По Гиппократу               по И.П.Павлову
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

сангвиник                         сильный, уравновешенный, подвижный

флегматик                         сильный, уравновешенный, инертный

холерик                             сильный, неуравновешенный, с преобладанием

                                           возбуждения

меланхолик                       слабый (в результате другие параметры

                                           определить затруднительно)

 

Животные, относящиеся к типу сангвиников, отличаются быстрой выработкой условных рефлексов и быстрым их угасанием, их динамический стереотип легко поддается переделке.

Животные-холерики отличаются сильным преобладающим возбуждением, агрессивностью, импульсивностью. Возбуждение у них часто становится застойным, способность к переделке стереотипов не стабильна.

Флегматики имеют сильный тип как возбуждения, так и торможения. Процессы эти хорошо уравновешены. Однако переделка стереотипов воспроизводится с трудом, подвижность процессов низкая.

Меланхолики – животные со слабыми процессами возбуждения и торможения. Условные рефлексы у них вырабатываются с трудом, их уравновешенность и подвижность в связи с этим трудно определить.

Вспомним одну любопытную работу И.П.Павлова, посвященную тому, как двухмесячный летний перерыв в работе повлиял на условные рефлексы собак с разным типом ВНД. Обнаружено, что а результате перерыва у собаки-сангвиника все условные рефлексы, на первый взгляд, исчезли. Животное, попав в опыт, было возбуждено (проявлялся рефлекс свободы).

Однако после применения стимула, вызвавшего дифференцировочное торможение, условные рефлексы восстановились. Был сделан вывод, что, иррадиировав по коре, данное торможение погасило очаги избыточного возбуждения и вернуло систему безусловных и условных рефлексов в «рабочее» состояние. У собаки-холерика  после перерыва все пищевые рефлексы проявились в усиленном виде; реакции условного торможения (дифференцировки), напротив, были ослаблены и восстановились с трудом. Для животного  слабого типа экспериментальная обстановка вновь стала фактором, вызывающим запредельное торможение – все условные рефлексы исчезли и восстанавливались медленно. Наконец, у   собаки-флегматика после перерыва условные рефлексы практически не изменились.

Чем определяется тип ВНД с современной точки зрения? Даже если нервные системы относятся к одному типу, истоки их типологической специфичности могут иметь весьма разные причины. Можно выделить три основных группы причин: активность различных нейромедиаторных и гормональных систем; особенности взаимоотношений и взаимодействий структурно-функциональных блоков мозга; специфика индивидуального опыта особи.

Рассмотрим некоторые из указанных причин. Слабость нервных процессов может рассматриваться как следствие снижения активности моноаминергических систем мозга (норадреналина, дофамина, серотонина). Клиническими симптомами такого снижения являются различные проявления депрессии – состояния, при котором ослабевает стремление к получению положительного подкрепления. Уменьшается исследовательская активность

Другой вариант, при котором тип ВНД может быть охарактеризован как слабый, - это недостаточный уровень активности ГАМК-ергической системы. В такой ситуации мы наблюдаем слабость торможения, а возбуждающие процессы «перехлестывают через край», но также очень быстро истощаются. На поведенческом уровне это проявляется, когда вслед за истерической атакой-нападением мгновенно следует паническое бегство.

В некоторых случаях признаки меланхолического темперамента могут быть вызваны недостатком в крови гормонов щитовидной железы, половых гормонов – соединений, от которых зависит общий уровень обмена веществ в нервной ткани. Однако избыток тех же гормонов способен хронически перевозбуждать нервную систему, приводя ее в состояние, близкое к запредельному торможению и провоцируя слабость нервных процессов.

Теперь обратимся к свойству неуравновешенности. Здесь в качестве возможных нейрохимических причин рассматриваются избыточная активность катехоламинергических систем, недостаточная активность системы ГАМК, нарушения в работе глутаматергической системы. В случае тяжелой психопатологии рекомендуется применение нейролептиков, в случае относительно легких отклонений – транквилизаторов.

Все перечисленное – лишь первый и наиболее очевидный слой нейрохимических механизмов, определяющих типологию ВНД. Несомненно, существуют более тонкие молекулярные механизмы, определяющие тип нервной системы и связанные с базальной (врожденно заданной) активностью генов различных рецепторов, ферментов, транспортных белков. Изучение и анализ этих механизмов еще предстоит провести.

Что касается структурно-функционального уровня типологической специфичности, то целостное поведение особи – это результат совместной деятельности многих областей центральной нервной системы.

Перейдем к третьей группе факторов, определяющих темперамент, - индивидуальному опыту особи. Чем сложнее мозг, чем больше он способен к ассоциативному обучению, тем больше вклад именно этой составляющей. Воспитание, индивидуальный опыт могут существенно откорректировать врожденную основу темперамента, ослабить сильные типы, усилить слабый тип. Если у щенка не вырабатывать ничего, кроме реакций, основанных на страхе, то в итоге даже исходно сильный тип будет вести себя как меланхолик. И напротив, если воспитывать очень аккуратно, не доводя ситуацию до запредельного торможения и нервных срывов, формируя реакции с положительным подкреплением, то даже у слабого типа будут наблюдаться все признаки усиления нервных процессов.

Отмеченные типы ВНД являются общими у животных и человека, представляют собой крайние классические типы, которые в чистом виде либо вообще не встречаются, либо встречаются крайне редко. Более обычны разнообразные сочетания свойств нервной системы.

Определение типа ВНД у человека подробно описано в специальной литературе и в простейшем случае может проводиться с помощью соответствующих тестов, но существуют и методики физиологического тестирования, например, с использованием кожно-гальванической реакции (КГР). Данная реакция по механизму возникновения отражает активность потовых желез, управляемых симпатической нервной системой. Благодаря этому по КГР можно судить об уровне эмоциональной напряженности человека и субъективной значимости совершаемых им мыслительных процессов. Запись КГР обычно осуществляется с ладоней рук, где концентрация потовых желез максимальна.

В случае сангвиника фоновая КГР отсутствует; в ответ на различные вопросы возникают четко приуроченные к этим вопросам реакции.

В случае холерика возможно возникновение отдельных фоновых КГР; реакция на вопросы бурная, имеет большую продолжительность.

Для флегматиков характерно отсутствие фоновой КГР и очень слабые реакции на вопросы (либо отсутствие этих реакций).

Для меланхоликов характерны постоянные фоновые КГР; интенсивность потоотделения настолько велика, что даже на ощупь их ладонь может быть влажной и холодной.

Существенные различия в типологии человека в отличие даже от высших животных обусловлены наличием у него второй сигнальной системы, его мыслительной творческой деятельностью. Специфические для человека типы высшей нервной деятельности зависят от преобладания первой или второй сигнальных систем. У одних больше развита первая сигнальная система, у других – вторая, а у третьих обе они уравновешены. И.П.Павлов предложил применительно к человеку различать следующие типы высшей нервной деятельности: художественный; мыслительный; смешанный.

Для художественного типа характерно образное мышление, познавательные процессы и творческая деятельность преимущественно ориентированы на яркие художественные образы. В общем поведении человека преобладают стимулы первой сигнальной системы, вызывающие в мозге их яркие образы. Это люди, особенностью которых является яркость зрительных и слуховых восприятий картины мира. К их числу относятся большей частью художники и музыканты.

У мыслительного типа определяющими в индивидуальном поведении становятся сигналы сигналов – стимулы второй сигнальной системы, процессы познания, мышление преимущественно оперируют абстрактными понятиями.

Средний, или смешанный тип характеризуется уравновешенностью сигнальных систем, образного и словесного мышления. Люди этого типа в равной степени склонны пользоваться в своем мышлении и словесными понятиями, и образными представлениями. Гениальные личности имеют особое развитие одновременно и первой, и второй сигнальной систем, они способны одновременно и к художественному и к научному творчеству.

У человека непросто определить тип нервной системы, поскольку большую роль играют соотношение коры больших полушарий и подкорковых образований, степень развития сигнальных систем, уровень интеллекта. В индивидуальной типологии человека можно лишь говорить о предрасположенности, большей или меньшей выраженности одного из типов ВНД.

Темперамент и особенности поведения.  Четыре основных типа темперамента – это четыре типа поведения. Следовательно, темперамент – категория поведенческая. При этом темперамент не характеризует содержательную сторону личности (мировоззрение, взгляды, убеждения, интересы). Содержательная сторона личности связана с характером. Темперамент – совокупность формальных. Динамических характеристик поведения. При этом имеют в виду прежде всего энергетический уровень поведения: его интенсивность, скорость, темп, а также эмоциональные особенности поведения. Большинство ученых признают существование двух основных свойств темперамента или двух характеристик поведения. Это общая активность и эмоциональность. С активностью как свойством темперамента наиболее часто положительно коррелируют свойства нервной системы: сила и активированность, измеряемые с помощью ЭЭГ-методик. На физиологическом уровне эмоциональность измеряется вегетативными и ЭЭГ-показателями.

Отличительной особенностью темперамента является его устойчивость. Это означает, что человек не может обнаруживать то черты холерика, то черты меланхолика. Также мала вероятность изменения темперамента в процессе жизни, хотя долговременные и направленные воздействия окружающей среды в сенситивный период могут привести к радикальным изменениям особенностей поведения.

Темперамент является результатом взаимодействия двух факторов: наследственного и средового (фенотип). Влияние наследственного фактора на особенности поведения хорошо изучено на животных. Так, в результате отбора и разделения наиболее активных и пассивных крыс по двигательному поведению и селективного их скрещивания в пределах каждой группы через несколько поколений удалось вывести две чистые линии: «активных» и «пассивных» крыс, поведение которых различается уровнем двигательной активности. В основе такого деления - различие животных по генотипу.

Наследственная природа свойства подвижности нервной системы исследовалась В.К.Федоровым, который также составлял отдельные группы крыс: с высокой, средней и низкой подвижностью. Затем у потомства каждой из групп животных было исследовано свойство подвижности. Оказалось, что потомство «подвижной» группы более часто обнаруживало это качество (50 %), чем потомство других групп. В этих опытах показателем подвижности была переделка сигнального значения пары стимулов.

Для изучения наследственного фактора в формировании индивидуальных различий важное значение имеет метод близнецов. Известно, что однояйцовые близнецы имеют идентичный генотип (генетическую информацию). Поэтому в парах однояйцовых близнецов различия в темпераменте, если они обусловлены генетически, должны быть меньше, чем у двуяйцовых и тем более у не родственников. Конечно, это справедливо только при условии, что пары близнецов живут в одинаковых условиях. Близнецовым методом показано, что двигательная активность, сложные движения (например, прохождение лабиринта), в особенности тонкие движения кистей рук наследственно обусловлены. Получены данные, что индивидуальный темп выполнения самых разных действий также в значительной мере контролируется генотипом.

Г.Айзенк и Д.Прелл сравнивали нейротизм, определяемый анкетными методами, в парах однояйцовых и двуяйцовых близнецов. У однояйцовых близнецов они получили высокий коэффициент корреляции по этому свойству (0,85), а у двуяйцовых – низкий (0,22). Они полагают, что существует врожденный компонент эмоциональности как свойства темперамента.

То обстоятельство, что многие свойства человека обусловлены наследственностью, говорит о том, что темперамент относительно устойчив, а влияние среды, воспитание изменяют лишь привычки, навыки. Это создает видимость изменения темперамента. В связи с этим правильное воспитание означает направленное формирование у человека тех навыков, привычек, определенного стиля деятельности, которые бы сглаживали природные недостатки темперамента. Поэтому общее поведение животного и человека не может быть показателем его природных типологических особенностей. Показано, что пассивно-оборонительная реакция (трусость) может сочетаться с любым типом высшей нервной деятельности. Хотя эта реакция (по данным Л.В.Крушинского) среди животных слабого типа встречается в 16 случаях из 17, а среди 34 собак сильного типа только в 19 случаях. То есть собакам слабого типа больше свойственна пассивно-оборонительная реакция, чем собакам сильного типа.

Темперамент ребенка оказывает сильное влияние на сам процесс воспитания его родителями. Уже с момента рождения ребенка определенные особенности его темперамента провоцируют определенное поведение взрослых и прежде всего родителей. Повторяя свое поведение, взрослые создают в отношении ребенка определенную систему направленных воздействий, которые и начинают оказывать формирующее влияние на поведение и личность ребенка. Таким образом, темперамент ребенка модифицирует, изменяет направленные на него воспитательные воздействия окружающих. То есть среда действует на ребенка опосредованно через свойства его темперамента.

Изменения свойств нервной системы, которые могут наблюдаться в раннем возрасте, являются не столько результатом воспитания, сколько созревания, развития нервной системы у молодого организма. Так, ранний период развития (до 6 лет) характеризуется слабым процессом возбуждения. Этому соответствует большая впечатлительность ребенка. При этом отмечается неуравновешенность нервных процессов с преобладанием возбуждения над торможением и низкая лабильность. Затем наступает стабилизация, когда процессы возбуждения и торможения становятся более сильными и уравновешенными, увеличивается лабильность.

Таким образом, индивидуальные различия человека, проявляющиеся в его психической деятельности и поведении, обусловлены как наследственностью, природой его организации, так и его жизненным опытом, приобретаемым в результате обучения и воспитания. То есть индивидуальность, личность человека представляет единство природного и социального.

В структуре индивидуальности выделяются природные задатки способностей человека. К числу общих способностей относят работоспособность, активность, саморегуляцию и др. Природные предпосылки специальных способностей образуют сложные системокомплексы.

Например, для лингвистических способностей это не только инертность, но и преобладание зрительной памяти и второсигнальных функций. Для коммуникативных языковых способностей это не только лабильность, но и слуховая память, и преобладание первосигнальных функций. Для музыкальных способностей - это лабильность в разных возрастах. Высокая чувствительность и доминирование непроизвольного уровня регуляции у подростков.

Индивидуальность каждого человека определяет его большие или меньшие адаптивные возможности. По мнению И.П.Павлова, наиболее предпочтительными являются темпераменты сангвиника и флегматика. Менее приспособлен к жизни темперамент холерика из-за отсутствия у него уравновешенности процессов возбуждения и торможения. Низкая работоспособность (выносливость) нервной системы характеризует меланхолика. Однако Б.М.Теплов и В.Д.Небылицын выступали против оценочной характеристики темпераментов и подчеркивали, что в зависимости от характера и типа выполняемой деятельности преимущества могут иметь самые разные типы темпераментов и индивидуальные качества человека. На этом строятся основные принципы науки о профориентации, задача которой – помочь молодому человеку в выборе профессии.



Дата: 2019-02-25, просмотров: 298.