По генезису развития различают мышление: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое и абстрактно-логическое
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

По генезису развития различают мышление: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое и абстрактно-логическое.

 

         Наглядно-действенное мышление - вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними. Это мышление есть наиболее элементарный вид мышления, возникающий в практической деятельности и являющийся основой для формирования более сложных видов мышления.

          Наглядно-образное мышление - вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы. При наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется в плане образа или представления.

            Словесно-логическое мышление - вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. При словесно-логическом мышлении оперируя логическими понятиями, субъект может познавать существенные закономерности и ненаблюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности.

        Абстрактно-логическое (отвлеченное) мышление - вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.  Наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое и абстрактно-логическое мышление являются последовательными этапами развития мышления в филогенезе и в онтогенезе.

По характеру решаемых задач различают мышление: теоретическое и практическое.

       Теоретическое мышление - мышление на основе теоретических рассуждений и умозаключений.

Практическое мышление - мышление на основе суждений и умозаключений, основанных на решении практических задач.

Теоретическое мышление - это познание законов и правил. Основная задача практического мышления - разработка средств практического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы.

По степени развернутости различают мышление: дискурсивное и интуитивное.

Дискурсивное (аналитическое) мышление - мышление, опосредованное логикой рассуждений, а не восприятия. Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, представлено в сознании самого мыслящего человека.

Интуитивное мышление - мышление на основе непосредственных чувственных восприятий и непосредственного отражения воздействий предметов и явлений объективного мира. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.

По степени новизны и оригинальности различают мышление: репродуктивное и продуктивное (творческое).

Репродуктивное мышление - мышление на основе образов и представлений, почерпнутых из каких-то определенных источников.

Продуктивное мышление - мышление на основе творческого воображения.

По средствам мышления различают мышление: вербальное и наглядное.

Наглядное мышление - мышление на основе образов и представлений предметов.

Вербальное мышление - мышление, оперирующее отвлеченными знаковыми структурами.

Установлено, что для полноценной мыслительной работы одним людям необходимо видеть или представлять предметы, другие предпочитают оперировать отвлеченными знаковыми структурами.

Формы воображения

Выделяют следующие формы проявления воображения:

  • мечты;
  • грезы;
  • галлюцинации;
  • сновидения.

Одной из форм проявления активного воображения и необходимым условием претворения в жизнь творческих сил человека, направленных на преобразование действительности, являются мечты.

Мечта - отодвинутые во времени желания. Мечты отличаются тем, что связаны с действительностью и. в принципе осуществимы. Фактически любой предмет, сделанный руками человека, в своей исторической сущности есть осуществленная мечта. Извечная мечта человечества о скорости передвижения воплотилась в целую серию изобретений от колеса до ракеты.

Однако воображение может выступать и как замена деятельности, ее суррогат. Тогда человек уходит от действительности в область фантазии, чтобы скрыться от кажущихся ему неразрешимыми задач, от необходимости действовать, от тягот жизни. Такие - фантазии называются грезами. В грезах отражается связь фантазии с нашими потребностями. Грезы принципиально неосуществимы.  Грезы выполняют компенсаторную функцию: человек в иллюзорной выдуманной жизни получает то, чего ему недостает в реальности. Однако если бесплодная мечтательность занимает значительное место в жизни человека, то это свидетельствует о дефекте развития личности.

Галлюцинации являются фантастическим видением, не имеющим почти никакой связи с действительностью. Если грезы можно считать вполне нормальным психическим состоянием, то галлюцинации обычно являются результатом тех или иных нарушений психики или работы организма и сопровождают многие 6олезненные состояния. Галлюцинации - наиболее показательные проявления пассивного непреднамеренного воображения, при котором человеком воспринимается несуществующий объект. Эти образы бывают настолько яркими, что человек абсолютно убежден в их реальности.

К разряду пассивных непреднамеренных форм воображения относятся и сновидения. Подлинная их роль в жизни человека до сих пор не установлена, хотя известно, что в сновидениях находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности человека, которые в силу ряда причин не могут быть реализованы в жизни.

                     Приемы и способы процесса воображения

Творческое преобразование действительности в воображении подчиняется своим законам и осуществляется в соответствии с определенными способами и приемами. Процессы воображения состоят в мыслительном разложении исходных представлений на составные части (анализ) и последующем их соединении в новых сочетаниях (синтез), Так, новые представления, благодаря операциям анализа и синтеза, возникают на основе того, что уже запечатлено в сознании. Таким образом, процессы воображения носят аналитико-синтетический характер. Синтез реализуемый в процессах воображения, осуществляется в различных формах:

Перечислим основные формы и способы процесса воображения:

  • Агглютинация - "склеивание", комбинация, слияние отдельных элементов или частей нескольких предметов в один образ. К примеру, образ водяной русалки в народных представлениях создался из образов женщины (голова и туловище), рыбы (хвост) и зеленых водорослей (волосы).
  • Акцентирование или заострение - выделение и подчеркивание какой-либо части, детали в создаваемом образе. Карикатуристы выделяют самое существенное в образе, меняя пропорции: болтуна изображают с длинным языком, любителя поесть наделяют объемистым животом.
  • Гиперболизация - увеличение или уменьшение предмета, изменение количества частей предмета или их смещение. Например, многорукий Будда в индийской религии, драконы с семью головами, одноглазый циклоп.
  • Схематизация - сглаживание различий предметов и выделение черт сходства между ними. Так создаются национальные орнаменты и узоры, элементы которых заимствованы из окружающего мира.
  • Типизация - выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях, и воплощение его в конкретном образе. А.М. Горький писал: "Как строятся типы в литературе? Они строятся, конечно, не портретно, не берут отдельно какого-нибудь человека, а берут тридцать-пятьдесят человек одной линии, одного рода, одного настроения и из них создают Обломова, Онегина, Фауста, Гамлета, Отелло и т.д. Все это обобщенные типы.

Функции воображения

Воображение многофункционально. Называют следующие важнейшие функции воображения:

  • Представление действительности в образах и возможность пользоваться ими. Воображение ориентирует человека в процессе деятельности - создает психическую модель конечного или промежуточного продуктов труда, что и способствует их предметному - воплощению. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена.
  • Регулирование эмоциональных состояний . При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Произвольная регуляция познавательных процессов и состоянии человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоции. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.
  • Формирование внутреннего плана действий - способности выполнять их в уме, манипулируя образами.
  • Планирование и программирование деятельности - составление таких программ поведения, когда проблемная ситуация не определена.
  • Управление психофизиологическим состоянием организма. С помощью воображения чисто волевым путем человек может влиять на органические процессы: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, кровяное давление, температуру тела. Данные факты лежат в основе аутотренинга, широко используемого для саморегуляции.

       Воображение тесно связано с мышлением. Подобно мышлению, оно позволяет предвидеть будущее. Что является общим и к чему сводятся различия между воображением и мышлением?

                                           Речь. Виды речи.

    Важнейшим показателем нашей мыслительной деятельности является язык – слова и жесты. Люди давно гордятся тем, что они обладают этим столько возвышающим их над всеми живыми существами качеством. Поистине способность ребенка овладеть языком – это одно из самых восхитительных чудес природы. До сих пор ученые не могут до конца понять, как детям с такой легкостью удается продвигаться в освоение языка от стадии лепетания в (примерно в 4 месяца) к однословной (в 12 месяцев) и двухсловной стадии (в 2 года), а затем и к сложным предложениям (после 2-х лет). Некоторые бихевиористы считают, что это происходит посредством ассоциации вещей со звуками слов, имитации (т.е. повторения слов, сказанных другими) и их закрепления (когда мы хвалим ребенка за правильно произнесенное слово). Лингвисты же часто возражают этому, заявляя о том, что дети биологически подготовлены к изучению слов и использованию грамматики, поскольку все наши известные языки их около 5000) являются частями «универсальной грамматики», под которую настроен наш мозг. Поэтому учить ребенка языку, считают они, - столько же бесполезное занятие, как учить змею ползать, птицу – летать, а рыбу – плавать. Но подобно тому, как птице, чтобы летать, нужно небо; рыбе, чтобы плавать, нужна река, море или озеро; ребенку для освоения языка просто нужна та или иная языковая среда. 

А кроме того (в этом уже сходятся и лингвисты) для совершенного овладения языком особенно важны первые годы жизни – это критический период для его освоения. Взрослые, изучающие иностранный язык, как правило, говорят на нем с акцентом, допуская грамматические ошибки. Правило здесь одно: чем раньше изучаешь язык, тем легче и лучше он освоится.            

     

Речь - особая, наиболее совершенная форма общения, свойственная только человеку. В этом общении участвуют две стороны - говорящий и слушающий. Говорящий - выбирает слова необходимые для выражения его мысли и связывает их по правилам грамматики, и произносит через органы речи. Слушающий - воспринимает. У обоих должны быть одинаковые правила и средства передачи мысли.

Речь - это язык в действии.  Язык  – система знаков, включающий слова с их значениями и синтаксис – набор правил, по которым строятся предложения.

 Психологии различают два основных вида речи: внешнюю и внутреннюю.  Внутренняя - при подготовке к устной  или письменной речи - фаза внутреннего проговаривания речи про себя.

Внешняя речь:

ü письменная - общение посредством письма.

ü устная - слышимая речь, кем-то произносимая. Общение ограничено условиями пространства и времени.

Устная делится на:

а] диалогическая - взаимные реплики.
б] монологическая.

Все виды речи тесно взаимосвязанная - общая черта: произнесение в слух или про себя.

Выделяют следующие основные функции языка:

1) Средство существования, передачи и усвоения общественно-исторического опыта.

2) Средство общения (коммуникации);

3) Орудие интеллектуальной деятельности (восприятия, памяти, мышления, воображения). 

 


ГЛОССАРИЙ ТЕРМИНОВ.

Абстракция — мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.

Анализ — мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части или характеристики. Гипотеза — предположение, проект решения задачи.

Дедукция — логический вывод в процессе мышления от общего к частному.

Интеллект — общая познавательная способность, определяющая готовность человека к усвоению и использованию знаний и опыта, а также к разумному поведению в проблемных ситуациях.

Индукция — логический вывод в процессе мышления от частного к общему.

Мышление есть процесс обобщенного и опосредованного отраже­ния действительности в ее существенных связях и отношениях.

Наглядно-действенное мышление — вид мышления, опирающего­ся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними.

Наглядно-образное мышление — вид мышления, характеризую­щийся опорой на представления и образы.

Обобщение — мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.

Понятие — форма мышления, отражающая существенные свойст­ва, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов.

Разум (ум) — высшая форма теоретического освоения действи­тельности, проявляющаяся в способности человека мыслить.

Синтез — мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому.

Словесно-логическое мышление — вид мышления, осуществляе­мый при помощи логических операций с понятиями.

Сравнение — мыслительная операция, основанная на установле­нии сходства и различия между объектами.

Суждение — форма мышления, отражающая связи между предме­тами и явлениями; утверждение или отрицание чего-либо.

Умозаключение — форма мышления, при которой на основе не­скольких суждений делается определенный вывод.

Агглютинация — создание новых образов на основе «склеивания» частей, имеющихся образов и представлений.

Воображение — форма психического отражения, состоящего в создании образов на основе ранее сформированных представлений.

Воображение активное — есть два его вида: 1) воображение творческое; 2) воображение воссоздающее.

Воображение воссоздающее развертывается на основе описания, рассказа, чертежа, схемы, символа или знака.

Воображение пассивное характерно созданием образов, которые не воплощаются в жизнь; программ, которые не воплощаются или вообще не могут быть осуществлены.

Воображение творческое предполагает самостоятельное создание образа, вещи, признака, не имеющих аналогов, реализуемых в оригинальных и ценных продуктах деятельности.

Гиперболизация (или акцентирование) — увеличение или уменьшение предмета, изменение качества его частей.

Заострение — форма воображения, для которой характерно подчеркивание каких-либо признаков.

Схематизация — сглаживание различий предметов и выявление черт сходства между ними.

Творчество — деятельность человека или коллектива людей по созданию новых оригинальных общественно значимых ценностей.

 

Сигнификативная - слово человека обозначает какой-либо предмет, указывает на него, вызывает его образ.

 

По генезису развития различают мышление: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое и абстрактно-логическое.

 

         Наглядно-действенное мышление - вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними. Это мышление есть наиболее элементарный вид мышления, возникающий в практической деятельности и являющийся основой для формирования более сложных видов мышления.

          Наглядно-образное мышление - вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы. При наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется в плане образа или представления.

            Словесно-логическое мышление - вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. При словесно-логическом мышлении оперируя логическими понятиями, субъект может познавать существенные закономерности и ненаблюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности.

        Абстрактно-логическое (отвлеченное) мышление - вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.  Наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое и абстрактно-логическое мышление являются последовательными этапами развития мышления в филогенезе и в онтогенезе.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 371.