Возрастные этапы развития второй сигнальной системы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Для появления речи и ее совершенствования необходимо созревание соответствующих участков коры (центров речи), в том числе в теменно-затылочной области (поля 39 и 40 по Бродману, благодаря которым воспринимается словоформа), в височно-затылочной (поле 37, позволяющее узнавать буквы), височной области (поля 21 и 22, или центры Вернике, с помощью которых осуществляется восприятие фонем), в лобной доле (поле 44 — центр Брока или речедвигательный центр; поле 45 — центр выработки внутренней программы речи), а также центров, управляющих мышцами губ, щек, языка, гортани.

Развитие этих структур идет после рождения и во многом зависит от среды. При отсутствии человеческого общения или при резком его ограничении эти центры не развиваются. В процессе обычного стандартного воспитания раньше всего развиваются сенсорные центры речи, затем — моторные и смысловые. До б месяцев центры речи, т.е. центры II сигнальной системы еще не сформированы, хотя предпосылки для их развития возникают уже на 2—4-м месяце, что проявляется в гудении ребенка. Впервые условный рефлекс на слово как на сигнал II системы можно выработать в 6 мес. Это — начало развития II сигнальной системы и речи. В становлении речи выделяют следующие этапы.

1) Подготовительный этап, или этап гудения и лепета, т.е. произношения отдельных звуков и слогов (от 2—4 месяцев до 6 мес.).

2) Этап возникновения сенсорной речи, т.е. проявления первых признаков условного рефлекса на слово, на его смысл (6—8 мес.); например, в ответ на фразу «сделай ладушки» ребенок выполняет эту просьбу. Такая реакция носит название «слово-непосредственный ответ».

3) Этап возникновения моторной речи. т.е. произношение осмысленного слова, или этап освобождения слова от других компонентов (10—12мес.). До 12 месяцев словарный запас ребенка составляет 10—12 слов, в 18 мес. — 30^-40 слов, в 24 мес. — 200—300 слов, в 36 мес. — 500 — 700, а в отдельных случаях — 1500 слов.

Третий этап проходит сложную эволюцию: ребенок обучается произносить первые простые, состоящие из 2—3 слов фразы и предложения, усваивает падежные окончания (2-й год), произносит сложные предложения и первые рассказы (1,5—2 года). В возрасте 1,5—2 года возникают реакции типа «непосредственный раздражитель (сигнал) — слово», а в 2— 3 года реакция типа «слово-слово», т.е. происходит становление коммуникативной функции речи. К 6—7 годам появляется способность к семантической (внутренней) речи, т.е. к мышлению. К этому времени появляется возможность формирования содержательной устной речи, а также освоения письменной речи.

В процессе онтогенеза растет степень обобщения: на 2-м году жизни слово выступает как символ первой степени, как отражение конкретной вещи или предмета, на 2—3-м году оно выступает уже как символ второй степени («Катя— это кукла»), на 3—4-м году — как символ третьего порядка («игрушки — это куклы, кубики, пирамиды»), на 4т-5-м году — как отражение более высокой степени обобщения («вещи — это игрушки, одежда, мебель»).

Становление речи — это вариант выработки особого класса условных рефлексов, которые мы предлагаем называть интеллектуальными рефлексами. Механизм становления речи, по сути, отражает процесс выработки условного рефлекса. Скорость этого процесса удивительно высокая — ребенок за 1—2 года овладевает основами русского языка — одного из сложнейших языков мира. Очевидно, что лимитирующим фактором этого процесса, с одной стороны, является скорость созревания центров речи, ас другой — интенсивность общения взрослых с ребенком, так как в основе развития речи лежат звукоподражание, способность выработки условного рефлекса на слово, а также способность к дифференцировочному торможению. Важную роль в становлении речи имеет фонд оперантных условных рефлексов — чем он выше, тем успешнее идет становление речи. Поэтому занятие физической культурой, рисованием, пением» а также обучение игре на музыкальных инструментах — все это способствует развитию речи, в том числе внутренней речи как основы мышления.

Развитие мышления. Мысленное моделирование человеком различных событий составляет сущность его мышления. Человек оценивает свои действия, ведущие к поставленной им цели, условия, которые приводят к успешному результату. Структуры, выполняющие основные мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизацию, классификацию и систематизацию), благодаря которым формируется понятие, суждение или умозаключение, — это структуры II сигнальной системы, расположенные 0 передних и задних ассоциативных полях правого и левого полушария. Самобытность, глубина, широта; гибкость, критичность, быстрота и другие индивидуальные качества мышления определяются, с одной стороны, объемом имеющихся признаков, которые накапливаются и хранятся в процессе онтогенеза в задних ассоциативных зонах коры, а с другой — способностью нейронов передних ассоциативных областей извлекать информацию об этих признаках и совершать над ними необходимые операции. В онтогенезе происходит формирование соответствующих интеллектуальных навыков, позволяющих человеку достигнуть в этом виде деятельности таких же высот, как, например, при выполнении сложнейших гимнастических упражнений. Закономерности, установленные в отношении оперантных и сенсорных (вегетативных) рефлексов, могут быть полностью перенесены на этот вид деятельности. Становление речи, по сути, подтверждает такое представление. Мыслительные условные рефлексы, как частный случай интеллектуальных рефлексов, развиваются на базе ориентировочного рефлекса (или на основе рефлекса достижения полезного результата действия методом проб и ошибок) благодаря процессам внутреннего торможения. Наглядно-действенное мышление формируется в дошкольном и младшем школьном возрасте, теоретическое (словесно-логическое) — в 8—9 лет и достигает развития 14—17 лет.

Развитие сознания. Сознание рассматривается многими как психический процесс вербализации ощущений, восприятий, а также как способность говорить и понимать речь. О наличии у человека сознания судят по его способности к выделению себя из окружающей среды, в том числе и из среды социальной, по его способности активно воздействовать на среду и передавать свои знания о внешнем мире любому другому, обладающему сознанием человеку. С этой точки зрения сознание тождественно мышлению, а структуры коры, ответственные за сознание, являются участками 2-й сигнальной системы. Поэтому в онтогенезе развитие сознания (и мышления) происходят параллельно с формированием речи. Первыми признаками проявляющегося сознания является способность ребенка узнавать себя в зеркале — то есть способность выделять себя из окружающей среды. Животные, за исключением отдельных видов высших обезьян, таким свойством не обладают. Дальнейший этап формирования сознания заключается в приобретении ребенком возможности употреблять местоимение «Я». Уровень приобщения индивидуума к человеческому знанию определяет и уровень его сознания,

Одновременно в коре больших полушарий имеются структуры (III сигнальная система действительности?), в которых происходит «неосознаваемая» (т.е. невербализируемая) обработка информации. Эта сфера психики человека получила название «бессознательного» и «сверхсознательного». Благодаря бессознательному осуществляется анализ огромного потока входящей в мозг афферентации, автоматическое выполнение многих условных рефлексов — сенсорных (вегетативных), оперантных, интеллектуальных, а также оценка потребностей организма и возможности их реализации; с помощью «сверхсознательного» решаются эвристические задачи. З.Фрейд полагал, что содержание бессознательного (половые инстинкты, инстинкты самосохранения, честолюбивые инстинкты) формируется у ребенка в раннем детстве (например, Эдипов комплекс у мальчиков или комплекс Электры у девочек), а в последующие годы это содержание находится в постоянном конфликте с сознательным («Оно» против «Я»). Фрейд полагал, что содержимое бессознательного отражается в сновидениях. По мнению О. Ранка, «наполнение содержимым» бессознательного происходит в момент рождения ребенка, а в последующем отражается на его психическом состоянии. Вопрос этот до настоящего времени не решен, но сам факт существования бессознательного, в том числе у детей и подростков, сегодня уже не оспаривается. Например, физиологом Г.В. Гершуни было показано, что у человека возможна выработка условного рефлекса на неощущаемый звук, который на 3--6 дБ ниже слухового порога. Не исключено, что в онтогенезе именно благодаря бессознательному происходит формирование полового влечения или либидо (через понятийную, романтическую, эротическую и сексуальную стадии) и его составляющих, т.е. направленность влечения н способов реализации влечения. С развитием речи у ребенка появляются сновидения, т.е. вербализированное отражение бессознательного.

Формирование в онтогенезе механизмов, реализующих потребности, мотивации, эмоции и волю. Потребности — это побуждение и цель поведения человека, т.е. фундамент поведения и психики. Мотивация представляют собой осознание той или иной потребности, т.е. ее детекция и отражение в сознании путем выражения внутренней речью, а также формирование действия, направленного на удовлетворение детектируемой потребности. Оценка результата действия, направленного на удовлетворение потребности, производится с участием механизма эмоций.

К моменту рождения у ребенка сформированы механизмы, обеспечивающие реализацию биологических потребностей (потребность в поглощении кислорода и выделении углекислого газа, потребность в пище, потребность в очищении организма от конечных продуктов, потребность в температурном комфорте), а также механизмы, обеспечивающие детекцию этих потребностей (механизмы мотивации), реализацию действия, направленного на удовлетворение потребностей, и оценивающие результативность действия (механизмы эмоций). Все они, совершенствуясь в процессе онтогенеза, одновременно служат базой для создания новых видов потребностей — социальных (потребность следовать поведенческим, нравственным и эстетическим нормам общества, стремление человека принадлежать к определенной социальной группе и занимать в ней определенное место) и духовных (потребность познания мира и своего места в нем, познание смысла жизни, потребность в новой информации), а также механизмов их детекции, реализации и оценки. При этом важнейшую роль в становлении этих новых потребностно-мотивационных механизмов играют эмоции. Таким образом, воспитание ребенка, т.е.формирование у него комплекса социальных и духовных потребностей, а следовательно, формирование характера личности — это тончайшая работа, связанная с воздействием на нейронные структуры коры больших полушарий, в том числе лимбической системы. Формирование социальных и духовных потребностей можно себе представить как выработку условных интеллектуальных рефлексов, конечной целью которого является «желание выполнить конкретное действие». Очевидно, что помимо лимбической системы в этом активное участие принимают структуры 2-й сигнальной системы, т.е. центры речи. Поэтому становление потребностно-мотивационно-эмоциональной сферы, в том числе ее социального и духовного «отсека», тесно связано с развитием речи. Многие социальные и духовные потребности «закладываются» в критический период развития детей, т.е. в период с 5-го по 12-й месяц; 12-й месяц жизни рассматривается как окончание первичной социализации ребенка.

Эмоции можно рассматривать как важнейшие внутренний фактор, способствующий выработке условного рефлекса. Положительные эмоции подкрепляют условный рефлекс, а отрицательные служат инструментом выработки внутреннего торможения. Механизмы эмоций играют исключительно важную роль в развитии ребенка. Новорожденный проявляет главным образом, отрицательные эмоции (крик, плач). Уже в первые дни жизни проявляются внешние признаки положительных эмоций, например, двигательная активность при появлении человека. В 6 нед. формируется улыбка, элементы смеха. У грудных детей, дошкольников и младших школьников внешние проявления эмоций (вегетативный, мимический, вокальный компоненты) – очень яркие, непосредственные и трудноуправляемые за счет структур 2-й сигнальной системы. В 9-11 лет появляется возможность контролировать проявление эмоций со стороны коры больших полушарий. В период полового созревания этот контроль временно утрачивается. Необузданность» эмоциональной реакции подростка является одним из самых характерных признаков изменения личности в этот период. В последующие годы II сигнальная система вновь берет под контроль эмоциональные реакции, что обусловлено установлением новых прочных связей между нею и лимбической системой мозга. В процессе развития происходит тонкая дифференцировка эмоций, благодаря чему постепенно формируются основные их виды (интерес, радость; удивление, горе, гнев, страх, стыд, вина), дающие возможность образовывать комплексы эмоций, то есть всю гамму чувств н настроения человека. Ведущая роль в этой дифференцировке принадлежит II сигнальной системе. На «языке» нейронов все это означает, что в коре больших полушарий, в том числе в структурах II сигнальной системы, формируются пулы нейронов, возбуждение которых порождает соответствующее чувство или настроение, то есть своеобразный эмоциональный анализатор, а также возникают дуги условных рефлексов, обеспечивающие вегетативный, мимический и двигательный компоненты эмоций.

Формирование поведения в онтогенезе. Существуют врожденные формы поведения, или инстинкты, и приобретенные, то есть реализуемые за счет условных рефлексов. В онтогенезе человека обе формы поведения изменяются. Например, поведение, направленное на удовлетворение полового влечения, то есть половые инстинкты в период от рождения до половой зрелости претерпевают существенные изменения. Приобретенные формы деятельности – это предметная, игровая, учебная и трудовая. Каждая из них возникает в связи с появлением новых потребностей, так как прежняя форма поведения уже недостаточна для их удовлетворения. В основе становления разнообразных форм поведения лежит индивидуальное обучение, которое в процессе онтогенеза осуществляется по типу неассоциативного (суммационная реакция, реакция привыкания, импринтинг, иммитация), ассоциативного («классические» условные рефлексы, оперантные или инструментальные условные рефлексы, интеллектуальные рефлексы) и когнитивного (психонервное обучение, обучение с участием элементарной рассудочной деятельности или вероятностного прогнозирования). В онтогенезе становление различных форм деятельности повторяет филогенез.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 1076.