Тема: «Основания современной дидактики »
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Вопросы для самоподготовки к частям 3–5

1. Раскрыть структуру лекции и ее дидактические особенности.

2. Из чего складывается дидактическая система?

3. Цели, задачи и основные идеи системы Гербарта и их критика.

4. Вклад Дьюи и Бруннера в развитие дидактики.

5. Каковы особенности подготовки педагога гуманистической ориентации?

6. Какова структура интеллекта по Айзенку?

7. Какова связь духовного мира человека и интеллекта?


Рекомендуемая литература к частям 3–5

 


1. Айзенк, Г. Ю. Интеллект: новый взгляд / Г. Ю. Айзенк // Вопросы психологии. – 1995. – № 1. – С. 111–132.

2. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. – М., 1996.

3. Кан-Калик, В. А. Учителю о педагогическом общении /
В. А. Кан-Калик. – М., 1987.

4. Ладенко И. С. Интеллектуальная культура специалистов и модели мышления / И. С. Ладенко // Филос. науки. – 1982. –
№ 3. – С. 130–151.

5. Левитес, Д. Г. Практика обучения: современные образовательные технологии / Д. Г. Левитес. – М., 2000.

6. Леонтьев, Д. А. Развитие идеи самоактуализации в работах
А. Маслоу / Д. А. Леонтьев // Вопросы психологии. – 1987. – № 3. – С. 150–158.

7. Сенека, А. Л. Нравственные письма к Луцилию /
А. Л. Сенека. – Кемерово, 1976.

8. Сериков, В. В. Личностно-ориентированное образование /
В. В. Сериков // Педагогика. – 1994. – № 5. – С. 16–21.

9. Сухомлинский, В. А. Не только разумом, но и сердцем /
В. А. Сухомлинский. – М., 1986.

10. Холодная, М. А. Интеллектуальное воспитание личности /
М. А. Холодная, Э. Г. Гельфман // Педагогика. – 1998. – № 1. – С. 54.

11. Юнг, К. Г. Конфликты детской души / К. Г. Юнг. – М., 1993.



 












ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ К КУРСУ

 

Понятийный блок № 1

Гуманизация – это осмысление и освоение на практике идей гуманизма.

Гуманизм – это признание ценности человека.

Индивидуальность – это уникальный неповторимый набор природных задатков человека.

Личность – человек, изучаюший свою индивидуальность, отстаивающий ее, борющийся за неё в течение всей своей жизни. Личность формируется и реализует себя в обществе.

Метод – это совокупность приемов деятельности.

Методология – наука о методе.

Образование – это процесс воспитания и обучения, направленный на развитие (человека) личности.

Парадигма науки – это общепринятые и общераспространенные знания данной науки, модель науки.

Педагогика – наука об образовании, об искусстве образования.

Прием – это совокупность способов деятельности.

Рефлексия – это способность ума следить за своими собственными действиями.

Система – это целостность, состоящая из частей, объединенных внутренней связью. В педагогике эта связь – цель образования.

Способ – простейший элемент деятельности.

Технология образования – это целостный, последовательный ряд элементов педагогического процесса, направленный на достижение целей образования.



Понятийный блок №2

Воспитание – это целенаправленное создание социальных условий, материальных, духовных и организационных для развития человека.

Диагностика – это обратная связь, определение уровня результата обучения.

Дидактика – это теория обучения.

Знания – это совокупность идей, в которых выражено теоретическое овладение предметом.

Категория – основное понятие.

Когнитивная грамотность – это знания об интеллекте, интеллектуальных способностях, а также средствах и методах их развития.

Контроль – проверка с оценкой.

Концепция – ведущая идея.

Методика – это теория обучения конкретному предмету.

Навыки – это умения, доведенные до автоматизма.

Обучение – упорядоченное взаимодействие педагога и воспитанника.

Организация – это упорядочение процесса обучения, придание ему формы.

Оценка – индикатор некоторого качества обучения.

Педагогический процесс – развивающееся взаимодействие учителя и ученика, направленное на достижение поставленной цели воспитания.

Преподавание – это целенаправленная деятельность педагога, имеющая определенный порядок, последовательность, направленные на достижение педагогической цели.

Проверка – выявление и измерение определенного объема или уровня знаний.


Социализация – усвоение человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения в обществе.

Средства обучения – то, что располагается между педагогом и учеником.

Умения – это способность использовать знания на практике.

Учение – это процесс (сопроцесс) познания, включающий в себя осознание и осмысление в процессе познания, упражнения и практический опыт.

Форма – внешний вид, оболочка.


Понятийный блок №3

Грамотность – это знания по предмету и умение владеть ими на практике.

Душа – 1) в педагогике – это духовный мир человека;
2) в психологии – психика конкретного человека.

Интеллект – 1) это способность ориентироваться в нестандартной ситуации; 2) это способность формулировать законы, теории, гипотезы, решать задачи, доказывать теоремы; 3) это определенная структура психических функций.

Лекция – это последовательное монологическое изложение теории учебного материала.

Социокультурная подготовка – это знания об обществе и общекультурные знания педагога.

Традиционная дидактика – дидактика, разработанная на заре педагогики трудами древних мыслителей, заканчивая Коменским.


СОДЕРЖАНИЕ

 


Часть1 . Х арактерные особенни современного




Образования

Предмет и задачи педагогики……………………………………. 3 Непрерывность как стратегическая концепция современного образования……………………………………….   4 Включение методологии в содержание образования……….. 5 Технологичность образования………………………………….. 5 Индивидуальный подход в воспитании………………………... 6 Гуманизация образования………………………………………... 8 Формирование экологического сознания………………………. 9 Рефлексивность современного образования…………………. 10 Вопросы для самоподготовки по теме: «Развитие личности – цель современного образования» ………………………………   12 Рекомендуемая литература к части 1………………………….. 13

Дата: 2018-12-28, просмотров: 206.