V . Развитие познавательных интересов:
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Вопросы для обсуждения: Каково значение наличия у ребенка познавательного интере­са к математике для его математического развития? Каковы пути возбуждения познавательного интереса к ма­тематике у дошкольников? Как можно возбудить познавательный интерес к занятиям по ФЭМП в ДОУ?

Значение познавательного интереса:

- активизирует восприятие и мыслительную деятельность;

- расширяет кругозор;

- способствует умственному развитию;

- повышает качество и глубину знаний;

- способствует успешному применению знаний на практике;

- побуждает самостоятельно приобретать новые знания;

- меняет характер деятельности и связанные с ней пережива­ния (деятельность становится активной, самостоятельной, разносторонней, творческой, радостной, результативной);

- оказывает положительное влияние на формирование лич­ности;

- оказывает положительное действие на здоровье ребенка (возбуждает энергию, повышает жизненный тонус, делает жизнь более счастливой);

Пути возбуждения интереса к математике:

- связь новых знаний с детским опытом;

- открытие новых сторон в прежнем опыте детей;

- игровая деятельность;

- словесное возбуждение;

- стимуляция.

Психологические предпосылки интереса к математике:

- создание положительного эмоционального отношения к педагогу;

- создание положительного отношения к занятиям.

Пути возбуждения познавательного интереса к занятию (ОД) по ФЭМП:

а) объяснение смысла выполняемой работы («Кукле негде спать. Давайте построим для нее кровать! Каких размеров она должна быть? Давайте померяем!»);

б) работа с любимыми привлекательными объектами (игруш­ками, сказками, картинками и др.);

в) связь с близкой детям ситуацией («У Миши день рожде­ния. Когда у вас день рожденья, кто к вам приходит? К Мише тоже пришли гости. Сколько чашек надо поста­вить на стол для праздника?»);

г) интересная для детей деятельность (игра, рисование, кон­струирование, аппликация и др.);

д) посильные задания и помощь в преодолении трудностей (ребенок должен в конце каждого занятия испытать удовле­ творение от преодоления трудностей), положительное отношение к деятельности детей (заинтере­сованность, внимание к каждому ответу ребенка, доброже­лательность);

е) побуждение инициативы и др.

 

Методика формирования количественных представлений детей в разных возрастных группах детского сада

Понятие о множестве

Всякое свойство можно рассматривать как принадлежность некоторым предметам. Например, свойством быть красным обладают некоторые цветы, ягоды, автомашины и другие предметы. Свойством быть круглым обладают луна, мяч, колеса велосипедов и автомашин, детали различных машин и станков и др. Таким образом, с каждым свойством связывается множество (предметов), обладающих этим свойством. Говорят также, что множество характеризуется данным свойством — или множество задано указанием характеристического свойства.

Под характеристическим свойством множества понимают такое свойство, которым обладают все предметы, принадлежащие этому множеству (элементы этого множества), и не обладает ни один предмет, не принадлежащий ему (не являющийся его элементом). Иногда свойство отождествляется с множеством предметов, характеризуемым этим свойством. Говоря круглое, мы одновременно мыслим о множестве всех круглых предметов.

Например, множество детей, живущих на какой-либо улице, мы выделили из множества всех детей определенной (конкретной, известной нам) группы как ее часть (подмножество), характеризуемую указанным свойством. В данном случае множество всех детей этой группы играет роль универсального множества (множества всех детей). Если в качестве универсального множества принять множество всех детей данного детского сада (а не только одной группы), то множество детей, живущих на указанной улице, может оказаться иным.

Этапы и содержание формирования количественных представлений ( АМ . Леушина)

Этапы Содержание
1.Дочисловая деятельность Для правильного восприятия числа и успешного формирования счетной деятельности необходимо прежде всего научить детей работать с множествами: - видеть и называть существенные признаки предметов; - видеть множество целиком; - выделять элементы множества; - называть множество («обобщающее слово») и перечислять его элементы (задавать множество двумя способами: указывая характеристическое свойство множества и перечисляя все элементы множества); - составлять множество из отдельных элементов и из подмножеств; - делить множество на классы; - упорядочивать элементы множества; - сравнивать множества по количеству путем соотнесения «один к одному» (устанавливая взаимно однозначные соответствия); - создавать равночисленные множества; - объединять и разъединять множества (понятие «целого и части»).
2.Счетная деятельность с 5 лет Владение счетом включает в себя: - знание слов-числительных и называние их по порядку; - умение соотносить числительные с элементами множества «один к одному» (устанавливать взаимно однозначное соответствие между элементами множества и отрезком натурального ряда); - выделение итогового числа. Владение понятием числа включает в себя: - понимание независимости результата количественного счета от его направления, расположения элементов множества и их качественных признаков (размера, формы, цвета и др.); - понимание количественного и порядкового значения числа. Представление о натуральном ряде чисел и его свойствах включает в себя: - знание последовательности чисел (счет в прямом и обратном порядке, называние предыдущего и последующего числа); - знание образования соседних чисел друг из друга (путем прибавления и вычитания единицы); - знание связей между соседними числами (больше, меньше).
3.Вычислительная деятельность Вычислительная деятельность включает в себя: - знание связей между соседними числами («больше (меньше) на 1»); - знание образования соседних чисел (п ± 1); - знание состава чисел из единиц; - знание состава чисел из двух меньших чисел (таблица сложения и соответствующие случаи вычитания); - знание цифр и знаков +, —, =, <, >; - умение составлять и решать арифметические задачи. Для подготовки к усвоению десятичной системы счисления необходимо: - владение устной и письменной нумерацией (называние и запись); - владение арифметическими действиями сложения и вычитания (называние, вычисление и запись); - владение счетом группами (парами, тройками, пятками, десятками). Примечание. Данными знаниями и умениями (счетом) дошкольнику необходимо качественно овладеть в пределах первого десятка. Только при полном усвоении этого материала можно начинать работать со вторым десятком (лучше это делать в школе).

Восприятие детьми количества зависит от способа расположения предметов:

• •••• Предметы расположены в ряд. Легче воспринимаются отдельные элементы. (Обучение счету идет продуктивнее.) Не видят границу множества (вводим, например, «обобщающий жест»)
• • • • • Предметы расположены в виде фигуры. Множество воспринимается как целостное единство, но затрудняется выделение отдельных элементов

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 277.