Тема 7. Наука Нового времени
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Общая характеристика

 

Авиценна в конце X в. к шестнадцати годам знал всё, что знала наука его времени. Роджер Бэкон ещё брался примерно за год написать сочинение, дающее обзор всего научного знания XIII в. Наука XVII-XVIII вв. уже необозрима. Мы можем лишь назвать наиболее выдающиеся имена и парадигмальные достижения, и выразить дух науки этого времени, который называют классической научной рациональностью.

С этой эпохой многие позитивистски ориентированные учёные связывают само возникновение науки. С этим согласиться невозможно, но не исключено, что именно эта эпоха занимает ключевое положение во всей истории науки.

Для учёных этого времени характерна оптимистическая вера в разум, науку и общественный прогресс, причина которого – совершенствование разума, рост научного знания. Антропоцентризм сохранил своё значение, но был дополнен нооцентризмом и сциентизмом, поскольку сущность человека усматривалась в его разумности, а высшим проявлением разума признавалась наука. Учёные-просветители стремились всё устроить на принципах разума, и, считая мир разумно устроенным, стремились сделать разумными и государство, и даже религиозную веру. Это привело и к идее рационального ведения хозяйства, в том числе в масштабе государства (родилась политическая экономия), и к научному исследованию Библии (родились философия религии). В применении к праву и политике классическая рациональность привела к идеям либерализма, теориям прав человека и правового государства.

В отличие от эпохи Возрождения, с характерной для неё эклектичностью, всеядностью, беспринципностью, синтетичностью, наука Нового времени начинает с крайне критического отношения к традиции, с полного недоверия ко всему предшествующему знанию, с постановки вопроса о необходимости разработки совершенно нового метода научного познания, при помощи которого необходимо заново, с нуля, с самого начала построить всю систему науки – теперь уже на новом, несокрушимом фундаменте. Её отличает ярко выраженная методологическая направленность и установка на достижение достоверной истины.

В качестве абсолютно прочного, надёжного фундамента науки признавался либо опыт, дающий неопровержимые факты, подлежащие обобщению путём индукции, либо разум, единый во всех людях, способный находить в самом себе самоочевидные истины и делать из них логические, дедуктивные выводы. Поэтому философия Нового времени (в неразрывной связи с частными науками) развивалась в двух основных направлениях – в форме эмпиризма и рационализма.

Классический эмпиризм был реализован как в экспериментально-математическом исследовании природы в трудах классиков науки - физиков, химиков, биологов XVII-XVIII вв., так и в работах философов, давших наиболее глубокое и общее обоснование самого принципа эмпиризма, и разработавших для этого новую теорию познания. Эмпиризм склонен признать ограниченность, слабость, недостоверность знания, тяготеет к конкретно-научным исследованиям.

Классическим рационализм также был представлен в творчестве учёных и философов, исходивших из возможности познания действительности из чистого мышления, принципов, независимых от опыта и удостоверяемых интеллектуальной интуицией. Рационализм нашёл применение преимущественно в математике и метафизике, и в меньшей степени – в физике, в естествознании. Его представители тяготели к построению всеобъемлющих систем, к аподиктической достоверности и абсолютной науке.

Наиболее известное, выдающееся, влиятельное в науке и в философии науки достижение Нового времени – это динамика и теория всемирного тяготения Ньютона, изложенная в трактате «Математические начала натуральной философии» (1687). Она дала ярчайший образец всесторонне эмпирически обоснованных и в то же время точно, математически сформулированных универсальных законов природы. Создание новой физики потребовало создания математики переменных величин, дифференциального и интегрального исчисления.

О составе, дисциплинарной структуре науки Нового времени  можно судить по работам крупнейшего систематика-энциклопедиста XVIII в. Христиана Вольфа. Его классификация наук показывает силу преемственности в развитии науки: при всём стремлении новой науки к тому, чтобы начать всё сначала, она обнаруживает существенную зависимость от античной и средневековой традиции.

Вольф разделил философию (которая в то время включала в себя всё научное знание), вслед за Аристотелем, логику, теоретическую философию и практическую философию. Логика – формальная наука, о необходимых правилах мышления при познании любых объектов. Теоретическая философия имеет целью истину, практическая - благо. Каждая их них имеет рациональную (чистую), и эмпирическую (прикладную) часть. Рациональная часть строится, исходя из одних лишь понятий, а эмпирическая часть опирается и на опыт.

То, что эмпирическая часть является прикладной, означает, что первенство в науке принадлежит «чистой» части: эмпирическое знание в науке добывается на основе априорных предпосылок. Без них опыт не может дать научного эмпирического знания. Доказательство ведущей роли априорного знания – математика и её роль в физике. Физика невозможна без математики, а математика создаётся без всякой опоры на опыт. Однако математика – не единственный и даже не главный априорный элемент физики.

Физика по своей сущности – это прикладная теоретическая философия (физика у Вольфа, как и у Аристотеля, включает в себя не только общее учение о движении, механику, но и множество частных естественных наук – от астрономии до садоводства). Иначе говоря, физика – прикладная метафизика, которую Вольф определяет как чистую теоретическую философию.

Метафизика – главная наука во всей системе человеческих знаний, она содержит в себе основные истины и даёт первооснову для всех других наук, потому что в основе всех наук лежат одни и те же всеобщие понятия и всеобщие принципы. В составе метафизики находятся: онтология (общая метафизика, учение о всех вещах вообще), рациональная космология (учение о мире в целом), рациональная психология (наука о душе как бессмертной субстанции), рациональная теология (наука о Боге).

Общую систематику человеческих знаний, в том числе научных дисциплин конца XVIII – начала XIX вв. можно найти в учениях Канта и Гегеля. Они стремились к построению философии как абсолютной науки, которая вместила бы в себя и все принципы частных наук, и тем самым содействовала систематическому единству всего научного знания.

Другой подход к обзору содержания и класиификации наук мы находим у французских просветителей XVIII в., склонявшихся к философскому материализму. Об их взглядах на содержание и дисциплинарное строение научного знания можно судить по изданной ими фундаментальной работе «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремёсел» (1751 - 1780 гг., 35 томов). Дени Дидро предложил в ней «Наглядную систему человеческих знаний», а выдающийся математик и физик Д’Аламбер написал «Очерк происхождения и развития наук». В основе классификации французских просветителей лежала схема Ф.Бэкона. Вслед за ним особое внимание они уделили (и отвели очень много места) классификации технического, прикладного знания («искусств и ремёсел»), которое в Новое время прочно вошло в систему наук.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 205.