Глава 2. Психолого-педагогические особенности детей с задержкой психического развития
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Основные конструктивные вопросы и понятия:

1. Проблема задержки психического развития (ЗПР).

2. Виды задержек психического развития.

3. Общая психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития.

 

Проблемный анализ темы.

Увеличение числа детей с ЗПР отмечается во всем мире, и проблема трудностей в обучении стала одной из наиболее актуальных психолого-педагогических проблем.

По данным многочисленных исследований количество детей, испытывающих трудности в усвоении программ обучения в дошкольном возрасте, достигает 25%, среди учащихся общеобразовательных школ – 20-30% от детской популяции. Большинство из них - это дети с задержкой психического развития.

Опыт коррекционной работы с детьми, имеющими ЗПР, показал, что при применении специальных форм и методов обучения, щадящего режима, поддерживающей медикаментозной терапии общеукрепляющими, успокаивающими и стимулирующими препаратами, эти дети в своем развитии достигают нормы (через 1-2 года в дошкольном возрасте, и через 3-4 года в школьном).

Задачи:

4) сформировать устойчивые представления о различных видах задержек психического развития;

5) довести до понимания механизмы нарушений различных сторон психики при ЗПР;

6) сориентировать на применение полученных знаний в процессе психолого-педагогического изучения ребёнка с ЗПР, осуществляемого как в диагностических целях, так и для построения индивидуальных коррекционно-развивающих программ.

 

Проблема задержки психического развития

Исследования по проблеме школьной неуспеваемости проводились специалистами разного профиля: психологами (З.И.Калмыкова, И.А.Коробейников, Н.А.Менчинская, Н.И.Мурачковский, Н.П.Слободняк); педагогами (Ю.К.Бабанский, Б.П.Есипов, Л.В.Занков); дефектологами и физиологами совместно с психологами и клиницистами (К.С.Лебединская, В.И.Лубовский, Н.А.Никашина, С.Г.Шевченко). Последние выявили среди неуспевающих школьников особую категорию – детей с временной задержкой психического развития. Они составляют большую часть контингента детей с трудностями в обучении, по сформированности ряда психических функций (недостаточности общего запаса знаний об окружающем, ограниченности представлений, необходимых для усвоения различных учебных предметов, незрелости мышления) находясь как бы на ранней возрастной ступени развития.

Одним из ведущих признаков этого состояния является незрелость эмоционально-волевой сферы, из-за чего такие дети в шестилетнем возрасте не способны к длительным (в течение 30-35 мин.) волевым усилиям и сосредоточенности.

При этом достаточная сообразительность в пределах имеющихся знаний и способность к принятию помощи свидетельствуют против олигофренической структуры дефекта.

Первая клиническая классификация предложена Т.А.Власовой и М.С.Певзнер. По их мнению, при первом варианте нарушения проявляются, прежде всего, в формировании эмоционально-волевой сферы и личности вследствие психического инфантилизма, при втором варианте преимущественные нарушения познавательной деятельности, которые являются следствием стойких астенических и особенно цереброастенических состояний.

Клиническая систематика ЗПР

Клиническая систематика ЗПР построена по этиопатогенетическому принципу (автор - К.С.Лебединская):

- ЗПР конституционального происхождения.

- ЗПР соматического происхождения.

- ЗПР психогенного происхождения.

- ЗПР церебрально-органического происхождения.

1. ЗПР конституционального происхождения.

Речь идет о так называемом гармоническом инфантилизме (неосложненном психическом и психофизическом инфантилизме), при котором эмоционально-волевая сфера находится как бы на ранней ступени развития, во многом напоминающая нормальную структуру эмоционального склада детей более младшего возраста. Характерны преобладания эмоциональной мотивации поведения, повышенный фон настроения, непосредственность и яркость эмоций при их поверхностности и нестойкости, легкая внушаемость. Затруднения в обучении объясняются незрелостью мотивационной сферы и личности в целом, преобладанием игровых интересов. Часто инфантильный тип телосложения сочетается с чертами эмоционально-волевой незрелости. Все это позволяет предположить преимущественно врожденно-конституциональную этиологию этого типа инфантилизма.

2. ЗПР соматогенного происхождения.

Этот тип аномалии развития обусловлен длительной соматической недостаточностью различного генеза: хроническими инфекциями, аллергическими состояниями, врожденными и приобретенными пороками развития соматической сферы, в первую очередь, жизненно важных органов. Значительная роль в замедлении темпа психического развития этих детей принадлежит стойкой астении, снижающей не только общий, но и психический тонус.

Нередко имеет место и задержка эмоционального развития – соматогенный инфантилизм, обусловленный рядом невротических наслоений – неуверенностью, боязливостью, капризностью, связанными с ощущением своей неполноценности, иногда индуцированными режимом определенных ограничений и запретов, в котором находится соматически ослабленный и больной ребенок.

3. ЗПР психогенного происхождения.

Этот тип ЗПР связан с неблагоприятными условиями воспитания, препятствующими правильному формированию личности ребенка. Социальный генез этой аномалии не исключает ее патологического характера. Как известно, неблагоприятные средовые условия, рано возникшие, длительно действующие и оказывающие травмирующее влияние на психику ребенка, могут привести к стойким сдвигам его нервно-психической сферы, нарушению сначала вегетативных функций, а затем и психического, в первую очередь, эмоционального развития. В таких случаях речь идет о патологическом (аномальном) развитии личности.

ЗПР психогенного происхождения следует отличать от явлений педагогической запущенности, не представляющей собой патологического явления, а заключающейся в ограниченных дефицитом знаниях и умениях вследствие недостатка интеллектуальной информации. ЗПР психогенного происхождения наблюдается, прежде всего, при аномальном развитии личности по типу психической неустойчивости. Чаще всего эта задержка обусловлена явлениями гипоопеки – условием безнадзорности, при которых у ребенка не воспитывается чувство долга и ответственности, формы поведения связаны с активным торможением аффекта. Не стимулируется развитие познавательной деятельности, интеллектуальных интересов и установок.

Вариант аномального развития личности по типу кумира семьи обусловлен наоборот – гиперопекой – изнеживающим воспитанием, при котором ребенку не прививаются черты самостоятельности, инициативности, ответственности. Для этого инфантилизма, наряду с малой способностью к волевому усилию, характерны черты эгоцентризма, нелюбовь к труду, установка на постоянную помощь и опеку.

Вариант патологического развития личности по невротическому типу, чаще наблюдается у детей, в семьях которых имеют место грубость, жестокость, деспотичность, агрессия к ребенку или другим членам семьи.

В такой обстановке формируется личность робкая, боязливая, эмоциональная незрелость которой проявляется в недостаточной самостоятельности, нерешительности, малой активности и инициативе.

4. ЗПР церебрально-органического происхождения.

Этот тип занимает основное место в данной полиморфной аномалии развития. Он встречается чаще, нередко обладает большой стойкостью и выраженностью нарушений как в эмоционально-волевой сфере, так и в познавательной деятельности.

Изучение анамнеза в большинстве случаев показывает наличие грубой органической недостаточности нервной системы, чаще резидуального характера. Это патология беременности (тяжелые токсикозы, инфекции, интоксикации и травмы), несовместимость крови матери и плода по резус-фактору, недоношенность, асфиксия и травмы в родах, постнатальные нейроинфекции, токсикодистрофирующие заболевания первых лет жизни; причем, 70% - падает на внутриутробную патологию, 30% - на раннюю постнатальную патологию.

Характерно запаздывание начала ходьбы, речи, этапов формирования игровой деятельности.

В соматическом состоянии, наряду с частыми признаками задержки физического развития (недоразвитие роста, мускулатуры, недостаточность мышечного тонуса) нередко наблюдается общая гипотрофия, что не исключает патогенетической роли нарушений вегетативной регуляции трофических и иммунологических функций; могут наблюдаться различные виды диспластичности телосложения.

Достаточно часто встречаются нарушения электрической активности мозга: от 30% по Д.Г.Саттерфиль, М.Е.Даусону, до 50% - 55%. Отмечается отсутствие альфа-ритма, преобладание генерализованных медленных волн тета- и дельта-диапазона. Исследование зрительных потенциалов выявляет незрелость коры головного мозга, которая наиболее выражена в ее лобных отделах, и, особенно, в ее левом полушарии. Имеются указания на несформированность, незрелость системы сенсорного анализа высших интегрированных центров, и, следовательно, незрелость мозга, в первую очередь, его корковых отделов, нередко сочетающаяся с признаками локального поражения мозговых структур.

В формировании ЗПР церебрально-органического генеза значительная роль принадлежит и нарушениям познавательной деятельности, обусловленным недостаточностью памяти, внимания, инертностью психических процессов, их медлительностью и пониженной переключаемостью. У детей с ЗПР церебрально-органического генеза, как правило, наблюдается ряд энцефалопатических расстройств.

- Церебрастенические явления, и, в первую очередь, истощаемость ЦНС. К ним относятся нарушение интеллектуальной работоспособности с падением по мере утомления способности к запоминанию, концентрации внимания, нарастание психической медлительности, эмоционального расстройства с феноменом "раздражительной слабости": ранимостью, тормозимостью, слезливостью, либо раздражительностью, возбудимостью, двигательными расстройствами, моторной расторможенностью.

- Неврозоподобные явления, патогенетически связанные с церебрастенической почвой: тревожность; склонность к страху, боязнь темноты; одиночества; тикозные гиперкинезы (навязчивые движения, связанные с мышечной дистонией); заикание; энурез.

- Синдром психомоторной возбудимости чаще наблюдается у мальчиков: аффективная и общая двигательная расторможенность, отвлекаемость, суетливость.

- Аффективные нарушения появляются в немотивированных колебаниях настроения церебрально-органического регистра.

- Психопатоподобные нарушения: сочетание двигательной расторможенности, снижения интереса к интеллектуальной деятельности с отрицательным отношением к учебе, иногда расторможенностью влечений (склонность к побегам, воровству, лживости, онанизму и т.п.).

- Эпилептиформные нарушения – различные виды судорожных припадков и других нервно-психических пароксизмов.

- Апатико-адинамические расстройства снижение инициативы и побуждений в интеллектуальной деятельности, выраженная эмоциональная вялость и двигательная заторможенность.

В зависимости от преобладания в клинической картине явлений либо эмоционально-волевой незрелости, либо нарушений познавательной деятельности ЗПР церебрального генеза можно условно разделить на два основных варианта:

· Органический инфантилизм, как правило, представляет собой более легкую форму ЗПР церебрально-органического генеза (с преобладанием энцефалопатических расстройств, дефицитностью отдельных корковых и подкорковых функций).

·  ЗПР с преобладанием функциональных нарушений познавательной деятельности.

Данный вид требует отграничений от олигофрении. Клиническая картина определяется, с одной стороны, тотальностью недоразвития всех психических функций, а с другой – иерархичностью их недостаточности в виде небольшого нарушения высших форм познавательных процессов – способностей к абстрагированию, обобщению, отвлечению, то при ЗПР наблюдается не тотальность, а парциальность, мозаичность нарушений различных компонентов познавательной деятельности. Нарушения познавательной деятельности, в основном, носят вторичный характер и наиболее часто сочетаются с психической истощаемостью. В то же время потенциальные возможности высших форм мыслительной деятельности – общение, абстрагирование у детей с ЗПР значительно выше, чем при олигофрении. Дети этой категории способны принимать и использовать предложенную помощь.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 255.