Тема 8. Наука и философия науки XIX-XX вв
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Общая характеристика

 

Для этого времени характерен отказ от идеи рациональной метафизики и философии как абсолютной науки. Появилась даже теория смерти философии, как устаревшего способа мышления. Частные науки быстро дифференцируются, выходят из состава философии, становятся самостоятельными и даже противопоставляются философии, что было немыслимо в предшествующие эпохи. XIX-XX вв. – время быстрого, экспоненциального роста объёма научного знания, числа разнообразных конкретных наук. Начинается массовое производство специальных научных знаний для нужд техники, промышленности, различных сфер общественной жизни. Создаются технические науки, появляется ряд конкретных гуманитарных наук, формируется новый тип учёного – профессионала, эксперта, узкого специалиста.

Становление технических наук связывают с переходом от ремесленно-мануфактурного поизводства - к промышленному, с промышленной революцией. Усложнение техники и технологии требует математических расчётов, построения теоретических моделей. Если ткацкий станок ещё мог быть изобретён без помощи учёных, то создание, использование и совершенствование телефона, радио, самолёта и т. д. уже невозможно без постоянной опоры на научные исследования.

В связи с бурным развитием гуманитарных наук был поставлен вопрос об их специфике, принципиальном отличии от естественных наук, появилась идея герменевтики как особой методологии наук об обществе, о духе и культуре.

Даже простое перечисление названий наук, возникших в XIX-XX вв., невозможно в рамках небольшого учебного пособия. Тем более невозможен обзор их содержания, основных открытий и идей. Необходимо, однако, назвать некоторые события и теории, оказавшие наиболее существенное влияние на философское понимание науки:

- сам факт быстрого роста объёма научного знания, его дифференциация и специализация, превращение научных исследований в массовую профессию, а учёного – в рядового наёмного работника;

- сращивание научных исследований с производством, появление профессии инженера, соединяющего научное исследование, техническое творчество и производство; постоянно прогрессирующее подчинение научных исследований интересам экономики, бизнеса, политики и соответствующее увеличение доли прикладных исследований;

- создание ряда принципиально новых технических устройств и систем, вошедших в повседневную жизнь масс людей, изменивших характер частной и общественной жизни, таких, как паровая машина, пароход, паровоз, железная дорога, двигатель внутреннего сгорания, автомобиль, электродвигатель, лампа накаливания, телеграф, телефон, фотография, радио, телевидение, кинематограф, самолёт, ракета, компьютер, атомный реактор, ядерное и термоядерное оружие и т. п.

- неевклидовы геометрии;

- теория эволюции, генетика;

- теория множеств, математическая логика;

- специальная и общая теория относительности;

- квантовая механика;

- кибернетика;

- неравновесная термодинамика, синергетика;

- информатика

и др.

В отечественной литературе существенные изменения характера науки и её философского понимания в XIX-XX вв. обобщаются в понятиях неклассической и постнеклассической научной рациональности.

Неклассическая научная рациональность, по мнению акад. В. С. Стёпина, возникла в связи с революцией в естествознании в конце XIX – начале XX вв. Её характерные черты:

1) субъект не может познавать объект «со стороны» или «извне», поскольку сам находится «внутри» познаваемого им объекта и изменяет его в актах познавательной деятельности;

2) следовательно, познавательные операции субъекта должны быть включены в описание объекта: наука не говорит о том, каков объект сам по себе; она описывает его таким, каков он для нас в контексте нашей познавательной активности; средства наблюдения и операции субъекта принципиально не могут быть элиминированы из знания об объекте ;

3) теория не может быть индуктивно выведена из фактов; она в значительной мере - продукт свободного вымысла;

4) одни и те же факты опыта могут быть объяснены разными теориями, эта множественность неустранима, не следует стремиться к одной, «истинной» теории (теоретический плюрализм);

По мнению М. К. Мамардашвили, идея неклассической рациональности возникает в результате введения сознания в научную картину мира. Как можно ввести сознание в физическую картину мира? Классическая наука даёт точное и объективное представление о мире, однако объективность «покупается» за счёт полного игнорирования субъективности, т. е. существования сознания, которое, однако, и создаёт эту объективную картину мира. Для того, чтобы узнать, как устроена природа, мы должны проводить наблюдения. Спрашивается, сам акт наблюдения принадлежит той природе, которую мы наблюдаем? Должна ли физика описывать природу так, чтобы в этой природе был возможен акт её наблюдения как физический процесс? Эксперимент, установление факта, да и весь процесс познания – это природные события. Научное описание природы должно оставить место раздвоению природы на объект и субъект, дать место в этом описании факту являемости природы в сознании человека, как важному событию в мире самой природы. Неклассическая наука должна совместить рассмотрение физических процессов с рассмотрением сознательных процессов, в которых эти физические процессы и находят своё выражение, чтобы физические законы допускали рождение живых существ, появление сознания и истории человечества. Классическая наука «выбрасывает» человека, его личность, субъективность, свободу из природы. Всё, что мы знаем о мире благодаря опыту, мы знаем благодаря сознанию и вся эта объективная картина физической рельности находится в сознании, но само сознание ускользает от наблюдения, сделанного по классическим правилам.

Изменение самого типа, способа научной рациональности, стиля научного мышления требует обратиться к истоку самой научности и переосмыслить понятия «опыта», «знания», «субъекта», «объекта», «тела», «пространства», «внешнего», «внутреннего», «явления», «сущности», «материального» и т. д.

Равным образом, и новая научная революция второй половины XX в., переход к постнеклассической рациональности связан с изменением идеалов и норм научного мышления. Средоточие этих изменений – компьютерная, информационная революция.

Предельно кратко суть постнеклассической научной рациональности можно сформулировать следующим образом: если классика хотела понять, каков объект сам по себе, а неклассика поняла, что не может элиминировать из описания объекта познавательные средства и операции субъекта, то постнеклассика:

1) уже не может элиминировать из описания объекта цели и ценности познающего субъекта; социальные ценности выражается в явной форме в самом содержании научного знания; усиливается гуманистическая направленность научных исследований, значение этического фактора в самой познавательной деятельности;

2) отдаёт приоритет междисциплинарным, проблемно-ориентированным, комплексным исследованиям;

3) характеризуется практической направленностью: цели научных исследований всё больше подчиняются экономическим и социально-политическим нуждам; теоретические исследования становятся лишь частью прикладных, границы между ними стираются;

4) занимается исследованием сложных, саморазвивающихся, самоорганизующихся систем, в которых имеют место синергетические эффекты и которые описываются с помощью понятий управления, информации, оптимальности и эффективности;

5) описывает системы через совокупность их возможностей, сценариев, учитывает многовариантность путей развития и возможность катастроф; использует связанные с принципами случайности и вероятности методы компьютерного моделирования, вычислительного эксперимента, исторической реконструкции;

6) вводит в естествознание историко-эволюционные методы, описание уникальных, необратимо развивающихся объектов;

7) использует понятие цели, которое было исключено из классической науки (телеономические системы); сложные системы с управлением характеризуются внутренней активностью и избирательностью (целенаправленностью) своего «поведения»;

8) делает предметом исследования человекоразмерные системы: экологические, человеко-машинные (искусственный интеллект), биотехнологии, в которых поиск истины прямо затрагивает интересы человека и требует включения аксиологических факторов.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 223.