Тема 1.2. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Тема 1.2. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников

План лекции:

1. Цели и задачи математического развития детей дошкольного возраста

2. Методика формирования количественных представлений детей в разных возрастных группах детского сада

3. Методика обучения счетной деятельности детей в разных возрастных группах детского сада

4. Методика обучения измерительной деятельности детей в разных возрастных группах детского сада

5. Методика ознакомления с геометрическими формами детей в разных возрастных группах детского сада

6. Методика обучения ориентировке во времени и пространстве детей в разных возрастных группах детского сада

7.  Методика обучения вычислительной деятельности и решению арифметических задач детей в разных возрастных группах детского сада

8. Предматематическая деятельность детей дошкольного возраста

Цели:

- формирование знаний о теоретических и методических основах воспитания и обучения детей на занятиях по формированию элементарных математических представлений;

- ОК1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

- ОК9 Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

Время: 12 часов

 

Литература:

1. Будько, Т.С. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников [Текст]: конспект лекций / Под. ред. Будько Т.С. ; Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина. - Брест: Издательство БрГУ, 2006. - 46 с.

2. Михайлова, З.А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста [Текст]: учебник для студентов высших учебных заведений / З.А. Михайлова, E.Д. Носова, А.А. Столяр. – СПб.: ДЕТСВО-ПРЕСС, 2011. – 208 с.

3. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников в тезисах, таблицах, схемах [Текст]: учебное пособие / Авт.-сост. Еник О.А. – Тольятти, Форум, 2014. – 127 с.

4. Фрейлах, Н.И. Методика математического развития [Текст]: учебник для студентов высших учебных заведений / Н.И. Фрейлах. - М.: ИД ФОРУМ: ИНФРА-М, 2012. - 208 с.

Методика формирования количественных представлений детей в разных возрастных группах детского сада

Понятие о множестве

Всякое свойство можно рассматривать как принадлежность некоторым предметам. Например, свойством быть красным обладают некоторые цветы, ягоды, автомашины и другие предметы. Свойством быть круглым обладают луна, мяч, колеса велосипедов и автомашин, детали различных машин и станков и др. Таким образом, с каждым свойством связывается множество (предметов), обладающих этим свойством. Говорят также, что множество характеризуется данным свойством — или множество задано указанием характеристического свойства.

Под характеристическим свойством множества понимают такое свойство, которым обладают все предметы, принадлежащие этому множеству (элементы этого множества), и не обладает ни один предмет, не принадлежащий ему (не являющийся его элементом). Иногда свойство отождествляется с множеством предметов, характеризуемым этим свойством. Говоря круглое, мы одновременно мыслим о множестве всех круглых предметов.

Например, множество детей, живущих на какой-либо улице, мы выделили из множества всех детей определенной (конкретной, известной нам) группы как ее часть (подмножество), характеризуемую указанным свойством. В данном случае множество всех детей этой группы играет роль универсального множества (множества всех детей). Если в качестве универсального множества принять множество всех детей данного детского сада (а не только одной группы), то множество детей, живущих на указанной улице, может оказаться иным.

Этапы и содержание формирования количественных представлений ( АМ . Леушина)

Этапы Содержание
1.Дочисловая деятельность Для правильного восприятия числа и успешного формирования счетной деятельности необходимо прежде всего научить детей работать с множествами: - видеть и называть существенные признаки предметов; - видеть множество целиком; - выделять элементы множества; - называть множество («обобщающее слово») и перечислять его элементы (задавать множество двумя способами: указывая характеристическое свойство множества и перечисляя все элементы множества); - составлять множество из отдельных элементов и из подмножеств; - делить множество на классы; - упорядочивать элементы множества; - сравнивать множества по количеству путем соотнесения «один к одному» (устанавливая взаимно однозначные соответствия); - создавать равночисленные множества; - объединять и разъединять множества (понятие «целого и части»).
2.Счетная деятельность с 5 лет Владение счетом включает в себя: - знание слов-числительных и называние их по порядку; - умение соотносить числительные с элементами множества «один к одному» (устанавливать взаимно однозначное соответствие между элементами множества и отрезком натурального ряда); - выделение итогового числа. Владение понятием числа включает в себя: - понимание независимости результата количественного счета от его направления, расположения элементов множества и их качественных признаков (размера, формы, цвета и др.); - понимание количественного и порядкового значения числа. Представление о натуральном ряде чисел и его свойствах включает в себя: - знание последовательности чисел (счет в прямом и обратном порядке, называние предыдущего и последующего числа); - знание образования соседних чисел друг из друга (путем прибавления и вычитания единицы); - знание связей между соседними числами (больше, меньше).
3.Вычислительная деятельность Вычислительная деятельность включает в себя: - знание связей между соседними числами («больше (меньше) на 1»); - знание образования соседних чисел (п ± 1); - знание состава чисел из единиц; - знание состава чисел из двух меньших чисел (таблица сложения и соответствующие случаи вычитания); - знание цифр и знаков +, —, =, <, >; - умение составлять и решать арифметические задачи. Для подготовки к усвоению десятичной системы счисления необходимо: - владение устной и письменной нумерацией (называние и запись); - владение арифметическими действиями сложения и вычитания (называние, вычисление и запись); - владение счетом группами (парами, тройками, пятками, десятками). Примечание. Данными знаниями и умениями (счетом) дошкольнику необходимо качественно овладеть в пределах первого десятка. Только при полном усвоении этого материала можно начинать работать со вторым десятком (лучше это делать в школе).

Восприятие детьми количества зависит от способа расположения предметов:

• •••• Предметы расположены в ряд. Легче воспринимаются отдельные элементы. (Обучение счету идет продуктивнее.) Не видят границу множества (вводим, например, «обобщающий жест»)
• • • • • Предметы расположены в виде фигуры. Множество воспринимается как целостное единство, но затрудняется выделение отдельных элементов

 

Этап.

1. Воспитатель в различных ситуациях знакомит детей с именем и внешним видом цифры (в процессе прогулки обращает внимание на номера домов, машин; на номера страниц).

2. Воспитатель читает стишки, в которых описывается внешний вид цифр (С.Маршак «Веселый счет», Г. Виеру «Считалочка»).

2 этап: (ср.возр.). Как только дети научились считать в соответствующих пределах, их необходимо познакомить с сущностью каждой цифры последовательно. Предлагается обозначить в группе количество предметов разными способами: соответствующим количеством счетных палочек, соответствующей числовой карточкой, и, наконец, с помощью цифр.

Можно предложить детям рассмотреть таблицу, где нарисовано одно и то же количество разных предметов и все они обозначены одной цифрой.

Дети подводятся к тому, что одинаковое количество предметов всегда обозначается одной и той же цифрой. Отличие понятия «число» и «цифра» (лiк – число, лiчба - цифра): цифра - значок или рисунок, с помощью которого можно написать число или указать количество предметов. Надо понимать, что число изображается не только с помощью цифры. Можно познакомить детей с римской нумерацией – изображением числа с помощью рисунков или предложить цветные числа – палочки Кьюизенера.

Упражнения на закрепление сущности цифр:

- Подобрать цифру для соответствующего множества.

- Создать (найти) группу предметов, соответствующую по количеству показанной цифре.

Игры: «Найди пару» (лото). «Найди свой домик».

Знакомство с цифрой 0.

Детям предлагается 3 блюдца: на одном - 3 предмета, на другом - 5, на третьем - ни одного. Просим обозначить с помощью цифр количество предметов в каждом блюдце. Дети могут сообразить, что на пустое блюдце надо положить «0». Если дети затрудняются, то воспитатель читает стихотворение про «0»: Цифра вроде буквы «О» - это «ноль» иль «ничего». А затем поясняем, что отсутствие предметов также обозначаем цифрой, это – цифра «0».

Содержание понятий «величина» и «измерение»

Дошкольники знакомятся с различными величинами: длина, ширина, высота, толщина, глубина, площадь, объем, масса, вре­мя, температура.

Первоначальное представление о величине связано с созда­нием чувственной основы, формированием представлений о раз­мерах предметов: показать и назвать длину, ширину, высоту. Определение величины возможно только на основе сравне­ния (непосредственно или сопоставляя с неким образом).

Измерение дает возможность характеризовать величину чис­лом и перейти от сравнения непосредственно величин к сравне­нию чисел, что удобнее, так как делается в уме. Измерение — это сравнение величины с величиной того же рода, принятой за единицу. Цель измерения — дать численную характеристику величине. Изменчивость величин характеризуется тем, что их можно складывать, вычитать, умножать на число.

Этап. Прием приложения.

Алгоритм сравнения предметов по величине (например, по длине):

1. Детям предлагается 2 одинаковых предмета по всем признакам, кроме сравниваемого (кроме длины).

2. Выясняется, чем отличаются предметы.

3. Предлагается проверить какой предмет, например, длиннее.

4. Для этого предметы надо расположить так, чтобы они касались по сравниваемому признаку: по длине по ширине по высоте по толщине

5. Предметы подравниваются с одной стороны.

6. Ведется рассуждение о наличии или отсутствии лишнего кусочка. Вывод: та полоска, у которой есть лишний кусочек – длиннее, если кусочка не хватило - короче.

7. Протяженность показывается расставленными руками (с помощью двигательного анализатора).

8. Затем детям предлагаются ситуации и упражнения, в которых необходимо сравнить предметы по одному из признаков.

Прием наложения, как правило, используется для сравнения плоских предметов по длине или ширине или для сравнения плоскостных изображений объемных предметов. Методика сравнения аналогична как для приема приложения с той разницей, что:

- предметы должны обязательно отличаться по цвету;

- предметы накладываются друг на друга: по ширине по длине

Все остальные пункты те же, что и при приложении.

2 этап. В среднем возрасте детей учат сравнивать предметы сразу по 2-м признакам (например, длине и ширине), но сначала один из признаков должен быть одинаков у двух предметов, например: найти ленточку такой же длины, но шире. Затем предлагаем сравнивать различные предметы по двум разным параметрам. В старшем возрасте детей учат сравнивать предметы сразу по трем протяженностям.

Массе (2 – 6 лет)

1 этап (2-3 года.). В ходе игр с матрешками и другими игрушками-вкладышами дети упорядочивают предметы методом проб и ошибок.

2 этап (4-5 лет). Показывается специальный метод упорядочивания. Сначала даются упражнения по нахождению места предмета среди других в готовом упорядоченном ряду. Затем предлагается упорядочивать предметы по заданному признаку: вначале по образцу, потом по словесной инструкции (от самой короткой до самой длинной). Вначале даются упражнения на построение возрастающих по величине, а затем убывающих рядов. В формулировке заданий обязательно указывается не только порядок упорядочивания, но и направление раскладывания предметов (снизу – вверх, слева – направо). Необходимо использовать в речи превосходную степень сравнения прилагательных (самая короткая, длиннее, еще длиннее, самая длинная).

На этом этапе используются методы:

- на глаз (должно быть 3-4 предмета, сильно контрастных по сравниваемому признаку),

- путем подравнивания с одной стороны всех предметов (должно быть 3-5 предметов, сильно контрастных по сравниваемому признаку).

Игровые и учебные ситуации: наведи порядок (куклы, машинки, матрешки); помоги маме консервировать (внизу самые крупные, вверху самые мелкие); пересказ произведений художественной литературы («Три медведя»).

3 этап (с 5 лет). Учат упорядочивать более 5 предметов по длине, ширине, высоте, толщине и сравнивать 3 предмета по массе. Контраст в размерах уменьшается. Учат упорядочивать с помощью метода попарного сравнения (приложения или взвешивания).

Например, надо упорядочить 3 шарика по массе: красный, желтый, зеленый. Пусть нам нужно расположить шары от самого легкого, до самого тяжелого слева направо. Ставим задачу: из всех шаров выбрать самый легкий. Для этого мы берем 2 любых шара и сравниваем их по массе; из них выбираем тот, который легче; оставляем его в руках, а второй откладываем в сторону, берем 3-й шар и сравниваем с тем, который в руке. Снова из 2-х шаров выбираем тот, который легче и кладем его первым слева – «самый легкий шар»; далее из оставшихся шаров снова выбираем самый легкий. Который легче, кладем вторым, оставшийся кладем последним, он – «самый тяжелый». Т.е. каждый раз из оставшихся предметов ищем самый легкий. Этот метод используется, если предметов много и они малоконтрастные по сравниваемому признаку. На практике часто кроме этого метода дети пользуются смешанным методом: и с помощью глазомера, и методом попарного сравнения.

4 этап (5-6 лет). Детям предлагаются усложненные варианты упражнений.

- Одни и те же предметы упорядочить сначала по одному, а потом по другому признаку.

- Сравнивать предметы в ряду не только с соседними, но со всеми предыдущими и со всеми последующими. Рассуждения ведутся на основе свойства транзитивности.

- Упражнения на определение самого высокого (самого низкого предмета) на основе логических рассуждений. Сначала эти упражнения выполняются с опорой на наглядность, а потом только по словесной инструкции. (Коля выше Сережи и ниже Саши. Кто самый высокий?)

Упорядочивать предметы можно не только по признаку величины, но и по другим признакам (оттенки цвета, количество). С 5-6 лет можно учить детей проводить упорядочивание явлений в природе, дел в течение дня.

Упражнения на группировку.

- фигуры отличаются только по форме,

- фигуры разного цвета, размеров, пропорций.

Дидактические игры.

- Нахождение фигуры по образцу («Найди свой домик», «Чей домик быстрее соберется», «Автомобили и гаражи»).

- Нахождение фигуры по названию («Чудесный мешочек», «Дай мне названную фигуру»).

- Нахождение фигуры по описанию (перечисление характерных свойств), «Отгадай».

- Составление фигур из частей (игры-головоломки: «Пифагор», «Танграмм», «Калумбово яйцо», активно используются в программе «Детство»).

Выкладывание фигур из палочек. На первом этапе в средней группе предлагаются палочки одинакового размера, чаще всего счетные, нельзя использовать спички.

Виды заданий

1. Построить треугольник, квадрат, прямоугольник. После формулировки задания анализируем фигуры и выясняем, сколько сторон, углов, равны ли стороны, сколько надо взять палочек.

Если у детей возникают сложности, то дается индивидуальный образец.

2. Провокационное задание: выложить круг из палочек (нельзя - у круга нет сторон).

3. Задание занимательного характера на смекалку: выложить два треугольника из 5-ти палочек.

На 2-ом этапе (старшая группа). Кроме палочек одинаковой длины предлагаем палочки разной длины:

- построй фигуры разные по величине;

- построй треугольники с разными по длине сторонами;

- построй трапецию, ромб.

Предварительно детям задаются вопросы (как на первом этапе).

Задания на смекалку.

- как получить из прямоугольника трапецию. Предложить одну палочку, чтобы получилась другая фигура.

- можно предложить выложить домик, кораблик и т.д.

Методы показа отличия плоских и объемных фигур:

- Накрываем прямой ладошкой фигуру на столе. Если ладошка касается стола – фигура плоская, если нет - объемная. Или: если фигура прячется в ладошках, то она плоская, если нет - объемная. Плоские фигуры – это «письма», а объемные «посылки», не помещающиеся в почтовую прорезь.

- Применяется подсчет углов (например, у квадрата – 4, а у куба – 8).

- Плоские фигуры можно изобразить на листе бумаги в процессе рисования или аппликации, а объемные – в процессе лепки или конструирования из бумаги или строительных деталей. Если надо нарисовать объемный предмет, то его изображаем в виде соответствующей плоской фигуры.

Замечания о прямоугольнике.

1. Вначале отличие прямоугольника и квадрата показывается путем наложения. У квадрата выступают кусочки, значит фигуры разные.

2. У квадрата все стороны равны, а у простого прямоугольника соседние стороны не равны. Проверяем это одним из следующих приёмов:

- сгибание листа до совмещения соседних сторон;

- использование условной мерки.

Важно, чтобы дети понимали, что квадрат является прямоугольником. Можно сказать, что квадрат - волшебный прямоугольник (все стороны равны). В старшей группе проводится обобщение понятия «прямоугольник», предварительно поясняется понятие «прямой угол». Сначала уточнятся, что такое угол.

Показываем и называем, что этот кусочек плоскости – угол (часть плоскости между сторонами, имеющими общую точу).

Для того чтобы дать представление о прямом угле, рассматривается 2 картинки:

1. Дерево растет ровно, прямо, значит между деревом и землей прямой угол.

2. Подул ветер, и дерево наклонилось. Дерево стоит не прямо, значит угол не прямой.

Далее рассматриваются различные фигуры, сравниваются и измеряются у них углы с помощью условной мерки. равной по величине прямому углу. Чтобы дети не путали угол с треугольником, край условной мерки должен быть не прямой линией.

Проводятся упражнения по прикладыванию мерки к углам разных фигур. Поясняется происхождение слова «прямоугольник»: «прямой» + «угол».

Упражнение: измерить углы у предметов в групповой комнате с помощью условной мерки.

Замечания об овале. Более точный способ показа отличия овала от круга - это измерение осей. Пояснение понятия «ось»: «У круга и овала сторон нет, мы нарисуем линию внутри фигур через середину фигуры от одного края к другому. Эти линии называются «оси». Приводятся примеры округлых предметов, в которых имеется ось, подводя к выводу: у круга – все оси равны между собой, а у овала – нет. Существует два способа измерение осей: с помощью условной мерки или путем сгибание по оси.

Замечания о ромбе. В старш.возр. показывается сначала сходство между ромбом и квадратом (4 угла; 4 стороны, все стороны равны).

Отличие заключается в том, что у ромба не все углы равны. Это показывается при помощи условной мерки, равной прямому углу. Знакомство с ромбом происходит в процессе аппликации и рисования.

Замечания о трапеции. В старш.возр. при сравнении трапеции с прямоугольником выделяются следующие отличия:

1) у трапеции не все углы прямые.

2) параллельные противоположные стороны у трапеции не равны (проверяется путем сгибания до совмещения противоположных сторон, либо путем измерения условной меркой).

3) У трапеции 2 стороны наклонные (не параллельные).

Детям поясняется параллельность через показ того, что расстояние между сторонами прямоугольника одинаково, а между сторонами трапеции нет. Приводим примеры параллельности: электропровода, рельсы, предметы мебели.

 

 

Затем трапеция сравнивается с треугольником (крыша бывает разной формы). Отличия: у треугольника 3 угла и 3 стороны, а у трапеции 4 угла и 4 стороны. На занятиях по аппликации показываются способы получения трапеции сначала из прямоугольника, а затем из треугольника.

Замечания о цилиндре. В среднем возр. цилиндр сравнивается с шаром и кубом. Сначала показывается, чем похож и чем отличается цилиндр от шара, а затем - от куба.

Цилиндр для сравнения с шаром кладется на бок и выделяются сходства фигур:

1) боковая поверхность обеих фигур не имеет препятствий.

2) шар и цилиндр катятся.

3) если положить шар на шар и цилиндр на цилиндр, то башенка не получается.

Затем цилиндр переворачивается на основание, так он на шар не похож (есть препятствие, не катится, башенку из цилиндров можно построить). Обращается внимание, что в таком положении он похож на куб. Делается вывод: цилиндр – хитрая фигура, если лежит на боку - похожа на шар, если стоит на основании, то - на куб.

В старшем возрасте цилиндр сравнивается с овалоидом в процессе лепки. Сначала выясняется, чем похожи эти фигуры. Затем показывается единственное отличие: если цилиндр стоит на основании, то он устойчив, а овалоид неустойчив в любом положении. Существуют также отличия в приемах лепки.

Замечания о конусе. Отличия конуса от цилиндра:

1) из цилиндров можно построить башенку; а из конусов – нельзя;

2) цилиндр катится вперед – назад, конус – по кругу;

3) у цилиндра и пол, и потолок имеют форму круга;

4) толщина цилиндра внизу и вверху одинаковая, конус внизу толстый, а вверху тоненький.

В старш. возр. с конусом сравниваем пирамиду и треугольную призму.

Отличие пирамиды от конуса :

1) у пирамиды ребристая боковая поверхность.

2) основание у конуса – круг, у пирамиды – многоугольник.

Отличие конуса и треугольной призмы:

1) поверхность у призмы негладкая, ребристая,

2) призма не катится,

3) у треугольной призмы 2 острые вершины, когда лежит на боку.

4) у треугольной призмы основание другой формы,

5) разное количество вершин.

Схожесть: обе фигуры используются как крыша.

Замечания о призме. Знакомство с призмой происходит в старшем возрасте на основе сравнения с кубом (аналогично как сравнивались прямоугольник с квадратом).

Отличия: все стороны куба (ребра) равны, а у призмы общего вида соседние стороны не равны (измеряются условной меркой).

К концу ст. возраста показываются отличия 4-угольной и 3-угольной призм:

- основания у 4-угольной призмы имеет форму четырехугольника, а у треугольной призмы – треугольника. Поэтому они по-разному называются.

- 4-угольная призма устойчива (можно построить башенку), если лежит на боковой грани, а 3-угольная – нет. Эта фигура используется как крыша в конструировании.

Замечания об овалоиде. Отличия овалоида и шара заключаются в отличительных приемах в лепке фигур: шар – раскатывается круговыми движениями, овалоид только вперед - назад. Показывается, что у них разная толщина (обычно на лепке).

Возможны 2 способа:

- с помощью условной мерки – палочки. Если проткнуть шар по вертикали и горизонтали, то толщина – одинаковая. Если проткнуть овалоид, то толщина – разная.

- с помощью условной мерки - ниточки - можно обмотать шар сначала по вертикали, а затем по горизонтали. Для шара длина ниточки – одинаковая. Для овалоида понадобиться ниточка разной длины.

 

Пример ознакомления с кругом.

1 этап (1-3 года). Предлагаются игры с геометрической мозаикой (содержащей круги) по составлению из фигур различных предметов (тележка, машинка и т.д.). Обращается внимание на то, что колеса должны быть круглыми, чтобы машинка могла ехать. Можно предложить просто покатать круги. Ведется работа по введению в словарь термина «круг».

2 этап (3-6 лет). Для сравнения круга и квадрата используется осязательно-двигательное обследование пальчиком их контуров (у круга дорожка гладенькая, а у квадрата есть препятствия, они острые). Просим детей проследить зрением за движением пальчика по контуру. Затем предлагаем наложить круг на квадрат, обращаем внимание на лишние кусочки у квадрата. Просим покатать круг и квадрат: круг катится, квадрат – нет. Упражнения на группировку: из квадратов и кругов строим поезд: что выбрать для колес, а что для окошечек?

Затем в 3-4 года с кругом сравнивается треугольник, аналогично как с квадратом.

В 4-5 лет с кругом сравнивается овал. Сначала круг накладывается на овал, указываются лишние кусочки. Затем демонстрируется более точный способ показа отличия этих фигур. Вводится понятие «оси» и путем измерения осей показывается, что у круга все оси равны. Затем демонстрируется, что при сгибе круга по оси границы совпадают.

В 5-6 лет круг сравнивается с шаром. Показывается, что круг прячется в ладошки, значит он - плоский, а шар – не прячется, значит он - объемный. Затем демонстрируется, что шар легко катится в разные стороны, а круг лишь в две (его нужно придерживать). Обращается внимание, что шар – пространственный аналог круга. Для того, чтобы нарисовать предметы, имеющие форму шара, надо нарисовать круг.

Этап (5-6 лет).

1. Обобщение понятия «круг». Детям предлагаются круги разного цвета и размера, необходимо назвать их одним словом.

Упражнения на группировку:

- выбрать круги из всех фигур;

- выбрать круги из фигур без углов;

- сгруппировать круги по цвету или размеру.

2. Определение формы окружающих предметов. Детей учат находить круглые предметы в определенной обстановке. Используются предметы, приближенные к плоским (колесо, блюдечко, поднос, салфетка, настенное панно, циферблат часов, зеркальце). Выясняется, что у этих предметов общее. Предлагается назвать предметы, имеющие форму круга.

Объектов (4 - 6 лет)

Подготовительный этап (4 -5 лет). Предлагается упражнение, в котором ребенку показывается, что словесное определение пространственного направления зависит от того, как сам ребенок ориентирован в пространстве. Напротив ребенка ставится предмет (например, кукла) и выясняется: где относительно тебя сидит кукла? (впереди). Дается задание: «Повернись налево», затем задается тот же вопрос. (Теперь о кукле можно сказать, что она сидит справа). И так продолжается далее, ребенок видит, что кукла не движется, но о ее расположении в пространстве каждый раз говорится по-другому, в зависимости от того, в какую сторону смотрит ребенок.

2 этап (4 -5 лет). Учат детей определять расположение предметов с помощью слов: между, навстречу, за, над, под и др. (кроме: справа, слева). Для этого используется настольный театр и задача решается в рамках занятий по развитию речи. Сначала воспитатель сам описывает расположение предметов, а затем предлагает это сделать детям.

3 этап (5 – 6 лет). Учат детей ориентироваться относительно предметов одушевленного типа, имеющих четко выраженную правую и левую сторону. Вводятся термины: справа, слева, впереди, сзади относительно других предметов. Детям задается вопрос: «Что находится справа от куклы?» В случае неправильного ответа (если ребенок ориентировался относительно себя), предлагается ребенку стать рядом с предметом так, чтобы быть одинаково ориентированным с ним в пространстве, и ответить еще раз на тот же вопрос. Затем ставят ребенка в исходное положение и просят еще раз ответить на тот же вопрос. Если ребенок все равно отвечает неправильно, то необходимо вернуться к подготовительному упражнению.

Виды вопросов и заданий:

- Что находится справа (спереди, сзади, слева) от предмета?

- Где (с какой стороны) находится данный предмет относительно куклы?

- Возьми тот предмет, который находится слева от названного ребенка.

- Скажи, где находится данный предмет и принеси его.

Игры: «Поручение», «Что где стоит?», «Что изменилось?», «Что пропало?», «Путешествие», «Магазин». Предметы для этих игр расставляются вокруг какого-либо объекта (или другого ребенка). В эти игры может играть вся группа детей одновременно.

4 этап (5-6 лет). Детей учат ориентироваться относительно предметов, не имеющих четко выраженную правую и левую сторону (предметы неодушевленного типа, например, дом).

При ориентировке в пространстве дети должны учитывать одно из условий:

- предмет, относительно которого ты ориентируешься, ориентирован (расположен) в пространстве как и сам ребенок,

- какая-либо сторона предмета обозначается условным знаком (например, правая сторона домика та, где окно). В этом случае предмет становится одушевленного типа и ребенок должен от него ориентироваться соответствующим образом.

Проводятся такие же игры и упражнения, что и на третьем этапе.

Счет группами

Детям показывается, что в качестве единицы счета может быть не только 1, а любое число, можно считать десятками. «Сколько всего цветов в трех букетах по 5 цветочков?», «Сколько купили десятков яиц?»

Приемы вычислений.

1. Прием присчитывания (или отсчитывания) по единице. (Основывается на знании состава числа из отдельных единиц). Используя этот прием необходимо второе слагаемое (или вычитаемое) разбить на единицы и последовательно прибавить его к первому слагаемому (или отнять).

5+3=5+(1+1+1)= 6+1+1=7+1=8,

5-3=5-(1+1+1)=4-1-1=3-1=2.

2. Прием основывается на знании состава числа из двух меньших чисел. Состав числа в пределах 10 дети учат наизусть. Например, 4+3=7, т.к. 7 – это 3 и 4.

3. Свойство переместительности (коммутативности): а+b=b+а.

Запись цифр и знаков

До школы учителя не рекомендуют обучать написанию цифр, т.к. могут меняться прописи. В дошкольных учреждениях и в начале 1-го класса рекомендуется записывать примеры с помощью готовых карточек с печатными цифрами и знаками. На первом этапе детей учат писать отдельные элементы цифр и знаков. Затем учат рисовать цифры по пунктирной линии, при этом на рисунке показывается начало движения руки, направление движения, смена направления, конец движения.

Затем детям предлагается прописать цифры по пунктирным линиям, потом просто – в клеточках. Этот алгоритм применяется и к обучению записи других знаков (+, -, <, >, =).

Знакомство со 2-м десятком

В качестве наглядности используются счетные палочки по одной и десяток в связке. Сначала детям рассказываем об образовании слов-числительных 2-го десятка (10 сокращенно как «дцать»):

11 – один-надцать – один на 10, 12 – это 2 на 10.

После этого поясняется значение каждого знака в записи числа. Например, в числе 12 первая цифра обозначает 1 десяток, а вторая – 2 единицы. Затем детей учат решать примеры.

1-й тип: в качестве слагаемого используется целый десяток, например, 10+3 или 13-10.

2-ой тип: действия происходят в пределах 2-го десятка, нет перехода через границу десятка, например, 15+2 или 17-3.

15+2= (10+5)+2 = 10+(5+2)=10 + 7 = 17.

3-й тип: осуществляется переход через границу 1-го десятка, например 6+7 или 13-8. Для решения этих примеров 2-е слагаемое или вычитаемое надо разбить на 2 удобных числа: одно – чтобы дойти до границы первого десятка, а второе – остаток от числа.

13-8=13-(3+5)= (13-3)-5= 10-5=5.

 

 

Тема 1.2. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников

План лекции:

1. Цели и задачи математического развития детей дошкольного возраста

2. Методика формирования количественных представлений детей в разных возрастных группах детского сада

3. Методика обучения счетной деятельности детей в разных возрастных группах детского сада

4. Методика обучения измерительной деятельности детей в разных возрастных группах детского сада

5. Методика ознакомления с геометрическими формами детей в разных возрастных группах детского сада

6. Методика обучения ориентировке во времени и пространстве детей в разных возрастных группах детского сада

7.  Методика обучения вычислительной деятельности и решению арифметических задач детей в разных возрастных группах детского сада

8. Предматематическая деятельность детей дошкольного возраста

Цели:

- формирование знаний о теоретических и методических основах воспитания и обучения детей на занятиях по формированию элементарных математических представлений;

- ОК1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

- ОК9 Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

Время: 12 часов

 

Литература:

1. Будько, Т.С. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников [Текст]: конспект лекций / Под. ред. Будько Т.С. ; Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина. - Брест: Издательство БрГУ, 2006. - 46 с.

2. Михайлова, З.А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста [Текст]: учебник для студентов высших учебных заведений / З.А. Михайлова, E.Д. Носова, А.А. Столяр. – СПб.: ДЕТСВО-ПРЕСС, 2011. – 208 с.

3. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников в тезисах, таблицах, схемах [Текст]: учебное пособие / Авт.-сост. Еник О.А. – Тольятти, Форум, 2014. – 127 с.

4. Фрейлах, Н.И. Методика математического развития [Текст]: учебник для студентов высших учебных заведений / Н.И. Фрейлах. - М.: ИД ФОРУМ: ИНФРА-М, 2012. - 208 с.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 1256.