Командно-административная (централизованная) система
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В командной экономике решения о том, что, как и для кого производить, принимаются из единого центра, которым обычно является глава государства. Командная экономика в сравнительно чистом виде существовала, например, в государстве древних инков. Через много веков похожая экономическая система сложилась в Советском Союзе и других странах, которые под влиянием СССР пошли по «социалистическому пути». В настоящее время командную экономику можно найти лишь на Кубе и в Северной Корее.

В централизованной экономике все материальные ресурсы и продукты производства обычно принадлежат государству. Что же касается работников, то они подчинены государственному чиновнику, тот – более важному чиновнику, и так далее по административной лестнице вплоть до верховного правителя, как бы он не назывался: фараоном, императором или генеральным секретарём правящей партии.

Согласование экономической деятельности в централизованной экономике происходит с помощью планов, поэтому такую экономику называют также плановой. Процесс планирования происходит примерно так. На самом верху государственной пирамиды определяется, сколько данного продукта, предположим, автомобилей, следует произвести в масштабах всей страны за год. Затем специальный плановый орган (в СССР это был Государственный план) рассчитывает, сколько потребуется стали, пластических масс, резины и прочих ресурсов для выпуска всех запланированных автомобилей. Следующий этап – расчёт потребностей в электрической энергии, угле, нефти и другом сырье для производства этих ресурсов. Такая процедура повторяется с каждым из видов продукции. Потом подсчитывается, сколько должно быть произведено, скажем, стали для выпуска всех продуктов, и эта цифра доводится до Министерства чёрной металлургии. То же самое происходит и со всеми остальными ресурсами. Дальше процесс планирования спускается из Государственного плана в отраслевые министерства. Предположим, Министерство чёрной металлургии получает задание выпустить за год определённое количество чугуна, стали, проката разных видов. Министерство, в свою очередь, расписывает производственные задания по всем подчиняющимся ему заводам, указывая, сколько какой продукции каждый завод должен поставить в каждый квартал будущего года. Директор завода распределяет свой план по цехам, цех – по участкам и так далее вплоть до самого работника-сталевара.

Преимущество плановой экономики – возможность быстро сосредоточить все ресурсы общества на «направлении главного удара». Это очень важно во время войн, крупных стихийных бедствий, а также позволяет продвинуться вперёд в выбранной области. Поэтому, например, Советскому Союзу удалось в своё время быстро реализовать программу освоения космоса. Однако при этом всегда приходят в запустение другие отрасли экономики (в СССР – лёгкая промышленность и сельское хозяйство), откуда забираются средства на развитие главных отраслей.

Для работы сложного механизма централизованной экономик требуется огромное количество управляющих, планирующих, рассчитывающих и проверяющих чиновников. Для того чтобы побуждать подчинённых выполнять планы-приказы, начальник должен иметь над ними реальную власть, обеспеченную силой всего государства. Всё это очень дорого стоит. Но главная трудность централизованного планирования производства заключается в определении того, сколько же единиц каждого продукта нужно обществу. В современной экономике количество выпускаемых видов изделий измеряется сотнями тысяч. Рассчитать необходимый объём производства не сможет даже самый мощный суперкомпьютер – ведь для этого нужно знать вкусы и потребности многих миллионов людей. Поэтому в реальной жизни расчёт плана при такой экономической системе происходит так: все существующие в стране промышленные и сельскохозяйственные предприятия сообщают наверх, сколько они могли бы произвести в будущем году (для этого к прошлогоднему объёму производства добавляется ещё немного, предположим 2 %). Эти цифры суммируются и с небольшими поправками составляют план, который затем возвращается на те же предприятия. Понятно, что точность и обоснованность такого плана оставляют желать много лучшего.

Технология производства также определяется государством, потому что ему в централизованной системе принадлежат все здания, сооружения, станки, ресурсы и прочее. Поскольку управляющий экономикой чиновник лично не заинтересован в результатах её работы, он вряд ли будет прилагать большие усилия к тому, чтобы способ производства был самым эффективным.

Все произведённые в централизованной экономической системе продукты поступают в собственность государства и перераспределяются им в соответствии с планом. Приблизительный характер планов может создать при распределении немалые сложности как для предприятий, так и для рядовых потребителей. В централизованной экономике даже в самый благополучный период всегда бывает дефицит одних товаров и избыток других. Стремясь поправить дело, государство меняет планы, но поскольку неясно, на какую точно величину нужно делать поправки, то там, где был дефицит, возникает избыток, и наоборот.

Другой важный недостаток централизованной экономики – этот отсутствие достаточных стимулов к производству. Дело в том, что доход производителя в этой экономической системе прямо не зависит от того, сколько и какой продукции он произвёл. Размер получаемых доходов в первую очередь определяется местом, которое занимает человек в пирамиде управления: меньше всего достаётся простому работнику, больше всего – главному начальнику. В этих условиях побудить людей работать с большей производительностью можно только неэкономическими способами: или угрожая наказанием, или внушая энтузиазм, например основанный на вере в светлое будущее. В Советском Союзе использовались оба эти способа.

Сильные стороны централизованной экономики сказываются при её малых размерах, когда у центра есть возможность непосредственно контролировать всё, что происходит в хозяйстве. Собственно говоря, любая фирма представляет собой небольшую централизованную экономическую систему. Если же хозяйство становится слишком большим, получение точной информации и контроль усложняются, возникает необходимость в большом бюрократическом аппарате управления, и недостатки централизованного планирования начинают перевешивать достоинства [3].

 

 

Контрольные вопросы

1. В плановой экономике существовало огромное количество неликвидов (не нужных товаров). В чём причина этого явления?

2. Почему в плановой экономике не работает закон спроса и предложения?

3. Почему государство было вынуждено давать деньги планово-убыточным предприятиям?

4. Во времена командной системы в СССР была широко распространена практика «приписок», когда отчётные результаты работы предприятий искусственно завышались. Что могло быть экономической причиной такой массовой нечестности руководителей предприятий и колхозов?

 



Рыночная система

В рыночной экономической системе действуют люди, свободные от власти традиций и не подчинённые единому центру. Каждый из них сам решает, что изготовлять, как и в каком количестве, исходя при этом из одной-единственной цели – личного интереса, увеличения собственного богатства и благосостояния.

В условиях разделения труда и личной свободы производители связаны друг с другом через обмен продуктами – товарами. Только обменивая свой товар, производитель может получить всё необходимое для удовлетворения своих потребностей. Взаимозависимость людей в рыночной экономике очень велика. Но в отличие от ремесленника, работающего по заказу, производитель в рыночной экономике часто производит свой товар для неизвестного ему заранее покупателя. В отличие же от централизованной, рыночная экономика не гарантирует каждому, что он всегда сможет обменять свой продукт на другие. Обратной стороной свободы выбора являются риск и полная личная ответственность.

Итак, обмен товарами играет ключевую роль в рыночной экономике. Но произвести обмен товара на товар не так уж просто. Для этого необходимо согласие обоих товаровладельцев. Вполне вероятно, что, скажем, сапожник готов обменять сапоги на пироги, но пирожник хотел бы получить за свой товар что-нибудь другое. Для того чтобы удовлетворить всех, пришлось бы затевать длинную цепочку обменов.

Выход может быть только такой – условиться, что какой-нибудь 1 товар будут принимать все продавцы без исключения. Такой товар называется деньгами. Без денег рыночная экономика успешно работать не сможет.

Продажа товара – это обмен товара на деньги.

Покупка товара – это обмен денег на товар.

Рыночная система – это экономическая система, объединяющая свободных людей, связанных между собой отношениями купли-продажи.

Слово «рынок» на всех языках первоначально означало то место, где торгуют. Такие рынки стали возникать с незапамятных времён, потому что даже в те времена, когда господствовало натуральное хозяйство, некоторые товары: соль, железо, пряности, драгоценности – привозили из других мест и продавали на рынках купцы. Однако в те времена жизнь большинства жителей не была постоянно связана с рынком.

В конце 18 – начале 19 века в западноевропейских странах произошла промышленная революция, в результате которой большинство товаров стало производиться уже не вручную, а с помощью машин. Количество товаров резко увеличилось, и они начали продаваться на рынках. Более того, купля и продажа охватили не только продукты, но и факторы производства. Предметом торговли сделались машины и оборудование, а также земельные участки, которые раньше принадлежали феодалам и могли только передаваться по наследству. Продаваться и покупаться стал и труд работников, которые могли свободно им распоряжаться, в отличие от крепостных, цеховых ремесленников и их подмастерьев. Так возникли рынки капитала, земли и труда. Общественный строй, при котором в экономике господствует рыночная система, получил название «капитализм».

В рыночной экономике факторы производства и его результат – продукт – принадлежат не общине, как в традиционной экономике, и не государству, как в централизованной, а частным лицам. Поэтому проблема стимулов к производству в рыночной экономике не стоит. Каждый производитель выбирает самый выгодный для себя продукт и производит его столько, чтобы получить в итоге как можно больше денег. Технология производства также выбирается по возможности самая эффективная, при которой отношение результата к затратам является наибольшим. Поэтому рыночная экономика благоприятствует техническому прогрессу, в результате которого создаются новые, более производительные технологии.

Пожалуй, самый сложный вопрос – о распределении продуктов. Как рыночная экономическая система умудряется навести порядок в этой компании эгоистов, делающих что кому заблагорассудится? Ведь здесь обеспеченность населения необходимыми благами, а также справедливость распределения и обмена не гарантируются ни обычаями, ни планом, подкреплённым властью государства.

На этот вопрос ответил знаменитый английский экономист и философ Адам Смит в своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов», которую для краткости называют просто «Богатством народа». В этой книге Смит открыл ещё 1 способ согласования личных интересов, основанный уже не на симпатии, а на рыночной экономике при условии свободной конкуренции (соревнования) участников рынка. Главный вывод книги Смита: рыночная экономика, основанная на свободной конкуренции, может существовать сама по себе. Вмешательство государства ей скорее вредит, чем помогает. Смит утверждал, что в рыночной системе каждый человек, преследуя личную выгоду, выбирает себе то занятие, которое лучше всего оплачивается, производит товар, имеющий наибольшую цену. Благодаря этому каждый человек в отдельности (значит, и всё общество в целом) достигает наилучшего для себя результата, а ресурсы общества распределяются наиболее эффективно. Кроме того, поскольку наиболее выгодные продукты начинают производить сразу много человек, между ними возникает конкуренция и цена товара в конце концов снижается, что тоже выгодно обществу. Как выразился Смит, «невидимая рука» подталкивает эгоистов к общественному благу. Но для этого нужно, чтобы каждый человек мог свободно заняться делом, которое он считает самым выгодным. Никто не должен (как в традиционной или централизованной экономике) ограничивать его выбор, указывать ему, чем следует и чем не следует заниматься. Прямое вмешательство государства скорее вредит, чем помогает рыночной экономике – этот вывод Смита произвёл наибольшее впечатление на его современников. Дело в том, что в то время в экономической мысли господствовали так называемые «меркантилисты» – сторонники активного государственного регулирования всех сторон экономической жизни и особенно внешней торговли.

Исторический опыт показал преимущество рыночной экономики над двумя другими экономическими системами. Она простейшим образом решает проблему стимулов экономической деятельности, обладает способностью сравнительно быстро приспосабливаться к неожиданным изменениям, благоприятствует техническому прогрессу. Конечно, рыночная экономика – не идеал. Ей могут быть свойственны сильное неравенство доходов, поскольку государство не вмешивается в их распределение (в традиционной и централизованной экономике разрыв в доходах между «начальством» и рядовыми работниками очень велик, но сами работники находятся примерно в равном положении), периодические экономические спады, безработица и другие проблемы. Но мы можем назвать рыночную экономику наименее плохой из существующих экономических систем [3].

 

 

Контрольные вопросы

1. Как вы думаете, возможно ли планирование в рыночной системе?

2. Адам Смит писал о том, что в экономике мы обращаемся не к гуманности, а к эгоизму наших партнёров и говорим не о наших нуждах, а об их выгодах: «Человек постоянно нуждается в помощи своих ближних, и тщетно будет он ожидать её лишь от их расположения. Он скорее достигнет своей цели, если обратится к их эгоизму и сумеет показать им, что в их собственных интересах сделать для него то, что он требует от них» [14]. Согласны ли вы с этим утверждением? Привести примеры из жизни, подтверждающие или опровергающие его.

3. Какие черты рыночной экономики существовали в Советском Союзе?

4. Объяснить, как цена облегчает решение вопросов ЧТО? КАК? и КТО? в рыночной экономике.

5. Почему без права частной собственности производители товаров не могут свободно решать главные вопросы экономики?

6. Почему рыночную экономику называют «миром компромиссов»?

 



Смешанная система

Как правило, реальная экономика какой-либо страны не является чисто рыночной, чисто централизованной или чисто традиционной. Элементы различных экономических систем особым образом сочетаются в каждой стране. В развивающихся государствах Азии, Африки и Латинской Америки можно найти элементы всех трёх типов экономических систем. В развитых странах мы сталкиваемся с сочетанием рыночной и централизованной экономики при господстве первой из них. Такое сочетание – смешанная экономика. Она призвана использовать сильные стороны и преодолеть недостатки рыночной и централизованной экономик. Например, даже в одной из самых рыночных экономик мира – американской – государство активно вмешивается в процесс распределения продукта и централизованно выдаёт талоны на покупку еды. В то же время в такой централизованной экономике, как советская, даже в годы сталинизма допускались элементы рыночной экономики, например продовольственные и вещевые рынки, на которых граждане могли купить то, что не получали от государства. Однако разница между экономикой, где преобладает централизованное планирование, и экономикой, где преобладает рынок, огромна. Её почувствовало на себе население нашей страны, где происходит долгий и болезненный переход от плановой к рыночной экономике [3].

Государство распоряжается 10-50 % национального дохода, остальное сосредоточено в руках частных владельцев. Доля национального дохода, которой распоряжается государство, может колебаться под влиянием внешних обстоятельств, например войны. Так, в США в 1929-1940 годах доля государства в национальном доходе колебалась в пределах 10-30 %, затем стремительно выросла во время второй мировой войны (до 45 %). Однако с 50-х годов 20 века эта доля колебалась на уровне 15-30 % национального дохода. Заметим: в США в отличие от других промышленно развитых стран размер государственного сектора невелик. В Швеции, Норвегии, Франции, Великобритании и ФРГ он значительно больше и достигает 40-50 % [6].

 

 

Контрольные вопросы

1. Какие проблемы возникают при сочетании традиционной и рыночной экономики у народов Крайнего Севера нашей страны?

2. Чем деятельность государственных предприятий в смешанной экономической системе отличается от деятельности таких же предприятий в командной системе?

 



Повторение

 

Контрольные вопросы

1. Почему переход от одной экономической системы к другой связан с определёнными трудностями?

2. Почему в период перехода к рыночной экономике в России наблюдается бурный рост посредников и коммерческих структур?

3. Может ли существовать рыночная или централизованная (командная) система в чистом виде?

4. Доказать, в чём преимущества рыночной экономики перед другими экономическими системами.

5. Чем отличается решение главных вопросов экономики при традиционной, рыночной и командно-административной экономике?

6. Согласны ли вы с тезисом «Экономический эгоизм очень важен для работы рыночной системы»? Дать аргументированный ответ.

7. К какой экономической системе можно отнести Россию во времена Ивана Грозного?

8. Билеты на рейс французской авиакомпании «Air France», пользующейся огромной поддержкой со стороны государства, существенно дороже, чем на аналогичные рейсы частных британских авиакомпаний. С чем это может быть связано?

9. Обоснуйте свои ответы на каждый из ниже приведённых пунктов.

а) проблема «что производить» возникает только с централизованным планированием;

б) проблема «как производить» не стоит перед обществом с большим количеством трудоспособного населения;

в) проблема «для кого производить» не является актуальной для общества.

10. Существуют ли общие экономические проблемы для обществ с централизованным планированием, традиционного, с рыночной экономикой?

11. Установить соответствие между позициями двух столбцов

А) традиционная экономика 1. многообразие форм собственности
Б) рыночная экономика 2. натуральное хозяйство
  3. свободное ценообразование
  4. конкуренция товаропроизводителей

 



Потребитель

Люди могут занимать разное положение в экономике – быть рабочими, предпринимателями, фермерами или лицами свободных профессий, но все они – потребители [6].

Заработная плата – это цена, выплаченная за труд.

Рента – это цена, выплаченная за пользование землёй.

Процент – это плата за использование чужого капитала.

Прибыль – это вознаграждение усилий предпринимателя [4].

По мере того как человек потребляет какое-либо благо или услугу, соответствующая его потребность насыщается. Представим себе, что молодой африканец – житель сельской местности, где все ходят босиком, – решил поехать в Россию и поступить в университет. Естественно, для босого человека в таких обстоятельствах приобретение первой пары туфель имеет огромное значение: оно удовлетворяет острую, неотложную потребность. Предположим, что этот африканец успешно поступил в университет и стал получать стипендию от своего правительства. Кроме того, в свободное от учёбы время он начал подрабатывать в коммерческой палатке, и у него появились деньги, которые он хотел бы потратить на покупку ещё одной пары туфель. Ясно, что важность и полезность этой второй пары намного меньше, чем первой. Наконец, если наш герой войдёт во вкус и купит ещё несколько пар ботинок, то полезность для него каждой следующей, дополнительной пары (экономисты называют её предельной полезностью) будет всё меньше и меньше. Это явление получило название закона убывающей предельной полезности. В 1 прекрасный день полезность дополнительной пары обуви не превысит полезности отдаваемых за неё денег (то есть полезности других благ, которые можно купить за те же деньги). Тогда наш потребитель прекратит дальнейшие покупки ботинок.

Однако на самом деле всё обстоит несколько сложнее. Обувь нужна нашему гостю для удовлетворения различных потребностей.

Для простоты остановимся на трёх: ходить каждый день в университет (нужны прочные ботинки); надевать вечером на танцы (нужны красивые выходные туфли); заниматься спортом (кроссовки).

При этом он учёбу считает самым важным занятием в своей жизни, а на танцы ходит с большим удовольствием, чем на спортивную площадку. Тогда полезность первой пары прочных ботинок будет для него выше, чем полезность первой пары выходных туфель, а те, в свою очередь, будут полезней первых кроссовок.

Предположим, что наш потребитель оценивает полезность для себя каждой следующей пары обуви (предельную полезность) в некоторых единицах.

Таблица 1

Предельная полезность обуви

 

Пары обуви

Виды использования

повседневная носка (прочные ботинки) танцы (выходные туфли) спорт (кроссовки)
1 10 9 7
2 8 6 4
3 6 4 2
4 4 2 0
5 2 0

 

Если у студента-африканца есть средства только на одну пару обуви, то он приобретёт пару прочных ботинок для ежедневной носки. Если же у него появились деньги на какую-либо вторую пару (предположим, что все виды обуви стоят одинаково), он выберет пару выходных туфель полезностью 9, потому что полезность покупки второй пары прочных ботинок (8) и первой пары кроссовок (7) меньше.

При покупке третьей пары обуви наш герой, очевидно, предпочтёт вторые ботинки для повседневной носки – наверное, для того, чтобы первая пара не вышла из строя слишком быстро.

Именно предельная полезность вещи определяет её ценность, то есть значение для нас. Предположим, что ещё в Африке друг нашего студента подарил ему 3 пары прочных ботинок, которые он привёз из России и которые ему больше не нужны. В таком случае предельная полезность ботинок у нашего африканца будет равна всего 4 единицам, и поэтому его первыми покупками будут более ценные для него выходные туфли и кроссовки.

Важно помнить, что предельная полезность блага – полезность его дополнительной единицы – зависит от того, сколько единиц этого блага у нас уже есть. Поэтому предельная полезность (а значит, и ценность) приобретаемого нами алмаза оказывается намного выше предельной полезности (ценности) литра питьевой воды в графине, хотя без воды человек не может жить, а без алмазов вполне в состоянии обойтись. Конечно, если мы окажемся в безводной пустыне, соотношение предельных полезностей воды и алмаза будет обратным.

У человека могут быть и потребности, не поддающиеся насыщению, например потребность в творчестве (написав несколько хороших романов, писатель, как правило, не успокаивается на достигнутом и не откладывает перо в сторону). Для этих потребностей закон убывающей предельной полезности не действует. Но обычно такого рода потребности не относятся к числу неотложных, и рассмотрение их не входит в предмет экономической науки.

Хотя экономика существует в первую очередь ради удовлетворения потребностей, индивидуальный потребитель играет совершенно разную роль в различных экономических системах.

В традиционной экономике что, в каком количестве и как потребляется определяют обычаи: различия между отдельными потребителями несущественны.

В командной экономике самыми важными потребителями выступают фараон, или царь, или король и т.д. и его двор. Они имеют возможность удовлетворять свои прихоти, в то время как большинство их подданных довольствуются лишь самым необходимым. В экономике Советского Союза, казалось бы, было иначе: производство ради производства (тяжёлая промышленность) всегда считалось более важным, чем производство потребительских товаров, в первую очередь потому, что оно создавало огромную военную мощь, с которой были вынуждены считаться все страны мира. Однако можно сказать, что это удовлетворяло потребность советского руководства в престиже и власти. Потребителю же предлагается очень ограниченный ассортимент продукции в количестве, не удовлетворяющем его потребности.

Совершенно иное положение занимает обычный индивидуальный потребитель в рыночной экономике. Всё, что в ней производится, должно быть кому-то продано. Деньги потребителей – единственный источник дохода производителей, поэтому именно выбор потребителя в конечном счёте определяет, что будет произведено и в каком количестве. Экономисты называют такую ситуацию суверенитетом потребителя. Однако здесь есть некоторое преувеличение. Во-первых, потребитель может быть «сувереном», только если у него есть свобода выбора, то есть между производителями существует конкуренция. Единственный производитель или продавец (монополист) сам господствует над потребителем. Во-вторых, потребитель должен владеть всей необходимой информацией. Если «суверен» не знает, что происходит в его государстве, его легко обманут более осведомлённые подданные. Так и в экономике. Если потребитель хочет купить туалетное мыло или крем для бритья, он не станет нюхать и пробовать все сорта подряд. Скорее всего, он сделает свой выбор под влиянием красивой упаковки или запоминающейся рекламы в газете или по телевидению, то есть под влиянием факторов, не имеющих никакого отношения к качеству данного товара. Если потребитель покупает автомобиль или телевизор, он, вероятно, наведёт справки у родных и знакомых и посетит несколько специализированных магазинов. Но, не будучи сам автомобильным механиком или радиотехником, он опять-таки не сможет принять решение на основе полной информации. Это даёт продавцам возможность до некоторой степени управлять потребностями своих покупателей, что достигается с помощью рекламы, особенно для разных видов товара примерно одинакового качества. Хорошо проведённая рекламная кампания может создать моду на какой-то товар (не только на одежду или обувь, но и на компакт-диски, книги, выставки, места отдыха и т.д.). Тогда потребитель купит товар не потому, что он ему действительно нужен, а потому, что он есть у всех друзей или соседей. Конечно, необходимо и высокое качество продукта, и хорошо организованное техническое обслуживание, – если реклама расхваливает товар откровенно плохого качества, это вряд ли поможет его распродать, а покупатели имеют право подать на продавца в суд за сообщение ложных сведений о качестве товара. Другие потребители, напротив, покупают товар для того, чтобы «выделиться из массы», подчеркнуть своё особое положение. Например, во всех странах мира большой популярностью пользуются автомобили марки «Мерседес». Их делают в ограниченном количестве и продают по очень высокой цене. Поэтому каждый, кто купил «Мерседес», имеет (со своей точки зрения) основания для того, чтобы смотреть на остальных сверху вниз. Правда, качество этих автомобилей действительно высокое, но соображения престижа играют едва ли не более важную роль. Это так называемое «демонстративное поведение» впервые описал американский учёный Торстейн Веблен. В пользу своей теории «демонстративного», то есть показного, потребления Веблен приводил тот факт, что низкая цена товаров нередко отпугивает покупателей, так как они считают цену показателем престижа. Чтобы выровнять соотношение сил (то есть степень информированности) между продавцами и покупателями, во многих странах существует государственный контроль качества некоторых продуктов. Кроме того, действуют так называемые общества потребителей – независимые организации, которые исследуют реальные потребительские свойства различных видов товаров и публикуют результаты исследований в специальных газетах и журналах, а также помогают потребителям судиться с недобросовестными продавцами. В России тоже существуют общества потребителей, а каждая уважающая себя газета и телевизионный канал имеют специальную рубрику, посвящённую экспертизе потребительских товаров и ответам на вопросы потребителей [6].

 

 

Контрольные вопросы

1. Допустим, вы покупаете пирожные по 3 рубля за штуку. За первое вы отдали бы и 15 рублей, а за каждое следующее – на 2 рубля меньше, чем за предыдущее. Купите ли вы седьмое пирожное? А восьмое?

2. Как вы объясните тот факт, что с ростом доходов потребителей доля товаров ежедневного пользования в их покупках снижается, а товаров длительного пользования – растёт?

3. Какие формы ограничения свободы потребительского поведения вам известны? Привести примеры.

4. Почему некоторые фирмы в рекламе отмечают, что их товар стоит дорого? Не совершают ли они ошибку?

5. Студент-африканец, приехавший на учёбу в Россию (с его историей вы уже знакомы), имеет 6 пар обуви. Сколько среди этой обуви ботинок, туфель и кроссовок?

 



Спрос

Спрос – это желание и возможность потребителя купить продукт или услугу в определённом месте и в определённое время.

Необходимо различать потребность и платёжеспособный спрос. Платёжеспособный спрос обеспечен денежными средствами для приобретения товаров или услуг. Рынок не реагирует на потребность, не обеспеченную платёжеспособностью покупателя.

Закон спроса описывает обратную связь между ценами и количеством товаров и услуг, которые будут куплены при каждой цене, то есть при прочих равных условиях по низкой цене удастся продать больше, чем по высокой.

Причины:

1. по низкой цене покупку сделает большое число людей;

2. при низкой цене данный товар будет предпочтительнее другого товара;

3. при высоких ценах данный товар будет заменён другим товаром.

В современной экономической науке взаимосвязь цены (Р) и количества покупаемого товара (Q) выражается кривой спроса. Для её построения составим таблицу, в которой проследим зависимость количества товаров, которые желают приобрести покупатели, от цены этих товаров.

Таблица 2

 

Период Цена единицы товара Количество товаров, на которое предъявляется спрос
А 5 9
В 4 10
С 3 12
D 2 15
Е 1 20

 

Данные таблицы позволяют нам построить график – кривую спроса.

 

 


Рисунок 3. Кривая спроса.

 

Кривая спроса показывает, что цена и количество товаров находятся в обратной зависимости. Поэтому кривая спроса – убывающая. Из этого следует:

1. если цена на какой-либо товар повышается, то спрос на него меньше;

2. если на рынок поступает большое количество товаров, то цена на них снижается;

3. если цена на товар снижается, то на него увеличивается спрос и появляются новые покупатели.

Эластичность спроса описывает, в какой степени изменение цены влияет на величину спроса. Если эффект от изменения цены относительно мал, то спрос на этот товар неэластичен. Если небольшие изменения в цене могут вызвать относительно значительные изменения в спросе на товар, то спрос эластичен.

Ценовая эластичность спроса определяется по формуле

 

Кэлас =

Изменение величины спроса в процентах
Изменение цены в процентах

 

Если Кэлас > 1 – спрос эластичен; Кэлас < 1 – спрос неэластичен; Кэлас = 1 – единичная эластичность.

Объём продаж определяется по формуле

 

Vпродаж = цена единицы товара × количество проданных товаров.

 

Спрос эластичен, если цена товара:

1. растёт, объём снижается;

2. падает, объём растёт.

Спрос неэластичен, если цена товара и объём:

1. изменяются одинаково;

2. падает.

Причины неэластичности спроса на некоторые товары и услуги:

1. товары первой необходимости;

2. трудно найти заменители;

3. относительно недороги;

4. безвыходное положение у потребителя.

Факторы изменения спроса при неизменных ценах:

1. заменители. Когда 2 товара предназначены для удовлетворения одной и той же потребности, они называются взаимозаменяемыми (субинститутами);

2. изменение в окружающей среде;

3. изменение в полезности вещи;

4. дополняющие товары (товары-комплементы);

5. изменения доходов;

6. изменение цены на товар-заменитель;

7. изменение в стиле, вкусах, привычках и т.д.;

8. изменение в цене или доступности дополняющих товаров [6].

 

 

Контрольные вопросы

1. Предположим, что вы продаёте телевизоры. В соответствии с принципом убывания предельной полезности люди, у которых уже есть телевизор, в меньшей степени стремятся приобрести или взять напрокат второй, а потом третий. Как бы вы преодолели это затруднение?

2. В чём отличие величины спроса и от величины потребности?

3. Какую роль играет цена в формировании величины спроса?

4. Что гласит так называемый первый закон экономики?

5. Почему фирмы во всём мире постоянно ищут рынки товаров, которые являются новинками и вызывают большой интерес покупателей?

6. В результате рекламной компании население стало предпочитать кока-колу квасу. Что произойдёт с кривой спроса на квас? Что при том же условии случится со спросом на кока-колу?

7. Как изменится спрос на красную икру при увеличении доходов населения? Отобразить графически.

8. Что случится с кривой спроса на перловую крупу с ростом доходов потребителей?

9. Что произойдёт со спросом на соль при изменении доходов населения? Что может переместить кривую спроса на соль?

10. Привести примеры взаимозаменяемых и взаимодополняющих благ.

11. Что случится с кривой спроса на баранину при значительном удорожании говядины и свинины?

12. Что случится со спросом на автомобили при резком повышении цены на бензин?

13. Каким будет спрос (эластичным, неэластичным) на следующие товары: браслеты с бриллиантами, соль, сигареты вообще и сигареты «Ява»?

14. Если эластичность спроса по цене на видеокамеры равна – 3, то каково будет процентное изменение объёма спроса на них, которое последует после увеличения цены на 10 %?

15. «Холодная погода сократила величину спроса на комнаты в гостиницах на Черноморском побережье, уменьшив тем самым цену аренды комнаты. Падение цены аренды, в свою очередь, вызвало увеличение спроса так, что, в конце концов, цена возвратилось к своему первоначальному уровню». Что неверно в утверждении?

16. Катя любит масло и считает, что маргарин на вкус напоминает мыло. Сергей не чувствует между ними разницы. Чей спрос на масло должен быть более эластичным по цене? Обосновать ответ.

17. Допустим, что вы – владелец магазина по продаже мороженого на морском курорте, где из-за роста цен сейчас открывается много таких магазинов. Как бы вы использовали товары-заменители, чтобы преуспеть в конкурентной борьбе? Как бы вы реализовали идею об эластичности спроса, решая, стоит ли повысить цены на ваши фирменные сорта мороженого – пломбир с орехами, банановый десерт и другие?

18. Почему, когда цена на бензин поднялась, спрос на большие автомобили упал? Объяснить, почему это следует рассматривать как изменение спроса, а не как движение по кривой спроса.

19. Многие потребители, которые озабочены состоянием окружающей среды, отказываются покупать прохладительные напитки в пластмассовых бутылках. Некоторые органы городского самоуправления принимают меры, чтобы выбрасывать пластмассовые бутылки стало дорогим и затруднительным делом. Что произойдёт с кривой спроса и ценой равновесия для пластмассовых бутылок? Что произойдёт со спросом на алюминиевые банки для прохладительных напитков, которые годятся для повторного использования?

Пусть некая компания использует 1 млрд. пластмассовых бутылок в год, чтобы производить ворс для ковров и теннисные шарики. Как будет изменяться кривая спроса на бутылки по мере того, как будут появляться всё новые способы вторичного использования пластмассы? Как это повлияет на отрасль экономики, производящую пластмассы?

20. Причиной увеличения спроса на роликовые коньки может быть:

– ожидание наступления сезона дождей;

– снижение цен на подшипники;

– приближение летних каникул;

– подорожание апельсинового сока.

21. Выбрать пару товаров-заменителей:

– автомобильные покрышки и бензин;

– перьевые ручки и чернила;

– джинсы и футболки;

– масло и маргарин.

22. На какие из перечисленных товаров, по вашему мнению, спрос будет эластичным, а на какие – неэластичным?

– автомобиль «Волга»;

– хлеб;

– баранина;

– смычки для скрипок;

– электрические лампочки;

– фломастеры.

23. В 17 веке в России был «соляной бунт», вызванный повышением цен на соль. Почему бунт не мог быть повышением цен на меха? Является ли спрос на соль эластичным? Чем это объясняется?

24. Вкратце описать структуру потребительских товаров, которая была бы единой для следующих групп населения: школьники и учащиеся, молодёжь в целом; работники нефтяных и газодобывающих промыслов Западной Сибири; пенсионеры Российской Федерации. Начертить кривую спроса при единой цене, например, на роликовые коньки и молочные продукты для перечисленных групп населения. Объяснить обнаруженные вами общие тенденции и различия субъективных вкусов и предпочтений в этих группах потребителей. Как учитывает эти различия региональная торговля?

25. Экономической теорией и реальной коммерческой практикой доказана необходимость учитывать субъективные вкусы и предпочтения потребителей. Однако оказывается, что спрос прежде всего и напрямую зависит от уровня денежных доходов покупателей, то есть объективного, а не только субъективного фактора. Как вы объясните эту зависимость? Изобразить её с помощью графика с кривой изменяющегося спроса (не цен) на товары.

26. Перечислить несколько экономических показателей работы фирмы, зависящих от эластичности покупательского спроса товаров этой фирмы.

27. Закон спроса может быть представлен с помощью кривой спроса, имеющей отрицательный наклон. Объяснить, почему.

28. Кривая спроса на графике имеет вид ниспадающей линии, «убывающей» к оси количества покупаемых товаров. Чем можно объяснить такой вид кривой спроса?


Задача № 1

Цена пирожного составляет 5 рублей. Выручка кондитера – 500 рублей в день. Эластичность спроса на пирожные равны минус двум. Чему будет равна выручка кондитера, если он повысит цену до 6 рублей?

Задача № 2

1) Известно, что при цене товара Х в 28000 рублей за 2 килограмм величина спроса на него равна 84 килограмма, а при цене товара Х в 32000 рублей за 1 килограмм – 76 килограмм. Определить точечную эластичность спроса по цене. Будет ли спрос на товар Х эластичным?

2) Величина спроса и цена на товар менялись в такой закономерности:

а) при цене 48 миллионов рублей за автомобиль объём продаж составил 150.000 штук, а при снижении цены до 36 миллионов рублей объём продаж увеличился до 300.000 штук;

б) при цене 300.000 рублей за женские сапоги объём продаж составил 50.000 пар, а при снижении цены до 200.000 рублей объём продаж увеличился до 75000 пар;

в) при цене 700 рублей за 1 килограмм пшеницы объём продаж составил 10 миллионов тонн, а при снижении цены до 400 рублей за 1 килограмм объём продаж увеличился до 15 миллионов тонн.

Определить коэффициент эластичности спроса на автомобиль, обувь и пшеницу.

3) На сколько увеличится выручка автобусных предприятий города в день, если администрация города решила повысить стоимость проезда в автобусе в 2 раза, при этом прежняя цена проезда в автобусе была 1000 рублей, количество перевозимых пассажиров в день 2 миллиона человек, коэффициент эластичности автобусных перевозок 0,1?

Задача № 3

Начертить график с произвольной кривой спроса на поддержанные автомобили иностранных марок в Москве. Как изменится ваша кривая спроса на этот товар, если:

а) таможенные пошлины на ввоз в Россию этих автомобилей возрастут ещё в 2 раза;

б) денежные доходы покупателей возрастут в 2 раза;

в) цена автомобильного бензина возрастёт в 5 раз?

 

 

Задача № 4

Таблица 1

Показатели торговли бутербродами в студенческой закусочной

 

Цена одного бутерброда, руб. Количество продаж, тысяч штук Торговая выручка от продаж, тысяч руб. Коэффициент эластичности
2100 10    
1800 20    
1500 30    
1200 40    
900 50    
600 60    
400 70    

 

Начертить график спроса на бутерброды при данных ценах и количествах продажи. Определить, при какой цене торговая выручка окажется максимальной. Вычислить коэффициент ценовой эластичности спроса на бутерброды.

Задача № 5

Таблица 2

 

Показатель

Куртки

Автомобили

Магнитофоны

Цена единицы товара, рубли

40.000 30.000 50 млн. 5 млн. 500.000 300.000
Количество продаж, штук 10 12 1 3 3 4
Денежная выручка, рублей            
Тип эластичности спроса            
Коэффициент эластичности            

 

Заполнить таблицу.

Задача № 6

При цене билета на футбольный матч в 450 рублей на стадион вместимостью 40.000 человек пришло 5000 зрителей. При снижении цены билета до 200 рублей на матч с участием тех же команд число болельщиков, решивших посетить матч, увеличилось до 30.000 человек. На основе анализа статистических данных было установлено, что спрос на билеты задаётся линейной функцией. Определить, какую цену на билет должна установить администрация стадиона, чтобы во время игры данных команд стадион был заполнен полностью.

Решение

Пусть q (тысяч штук) – количество купленных билетов, р (рублей) – цена одного билета.

Функция спроса будет иметь вид: q = kp + b.

k' = ‒0,1; b = 50

Следовательно, спрос на билеты описывается следующей функцией: q = ‒0,1р + 50.

Составим уравнение: ‒0,1р + 50 = 40 → р = 100, q = 40.

 



Производство

Поскольку почти все блага редкие, то есть существуют в природе в готовом виде и в нужном для удовлетворения наших потребностей количестве, общество должно постоянно заниматься их производством.

Производство – это процесс воздействия человека на природу с целью создания благ или оказания услуг.

Для осуществления производства необходимо, чтобы соединились природа, человек и техника. Экономисты называют эти категории факторами производства: земля, труд, капитал.

Земля нужна не только в сельском хозяйстве, на ней размещают фабричные здания и другие постройки. Кроме того, экономисты относят к этому фактору все необходимые для производства природные ресурсы, воду, воздух и тот природный материал, который подвергается переработке (его называют также сырьём).

Труд – это целесообразная деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на природу и использует её в целях создания товаров и услуг, необходимых для удовлетворения своих потребностей.

Капитал (средства производства) – это такие производственные ресурсы, созданные людьми для производства товаров и услуг. К нему относятся здания, сооружения, станки, машины, инструменты и прочее. Помимо физического капитала существует и денежный. Экономисты называют капиталом те денежные средства, которые предназначены для покупки физического капитала.

Продукт – это результат производства.

Ради изготовления продукта, собственно, и затевается производство. Однако и каждому производителю, и всему обществу в целом далеко не всё равно, каких затрат оно стоит. Выбирается тот способ, при котором отношение продукта к затратам фактора производства (то есть производительность этого фактора) будет наибольшим.

Производительность труда работника измеряется количеством продукта, которое он производит в единицу времени. Опытный слесарь делает за час 5 деталей, а новичок на том же станке – только одну. Это значит, что производительность труда опытного рабочего в 5 раз выше. Чем выше производительность труда, тем больше экономной становится экономика!

Производительность капитала, например станка, можно измерить выпуском продукта в расчёте на единицу его мощности (1 киловатт). Предположим, тот же опытный слесарь, перейдя со старого станка на современный, в 2 раза более мощный, может изготовить не 5, а 20 деталей в час. Это значит, что производительность нового станка (в пересчёте на единицу мощности) в 2 раза выше, чем старого. Производительность земельных участков в земледелии измеряется их урожайностью, например центнерами пшеницы, собранной с одного гектара.

В рыночной экономике, где производственные ресурсы и их продукты продаются и покупаются за деньги, производительность можно рассчитывать как частное от деления стоимости продукта на стоимость использованных ресурсов [3].

 

 

Контрольные вопросы

Что влияет на уровень производительности труда?

Ответ: уровень развития производственных сил, степень использования ресурсов.

Примеры ошибочных суждений: чем больше рабочих занято в производстве, тем выше производительность труда; чем выше продолжительность рабочего дня, тем выше производительность труда.

 



Труд и его роль в экономике

Функция труда в процессе производства заключается в том, что именно работник, используя средства производства, с помощью своих физических, умственных и волевых усилий преобразует сырьё, материалы в готовую продукцию. Работник, таким образом, вкладывает свой труд в производство товара. За это предприниматель платит ему заработную плату. Заработная плата, таким образом, входит в цену издержек производства.

Труд, который работник непосредственно вкладывает в продукт, называется живым трудом. Но когда продукт готов, труд работника осуществляется в этом продукте. Но ведь и средство производства (станок), к которому работник прилагает свой труд, тоже когда-то был продуктом и кто-то другой «овеществил» в нём свой труд. Значит, в процессе производства продукта участвуют живой труд и овеществлённый.

Общественному производству требуется множество специальностей, или профессий, и в каждой профессии требуются специалисты различной классификации. Экономическая наука подразделяет труд на следующие виды: изобретательский; руководящий; организаторский; исполнительский, квалифицированный или неквалифицированный.

Теперь рассмотрим отношения работника с предпринимателем. Где они находят друг друга? На рынке труда. Почему этот процесс встречи предпринимателя и работника называется рынком? Потому что он подчиняется законам рынка: закону спроса и предложения и закону ценообразования товара, только товаром здесь является рабочая сила. Чем больше спрос на рабочую силу (или её определённый вид), тем выгоднее работник может её предложить и выторговать себе более высокую оплату труда и более благоприятные условия работы. Это бывает в периоды подъёма производства, когда оно расширяется, растёт. Наоборот, в периоды застоя, кризиса, упадка производства предложение рабочей силы превышает спрос, условия труда ухудшаются, возникает безработица, люди не могут найти себе работу.

Более высокую оплату труда, естественно, получают и более квалифицированные работники, потому что они показывают более высокую производительность труда, то есть за единицу времени производят больше, чем другие, или производят качественнее или выполняют более сложные производственные операции.

Итак, найдя друг друга, предприниматель и работник заключают договор, согласно которому работник обязан работать определённый период времени, а предприниматель выплачивает ему заработную плату.

Существует ли общность интересов между предпринимателем (капиталистом) и нанятым им (наёмным) работником? Существует: и тот и другой заинтересованы, чтобы предприятие работало и процветало. Тогда будут и заработная плата, и прибыль.

Однако в рамках этой общности интересов имеются существенные противоречия между предпринимателем и наёмными работниками - противоречия вокруг условий труда.

Первое из них - противоречие относительно продолжительности рабочего времени. В течение длительного времени капиталисту было выгодно удлинять рабочий день, чтобы работник больше производил. В 18-19 веках, да и в начале 20 века капитал прибегал к варварским методам эксплуатации (использования) рабочей силы. Продолжительность рабочего дня в разных странах доходила до 14-16 часов. С этим не могли смириться работники, которым не хватало времени для восстановления сил, они работали на износ. К середине 20 века работники отвоевали право на восьмичасовой рабочий день.

Этим, однако, история борьбы за продолжительность рабочего дня не окончилась, а получила как бы обратный ход. Что же случилось? Начиная с 70-х годов в наиболее развитых странах мира капиталисты начали снижать продолжительность рабочего дня до семи и менее часов с уменьшением соответственно и заработной платы. Наёмные работники с этим не согласились. Но здесь, как говорится, надо начать сначала. Заработная плата формально устанавливается соглашением между предпринимателем и работником. Фактически от чего зависит её уровень? Она должна обеспечивать работнику восстановление своих сил и содержание семьи (по крайне мере, детей). Её уровень, следовательно, зависит от уровня цен на продукты и вещи ежедневного спроса, потребления и использования. В 18-19 веках уровень заработной платы обеспечивал выживание работников исполнительного труда – рабочих и мелких служащих. Борьба трудящихся за повышение оплаты труда привела к полному перелому в этом вопросе после второй мировой войны. Предприниматели поняли, что им не выгодно платить низкую заработную плату трудящимся. Не выгодно экономически, потому что трудящиеся являются самыми массовыми покупателями товаров. Значит, чем выше покупательная способность трудящихся, те шире рынок сбыта (продажи) товаров, тем выше доход предпринимателя и его прибыль. Но есть и политические причины удовлетворительной оплаты труда работников: предприниматели имели перед глазами урок России и её революции.

Поэтому в настоящее время проблема заработной платы в странах с развитой рыночной экономикой принимает другие формы. Дело в том, что заработок определяет часовой тарифной ставкой, то есть количеством денег, выплачиваемых за 1 час работы. И если сократить рабочий день на 1 час, то есть на  рабочего времени, то и заработок работников упадёт на  дневной суммы. А если ввести ещё лишний выходной день в неделю? Получается уже немалая экономия на заработной плате. А это означает снижение издержек производства и увеличение прибыли.

Но в то же время, сокращая рабочее время трудящихся, предприниматель утрачивает их рабочую силу, их производительный труд. Значит, меньше будет произведено товара? В том-то и дело, что нет. Технический прогресс, переход к автоматизированным системам производства, высокие технологии заменяют живой труд овеществлённым трудом. Автомат обходится дешевле предпринимателю, чем рабочий, а производит больше.

И если рабочие добиваются того, что сокращение рабочего дня не ведёт к снижению уровня заработной платы, то они не могут остановить сокращение рабочих мест и рост безработицы. Во второй половине 1980-х годов – 1990-х годах безработица в Европе стала социальным бедствием. В странах Европейского экономического сообщества она достигла 18 млн. человек. Конечно, государства ЕЭС могут обеспечить безработных пособием, которое удовлетворяет первостепенные нужды безработных. Но от этого им не становится легче. Особенно сильно безработица бьёт по молодёжи. Окончив школу, молодые люди не знают, куда податься. Государство принимает меры для решения этой проблемы. Создаются биржи труда, где ведётся учёт свободных рабочих мест и где безработному помогают найти применение своим силам. Организуется переквалификация безработных, обучение профессиям, имеющим спрос, выделяются кредиты для обзаведения своим делом. Таким образом была преодолена высокая безработица в США, имеются успехи в этом вопросе и у социалистического правительства Франции.

Экономические отношения на рынке труда также регулируются законами, как и на рынке товаров [14].

 

 

Контрольные вопросы

Как вы думаете, почему фирмы заинтересованы раньше других внедрить новые технологии?

 



Предложение

Предложение – это то количество товаров, которое продавцы готовы предложить покупателю в конкретном месте и в конкретное время.

Закон предложения: продавцы предложат больше товаров при высоких ценах и меньше – при низких.

Чем выше цена, тем больше стимулов для производства и продажи продукта.

В таблице 3 даны соотношения между объёмом предложения товаров и его ценой.

Таблица 3

 

Период Возможная цена единицы товара Количество товаров, которые поставят
А 5 18
В 4 16
С 3 12
D 2 7
Е 1 0

 

На основании данных таблицы 3 построим график – кривую предложения.

 

 


Рисунок 4. Кривая предложения.

 

Эта кривая показывает, что при увеличении цен предложение растёт.

Факторы, влияющие на размеры предложения:

1. цены на товары;

2. себестоимость продукции;

3. налоги;

4. изменения технологии;

5. перспективные ожидания;

6. цены на ресурсы.

Объёмы продаж и цены изменяются в противоположном направлении. Если реакция покупателей на изменение цены имеет разную степень эластичности, то и реакция производителей на изменение рыночных цен тоже будет неоднозначной. Реакция производителей на изменение цен тоже обладает разной эластичностью.

Эластичность предложения – это показатель относительного изменения предлагаемого количества товара в соответствии с относительным изменением рыночной цены.

Особый интерес представляет частный случай неэластичности, когда эластичность предложения представлена вертикальной прямой, перпендикулярной оси «Количество». Это частный случай, когда изменение рыночных цен не влияют на величину предложения товара производителем. Такое может случиться при необходимости срочно продать партию скоропортящегося товара. Например, вы решили заняться рыбным промыслом. У вас пока ничего нет кроме лодки и примитивной снасти. Вы наловили 500 килограмм рыбы и решили продать её на рынке. У вас нет ни холодильников, ни хранилищ. В таком случае все 500 килограмм вы просто обязаны продать в течение одного дня, даже в том случае, если цена от утра к обеду на вашу рыбу упадёт почти до нуля.

Эластичность предложения определяется по формуле

 

Еп =

Относительное изменение количества

[6].

Относительное изменение цены

 

 

Контрольные вопросы

1. Какое значение имеет величина цены для формирования величины предложения?

2. В чём заключается различие между понятиями «предложение» и «величина предложения»?

3. Если цена повысилась на 10 %, а число предложенных к продаже товаров – на 15 %, то чему равен показатель эластичности предложения?

4. Что произойдёт с кривой предложения пшеницы при увеличении цен на минеральные удобрения?

5. Предположим, что в производстве стали внедрена новая технология, обеспечивающая экономию затрат. Что случится с предложением на рынке стали?

6. Как отреагируют продавцы иностранных автомобилей на введение импортных пошлин на их товар?

7. Почему торговые фирмы во всём мире организуют распродажи по сниженным ценам?

8. Почему фирмы во всём мире постоянно ищут рынки товаров, которые являются новинками и вызывают больший интерес покупателей?

9. Почему неизменность цен в командной экономике СССР не способствовала росту предложения дефицитных товаров?

10. Российские фирмы пытаются пробиться на мировые товарные рынки за счёт продажи товаров по более низким ценам. Как графически представить последствие такой политики для кривых предложения на этих рынках? Почему торговые фирмы во всём мире организуют распродажи по сниженным ценам?

11. Известно, что накануне Нового года ажиотажный спрос на шампанское обычно приводит к повышению цены на него. Как могут повести себя производители шампанского в октябре-ноябре?

12. За последние годы в Москве появилось много новых кафе и ресторанов. Что можно сказать о кривой предложения на московском рынке услуг общественного питания?

13. На плодородных землях Украины одинаково хорошо растут и пшеница и гречиха. Предположим, что цены на гречиху резко возросли в связи с тем, что люди узнали о её целебных свойствах. Как это может отразиться на предложении пшеницы? Что случится при том же условии с кривой предложения гречихи?

14. Может ли кривая предложения быть горизонтальной?

15. Как вы думаете, предложение какого товара будет более эластичным: свежих грибов или сушёных?

16. Начертить произвольную кривую предложения товаров некой фирмы. Объяснить, почему площадь на графике выше этой кривой предложения является альтернативой со знаком «+» для инвестирования капитала фирмы, а площадь ниже кривой – альтернативой со знаком «–», что заставляет фирму отказаться вкладывать свой капитал и стимулировать ситуации, которые смещали бы кривую предложения в любую точку этой площади.

17. Новые технологии производства обходятся для фирм довольно дорого, но их использование способствует расширению выпуска товаров, то есть предложение возрастает. Почему фирмы не опасаются затоваривания рынков? Как они противодействуют этому? Какие сопоставления и оценки проводят при определении эффективности и выгодности используемых технологий производства?

18. Перечислить несколько экономических показателей работы фирмы, зависящих от эластичности предложения товаров этой фирмы.

19. Кривая предложения изображается с положительным наклоном. Что означает такой вид кривой предложения?

20. Неценовые факторы приводят к таким изменениям предложения товаров на рынке, которые можно изобразить на графике, смещая кривую вправо (влево), если предложение растёт или сокращается? Объяснить свой ответ.

Задача № 1

Функция спроса населения на данный товар Qd = 7 – Р. Функция предложения Qs = –5 + 2Р, где Qd – объём спроса в миллионах штук в год, Qs – объём предложения в миллионах штук в год, Р – цена в тысячах рублей.

Построить графики спроса и предложения данного товара, откладывая их на оси абсцисс количество товара (Q) и на оси ординат – цену единицы товара (Р).

Задача № 2

Директорам предприятий, участвовавшим в опросе, предлагалось оценить влияние на изменение объёмов производства во втором полугодии 1994 года такого фактора, как изменение цен на сырьё, материалы и энергию. Результаты опроса представлены в следующей таблице.

Таблица 1

 

Промышленные отрасли

Количество предприятий, для которых изменение цен на сырьё, материалы и энергию

Итоговый баланс

повлияло в сторону увеличения объёма производства не повлияло на производство повлияло в сторону снижения объёмов производства
Нефтехимическая 25 % 12 % 63 % –38
Машиностроение 19 % 12 % 69 % –40
Деревообрабатывающая 16 % 4 % 80 % –64
Строительная индустрия 8 % 21 % 71 % –63
Лёгкая 28 % 7 % 65 % –37
Пищевая 20 % 8 % 72 % –52

 

Прокомментировать в терминах предложения и неценовых факторов производства [30].

Задача № 3

Начертить график с произвольной кривой предложения российских самолётов на внутренних отечественных рынках. Как изменится ваша кривая предложения самолётов, если:

а) на рынках факторов производства подешевеют важнейшие конструкционные материалы для авиационной промышленности;

б) в отрасли будут внедрены новые, более дорогие и более «производительные» технологии;

в) повысятся цены на самолёты, устанавливаемые фирмами-монополистами в этой отрасли.

 



Равновесная (рыночная) цена

Взаимодействие предложения и спроса приводит к установлению равновесной (рыночной) цены.

Равновесная (рыночная) цена – это та цена, при которой уравновешиваются величина предложения и величина спроса.

Для того чтобы установить, как определяется конкурентная равновесная (рыночная) цена, нужно объединить анализ спроса с анализом предложения.

Таблица 4

 

Периоды Возможная цена единицы товара Количество товаров, на которые есть спрос Количество товаров, которые поставят Давление на цены
А 5 9 18

вниз

В 4 10 16
С 3 12 12 нейтральное
D 2 15 7

вверх

Е 1 20 0

 

Из таблицы видно, что только в периоде С наблюдается совпадение количества товаров, на которое предъявлен спрос, с количеством произведённых товаров. Это произойдёт при возможной цене товара, равной 3, которая и будет являться равновесной ценой.

Если наложить кривые спроса и предложения одного и того же товара, получается график, выражающий поведение спроса и предложения и показывающий, в какой точке они пересекутся.

 

 

 


Рисунок 5. Образование равновесной цены.

 

Точка равновесия (Ррав) – это уравновешенная (равновесная) цена.

На изменение рыночной цены влияет:

1. неудовлетворённый спрос, ведущий к повышению цен;

2. избыточное предложение, приводящее к снижению цен до уровня равновесных.

Пока предложение и спрос остаются неизменными, равновесная цена будет постоянной. В состоянии равновесия рынок является сбалансированным. Это означает, что и покупатели, и продавцы не испытывают желания нарушить равновесия. Любая же другая цена будет способствовать стремлению и продавцов, и покупателей изменить ситуацию на рынке.

При колебании цен равновесная цена устанавливается следующими способами:

а – установлена более низкая цена, тогда будет излишек спроса (точка А) при предложении в точке В. В экономике возникает ситуация дефицита товаров и услуг. Желание приобрести товар или услугу вызовет ситуацию увеличения рыночной цены. Отсюда вывод – избыток спроса окажет повышающее давление на цену.

б – установлена более высокая цена. Тогда предложение товаров больше спроса покупателей (точка С дальше точки D). В этом случае производители предпочтут несколько снизить цену, чтобы соответствовать объёму спроса. Отсюда вывод – избыток предложения окажет понижающее давление на цену.

Подобные колебания цены будут продолжаться до установления цены на равновесном уровне.

Таким образом, любое отклонение от положения равновесия приводят в действие силы, которые возвращают рынок в состояние равновесия [6].

 

 

Контрольные вопросы

1. В чём различие между дефицитом и затовариванием?

2. Какой дефицит для тебя самый неприятный?

а) Когда в твоём районе не продают мороженое?

б) Если в библиотеке мало интересных книг?

в) Когда на рыбалке рыба не клюёт?

г) Если у тебя нет друзей?

д) Когда в магазине 1 сорт колбасы?

е) Если у тебя мало пятёрок в четверти?

ж) Твой пример дефицита (написать).

3. Что такое рыночное равновесие?

4. Можете ли вы товары, которые в вашем городе дефицитны или, наоборот, имеются в избытке?

5. Какие варианты соотношений спроса и предложения на рынке?

6. Чередование каких ситуаций является основой достижения рыночного равновесия?

7. Может ли рынок достичь равновесия, если государство запретит изменения цен?

8. Почему на рынке выигрывает тот, кто лучше информирован?

9. «Когда в рыночной экономике действуют силы спроса и предложения, только цена равновесия имеет значение. Все остальные цены к делу не относятся». Пояснить это высказывание.

10. Экономическая теория доказывает, что налогообложение не нарушает законов спроса и предложения, то есть механизма конкурентного рыночного ценообразования. Однако применение налога всегда повышает цену продаваемых товаров, следовательно, возникает тенденция сокращения продаж по возросшей цене. Так есть ли здесь нарушение законов спроса и предложения, или оно, на ваш взгляд, проблематично и сомнительно?

11. Рыночной механизм координации спроса и предложения действует на рынке: потребительских товаров; факторов производства (ресурсов); на денежном рынке и рынке ценных бумаг; на мировых валютных рынках. Эта зависимость может быть изображена одним и тем же графиком? Если да, то начертить его; если нет, объяснить, почему.


Задача № 1

Используя имеющиеся данные (см. задачу 1 предыдущей темы), определить (графически и аналитически) параметры рыночного равновесия, то есть равновесную цену и равновесное количество товара. Что случится, если правительство страны установит цену на уровне 6000 рублей за единицу товара и не позволит продавцам продавать свой товар по более низкой цене?

Задача № 2

При цене 5000 рублей за десяток куриных яиц месячный объём спроса на них равен месячному объёму предложения. Многие потребители жалуются, что такая цена слишком высока, и склоняют правительство заставить продавцов назначить только 3000 рублей за десяток. Предсказать эффект произведённым регулированием цен на рынке яиц.

Задача № 3

Таблица 1

Шкалы спроса и предложения на рынке помидоров

 

Цена за 1 килограмм, рублей Величина спроса, миллионов килограмм в год Величина предложения, миллионов килограмм в год
10.000 10 3
12000 9 4
14000 8 5
16000 7 6
18000 6 7
20.000 5 8

 

1. Начертить кривые спроса и предложения для помидоров и найти равновесную цену и равновесное количество.

2. Что будет иметь место – дефицит или избыток помидоров на рынке – если цена равна 12000 рублей; 20.000 рублей? Почему и в каком направлении будут изменяться цены на помидоры в случаях дефицита и избытка?

3. Показать на графике, как изменяться равновесная цена и равновесное количество, если Министерство здравоохранения России предупредит, что от потребления помидоров краснеют белки глаз и на коже выступает сыпь. Объяснить, почему цена не сохранилась на своём первоначальном уровне.

4. Показать на графике, как изменятся равновесная цена и равновесное количество, если правительство в порядке поддержки сельского хозяйства введёт субсидию на каждый килограмм выращенных помидоров.

Задача № 4

Ежемесячное предложение компьютеров российскими торговыми фирмами равняется 1800 штук по цене 2,4 млн. рублей за 1 экземпляр. Спрос за месяц равняется 3500 штукам, так что покупатели готовы были платить 2,7 млн. рублей за компьютер. Каковая равновесная рыночная цена компьютеров за этот месяц?

Задача № 5

Специалистами Московского радиотехнического завода совместно со студентами МГТУ имени Н.Э. Баумана разработано устройство для более качественной записи звука. Его минимальная продажная цена 60 тысяч рублей, но предположительная максимальная цена, которую покупатели заплатили бы за эту новинку, – 50 тысяч рублей.

Начертить график рыночного равновесия цен данного товара. Какую роль играет прямая и обратная зависимость между ценой и количеством продаж товаров на конкурентном рынке? Что произойдёт, если государство в 5 раз снизит эту равновесную цену нового продукта? Как изменится конкурентная рыночная цена, если налоги, взимаемые государством с радиотехнического завода, возрастут на 40 %?

Задача № 6

Предположим, что благодаря активной деятельности членов Общества защиты животных многие люди перестали покупать кожаные куртки. Однако продавцы, несмотря на это, сумели сохранить цену кожаных курток на прежнем уровне. Используя кривые спроса и предложения и понятие рыночного равновесия, объяснить, как изменилось количество продаваемых кожаных курток и почему.

Задача № 7

Спрос на товар А может быть представлен в виде уравнения Q = 48 – 5Р, а предложение – в виде Q = 12 + 7Р, где Р – цена.

Найти цену равновесия на товар А и определить объём его продаж в условиях равновесия.

Задача № 8

Функция спроса на некоторый товар имеет вид q = 1200 – 3р, а предложение данного товара задаётся функцией q = 7р – 800, где р – цена единицы товара в рублях; q – количество товара в штуках. Чему равны равновесные значения цены и количества?

Допустим, что государственными органами контроля рыночных цен установлен верхний предел цены на данный товар в размере 150 рублей. Охарактеризовать последствия данной меры качественно и в количественном выражении.

Решение

→р = 200, q = 600

Если р = 150, то потребители готовы купить 750 штук, а производители готовы продать 250 штук.

Задача № 9

На валютном рынке сложилась следующая ситуация: при курсе 10 рублей за доллар объём рыночного предложения валюты равен нулю, а величина спроса составляет 60 миллионов долларов. Кроме того, известно, что при курсе 30 рублей за доллар рынок находится в равновесии и равновесный объём продаж валюты составляет 40 миллионов долларов. Исследования финансовых аналитиков показатели, что зависимости величины спроса и объёма предложения валюты от её цены характеризуются линейными функциями. Определить, какой объём валюты должен продать или купить Центральный банк, чтобы снизить равновесный курс до 25 рублей за доллар?

Решение

Функция спроса имеет вид q = k1р +b1, где р – цена валюты в рублях за доллар, q – объём покупки/продажи валюты в млн. долларов. Функция предложения: q = k2p +b2. Учитывая условия задачи, составим системы

→k1 = ‒1, b1 = 70

функция спроса на валюту q = ‒р + 70

→k2 = 2, b2 = ‒20

функция предложения на валюту q = 2р – 20

Если р = 25, то, подставив данное значение в функцию спроса, имеем q = 45. Подставив р = 25 в функцию предложения, получаем q = 30.

Ответ: Центральному банку необходимо увеличить предложение валюты, продав для этого 15 миллионов долларов.

Задача № 10

В сентябре спрос на персики в городе М задаётся следующей функцией: q = 600 – 2р, а предложение – функцией q = 300 + 4р, где р – цена одного килограмма персиков в рублях, q – количество персиков в килограммах. Определить параметры рыночного равновесия на рынке персиков.

Что произойдёт на рынке данного товара, если мэрия города М, заботясь о здоровье граждан, решит стимулировать потребление населением персиков и с этой целью зафиксирует верхний предел цены персиков на уровне 25 рублей за 1 килограмм?

Решение

→р = 50, q = 500

Понижение цены до 25 рублей за 1 килограмм приведёт к стимулированию спроса до 550 килограмм и к одновременному снижению величины предложения до 400 килограмм.

 




Дата: 2019-02-25, просмотров: 457.