Умственная отсталость, ее структура
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Вопросы теории и практики изучения, обучения и воспитания умственно отсталых детей олигофренопсихология и олигофренопедагогика рассматривают с учётом достижений смежных наук: возрастной и педагогической психологии, педиатрии, невропатологии, детской психоневрологии, психиатрии, анатомии, нейрофизиологии, генетики, биохимии и ряда других наук, способствующих раскрытию причин и механизмов умственной отсталости.

С помощью выявленных причин возникновения умственной отсталости определяются стратегические пути и базовые методы коррекционно-педагогической работы с детьми с отклоняющимся развитием в специализированных дошкольных и школьных учреждениях, а также в семьях.

Правильное определение понятия “умственная отсталость” имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Оно способствует более глубокому пониманию сущности аномального психического развития детей, объясняет причину такого развития, помогает выделить наиболее существенные признаки. Ошибочное толкование понятия “умственная отсталость” приводит к неправильному ходу научных поисков и исследований, способствует неправомерному расширению либо сужению состава изучаемых детей.

Не менее важно практическое значение правильного определения понятия “умственная отсталость”, от этого зависит судьба многих детей. Если определение будет ошибочным или расплывчатым, трудно будет правильно решить, какого ребенка следует отнести к числу умственно отсталых, и следовательно, в какую школу его направить.

Умственная отсталость - это стойкое нарушение познавательной деятельности, возникающее вследствие органического поражения головного мозга.

Степень поражения может быть различной по тяжести, локализации и по времени наступления, что вызывает индивидуальные особенности развития умственно отсталого ребенка.

Умственно отсталый ребенок и ребенок, отстающий в умственном развитии - не одно и то же. Об умственной отсталости речь идет лишь тогда, когда у ребенка имеется органическое поражение головного мозга.

Иногда наряду с термином «умственная отсталость» используется и термин «слабоумие», указывающий лишь на количественную характеристику дефекта, оставляющий в стороне качественную характеристику дефекта, подразумевающую определенную положительную динамику при специально созданных условиях.

Умственная отсталость – это не просто “малое количество ума”, это качественные изменения всей психики, всей личности в целом, явившиеся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы.

 Ядерные признаки умственной отсталости (Л.С.Выготский), возникшие в связи с органическим поражением мозга, косвенно отражаются на формировании личности и обуславливают специфику психического развития ребёнка.

К ядерным, первичным признакам умственной отсталости относят патологическую инертность нервных процессов, слабость замыкательной функции коры больших полушарий головного мозга, чрезмерно широкую генерализацию раздражений.

Исследования А.Р.Лурия, В.И.Лубовского, М.С.Певзнер и др. показали, что у умственно отсталых имеются довольно грубые изменения в условно-рефлекторной деятельности, разбалансированность процессов возбуждения и торможения, а также нарушения взаимодействия сигнальных систем. Всё это является физиологической основой для аномального психического развития ребёнка, включая процессы познания, эмоции, волю, личность в целом.

В отечественной психиатрии выделяют три группы этиологических (указывающих причину) факторов умственной отсталости (Г.Е.Сухарева, 1956).

Первая группа – неполноценность генеративных клеток родителей, наследственные заболевания родителей, патология эмбриогенеза.

По современным данным, при наличии олигофрении у одного из детей в семье, у второго ребенка олигофрения бывает в 15% всех случаев. При наличии олигофрении у одного из родителей - вероятность появления ребенка-олигофрена составляет 40%. При олигофрении у одного из родителей и у одного из детей олигофрения бывает и у другого ребенка в 90% случаев. Эти цифры касаются только, так называемых, семейных или наследственных форм олигофрении, составляющих около 50% всех олигофрений. В то же время приблизительно 50% случаев всех форм психической отсталости проявляется за счет экзогенных факторов (родовой травмы, родовой асфиксии, инфекционных, интоксикационных, паразитарных поражений эмбриона, осложнений беременности, тяжелых форм эритробластоза).

Вторая группа – патология внутриутробного развития (воздействия инфекций, интоксикаций, травм).

Третья группа - родовая травма и постнатальные поражения центральной нервной системы.

Выделяются три диагностических критерия умственной отсталости:

· клинический (наличие органического поражения головного мозга);

· психологический (стойкое нарушение познавательной деятельности);

· педагогический (низкая обучаемость).

Выделяют две основные формы умственной отсталости: олигофрению и деменцию.

 

Олигофрения, ее степени

 

Наиболее многочисленную группу среди умственно отсталых детей составляют дети, умственная отсталость которых является ведущим синдромом олигофрении, т.е. дети-олигофрены.

Олигофрения – стойкое нарушение психического развития, и в первую очередь, интеллектуального, обусловленное органическим поражением центральной нервной системы на ранних этапах онтогенеза.

При олигофрении имеет место раннее, обычно внутриутробное, недоразвитие головного мозга, обусловленное наследственными влияниями или различными повреждающими факторами окружающей среды, действующими в период внутриутробного развития плода, во время родов и в течение первых лет жизни. При олигофрении отсутствует нарастание интеллектуального дефекта.

Необходимо обратить внимание на то, что понятие “умственно отсталый” не равнозначно понятию “олигофрен”. Понятие “умственно отсталый” является более общим, оно включает в себя олигофрению и другие (различные по причинам) состояния выраженного интеллектуального недоразвития. Олигофрения – это всегда умственная отсталость; умственная отсталость - не всегда олигофрения, так как может наступить в любом возрасте.

Для олигофрении характерно тотальное недоразвитие всех нервно-психических функций с преимущественной недостаточностью абстрактных форм мышления. Интеллектуальный дефект сочетается с нарушениями моторики, речи, восприятия, памяти, внимания, эмоциональной сферы, произвольных форм поведения. Интеллектуальный дефект отличается стойкостью, при тяжёлых формах выявляется уже с первых месяцев жизни ребёнка.

При олигофрении выделяют три степени умственного недоразвития: дебильность, имбецильность и идиотию.

Дебильность является наиболее лёгкой по степени и наиболее распространённой формой (коэффициент интеллекта 50–70). При отсутствии осложняющих интеллектуальную недостаточность расстройств, а также при ранних и адекватных коррекционных мероприятиях социальный прогноз этой формы олигофрении благоприятен.

При выполнении работы, не требующей инициативы, самостоятельности и быстрой переключаемости, обнаруживается достаточная продуктивность. Наличие практической ориентировки, заинтересованности в своём жизнеустройстве способствует приобретению трудовых навыков и посильной социальной адаптации.

Низкие познавательные способности и особенности эмоционально-волевой сферы детей с олигофренией в степени дебильности не позволяют им овладеть программой общеобразовательной массовой школы, поэтому они нуждаются в специальном обучении. За девять лет они осваивают учебный материал, приблизительно соответствующий программе начальной общеобразовательной школы.

Более тяжёлой степенью олигофрении является имбецильность (коэффициент интеллекта 20–49). По медицинской классификации имбецильность делится на умеренную и выраженную.

При имбецильности грубо нарушена способность к отвлеченной деятельности и к образованию понятий, речь косноязычна, состоит из коротких стандартных фраз. При отсутствии осложнённости олигофрении дети и подростки, страдающие имбецильностью, часто способны овладеть элементарными видами физического труда (простыми картонажными работами, подбором по цвету и размеру несложных деталей для различных бытовых изделий и т. д.). При тяжёлой степени имбецильности обучение даже простым видам производственного труда невозможно.

Имбецильность и ее характерные особенности:

1. при правильном воспитании детям-имбецилам удается привить элементарные навыки труда и самообслуживания;

2. детей с олигофренией в степени имбецильности (умеренной) в последнее время стали обучать по специальным программам (специальные классы во вспомогательной школе);

3. недееспособны, нуждаются в установлении опеки;

Идиотия (коэффициент интеллекта менее 20) – самая тяжелая степень олигофрении, характеризуется грубым недоразвитием всех психических функций.

Для детей с идиотией характерно:

· неосмысление окружающего;

· крайне затрудненное развитие (отсутствие) речевых звуков;

· нарушение моторики, координации движений, ориентировки в пространстве, иногда очень тяжелые, вынуждающие их к лежачему образу жизни;

· отсутствие самостоятельного формирования гигиенических навыков.

Дети с идиотией не обучаются, находятся (с согласия родителей, законных представителей) в специальных учреждениях системы Министерства социального обеспечения. Не исключено воспитание таких детей в семье при установлении опеки. При достижении 18 лет они переводятся в специальные интернаты для лиц с психическими хроническими заболеваниями.

    Основные задачи работы с глубоко умственно отсталыми детьми.

· Развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в процессе обучения и коррекция их недостатков.

· Формирование у глубоко умственно отсталых детей правильного поведения.

· Трудовое обучение и подготовка к посильным видам труда.

· Физическое воспитание.

· Формирование (развитие) навыков самообслуживания.

· Бытовая ориентировка и социальная адаптация.

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 458.