Тема 6: Возрастная психофизиология
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

План лекции:

1. Структура поведенческого акта. Организация поведения. Онтогенез структуры и форм поведения ребенка.

2. Возрастные функциональные особенности высшей нервной деятельности и психофизиологические особенности поведения ребенка.

3. Роль мотивации и эмоции в формировании поведения ребенка

4. Типы коммуникативных взаимодействий. Возрастные особенности становления и развития коммуникативного поведения.

5. Педагогические аспекты становления и развития коммуникативного поведения. Коммуникативные нарушения.   

Развитие механизмов внимания. Внимание является психическим процессом, благодаря которому повышается уровень активности коры больших полушарий. Физиологическим механизмом непроизвольного и произвольного внимания следует считать активацию передних ассоциативных зон коры больших полушарие (по типу доминантного очага возбуждения), которая возникает при участии восходящей части ретикулярной формации и лимбической системы, а также структур II сигнальной системы, в том числе центров речи. В свою очередь зги образования возбуждаются под влиянием условного рефлекса; сформированного на базе безусловного ориентировочного рефлекса (рефлекса «Что такое»). Предполагается, что в коре больших полушарий постоянно происходит сличение входящего сигнала с информацией о нем, которая хранится в мозге. Чем больше рассогласование, тем ярче проявляется рефлекс «Что такое» и, следовательно, тем выше степень активации коры и проявление внимания. У новорожденного уже имеются некоторые признаки непроизвольного внимания — в ответ на внешний раздражитель в коре больших полушарий наблюдается генерализованная реакция возбуждения, которая завершается общей двигательной реакцией; при этом исследовательский компонент в этой реакции отсутствует. В 2—4 месяца ребенок может развивать только непроизвольное внимание, но ответ его содержит исследовательский компонент, т.е. включает в себя условный ориентировочный или исследовательский рефлекс. В основе — диффузная активация коры больших полушарий под влиянием ретикулярной формации в ответ на действие различных по природе раздражителей. До 3-летнего возраста внимание продолжает быть лишь непроизвольным. Условный ориентировочный рефлекс при этом возникает на сигналы, вызывающие положительные эмоции. В этот период появляется возможность формировать ориентировочный рефлекс на слово, на речевую инструкцию, т.е. появляются зачатки произвольного внимания. Однако такая форма произвольного внимания легко тормозится. В 3—5 лет преобладающей формой внимания становится произвольное т.е. под влиянием внешней или внутренней речи (мышления); в 6—7 лет появляется выраженная форма произвольного внимания (за счет локальной активации коры больших полушарий со стороны лобных долей). В 9—10 лет имеет место хорошо выраженное произвольное внимание, которое, однако, в период полового созревания ослабевает. В целом в основе становления внимания лежит процесс внутреннего торможения, за счет которого оцениваются раздражители, вызывающие ориентировочный рефлекс, а также дифференцировка ответа на него по силе, длительности и устойчивости. Мощным подкреплением для условного рефлекса, лежащего в основе внимания, служат положительные эмоции. Таким образом, формирование произвольного внимания в онтогенезе отражает процесс становления внутреннего (дифференцировочного) торможения, потребностно-мотивационных механизмов, а также механизмов, обеспечивающих эмоции н волю.

Развитие механизмов памяти в онтогенезе. У новорожденного есть замечательный механизм — импринтинг, благодаря которому происходит мгновенное запоминание огромного количества информации. Это — врожденный безусловный рефлекс, на базе которого вырабатываются большое число условных рефлексов (мнеморефлексов), дающих возможность запоминать различную по форме и содержанию информацию, хранить и воспроизводить ее в нужный момент времени. Импринтинг сохраняет свое значение до конца жизни — иконическая (фотографическая) память — это величайшее достижение при-

роды. Основная проблема состоит в воспроизведении нужной информации в нужный момент времени. Онтогенетическое развитие доказывает, что этот процесс идет по тем же законам, что и выработка оперантного рефлекса. Огромную роль при этом играет процесс внутреннего торможения, обеспечивающий поиск необходимой информации в кладовой памяти( гиппокамп, задняя ассоциативная зона). Общение с внешним миром, процесс направленного обучения, постоянное обращение к мнеморефлексам, подкрепление их положительными эмоциями – все это позволяет мозгу достаточно быстро вместить в себя огромное количество информации и эффективно использовать ее уже в первые годы жизни.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 297.