По функциям различают мышление: критическое и творческое
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Критическое мышление связано с построением логических умозаключений и принятием обоснованных решений.

Творческое мышление связано с открытием принципиально нового знания, с генерацией собственных оригинальных идей.

 

                     Мыслительные операции

        Мыслительная деятельность человека представляет собой решение разнообразных мыслительных задач, направленных на раскрытие сущности чего-либо. Мыслительная операция - это один из способов мыслительной деятельности, посредством которого человек решает мыслительные задачи.

Мыслительные операции разнообразны: анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, классификация. Какие из логических операций применит человек, это будет зависеть от задачи и от характера информации, которую он подвергает мыслительной переработке.

      Анализ - это мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений. (Как знакомят младших школьников с растением? Предлагают выделить его части: ствол, ветки, листья, корни)  

       Синтез - обратный анализу процесс мысли, это - объединение частей, свойств, действий, отношений в одно целое.   ( Так, нельзя получить представление о растении, если мысленно не объединить его отдельные части –ствол, ветки, листья, корни).   Анализ и синтез - две взаимосвязанные логические операции. Синтез, как и анализ, может быть как практическим, так и умственным. Анализ и синтез сформировались в практической деятельности человека. В трудовой деятельности люди постоянно взаимодействуют с предметами и явлениями. Практическое освоение их и привело к формированию мыслительных операций анализа и синтеза.

      Сравнение - это установление сходства и различия предметов и явлений. Сравнение основано на анализе. Прежде чем сравнивать объекты, необходимо выделить один или несколько признаков их, по которым будет произведено сравнение. Сравнение может быть односторонним, или неполным, и многосторонним, или более полным. Сравнение, как анализ и синтез, может быть разных уровней - поверхностное и более глубокое. В этом случае мысль человека идёт от внешних признаков сходства и различия к внутренним, от видимого к скрытому, от явления к сущности. Сравнить можно по одному какому-то признаку или целому ряду признаков и свойств, так климат двух стран можно сравнить по средней годовой температуре, по количеству выпавших осадков, по устойчивости погоды, по преобладающим ветрам и т.д.).

         Абстрагирование - это процесс мысленного отвлечения от некоторых признаков, сторон конкретного с целью лучшего познания его. Человек мысленно выделяет какой-нибудь признак предмета и рассматривает его изолированно от всех других признаков, временно отвлекаясь от них. Так, мы может говорить о зеленом цвете, как о цвете благотворно действующим на зрение человека, не указывая конкретно предметов, которые окрашены в зеленый цвет. Допустим, мы говорим : «Сила – важное качество» но не поясняем конкретно, о какой силе идет речь: человека, животного, машины, о силе земного притяжения и т.п.  Изолированное изучение отдельных признаков объекта при одновременном отвлечении от всех остальных помогает человеку глубже понять сущность вещей и явлений. Благодаря абстракции человек смог оторваться от единичного, конкретного и подняться на самую высокую ступень познания - научного теоретического мышления.

          Конкретизация - процесс, обратный абстрагированию и неразрывно связанный с ним. Конкретизация есть возвращение мысли от общего и абстрактного к  конкретному с целью раскрытия содержания. Мы говорим, например, о зеленом цвете обоев в комнате или высказываем мысль о том, что наш друг обладает большой физической силой.  Мыслительная деятельность всегда направлена на получение какого-либо результата. Человек анализирует предметы, сравнивает их, абстрагирует отдельные свойства с тем, чтобы выявить общее в них, чтобы раскрыть закономерности, управляющие их развитием, чтобы овладеть ими.

         Обобщение, - выделение в предметах и явлениях общего, которое выражается в виде понятия, закона, правила, формулы и т.п. Так, мыслить понятие «металл» это значит выделить общие признаки, которыми обладают железо, сталь , чугун, медь и др. объединить их в одном обобщающем слове – «металл».

         Понятие - это отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления. Понятие - это форма мышления, в которой отражаются общие и притом существенные свойства предметов и явлений. Каждый предмет, каждое явление имеют много различных свойств, признаков. Эти свойства, признаки можно разделить на две категории - существенные и несущественные. Например, каждый отдельный треугольник имеет три угла, определенные размеры - длину сторон и площадь, определенную величину углов, форму. Но только первый признак делает фигуру треугольником, позволяет отличить ее от других фигур: прямоугольника, круга, трапеции. Остальные признаки отличают один треугольник от другого; при изменении их треугольник не перестанет быть треугольником.   Равно и каждое отдельное дерево обладает и такими признаками, которые позволяют отличить его от кустарника, травы   ( т. е. существенными признаками ), например наличием ствола,      и такими, которые отличают одно дерево от другого, например возраст, количество ветвей, сохранность коры, наличие дупла и т. д.  Понятие выступает и как форма мышления, и как особое мыслительное действие.  За каждым понятием скрыто особое предметное действие.
Понятия могут быть:

  • общими и единичными;
  • конкретными и абстрактными;
  • эмпирическими и теоретическими.

Общее понятие есть мысль, в которой отражаются общие, существенные и отличительные (специфические) признаки предметов и явлений действительности. Единичное понятие есть мысль, в которой отражены присущие только отдельному предмету и явлению признаки. В зависимости от типа абстракции и обобщений, лежащих в основе, понятия бывают эмпирическими или теоретическими. Эмпирическое понятие фиксирует одинаковые предметы в каждом отдельном классе предметов на основе сравнения. Специфическим содержанием теоретического понятия выступает объективная связь всеобщего и единичного (целостного и отличного). Понятия формируются в общественно-историческом опыте. Человек усваивает систему понятий в процессе жизни и деятельности.

Каждое новое поколение людей усваивает научные, технические, моральные, эстетические и другие понятия, выработанные обществом в процессе исторического развития. Усвоить понятие - это значит осознать его содержание, уметь выделять существенные признаки, точно знать его границы (объём), его место среди других понятий с тем, чтобы не путать со сходными понятиями; уметь пользоваться данным понятием в познавательной и практической деятельности.

         Понятие существует в виде значения слова, обозначается словом. Каждое слово обобщает (кроме, разумеется, слов, обозначающих имена собственные). Например, одно и тоже понятие может быть выражено разными словами «самолет» , «аэроплан» обозначает один и тот же предмет одно и тоже слово иногда выражает разные понятия. , слово «коса» - волосы женщины и орудие для кошения травы, а в географии – полуостров в виде узкой полосы земли, отмели. .  В понятиях наши знания о предметах и явлениях действительности кристаллизуются в обобщенном и отвлеченном виде.         В этом отношении понятие существенно отличается от восприятия и представления памяти: восприятие и представление конкретны, образны, наглядны; понятие обладает обобщенным, абстрактным, не наглядным характером.

          Содержание понятий раскрывается в суждениях, которые всегда выражаются в словесной форме - устной или письменной, вслух или про себя.

         Суждение - основная форма мышления, в процессе которой утверждаются или отрицаются связи между предметами и явлениями действительности. Суждение - это отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками. Суждение - это форма мышления, содержащая утверждение или отрицание какого-либо положения относительно предметов, явлений или их свойств. Примерами утвердительного суждения могут быть такие суждения, как "Ученик знает урок" или "Психика есть функция мозга". К отрицательным суждениям относятся такие суждения, в которых отмечается отсутствие у предмета тех или иных признаков. Например: "Это слово не глагол" или "Эта река несудоходна". Например, суждение: "Металлы при нагревании расширяются" - выражает связь между изменениями температуры и объемом металлов.

Суждения образуются двумя основными способами:
-
непосредственно, когда в них выражают то, что воспринимается;
- опосредствованно - путем умозаключений или рассуждений.

В первом случае мы видим, например, стол коричневого цвета и высказываем простейшее суждение: "Этот стол коричневый". Во втором случае с помощью рассуждения из одних суждений выводят, получают другие (или другое) суждения. Например, Дмитрий Иванович Менделеев на основании открытого им периодического закона чисто теоретически, лишь с помощью умозаключений вывел и предсказал некоторые свойства еще неизвестных в его время химических элементов.

       Суждения могут быть: истинными, ложными, общими, частными, единичными.

       Истинные суждения - это объективно верные суждения. Ложные суждения - это суждения не соответствующие объективной реальности. Суждения бывают общими, частными и единичными. В общих суждениях что-либо утверждается (или отрицается) относительно всех предметов данной группы, данного класса, например: "Все рыбы дышат жабрами". В частных суждениях утверждение или отрицание относится уже не ко всем, а лишь к некоторым предметам, например: "Некоторые студенты - отличники". В единичных суждениях - только к одному, например: "Этот ученик плохо выучил урок".

        Умозаключение - это выведение из одного или нескольких суждений нового суждения. Умозаключение - такая форма мышления, в процессе которой человек, сопоставляя и анализируя различные суждения, выводит из них новое суждение. Типичный пример умозаключения - доказательство геометрических теорем.

Исходные суждения, из которых выводится, извлекается другое суждение, называют посылками умозаключения. Простейшей и типичной формой вывода на основе частной и общей посылок является силлогизм. Примером силлогизма может служить следующее рассуждение: "Все металлы - электропроводны. Олово - металл. Следовательно, олово - электропроводно".

Различают умозаключение:

  • индуктивное – это способ рассуждения от частных суждений к общему суждению, установление общих законов и правил на основании изучения отдельных фактов и явлений (различные факторы тепла, сильные положительные эмоции введение сульфата магния, никотиновая кислота вызывают покраснение кожи лица: покраснение кожи связано с расширением кровеносных сосудов вследствие различных частных факторов) ;
  • дедуктивное – это логический вывод в процессе мышления от общего к частному (пенициллин показан при лечении различных воспалительных заболеваний, следовательно, при воспалении легких целесообразно применять этот антибиотик) ;
  • по аналогии – называется такое умозаключение, в котором вывод делается на основании частичного сходства между явлениями, без достаточного исследования всех условий.

 

    Мышлению конкретного человека присущи индивидуальные особенности.

                           Качества мышления

Можно выделить следующие важнейшие качества мышления:

  • Самостоятельность - умение выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей.
  • Инициативность - постоянное стремление самому искать и находить пути и средства разрешения задачи.
  • Глубина - способность проникать в сущность вещей и явлений понимать причины и глубинные закономерности.
  • Широта - способность видеть проблемы многосторонне, взаимосвязи с другими явлениями.
  • Быстрота - скорость решения задач, легкость в воспроизведении идей.
  • Оригинальность - способность производить новые идеи, личные от общепринятых.
  • Пытливость - потребность всегда находить наилучшее решение поставленных задач и проблем.
  • Критичность - объективная оценка предметов и явлений стремление подвергать сомнению гипотезы и решения.
  • Торопливость - непродуманность аспектов всестороннего исследования проблемы, выхватывание из нее лишь отдельных сторон, высказывание неточных ответов и суждений.

Мышление имеет потребностно-мотивированный и целенаправленный характер. Все операции мыслительного процесса определяются:

  • потребностями,
  • мотивами,
  • интересами личности,
  • ее целями задачами.

Нельзя забывать, что мыслит не мозг сам по себе, а человек, личность в целом. Большое значение имеют активное стремление человека к развитию своего интеллекта и готовность активно использовать его в полезной деятельности.

          Можно выделить индивидуальные стили мышления ( А.А.Алексеев, Л.А.Громова).

       1.Синтетический стиль мышления проявляется в том, чтобы создать что-то новое, оригинальное, комбинировать несходные, часто противоположные идеи, взгляды, осуществлять мыслительные эксперименты. Девиз Синтезатора – «Что … если….».

       2.Идеалистический стиль мышления – проявляется в склонности к интуитивным, глобальным оценкам без осуществления детального анализа проблем. Особенность идеалистов – повышенный интерес к целям, потребностям, человеческим ценностям, нравственным проблемам. «Куда мы едим и почему?» - классический вопрос идеалистов.

       3.Прагматический стиль мышления – опирается на непосредственный опыт, на использование тех материалов и информации, которые легкодоступны, стремясь как можно быстрее получить конкретный результат, практический выигрыш. Девиз прагматиков – «Что-нибудь да сработает», «Гордится все, что работает», «Сегодня сделаем так, а там посмотрим…»

       4.Аналитический стиль мышления – ориентирован на систематическое и всестороннее рассмотрение вопроса или проблемы в тех аспектах, которые задаются объективными критериями, склонен к логической, методичной, тщательной (с акцентом на детали) манере решения проблем.

       5.Реалистический стиль мышления – ориентирован только на признание фактов, и «реальным» является только то, что можно непосредственно почувствовать, лично увидеть или услышать, прикоснуться и т.п. 

 

Воображение: определение, формы синтеза процесса воображения.

      

     Наряду с мышлением и речью важную роль в деятельности человека играет воображение.

     Воображение - это психический процесс создания нового образа, представления или идеи. Воображение представляет собой отражение реальной действительности в новых непривычных сочетаниях и связях и свойственно только человеку. Воображение позволяет ему выйти за пределы реального мира во времени и пространстве, дает возможность еще до начала работы представить себе готовый результат труда. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей.

       Воображение является одним из самых загадочных психических явлений и занимает промежуточное положение между восприятием и мышлением, мышлением и памятью. Воображение может функционировать на разных уровнях, различие которых определяется прежде всего активностью человека.

   

Виды воображения можно различать по степени выраженности активности:

  • активное воображение характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию усилием воли вызывает у себя соответствующие образы.
  • пассивное воображение характеризуется созданием образов, которые не воплощаются в жизнь. Образы пассивного воображения возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.



Дата: 2018-12-28, просмотров: 302.