Тема 6. Наука эпохи Возрождения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Общая характеристика

 

В XV-XVI вв. происходит общенаучная революция, как составная часть социальной революции, охватившей все сферы общественной жизни. Сущность этой революции - переход от феодального общества к буржуазному. Судьбу науки в это время решал процесс секуляризации, освобождения науки от власти религиозной догмы и церковного авторитета. Религиозные ценности не отвергались, но существенно переосмысливались в новом, гуманистическом духе.

Одна из важных причин революции – технический прогресс средневекового общества. Например, прогресс в кораблестроении за триста лет (XIII-XV вв.) был больше, чем за предшествующие четыре тысячи лет. Хороший корабль, компас и огнестрельное оружие (изобретение пороха) позволили европейцам совершить кругосветные путешествия, результатом которых были великие географические открытия, доставившие массу новых эмпирических знаний, сокрушивших древние, книжные авторитеты. Прогресс техники ставил перед учёными механические, оптические, астрономические задачи и, одновременно, предоставил в их распоряжение новые инструменты для их решения. Печатный станок сокрушил духовный авторитет монастырей, хранивших древние рукописи, уничтожив интеллектуальную монополию духовенства на знание и истину. Появилась светская интеллигенция - учёные люди, не имевшие отношения к церкви и университету. Изменение социальной основы и функции науки привело к тому, что наряду с университетами возникли новые формы организации научного исследования - вольные академии. Университеты были преимущественно хранителями научной традиции и образовательными центрами. В Академиях же создавали новое знание, обращаясь за ним непосредственно к самой природе, к опыту.

Эти технические и социальные изменения привели к появлению науки нового типаактивной и открытой. Активной, т. е. нацеленной не на соцерцание неизменной сущности вещей, а на их техническое изменение, в ней техника и теория идут навстречу друг другу и соединяются в новом типе знания, научно-техническом. Открытой, т. е. нацеленной на новизну, непрерывный прирост знания, его совершенствование.

Уже в поздней схоластике вера и научное исследование обособляются друг от друга в теории «двух истин». Признавая относительную независимость науки от веры, схоласты, однако, признают безусловное превосходство истин откровения. В эпоху Возрождения это отношение в передовых умах переворачивается: философия и наука получают первенство в деле познания истины. Самостоятельные исследования становятся более интересными, чем книжное и догматическое знание. Открытие истины снова становится личным делом и личной заслугой. Вместе с тем, учёные Возрождения не спешили порывать с религиозной традицией и древней мудростью – они стремились скорее дополнить её своими собственными изысканиями и стремились к синтезу старого и нового.

Начало новой эпохе в науке положили кружки гуманистов, которые освободили античное наследие от догматической христианской (в особенности – схоластической) оболочки. Важно отметить, что гуманисты видели в церкви вырождение и искажение христианской веры. Они хотели возродить не только подлинную античность, но и подлинное христианство. Это стремление привело к паганизации христианства, переосмыслению его в духе античной культуры, что имело важное значение для новой христианской легитимации научного интереса к действительности.

Первая научная заслуга Возрождения состояла в полном восстановлении античного научного наследия, в результате чего средневековая верность одной традиции уступает место открытости всему богатству духовной культуры. Значение этого поворота для развития науки невозможно переоценить. Ссылка на авторитетный текст заменяется изучением культурного наследия и эмпирически данной действительности. Научный интерес постепенно выходит за пределы рукописей, быстро развивается самостоятельное эмпирическое исследование. Наука утрачивает авторитарно-книжный характер, а верность традиции уступает место стремлению к новому. Принципиально новое явление эпохи – ценность новизны, дух исканий. Недоверие к схоластической мудрости, доверие к собственному опыту, наблюдениям путешественников, практике простых ремесленников – общая черта эпохи. Отчасти это объясняется влиянием античной культуры, но решающее значение имели социальные изменения, то, что называют духом времени. Снова появляется свободное, самостоятельное, творческое научно-философское исследование, не связанное догмой, безусловным авторитетом, а затем делаются попытки превзойти античность и создать принципиально новое объяснение мира. К концу эпохи её видные представители уже не завидуют античности, чувствуя своё превосходство над ней.

Радикальное изменение характера науки имело своей наиболее общей основой изменение мировоззрения: принципиально новый взгляд на сущность человека, который обозначается терминами гуманизм и антропоцентризм, и новый образ мира – место конечного античного Космоса занимает бесконечная Вселенная.

Гуманистический антропоцентризм Возрождения отодвигает Бога и другие предметы теологии на периферию научно-философского интереса. Способность самостоятельного существования и творческая сила, вложенные античными философами в природу (Космос), были отняты у неё средневековыми философами и вложены в Бога. Возрождение отдаёт и то, и другое - человеку. Человеку отдаётся и та власть над миром, которой раньше обладал один лишь Бог. Человек, учит христианство, - образ и подобие Бога. Для нового, светского гуманизма и антропоцентризма это означает, что человек, как и Бог, прежде всего - творец и создатель. Идея «царства Божия» постепенно уступает место идее царства человека. В культуре Возрождения вызревает совершенно новая идея, целиком отсутствующая в античности и средневековье, но составляющая первооснову новой науки - идея могущества человека как творца нового мира. Рождается новая, «фаустовская» культура: в начале было дело, а не слово, и цель жизни – не созерцание, а деятельность, творчество. Пико делла Мирандола видел в науке натуральную магию – источник могущества человека, основанного на познании естественных сил и законов природы. Наука может всё, с её помощью человек может стать почти что Богом, которому отводится роль создателя материала для творчества человека.

Такое мировоззрение даёт важнейшую предпосылку нового понимания науки как средства достижения власти над вещами, нового понимания мира как объекта деятельности, материала для приложения силы, нового понимания субъекта, учёного, как свободного творца и носителя знания о мире. Все эти новации привели к возникновению и философской легитимации идеи эксперимента как основы научного познания.

В становлении нового образа мира, как бесконечной Вселенной, важную роль сыграл пантеизм эпохи Возрождения. В трудах Hиколая Кузанского старый мистический пантеизм («растворение» мира в Боге) превращается в натуралистический пантеизм («растворение» Бога в природе), который стимулирует и узаконивает научное естествознание: познание природы – это и есть познание Бога. Если Бог и природа – одно, а Бог актуально бесконечен, то и мир бесконечен, и нет у него ни центра, ни окружности. Не менее важно, что из бесконечности мира следует и бесконечность познания. Знание и истина – как многоугольник и круг: как ни велико число сторон вписанного в окружность многоугольника (знание), он, хотя и приближается к ней (действительности), никогда не совпадёт с ней полностью. Это совершенно новое, не аристотелевское и не христианское понимание знания и его отношения к действительности. Заметим, что в становлении идеи бесконечного мира, которая в скором времени сыграет важнейшую роль в становлении классической физики, определяющее значение имели спекулятивно-теологические, философские соображения.

Возрождение и утверждение в европейской духовной жизни принципиально важного для науки скептицизма связано с творчеством Мишеля Монтеня, который любил подчеркнуть опытный характер, недостоверность и относительность знаний. То, что не дано в чувствах, в опыте, – то и вне познания. Поэтому невозможна метафизика (и теология), если её понимать как познание сверхчувственного мира. Всемогущая природа порождает и нас, людей, смешно пыжиться и приписывать себе «богоподобие» и бессмертную душу. Весь интерес науки – в природе, суть философии - в этике, искусстве жизни. Счастье и удовольствие – вот главный двигатель человеческих поступков. Им должна служить и наука.

Революционные изменения происходили и в научном понимании общества. Его теологическое понимание уступает место юридическому мировоззрению. Никколо Маккиавелли, опираясь на античную атомистику пришёл к натуралистическому пониманию человеческих отношений, государства и права. Государство - человеческое изобретение, а не божественное установление, и его теория должна основываться на понимании человеческой природы – эгоистической и корыстной. Природа человека требует сильной и хитрой централизованной власти, устраивающей госдарство так, чтобы эгоизм и жажда наживы делали людей полезными друг другу и служили интересам целого. Сила и интерес – вот подлинная основа государства и права. Заметим, что в это же время в тесной связи с возрождением учения Платона об идеальном государстве и начавшимся процессом первоначального накопления капитала возник и утопический коммунизм Томаса Мора, Томмазо Кампанеллы и др.

Чрезвычайно важный и интересный пример внешнего, социального влияния на науку даёт история религиозной революции Возрождения - Реформации XVI в. С позиций двух главных принципов протестантизма - оправдания одной только верой и всеобщего священства, - духовенство, как посредник между Богом и человеком, строго говоря, вообще не нужно. Христианин имеет право и обязанность читать Библию и толковать её по собственному разумению. В вере все равны, и каждый один на один предстоит перед Богом. В развитии науки существенную роль сыграла протестантская этика, основанная на принципе духовной неподопечности человека, религиозной автономии личности. Важно понимать, что религиозная вера включает в себя решение основных вопросов мировоззрения, поэтому самостоятельность в вопросах веры означает духовную самостоятельность вообще, в том числе – в познании мира. Признание этой самостоятельности – важнейшая предпосылка науки. Кроме того, протестантизм, по существу, делает религию частным делом, сводит её к состоянию души, а также к особого рода этике, перенося религиозное служение (богослужение) в повседневные, «мирские» дела. Подлинное служение Богу – это нравственная чистота и успех в своей профессии, в том числе – в научных исследованиях. Этот успех – признак призванности к науке Богом и избранности к спасению. Благодаря протестантизму появляется идея науки как призвания. Иначе говоря, ощущаемая человеком научная жажда познания – это голос Бога в человеке.

Завершается духовное развитие эпохи Возрождения в итальянской натурфилософии XVI в. Мы уже заметили, что Возрождение стремилось и к возвращению в мир античности, и к созданию нового знания, и к их синтезу. Отсюда - своеобразная научная эклектика Возрождения. В многочисленных объёмистых трудах энциклопедического характера нет единого для всех учёных строгого метода, каждый стремится черпать из всех возможных источников знания и сочиняет собственную систему мира. Факты опыта, результаты собственных наблюдений и экспериментов переплетались с доверием к прежним авторитетам, древним рукописям, тайным «эзотерическим» учениям, астрологии, магии, алхимии, каббалистике, «герметическим» сочинениям и т. д., а нередко – и с бурной жизнью, полной приключений и авантюр (также – важный источник познания мира). Общая идея – найти, разгадать тайные силы природы, вездесущие и всем управляющие, и получить благодаря этому знанию власть над миром, недоступную невеждам. Пример подобного рода дают жизнь и сочинения Парацельса - «чернокнижника», одного из реальных воплощений фаустовского типа. К числу новых «натуральных философов» принадлежали и Андрей Везалий, один из основоположников научной анатомии, и Бернардино Телезио, создатель телезианской академии, и Джордано Бруно, сожжённый на костре инквизиции в 1600 г. – крупнейший представитель натуралистического пантеизма, с большой силой утверждавший идею вечной, бесконечной, однородной Вселенной.

Наиболее важное конкретно-научное событие Возрождения - коперниканская революция в астрономии: геоцентрическая система Клавдия Птолемея уступила место гелиоцентрической системе Николая Коперника. Его учение ставило под сомнение саму Библию, в которой прямо говорится о движении Солнца. Поэтому оно рассматривалось учёными богословами лишь как искусственный математический приём для астрономических расчётов. Таким образом, эпохе Возрождения и теологам мы обязаны возникновением нового взгляда на науку – как условного приёма для описания и расчёта наблюдаемых явлений. Таков был естественный выход из возникшего противоречия между верой и наукой. Таково условие научной свободы с точки зрения веры, религии и церкви: пусть ваша теория не претендует на истинность, - и делайте всё, что угодно. Как в действительности устроен мир – это не проблема науки, а предмет Откровения, дело веры. Реалистическая интерпретация научной теории делает её ересью. Эта интерпретация привела к внесению книги Коперника инквизицией в «Индекс запрещённых книг».

С научной точки зрения, Коперник лишь упростил схему для расчётов движения небесных тел, предложил новую модель Космоса и заменил один абсолют другим, сохранив существенные элементы теории Птолемея (конечность, сферичность Космоса, круговые орбиты), однако он сдвинул Землю, которая стала всего лишь одной из планет, и тем самым устранил принципиальное отличие земного от небесного, после чего было естественно сдвинуть Солнце, распахнуть Вселенную на бесконечность и задуматься об универсальных законах движения всех тел.

Последователь Коперника, Иоганн Кеплер, опираясь не только на многочисленные новые данные астрономических наблюдений, но и на глубочайшее философское, христианско-пифагорейское убеждения в гармонически-математическом устройстве Вселенной, созданном всеведущим Богом-математиком, открыл эллиптичность орбит планет и три закона обращения их вокруг Солнца. Природа создана Богом в соответствии с математическими структурами, обязанность ученого – понять их, в этом и состоит истинное служение Богу.

Великие открытия Галилео Галилея, положившие начало классической физике, - закономерный результат эпохи Возрождения, развития итальянской натурфилософии XVI в. и новой астрономии. Галилей был энциклопедически образованным и всесторонне талантливым человеком, соединившим в своём творчестве литературу, философию, математику, эксперимент, механику, решение технических, инженерных задач. Галилей заложил концептуальные основы неаристотелевской динамики и механической картины мира, дал классические образцы нового, экспериментально-математического метода познания природы (например, в изучении закона падения). Мир однороден и единообразен, везде одна и та же материя, одни и те же законы, одни и те же корпускулы - маленькие тельца, из которых составлены все тела. Нет более прочной опоры в поисках истины, чем союз философских идей, фактов опыта и математического расчёта. Познание причин, общих законов происходящего - высшая ступень познания. Истина достижима. Она не дана, но её можно и нужно найти. Радость познания и открытия нового продолжает существовать.

Идеи Галилея и Бэкона соединяют две эпохи – Возрождение и классическую науку Нового времени.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 246.