Понятие международного права, его сущность и основные черты
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Ответы МП

Понятие международного права, его сущность и основные черты.

Международное право –это система международных договорных и обычных норм, создаваемых государствами и другими субъектами международного права, направленных на поддержание мира и укрепления международной безопасности, установление и развитие всестороннего международного сотрудничества, которые обеспечиваются добросовестным выполнением субъектами международного права своих международных обязательств, а при необходимости и принуждением, осуществляемым государствами в индивидуальном или коллективном порядке в соответствии с действующими нормами международного права.

Основные особенности:

1) Особый предмет правового регулирования.

2) Особые субъекты международного права.

3) Особые объекты международного права.

4) Особый порядок нормообразования.

5) Особый порядок принуждения к соблюдению норм международного права.

6) Особые источники международного права.

Характеристика норм и источников международного права.

Нормы международного права делятся на диспозитивные и императивные. Диспозитивными нормами называются такие нормы, от которых государства могут отступать по взаимным согласию. Императивные нормы (jus cogens) - это нормы, от которых государства не могут отступать, даже по взаимному соглашению, и договор между государствами, противоречащий таким нормам, является юридически ничтожным.

Источниками норм международного права - международные договоры и международные обычаи. Поскольку в межгосударственной системе нет законодательного органа, нормы международного права создаются самими субъектами международного права, прежде всего, государствами, путем согласования воль государств или других субъектов международного права.

Предмет и метод международно-правового регулирования.

Международное право регулирует общественные отношения, выходящие за пределы как внутренней компетенции, так и территориальных границ государства. При этом предметом международно-правового регулирования являются отношения между субъектами международного права.

Субъектами внутригосударственного права являются физические и юридические лица, органы государства. Субъекты международного права - это главным образом, суверенные государства, а также нации и народы, борющиеся за создание самостоятельного государства, международные организации и некоторые государственно-подобные образования.

Объектом международного права является все то, по поводу чего субъекты международного права могут вступать в международных правоотношения, т.е. материальные и нематериальные блага, действия или воздержания от действий, которые не относятся исключительно к внутренней компетенции государства.

Становление и основные черты современного международного права.

Периодизацию развития международного права можно представить в виде четырех периодов, которые неразрывно связаны с общественно-экономическими формациями и переходными этапами от одной формации к другой.

1) 4 тыс. до н. э. - 476 г. н. э. - международное право Древнего мира. Этот период соответствует рабовладельческой общественно-экономической формации;

2) 476-1648 гг. - международное право Средних веков. Этот период соответствует феодальной общественно-экономической формации;

3) 1648-1919 гг. – Классическое международное право. Этот период соответствует становлению капиталистического способа производства;

4) Современное международное право. Этот период включает промежуток времени с 1919 г. по начало ХХI в.

Специальные миссии.

Специальной миссией называется временная миссия, которая направляется в другое государство с согласия последнего для переговоров по определенным вопросам или для выполнения иной конкретной задачи. То есть это делегации государств, выполняющие те или иные функции в двусторонних отношениях (делегации на переговорах, на различных церемониях, например, при введении на должность главы государства, на юбилеях, похоронах). К специальным миссиям не относятся делегации государств, которые направляются на многосторонние международные конференции или в органы международных организаций.

Правовое положение специальных миссий определяется обычными нормами международного права и Конвенцией о специальных миссиях 1969 г. Конвенция исходит из того, что привилегии и иммунитеты дипломатических представительств и их персонала, зафиксированные в Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г., должны распространяться и на специальные миссии и их персонал.

Право убежища.

       Под термином "беженец" понимается иностранец (иностранный гражданин или лицо без гражданства), который вследствие обоснованных опасений стать жертвой преследований по признакам расовой, национальной принадлежности, отношения к религии, гражданству, принадлежности к определенной социальной группе или политическим убеждениям вынужден покинуть территорию государства, гражданином которого он является (или территорию страны своего постоянного проживания), и не может или не желает пользоваться защитой этого государства вследствие указанных опасений. Проблема беженцев нашла свое отражение во многих международных соглашениях. При ООН есть Управление Верховного Комиссара ООН по делам беженцев, которое существует с 28 июня 1951 г., принята Конвенция о статусе беженцев. Позже был принят Протокол, который внес некоторые изменения в эту Конвенцию. Статус беженцев мало чем отличается от статуса лиц без гражданства, поэтому их еще называют лицами без гражданства de facto. В Украине принят Закон “О беженцах", согласно которому лицо, которое приобрело статус беженца в Украине, имеет право на:

-выбор места временного проживания из предложенного ему миграционной службой перечня населенных пунктов и передвижения по территории Украины при условии соблюдения правил, установленных для иностранцев;

-право на труд или на предпринимательскую деятельность, приобретение в собственность имущества на условиях, предусмотренных законодательством Украины для иностранцев;

-здравоохранение и отдых в порядке, предусмотренном законодательством для граждан Украины;

-получение денежной помощи, пенсий и других видов социального обеспечения в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины;

-пользование жильем, предоставленным в месте временного проживания;

-обучение в порядке, предусмотренном законодательством Украины для иностранцев;

-пользование достижениями культуры;

-свободу совести и свободное осуществление религиозных обрядов;

-неприкосновенность личности, жилища, охрану законом личной жизни, тайны переписки, телефонных разговоров и телеграфных сообщений;

-судебную защиту от посягательств на честь и достоинство, жизнь и здоровье, личную свободу и жилище, а также защиту имущественных и неимущественных прав.

В этом законе также указывается, что Украина сотрудничает с другими государствами и международными организациями с целью устранения причин возникновения проблемы беженцев, улучшения их материального положения и совершенствования правового статуса, а также возвращения беженцев в страну их постоянного проживания.

Принадлежность к категории политических беженцев дает право обратиться за получением политического убежища. Под политическим убежищем понимается право государства предоставлять любому лицу или лицам возможность прятаться от преследований по политическим мотивам, которые они претерпели в государстве своего гражданства.

Существуют территориальное (на территории государства) и дипломатическое (в помещении дипломатического представительства иностранного государства, консульского представительства или на иностранном судне) убежище. Право территориального убежища признается большинством государств, а дипломатического - только некоторыми государствами Латинской Америки.

Институт политического убежища в международном праве является преимущественно обычно-правовым. 14 декабря 1967 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о территориальном убежище.

Предоставление убежища - суверенное право государства. То есть оно может его предоставить любому лицу или лицам, но может и отказать в нем. Основным международно-правовым последствием предоставления убежища является обязательство государства не выдавать лицо, которому было предоставлено убежище. Общепризнанным является положение, согласно которому убежище не должно предоставляться лицу, совершившему уголовное преступление. Лица, получившие убежище на территории иностранного государства, пользуются широкими правами. Как правило, их правовой статус приближается к статусу апатридов (лиц без гражданства). Второе международно-правовое последствие предоставления убежища заключается в том, что государство, предоставившее его любому лицу, получает право на предоставление квазидипломатической защиты в случае нарушения прав этого лица за границей. Третье последствие - государство несет ответственность за деятельность такого лица. Политическое убежище прекращается, если отпали обстоятельства, принудившие политэмигранта искать убежище, или если политэмигрант натурализовался в государстве, которое предоставило ему убежище.

Внутренние морские воды.

       Внутренние морские воды составляют часть территории прибрежного государства, на них распространяется его суверенитет. К ним относятся воды портов, заливов, бухт, лиманов, а также воды, расположенные в сторону берега от исходных линий территориального моря, и так называемые исторические воды. Внешней границей внутренних морских вод в портах является прямая линия, которая соединяет наиболее выдающиеся в море портовые сооружения.

Прибрежное государство в силу суверенитета, осуществляемого над внутренними морскими водами, определяет их правовой режим. В частности, оно устанавливает порядок входа иностранных судов в его внутренние морские воды. Иностранное судно во внутренних морских водах следует законам и другим правилам прибрежного государства в том, что касается его таможенного, санитарного и иммиграционного контроля, безопасности судоходства, охраны окружающей среды. Рыболовство и промыслы возможны только с разрешения прибрежного государства. На торговые суда, находящиеся во внутренних морских водах, распространяется юрисдикция (уголовная, гражданская, административная) прибрежного государства.

Континентальный шельф.

       Континентальный шельф - это морское дно и его недра, расположенные за пределами территориального моря прибрежного государства до внешних границ материка или до 200 миль от исходных ("базисных") линий, от которых измеряется ширина территориального моря. Если подводная окраина материка простирается более чем на 200 миль, внешняя граница континентального шельфа должна находиться не более чем за 350 миль от исходных линий или не более чем за 100 миль от изобаты 2500 м.

Прибрежное государство над континентальным шельфом осуществляет суверенные права с целью разведки и разработки его ресурсов. Эти права исключительны в том смысле, что, если прибрежное государство не проводит разведку и разработку ресурсов шельфа, то никто не имеет права этого делать без его согласия.

Права прибрежного государства на континентальный шельф не касаются правового статуса покрывающих вод и воздушного пространства над ним. Все страны имеют право прокладывать подводные кабели и трубопроводы на континентальном шельфе любого прибрежного государства.

71. Правовой режим Антарктики и Арктики

Ответы МП

Понятие международного права, его сущность и основные черты.

Международное право –это система международных договорных и обычных норм, создаваемых государствами и другими субъектами международного права, направленных на поддержание мира и укрепления международной безопасности, установление и развитие всестороннего международного сотрудничества, которые обеспечиваются добросовестным выполнением субъектами международного права своих международных обязательств, а при необходимости и принуждением, осуществляемым государствами в индивидуальном или коллективном порядке в соответствии с действующими нормами международного права.

Основные особенности:

1) Особый предмет правового регулирования.

2) Особые субъекты международного права.

3) Особые объекты международного права.

4) Особый порядок нормообразования.

5) Особый порядок принуждения к соблюдению норм международного права.

6) Особые источники международного права.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 219.