Методика формирования количественных представлений у дошкольников
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
Цель Этапы и содержание Примеры

Формирование умения группировать предметы

(2-6 лет)

1 этап. Выделение, нахождение и называние признаков предметов. Сначала учат группировать по одному признаку, при этом все остальные признаки должны отсутствовать или быть несущественными для детей. Признак, по которому предлагается группировка предметов, усложняется с возрастом (цвет–название–величина–форма–количество–характерные функции). - все машинки поставьте на нижнюю полку, а куклы - на верхнюю (по названию). - у детей геометрические фигуры одного цвета, но разной формы, надо построить башенки из кубиков (или цилиндров).
2 этап. Группировка по двум - трём и более признакам. При этом предметы должны отличаться только по этим признакам или другие признаки должны быть несущественны. - взять для постройки красные большие кубики (а фигуры отличаются по форме, цвету, величине), - построить цепочку так, чтобы фигура отличалась по величине и форме.
3 этап. Группировка предметов по образцу. Признаки словесно не указываются, предметы должны отличаться по нескольким признакам, дети должны сами найти общие признаки и провести группировку. - принести на стол вот такие игрушки.
4 этап. Группировка по заданному признаку. Предметы отличаются по нескольким признакам, но указывается лишь один. Наиболее легкие признаки – цвет и название. Наиболее сложные – функции предмета. - назвать предметы формы круга. - собрать и положить в тазик игрушки, которые можно мыть.

Формирование представлений о множественности и единичности предметов

(с 3 до 5 лет)

1 этап. С детьми проводятся упражнения или игры, в которых показывается, что множество состоит из отдельных элементов. Детям показывают, как образуется множество и как множество разбивается на отдельные элементы. Для начала берется множество однородных предметов. Акцентируется внимание на словах: «Сколько?», «Много», «Один», «Ни одного». Такое упражнение проводится с разными видами предметов несколько раз. Дети собирают листья, воспитатель отбирает однородные листья по количеству детей и говорит: - У меня много листьев. – Сколько у меня листьев? (Много.) - Я раздаю по одному. Тебе один, тебе один, тебе один. Листьев становиться все меньше и меньше. У меня не осталось ни одного. Сколько у тебя листьев? (Один.) Сколько у меня? (Ни одного.) - Я собираю листья: один у тебя, один у тебя, один у тебя. У меня становится листьев все больше и больше. Снова у меня много листьев. Сколько у меня листьев? А сколько осталось у тебя?
2 этап. Позже эта задача решается с неоднородными множествами. В 5 – 6 лет детям показывается, что группировать предметы можно по разным признакам, не принимая во внимание несущественные признаки.   Предметы разного цвета и разной формы. Дети должны сосчитать предметы названной формы. Обычно дети сосчитывают отдельно предметы каждого цвета. Воспитатель учит принимать во внимание лишь заданный признак, не обращая внимание на другие. Например: посчитать, сколько синих фигур (надо посчитать и круги, и квадраты).  

Формирование умения выделять 1 и много предметов в окружающей обстановке

(с 3 до 4 лет)

1 этап. Один и много предметов расположены на различных плоскостях (2 разных стола, 2 обруча). - покажи, где один, а где много, - сколько предметов на красной полоске, а сколько на синей?
2 этап. Один и много предметов расположены вперемешку на одной плоскости (зайчики и 1 белочка). - каких предметов много, а какой один, - сколько зайчиков, сколько белочек?
3 этап. Предлагается упражнение, где в одном объекте заключено много предметов - одно дерево, а на нем много листьев; один аквариум – много рыбок
4 этап. Один и много предметов не ограничены ни плоскостями, ни одним объектом. Дети должны мысленно объединить их в группу. - по одной кукле на стуле, ковре, шкафу, а всего - много кукол.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 300.