. Но как воплотить такие стремления в жизнь

необходимо поставить в центр процесса обучение ребенка со всеми его интересами и способностями, жизненным опытом и потребностями, активностью и наблюдательностью. «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях», - писал Ушинский К.Д. Что же нужно нам знать о детях в первую очередь? Психологическими исследованиями установлено, что эффективность учебной деятельности зависит во многом от отношения школьника к выполняемой деятельности. Психологические причины, лежащие в основе неуспеваемости, можно объединить в две большие группы. К первой относится недостатки в развитии мотивационной сферы детей, ко второй – недостатки познавательной деятельности.  Первый тип неуспевающих – ученик, не желающий учится, второй – не умеющий учится. И есть третий тип – ребенок, которого трудно учить. По выражению Амонашвили, обучение д.б. «вариативным и индивидуальным к особенностям» школьников. В какой степени педагог должен ориентироваться на индивидуальную особенность своих учеников? И на какие? В первую очередь к ним относятся черты основных свойств нервной системы учащихся. Есть люди, со слабыми и инертными нейродинамическими способностями, а есть – с сильными. Если ученик при напряженной работе быстро устает, - теряет работоспособность – это представитель слабого типа нервной системы. Учащиеся с сильной нервной системой без особого напряжения могут работать долго без чувства усталости, они не теряются в экстремальных ситуациях, умеют собраться, их не смущает высокий темп, они легко переключаются на другие виды деятельности. Поэтому среди неуспевающих реже встречаются дети с сильной нервной системой. Однако, эти ученики не склонны к однообразной работе, требующей систематизации, упорядочения материала, не любят планировать свою деятельность, проверять выполненное, повторять пройденное. В учении самоконтролю отводится одно из важнейших мест. Сильные учащиеся игнорируют сторону учебной деятельности. По отношению к учащимся со слабой нервной системой рекомендуется соблюдать такие правила: не ставить их в ситуацию неожиданного вопроса, требующего быстрого ответа; предоставлять достаточное время на обдумывание и подготовку, желательно в письменной форме; по возможности, спрашивать их в начале урока и на первых уроках; не требовать отвечать новый, только что усвоенный материал; путем правильной тактики опросов и поощрений формировать уверенность в своих силах, обязательно поощрять за старания, даже если результат далек от желаемого; осторожно оценивать неудачи; в минимальной степени отвлекать от работы, создавать им спокойную обстановку; учить умению переживать неудачу, объясняя, что неудача неизбежна и это не повод к отчаянию.  Особенно важно обратить внимание на ребят со слабой нервной системой. Этим детям трудно готовить уроки, особенно устные, они быстро утомляются, нуждаясь в большом количестве перерывов. Какого должна быть тактика учителя по отношению к ученикам с сильной нервной системой? Работа монотонная, лишенная эмоциональных оттенков и возможностей для разрядки, отсутствие возможности выбора быстро истощают умственные силы у сильных учащихся. При выполнении однотипных заданий направить их на поиск других способов работы, чередовать задания разных типов и т.д. В целом сильные школьники хорошо приспособлены к условиям учебной деятельности. Но они часто не отличаются тщательностью, углубленностью выполнения, пренебрегают планированием и организацией работы. В ситуации, когда надо выполнять какие-либо поэтапные действия, следует обратить на этих учеников особое внимание, контролировать выполнение ими требований постепенности, последовательности, побуждать их к осознанным самостоятельным усилиям в этом направлении. Как работать с инертными и подвижными учениками. Учитель должен обратить внимания на следующие учебные ситуации:

1/ задания, разнообразные по содержанию и способам решения;

2/ ситуации, требующие высокого темпа работы;

3/ ситуации, требующие быстрого переключения внимания;

4/ ситуации, когда время работы ограничено;

5/ однообразная, монотонная работа;

6/ одновременное усвоения нового и повторения старого.

При работе с инертными учениками надо использовать следующие методы:

- помнить, что они не могут активно работать с разнообразными заданиями, а некоторые из них вообще отказываются выполнять такие задания;

- не требовать быстрого изменения неудачных формулировок при устных ответах;

- не спрашивать их в начале урока;

- избегать ситуаций, когда нужен быстрый устный ответ на неожиданный вопрос;

- в момент выполнения задания не надо их отвлекать;

- не следует требовать отвечать новый, только что пройденный материал.

Подвижные же учащиеся в гораздо большей степени нуждаются в постоянном руководстве и контроле со стороны учителя. Им надо помочь научится произвольно регулировать свою деятельность, должным образом ее организовывать; полезно обучать их умению быть сдержанным, выслушивать до конца. Внимательность на уроке нельзя потребовать, но можно выработать, воспитать терпеливым напоминанием, многократным повторениям требований без упреков и раздражения. У каждого типа нервной системы есть свои преимущества, сильные стороны. Знают ли об этом дети? Конечно, чаще всего ученик воспринимает не сами неблагоприятные для обучения особенности своего психофизиологического склада, а те затруднения, которые из них вытекают. Поэтому одна из задач учителя – понять индивидуальные особенности ученика и учитывать их в своей работе. Другая задача – помочь осознавать их ученику и научить его использовать свои преимущества компенсировать недостатки. Как компенсировать быструю утомляемость учеников со слабой нервной системой? Ни должны делать частые перерывы для отдыха, в первую очередь выполнять наиболее трудные работы. Уметь отвлекаться от умственной работы, переключаясь на общение, физические упражнения, игры, чтобы хоть отчасти восстановить трудоспособность. Слабые учащиеся любят планировать свои занятия, умеют соблюдать распорядок дня, что помогает им распределить силы. Медленный темп они компенсируют тщательной предварительной подготовкой. Им нужны тишина и покой для работы, не успевая усваивать знания в классе, они восполняют это добросовестной самостоятельной работой. И еще, слабые пользуются усиленным контролем и проверкой. Если же они не умеют компенсировать свои природные недостатки, учитель обязан помочь ученику осознать свои особенности, их преимущества и недостатки, т.к. неумение использовать и компенсировать свои природные нейродинамические особенности может вызвать дефект познавательной деятельности и влиять на успеваемость. Речь, таким образом, идет о формировании индивидуального стиля учебной деятельности. Но у каждого учителя тоже есть индивидуальный педагогический стиль, включающий в себя мягкость или требовательность, доброту или твердость, авторитарность или демократизм, открытость или сдержанность и прямо влияющий на взаимоотношение с учениками и отражающийся на отношение учеников в учебе. Формируется индивидуальный стиль при выполнении двух как минимум условий. Во-первых, учитель должен осознать свои индивидуальные особенности и предоставлять, как они могут отразиться на результатах его деятельности. Во-вторых, учитель должен желать и уметь использовать свои индивидуальные особенности, оптимально организуя, выстраивая свою педагогическую деятельность. Так, чтобы добиться высокой плотности урока, подвижно учитель мог, не прибегая у специальным мерам, просто рассчитывать на свою достаточно высокую динамику. Для инертного учителя основное условие насыщенность урока – тщательная предварительная подготовка, продуманность заданий, наглядного материала и вопросов. Нужно заметить, что любая работа с людьми невозможна без активной работы над собой – своим характером, поведением, отношением к окружающим. Педагог должен, прежде всего, быть готовым менять себя – иначе ему не получить хороших результатов. А это не просто. Поэтому так тяжел этот труд, часто неблагодарен, хотя на словах высоко превозносится в обществе. Индивидуальный подход важен не только для того, чтобы ученик просто нормально развивался и учился, но и для нормирования таланта, творческой одаренности. Индивидуальность и одаренность – вещи взаимосвязанные. Массовая школа, часто игнорируя индивидуальность ученика, не дает ему возможности для развития, для укрепления творческого потенциала. Ориентируясь на «среднего ребенка» школа превращает ученика в посредственность. Ведь таланты произрастают из индивидуальности личности, а система воспитания «среднего ребенка» ведет к стиранию индивидуальных особенностей. Лучшие педагоги всегда придерживались этой точки зрения. Так, В.В. Розанов считал «принцип индивидуальности» краеугольным камнем образования: «только как личность, как этот определенный человек, а не «человек вообще», я могу быть наиболее изобретательным в мыслях, свои чувствованиях, упорен, тверд в стремлениях. Оставьте во мне «человека вообще», действуйте только на него и только общими же своими сторонами и вы, наверное, сделаете меня во всем недалеким, ко всему вялым, ни в чем ни ярким; незаметно для себя вы сделаетесь и сами такими же; вы многого еще не забудете, но лучше в себе потеряйте; многому меня обучите, но не пробудите никогда самого во мне лучшего, что уже есть, дремлет, заложено в особенностях моего душевного склада».

Практические занятия не предусмотрены

Задания для самостоятельного выполнения

1.    Проанализировать учебный материал в разделе «Субъекты образовательного процесса» по учебнику «Педагогическая психология» (автор Зимняя И.А.) Дать общую характеристику категории субъекта; раскрыть проблему субъектности; выделить основные характеристики субъекта; охарактеризовать специфические особенности субъектов образовательного процесса; раскрыть мотивационную сферу субъектов образовательной деятельности, предмета деятельности субъекта в образовательном процессе; показать в чем заключается развитие и саморазвитие субъектов в системе отношений друг с другом.

Форма контроля самостоятельной работы: выполнение и сдача СР, проверка рабочих тетрадей

Вопросы для самоконтроля по теме:

1. Психологические причины неуспеваемости

2. Рекомендации педагогам и родителя при работе с трудными детьми

Дата: 2019-02-25, просмотров: 232.