Взаимодействие государств СНГ в сфере обороны и безопасности: основные документы и их реализация
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

1991– начался распад сил бывшего СССР. План Мин. Обороны Шапошникова о трансформации советских ВС в объединенные (ОВС) не реализован. Вместо этого – концепция сил общего назначения (СОН), одобрена 8 гос-вами в феврале 1992. Из 12 участников СМО (Совет министров обороны) в военном сотрудничестве участвуют сегодня 6.

С 1994 - военное сотрудничество – на основе Договора о коллективной безопасности (Ташкент, 1992, вступил в силу в 1994). Договор предусматривает формирование оборонительного союза с целью сдерживания и отражения внешней угрозы (ст.1: воздерживаться от применения силы, решать споры мирными средствами; ст. 2, 4: механизм совместных консультаций в случае угрозы). Совет КБ (СКБ) – 1-ое заседание в декабре 1993, с 1996 – Секретариат СКБ. Сначала - 9 из 12 государств СНГ (Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, РФ, Таджикистан, Узбекистан; Молдова и Туркменистан не подписали; Украина – наблюдатель). Февраль, май 1995 – «Основные направления углубления военного сотрудничества гос-в – участников ДКБ» и «План реализации Концепции КБ и Основных направлений углубления ВС».

В «Стратегическом курсе России с государствами-участниками СНГ»’95 задачи в области национальной безопасности:- создание системы коллективной безопасности на основе ДКБ -сохранение на основе взаимной договоренности объектов военной инфраструктуры - неучастие стран СНГ в союзах и блоках, направленных против любого из этих гос-в; -обеспечение надежной охраны границ; урегулирование пограничных вопросов; -осуществление миротворческой деятельности странами СНГ; - развитие сотрудничества по линии служб безопасности. Ничего из этого достигнуто не было (не удалось сформировать оборонный союз стран-участниц Ташкентского договора в нач.2000: Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Р. и Таджикистан). В 1999 г. продлен, но при этом из него вышли 3 из 9 участников – Азербайджан, Грузия, Узбекистан). Провалилось большинство многосторонних проектов – создание совместной ПВО, совместная охрана границ. Тенденция к дифференциации политики стран СНГ в военно-пром. области. Не решены задачи правового урегулирования и материально-финансового обеспечения пребывания рос. ВС и военных баз в странах СНГ. Сокращение численности войск в Армении, Таджикистане, Грузии, Молдове + сокращение баз в Грузии и Молдове. - Вопросы аренды, платежей за эксплуатацию военных объектов (Байконур и др.) также не были окончательно решены; -Рос. миротворцы – в Южной Осетии с 1992, Абхазии с 1994, Приднестровье с 1992, Таджикистане с 1993 г., но от стран СНГ участия не добились - С 1998 - вывод рос. пограничников из Грузии, Кыргызстана, Туркменистана.

В то же время гос-ва СНГ развивают отношения с НАТО («Партнерство ради мира»). Более или менее развитые формы ВПС – лишь с Беларусью.

В 2000 г. ситуация начала меняться. Из-за угрозы исламских группировок Кыргызстан и Таджикистан – самые горячие сторонники ДКБ. 2001 – саммит в Ереване, разработка реального механизма ВТС – формированием сил быстрого развертывания, созданием комитета начальников штабов.

Усиление сотрудничества после 11 сентября 2001г. СНГ оказалась форпостом в борьбе с терроризмом и преступностью вообще. На основании ДКБ в 98 г. в Афганистане страны пытаются предотвратить попытки дестабилизации.

Май 2000 – Совет коллект. Без-ти ДКБ в Минске – решение о необходимости ряда соглашений (о коллективных силах быстрого развертывания, о системе коллективной безопасности и т.д.)

2002 – Саммит СНГ. ДКБ преобразован в ОДКБ.

Важные договоры: 1) Договор о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с терроризмом от 4 июня 1999 г. 2) 1998 (о борьбе с преступностью)

2000 (о борьбе с наркотиками) 3) 1998 (о борьбе с незаконной миграцией) 4) 2001 (о борьбе с преступлениями с сфере компьютерной информации).

21 июня 2000 г. – Совет глав государств СНГ утвердил Программу по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма.

=>> Создан АТЦ. В работе АТЦ участвуют большинство стран Содружества. АТЦ – постоянный отраслевой орган государств-участников НГ, предназначенный для координации взаимодействия в борьбе с международным терроризмом.

На антитеррористическом направлении – ШОС *вместе с Россией входит Китай+Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан). В июне 2001 г. – подписана Шанхайская конвенция о борьбе с тер-ом, сепаратизмом и экстремизмом. Создается Региональная антитеррористическая структура ШОС (РАТС) – постоянный орган для помощи в координации работы и укрепления взаимодействия компетентных органов стран-участниц. Функционирует «Бишкекская группа» руководителей правоохранительных органов и спецслужб стран ШОС, созданная в декабре 1999 г. Значимые элементфы многостороннего сотрудничеситва в СНГ – Координационный Совет генеральных прокуроров (1995), Совет министров внутренних дел (1996), Совет руководителей органов безопасности и спецслужб (1997), координационный совет руководителей органов налоговых расследований (2000)

ДКБ-ОДКБ

ДКБ подписан 15 мая 1992 г. и до 1999 объединял 9 государств СНГ (не входили Молдова, Туркменистан, Украина). Главная цель – ликвидировать военную угрозу суверинитету и территориальной целостности стран-участниц совместными усилиями. В 199 и 2000 г. в результате осуществления мер государствам ДКБ вместе с Узбекистаном (в 1999 г. Айзербайджан, Грузия и Узбекистан выходят из ДКБ) нейтрализована угроза безопасности в регионе, связанная с группировками террористов на юге Киргизии.

Май 2000 – Совет коллективной безопасности ДКБ в Минске Координация АТЦ. Создан Комитет секретарей советов безопасности государств – участников ДКБ. Приняты Порядок координации внешнеполитической деятельности гос-в-участников ДКБ, Положение о Коллективных силах быстрого развертывания Центрально-Азиатского региона коллективной безопасности – продвинулось развитие правовой базы. Требуется преобразование действующих механизмов и структур сотр-ва ДКБ в международную региональную орг-ю. Такое решение принято в 2002 г. в Москве – определены основные векторы внешней политики и сфере без-ти, в поддержании стабильности и урегулировании конфликтов.

Окт 2002 – кишиневский саммит – главами стран подписаны Устав и Соглашение о правовом статусе ОДКБ. 2003 – в Душанбе рассмотрен ряд документов, регулирующих деят-т ОДКБ, включая положение об органах., вопросы военно-технического сотрудничества.

Февраль 2009 – в Москве лидеры стран Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) одобрили создание Коллективных сил оперативного реагирования. Согласно подписанному документу, Коллективные силы оперативного реагирования будут использоваться для отражения военной агрессии. Структура ОДКБ: СКБ (главы гос-в), СМИД (консультативный и исполнительный орган), Совет министров обороны, Комитет секретарейсоветов безопасности (КССБ), генеральный секретарь Организации (Николай Бордюжа), Секретариат Орагнизации, Объединенный штаб ОДКБ (постоянно действующий орган – аналитический хар-р), Объединенный штаб ОДКБ (подготовка решений и реализация решений по военной составляющей)

 

Эволюция идеи и практики Союзного государства России и Белоруссии

 

а протяжении последних 4-5 лет Республика Беларусь выгодно отличалась от многих стран СНГ положительной динамикой макроэкономических показателей, относительной стабильностью социальной сферы и увеличением доходов населения.

Время покажет, насколько белорусская модель жизнеспособна и адаптивна к новым условиям. Сторонники этой модели уверены, что она имеет внутренние ресурсы для модернизации в кратчайшие сроки, т.ч. мобилизационными методами под эгидой сильного государства. Оппоненты, наоборот, считают «белорусское экономическое чудо» исключительно следствием благоприятной внешней конъюнктуры в сочетании с многолетним субсидированием со стороны России.

Возрастающее влияние на внутреннее развитие РБ будут оказывать внешние факторы. Расширение ЕС и НАТО до границ с Белоруссией, наблюдаемая активизация европейской политики соседства в восточно-европейском регионе (особенно на Украине и в Молдове) на фоне системного кризиса в СНГ осложняют и без того противоречивое сближение между Россией и Белоруссией.

Вводимые сейчас взаимные ограничения в торговле России с Беларусью означают по сути дела временный отказ от создания таможенного союза; зона свободной торговли также действует с немалыми «изъятиями». Дальнейшая стагнация интеграционного процесса и снижение экономической эффективности участия в нем Белоруссии способны привести к существенной корректировке внешнеэкономического курса страны.

В новой геополитической ситуации России и Белоруссии следует также совместно и скоординировано развивать сотрудничество с Европой, ведь Белоруссия – непосредственная соседка Евросоюза, важное звено в связях России с государствами Балтии, с Калининградской областью. Очень важно, чтобы европейское направление внешних связей Белоруссии, а также Украины и государств Балтии в дальнейшем развивалось сбалансировано, а не «в противовес» российскому вектору. Но следует иметь в виду, что желаемый для нас баланс будет зависеть от политики, проводимой самой Россией. К сожалению, в «нефтегазовом» конфликте российская сторона проявила себя на первых порах как фактор угрозы стабильности белорусской экономики, и только впоследствии – как партнер, идущий на помощь в трудной, но неизбежной ситуации перехода на рыночное ценообразование.

Преференции для Белоруссии со стороны России нужны обязательно, также как и взаимное согласование позиций на межгосударственном уровне, и их тщательный учет в российской внешней политике. В противном случае, нельзя исключать сценарий, при котором обе стороны могут отказаться от интеграции в форме Союзного государства, заложенной в договоре 1999 г.

Необходимо уточнить концепцию двусторонних отношений Российской Федерации с Республикой Беларусь в широком контексте российской внешней политики, в том числе на европейском направлении и в странах СНГ.

Чрезвычайно актуальной задачей является создание механизма согласования государственных и корпоративных интересов в практике российско-белорусского сотрудничества. Переход на рыночные цены и повышение эффективности деятельности российских компаний на белорусском рынке не должны противоречить долгосрочной стратегии интеграции двух государств, связанных союзническими отношениями.

Настало время принятия специальных законов, на основании которых государственный бюджет РФ мог бы ежегодно выделять экономическую помощь Белоруссии как приоритетному партнеру России (по типу «Акта о демократии» в США, определяющему размеры американской помощи для стратегических союзников во всем мире).

Необходимо провести инвентаризацию всех двусторонних экономических соглашений между Россией и Белоруссией, начиная с 1996 г. Это помогло бы устранить накопившиеся за годы несоответствия в договорно-правовой базе сотрудничества.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 292.