Кривая границы производственных возможностей
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Экономика – это выбор предпочтительного из возможного [6].

Потребность – это нужда в чём-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности человека, группы людей, общества в целом.

Потребность выражается в объектах, способных удовлетворить наши желания тем способом, который присущ культурному укладу данного общества. Поэтому, если начнёт расти культурный уровень общества, начнут расти и потребности. А любое общество, как известно, постоянно развивается, развиваются и потребности его членов. Появляются новые товары, а у людей автоматически появляются желания обладать этими товарами [4].

В каждый данный момент необходимые для хозяйственной деятельности экономические ресурсы ограничены, что ставит объективную границу возможностям производства различных благ и услуг.

Ограниченность ресурсов имеет место во всех странах: развитых и развивающихся, богатых и бедных. В любой стране люди хотят иметь больше благ и услуг, чем они получают.

В реальной жизни человечество использует далеко не все имеющиеся ресурсы. Иногда ранее используемые ресурсы могут превратиться в «лишние» и ненужные. Например, избыток рабочей силы в период экономического спада производства.

«Ограниченность ресурсов» часто называют редкостью ресурсов относительно безграничности человеческих потребностей. Последние постоянно растут и изменяются по мере развития общества, роста хозяйственной деятельности, расширения рынка и т.д.

Проблема редкости осложняется тем, что отдельные ресурсы (например, полезные ископаемые) не только ограничены, но и невоспроизводимы. Сегодня человечество не знает, как восстановить их запасы [6].

Закон редкости: при полном использовании ограниченных ресурсов для производства одного товара нужно поступиться производством определённого количества другого товара [4].

Экономические ресурсы с точки зрения их роли в процессе производства принято делить на 3 вида: трудовые, природные и инвестиционные. К трудовым ресурсам относятся люди, их рабочая сила; к природным – земля, её недра, леса и воды; к инвестиционным – средства производства, которые образуют капитал. Без наличия всех трёх видов ресурсов процесс производства невозможен.

Поскольку нельзя иметь всё, что хочется, то приходится выбирать, исходя из имеющихся возможностей. Выбирая, люди вынуждены от чего-то отказаться, то есть принести некую жертву, чтобы реализовать принятое решение. То, от чего отказываемся, называется вменёнными (скрытыми) издержками достижения выбранного результата.

Выбор приходится делать отдельному человеку (при наличии определённой суммы денег пойти в театр или купить видеокассету), фирме (при расширении производства купить новые станки или нанять дополнительное количество работников), государству (увеличить армию или построить больницу и т.д.).

Если бы не было ограниченных ресурсов, не нужно было бы экономить, исчезла проблема выбора.

Суть проблемы выбора в том, что, если каждый используемый для удовлетворения многообразных потребностей экономический ресурс ограничен, то всегда существует проблема альтернативности его использования и поиска лучшего сочетания редких ресурсов.

Чтобы представить проблему выбора более наглядно, экономическая наука пользуется специальным графиком – кривой производственных возможностей (рисунок 2).

 

 

 

 

 


Рисунок 2. Кривая производственных возможностей.

 

Она состоит из множества точек, каждая из которых соответствует одной из комбинаций объёмов выпуска различных благ при условии полного использования ресурсов, имеющихся у страны. Чем больше у страны ресурсов, тем больший объём каждого из благ, конкурирующих за ресурсы, можно произвести и тем дальше проходит эта кривая от начала координат.

Рисунок 2 графически изображает проблему, которую приходится решать каждый день любой фирме и любой стране, а именно: какой выбор благ производить из бесчисленного множества возможных вариантов, доступных при имеющихся ресурсах и технологии производства.

Для простоты предположим, что экономика страны может производить всего 2 вида благ: танки, необходимые для защиты страны от врагов, и грузовики для перевозки мирных грузов. Тот и другой вид благ производятся из металла, ресурсы которого всегда в любой данный момент времени ограничены и известны.

Мы можем пустить весь имеющийся металл на производство танков и тогда не изготовим ни одного грузовика. Этот вариант на графике обозначает точка В. Или, напротив, потратить весь металл на грузовики, остановив все танковые завода (точка С).

Наконец, что более реально, мы можем часть металла направить на танковые заводы, а часть – на заводы по производству грузовиков. Тогда мы получим некоторую комбинацию масштабов выпуска обоих видов продукции. Например, если на производство танков пойдёт большая часть металла, то мы получим комбинацию, которой соответствует точка D. Направив же большую часть металла на производство грузовиков, мы получим, скажем, комбинацию выпусков, которой соответствует точка Н.

В реальной действительности таких комбинаций выпуска альтернативных видов благ, конкурентно производимых из одних и тех же видов ресурсов, может быть множество. И поэтому выбор лучшего варианта – задача всегда непростая, требующая сопоставления, взвешивания ценности различных ресурсов [3].

 

 

Контрольные вопросы

1. Каковы основные права имеет владелец по отношению к своей собственности?

2. Почему труд и предпринимательский талант рассматриваются как 2 разных экономических ресурса, ведь предприниматель так же, как маляр, учитель, металлург или инженер, затрачивает свой труд?

3. Можно ли считать, что бедность и ограниченность экономических благ – это одно и то же?

4. У мистера Х возникла насущная потребность в операции по удалению аппендикса. И у него достаточно денег, чтобы сделать эту операцию. Покончив со своим аппендиксом, мистер Х заявляет: «Экономисты не правы, утверждая, что потребности насытить невозможно. Лично я полностью удовлетворил свою потребность». Согласны вы с мистером Х или нет?

5. Можно ли надеяться, что прогресс науки и техники когда-нибудь сможет преодолеть относительную ограниченность ресурсов?

6. Почему реализация принципа уравнительности в распределении благ замедляет рост благосостояния всех граждан страны?

7. Как изменится вид кривой производственных возможностей страны, если в ней начнут разрабатываться новые месторождения полезных ископаемых?

8. Привести примеры, подтверждающие связь потребности с культурным уровнем и личностью человека.

9. Привести примеры редкостей.

10. Каким способом решается противоречие между ограниченностью ресурсов и возрастающей потребностью людей?

11. На примерах из истории показать, когда редкий ресурс через определённое время становится более распространённым и, наоборот, ранее распространённый ресурс становится более редким.

12. Выдающийся немецкий философ Георг Гегель писал: «Ближайшее рассмотрение истории убеждает нас в том, что действия людей вытекают из их потребностей, их страстей, их интересов… и лишь они играют главную роль» [8, с.71]. Согласны ли вы с такой точкой зрения?

13. Как, на ваш взгляд, можно решить проблему ограниченности ресурсов?

14. Что необходимо сделать предпринимателю, чтобы выйти за пределы кривой производственных возможностей предприятия?

15. Какие могут быть возможные сочетания экстенсивного роста на разных уровнях хозяйствования (предприятие, отрасль, регион, экономика страны в целом)?


Задача № 1

Цех производит 2 вида железобетонных конструкций – колонны и балки.

 

Производственные возможности Колонны, штук в смену Балки, штук в смену
А 15 0
В 14 1
С 12 2
D 9 3
Е 5 4
F 0 5

 

Построить график кривой производственных возможностей.

Рассчитать оптимальную программу выпуска колонн и балок, которая даст максимальный доход, если цена, по которой реализуются колонны, – 2 миллиона рублей за штуку, а балки – 6 миллионов рублей за штуку.

Задача № 2

Представьте себе, что вы в течение года имели дополнительный заработок и вам удалось скопить круглую сумму в 1700 американских долларов. Наконец, пришло время потратить эти деньги. У вас есть много желаний и потребностей. Их так много, что и 2000 долларов не хватит для удовлетворения даже самых заветных из них: купить себе хороший фотоаппарат и музыкальный центр; съездить отдохнуть и повидать дальние края; сделать подарки родителям. Когда вы пришли в магазины и туристические агентства, вы увидели, что ассортимент товаров и услуг очень широк. Например, вы можете приобрести дешёвый фотоаппарат, но он выполняет слишком мало функций: не снимает на дальних расстояниях, а также в сумерках и в помещении т.п. Вы можете купить полупрофессиональный фотоаппарат с множеством функций (ведь фотосъёмка – ваше хобби), но он стоит очень дорого. Таким образом, вам необходимо сделать выбор: какой именно набор благ следует приобрести, чтобы максимально удовлетворить ваши потребности в ситуации ограниченных денежных ресурсов (вы не можете выйти за пределы 1700 долларов). Данные о ценах на товары и услуги в зависимости от их качества приведены в таблице 1.

Таблица 1

 

Вид товара или услуги, которые вы мечтали приобрести

Цена товара или услуги в зависимости от его марки и качественных характеристик

Фотоаппарат Minolta F-10 39 долларов Canon Prima Junior DX 239 долларов Minolta Riva Zoom 339 долларов Minolta (pthrfk &) 425 долларов
Музыкальный центр Gold Star FFH-333L 296 долларов Philips FW 17 445 долларов Sony EX 5SV 675 долларов Technics SC-LS 10 865 долларов
Путёвка на курорт, путешествие Круиз на теплоходе на русский север (Валаам, Кижи) 473 доллара Болгария, «Золотые пески» 653 доллара Кипр 989 долларов Канарские острова 1660 долларов
Подарок маме (серьги) Серебряные 12 долларов Маленькие золотые 40 долларов Большие золотые 100 долларов Золотые с драгоценным камнем 300 долларов
Подарок папе (новая бритва) Braun В 1008 29 долларов Philips HS 555 67 долларов Philips HS 890 128 долларов Braun В 550MN 199 долларов

 

Примечание. Последовательность перечисления желаемых товаров не связана со степенью их желательности – определите сами свои приоритеты.

Задача № 3

Таблица 2

Производственные возможности выпуска обществом военной продукции и гражданских товаров

 

Вид продукта

Производственные альтернативы

1 2 3 4 5
Танки, штук 0 100 200 300 400
Стиральные машины, штук 10.000 9000 7000 4000 0

 

1. Используя эти данные, нарисовать кривую производственных возможностей общества.

2. Что показывают точки на кривой производственных возможностей?

3. Если экономика находится в данный момент времени в точке, соответствующей производственной альтернативе 3, то какова будет альтернативная стоимость производства дополнительной – третьей – сотни танков?

4. Предположим, что экономика находится в точке, соответствующей производству 100 танков и 7000 стиральных машин. Изобразить эту точку на графике. Что она показывает?

5. Обозначить на графике точку, соответствующую выпуску 7000 стиральных машин и 300 танков. Что показывает эта точка?

6. Допустим, что усовершенствовалась технология производства танков, тогда как технология изготовления стиральных машин осталась на прежнем уровне. Отобразить эту ситуацию на графике.

7. Допустим, что улучшилась технология производства стиральных машин, а технология изготовления танков не изменилась. Что произойдёт с кривой производственных возможностей общества?

8. Предположим, что в обществе увеличилось количество используемого труда и капитала. Начертить новую кривую производственных возможностей, иллюстрирующую данную ситуацию.

9. Объяснить, почему кривая производственных возможностей общества изображается в виде нисходящей линии.

10. Рассмотреть альтернативы 1, 2, 3, 4 и 5. Как вы думаете, какая из этих альтернатив «лучше» для общества, то есть эффективнее?

11. Как вы думаете, почему кривая производственных возможностей общества обычно изображается выпуклой вверх?

Задача № 4

Допустим, что экономика некоторой страны, обладая единственным ресурсом, производит только 2 товара Х и Y. Производственные возможности общества приведены в таблице 3.

Таблица 3

 

Варианты Ресурс Продукт Х Ресурс Продукт Y
А 0 0 4 8
В 1 2,2 3 6
С 2 2,9 2 4
D 3 3,2 1 2
Е 4 3,4 0 0

 

Нарисовать кривую производственных возможностей и определить альтернативную стоимость производства третьей и четвёртой единиц продукта Y при переходе от варианта D к варианту С.

Задача № 5

На острове с тропическим климатом живут 5 человек. Они занимаются сбором кокосов и черепаховых яиц. Каждый день собирают либо 20 кокосов, либо 10 черепаховых яиц. Начертить линию производственных возможностей экономики этого острова.

 



Альтернативная стоимость

Пусть у нас есть 3 взаимоисключающие возможности провести выходной: пойти на лыжную прогулку, посетить музей или подготовиться к контрольной работе по алгебре. Если наши предпочтения выглядят так: 1) лыжная прогулка, 2) посещение музея, 3) пятёрка за контрольную работу, то мы, очевидно, выберем лыжную прогулку, а «заплатим» за наш выбор тем, что не сможем посетить музей. Это и будет стоимость нашего выбора (лыжной прогулки), которую экономисты называют альтернативной стоимостью (альтернативными издержками). Но можно на это возразить, что в издержки входит и неполучение пятёрки по алгебре, но это не так: мы не смогли бы одновременно пойти в музей и подготовиться к контрольной работе.

Альтернативной стоимостью всегда является польза или выгода, которую мы получили бы от самого лучшего из невыбранных вариантов [3].

Альтернативная стоимость – это цена, измеряемая через другую вещь, которую мы должны отдать взамен [4].

Альтернативная стоимость – это стоимость производства товаров или услуг, измеряемая с точки зрения потерянной возможности заниматься наилучшим из доступных альтернативных видов деятельности, требующим того же самого времени или тех ресурсов [10, с.10].

Альтернативная стоимость – это стоимость одного товара, выраженная в другом товаре.

Альтернативную стоимость обязаны учитывать и граждане, и предприятия, и правительства. Принимая любую правительственную программу, нужно учитывать, за счёт чего она будет выполнена [4].

 

 

Контрольные вопросы

1. Какие факторы необходимо учитывать при определении альтернативной стоимости? Свой ответ аргументировать.

2. Предположим, что вы только что получили свой первый заработок – 135 долларов. Рассказать, каким образом ограниченность, альтернативная стоимость и проблема выбора повлияют на то, как вы потратите деньги.

3. Учитывают ли люди в повседневной жизни принцип альтернативных издержек? Приведите собственные примеры.

4. Каковы альтернативные издержки забастовки шахтёров: для общества в целом? для забастовщиков, если профессиональный союз: а) поддерживает их материально на уровне 100-процентного заработка; б) 50-процентного заработка; в) не поддерживает вовсе?

 

Задача № 1

Недавно город N решил использовать пустыри в центре. Они находятся между деловой частью города и большим кварталом, где ведётся жилищное строительство. Городской совет, который принимает окончательное решение, должен рассматривать 2 предложения. Первое – построить детские игровые площадки, второе – сделать стоянку для машин. Прежде чем принять решение, совет устроил публичные слушания по этому вопросу. Среди тех, кто собирался выступить, оказались:

– владелец магазина в центре города;

– родитель ребёнка, живущий рядом с пустырём;

– родитель, живущий в шести милях от пустыря;

– человек, который ездит на работу в центр города.

Выбрать двоих из этого списка и рассказать, о чём они, по-вашему, будут говорить. Как в этом случае раскрываются понятия «проблема выбора» и «альтернативная стоимость»?

Задача № 2

Надя Иванова после окончания средней школы могла бы работать закройщицей на фабрике «Красный богатырь», получая заработную плату 300.000 рублей в месяц, секретарём-машинисткой с окладом 400.000 рублей в месяц или продавцом, имея доход 500.000 рублей в месяц. Однако Надя решила стать студенткой и поступила в Высшую школу экономики, справедливо оценив перспективы будущей профессии. Какова альтернативная стоимость её выбора?

Задача № 3

Петя Сидоров решил заниматься теннисом. Посещение корта – дело дорогостоящее. При наличии ограниченных денежных средств Пете, очевидно, придётся отказаться от затрат на удовлетворение других потребностей. В качестве альтернативной стоимости в этом случае могут выступать затраты на: посещение театров; изучение японского языка; еду и одежду; занятия верховой ездой. Определить, что будет входить в альтернативную стоимость.

 


Главные вопросы экономики

Человечеству приходится делать выбор в мире экономики на каждом шагу. Люди вынуждены постоянно искать ответы на несколько главных вопросов экономики:

1. Что и в каком количестве производить? То есть какие товары и услуги должны быть предложены потребителям? Отвечая на этот вопрос, люди, в конечном счёте, распределяют ограниченные ресурсы между производителями различных благ. Скажем, если мы решили из имеющегося у нас металла изготавливать холодильники, то металл поступит на предприятия, которые производят холодильники, а не кухонные плиты, и плиты произведены не будут.

2. Как производить? То есть какой из способов изготовления благ с помощью имеющихся ограниченных ресурсов следует применять? Решая этот вопрос, люди выбирают предпочтительные для них способы (технологии) изготовления набора благ. Например, любимый в России продукт питания – картофель – можно выращивать на подсобных участках, используя преимущественно ручной труд и природные удобрения. Но то же количество картофеля можно получить в крупных аграрных предприятиях с применением мощной сельскохозяйственной техники и минеральных удобрений, производимых химической промышленностью. Каждый из возможных вариантов технологических решений предполагает свою комбинацию и масштабы использования ограниченных ресурсов (один более трудоёмок, другой более энергоёмок, третий требует большого капитала и т.д.). Ограниченность экономических ресурсов, а также многовариатность их использования определяют, с одной стороны, диапазон, в котором человек, фирма или страна в целом могут принимать решения, и экономические последствия реализации выбранного решения – с другой.

3. Каким образом распределять произведённые товары и услуги? То есть кто может претендовать на их получение в свою собственность? Отвечая на этот вопрос, люди, по сути дела, решают, кому сколько благ должно доставаться в конечном итоге.

За свою историю человечество пробовало отвечать на этот экономический вопрос, опираясь на следующие принципы:

– «право сильного» – лучшее и в большом объёме получает тот, кто может отображать блага у слабейших силой кулака или оружия;

– «принцип уравнительности» – каждый получает примерно поровну, чтобы «никому не было обидно»;

– «принцип очереди» – благо достаётся тому, кто раньше занял место в очереди желающих это благо получить.

Жизнь доказала пагубность использования этих принципов, поскольку они подрывают интерес людей к более производительному труду. Ведь даже если трудиться лучше других и получать за это больше них, то приобретение желанного блага совсем не гарантировано. Поэтому в подавляющем большинстве стран мира (и во всех богатейших странах) сегодня преобладает сложный механизм рыночного распределения [12].

 




Экономические системы

За всю историю своего существования человек испробовал 4 варианта ответа на главные вопросы экономики, что дало возможность испытать на эффективность 4 типа экономических систем: традиционная, командно-административная, рыночная, смешанная [4].

 

 

Контрольные вопросы

Являлось ли первобытное общество экономической системой? Если да, то как эта система отвечала на вопросы что, как и для кого производить?

 



Традиционная система

На протяжении большей части истории человечества вопросы что, как и для кого производить решались в соответствии с традициями и обычаями («так, как раньше»). В настоящее время в чистом виде такая экономическая система сохранилась у некоторых племён Центральной Африки, Южной и Юго-восточной Азии, долины Амазонки.

В традиционной экономике обычаи закрепляют не только набор производимых благ, но и распределение занятий. В Индии, например, люди делились на касты священников, воинов, ремесленников и слуг. Никто не мог выбрать себе профессию по своему желанию, человек обязательно наследовал ремесло отца. Таким образом, распределение самых важных в ту пору ресурсов – трудовых – диктовалось нерушимыми многовековыми традициями.

То же самое можно сказать и о выборе производимых благ и технологий. Одни и те же изделия производились из поколения в поколение, а способы производства при этом оставались такими, какими они были сотни лет назад. С одной стороны, это позволяло потомственным ремесленникам достичь высочайшего уровня мастерства, с другой – не изобреталось и не производилось ничего нового. Технический прогресс и рост эффективности производства были невозможны, потому что каждый ремесленник копировал приёмы работы своих учителей. Какие-либо усовершенствования вносить категорически запрещалось, каждая мелочь в производственном процессе была закреплена в специальных правилах, а значит, и производительность труда веками оставалась на неизменном уровне.

Вопросы распределения и обмена продуктов (для кого производить?) в традиционной экономике также решались согласно обычаям. Было определено, какую часть урожая надо отдавать феодалу, королю, церкви. В остальном сельское хозяйство, в котором трудилось в традиционной экономике подавляющее большинство людей, как правило, оставалось натуральным, а значит, проблемы с распределением продукта не возникало – его потребляли сами производители. Что касается ремесленников, то они чаще всего производили свои изделия на заказ и заранее знали своего покупателя. Небольшая часть продуктов поступала на рынок, но и там действовали освящённые веками правила торговли, и цены изменялись нечасто.

В целом традиционная экономика обладает некоторыми привлекательными чертами – она обеспечивает стабильность общества и его полную предсказуемость, добротность и иногда даже высокое качество производимых благ, разнообразие которых, правда, очень ограничено.

С другой стороны, традиционная экономика беззащитна перед любыми внешними изменениями, например переменой климата, нападением извне. Прежние традиции не соответствуют новым условиям, а на формирование новых нужны столетия. Яркий пример: традиционное пастбищное скотоводство жителей Северной Африки привело к исчезновению растительности и образованию пустыни Сахара. Видимо, при более гибкой экономической системе этот процесс можно было бы если не полностью предотвратить, то, по крайней мере, существенно замедлить.

И, конечно, огромный недостаток традиционной экономики – её неспособность к самосовершенствованию, прогрессу. Население при такой экономике должно удовлетворять лишь минимум постоянных основных потребностей и не стремиться к большему [3].

 

 

Контрольные вопросы

1. Почему появление купца или посредника было значительным событием в развитии цивилизации?

2. Какие элементы традиционной экономической системы существовали в России ещё в начале 20 века?

3. Привести примеры из истории России или других стран, когда разрушение традиционной экономической системы сопровождалось возмущением и даже бунтами тех, кто был заинтересован в её сохранении.

 



Дата: 2019-02-25, просмотров: 1273.