Формирование экологического сознания
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Формирование экологического сознания тесно связано с гуманизацией. Но это более широкое понятие. Экологическое сознание включает в себя представление о гуманизации образования и всего общества. Необходимость формирования экологического сознания появилась в связи с развитием современных глобальных процессов. Начиная со второй половины ХХ века, ученые заявляют о развитии глобальных кризисов: экономического, экологического, антропогенного и др. Очевидна связь этих кризисов между собою. Из них антропогенный кризис, означающий нарушение психики человека в условиях современного быстроизменяющегося общества, – наиболее опасный.

Экологический кризис – это кризис, связанный с разрушением окружающей природы. Он имеет наиболее конкретные и явные проявления и негативные действия на человека. Но, как отмечают исследователи – психологи и педагоги, для выхода из экологического кризиса недостаточно обучения экологическим знаниям и привития экологических навыков и привычек. Необходимо формирование у ребенка с раннего возраста целостного экологического сознания: понимания того, что любой живой организм не живет замкнуто, а только совместно со средой, которая его питает и на которую оказывает влияние вся его деятельность.


Рефлексивность современного образования

Рефлексия – способность ума следить за своими собственными действиями (Декарт, ХVII век). Истоки этого понятия еще более ранние. Аристотель (IV век до н.э.) заметил, что выводы нашего ума могут быть не только верными, но и ложными, ошибочными. Рефлексивность – это способность ума. Наряду с такими способностями, как внимание, память, воображение, скорость мышления, способность к анализу (разложить на простые элементы сложные), проницательность (способность найти главное), способность к синтезу (объединению, созданию сложных картин мира). Все интеллектуальные способности традиционно развивались в процессе обучения.

Рефлексивность – это та способность ума, которая особенно актуальна для развития личности в современных условиях. Рефлексия – это феномен (явление) сознания. Следовательно, для того, чтобы воспитать рефлексивность, необходимо развивать сознание ребенка. Поэтому особую развивающую роль имеет игровая деятельность: сознание ребенка начинает формироваться в процессе игры, в которой ребенок познает не столько деятельность сколько смысл деятельности.

В раннем возрасте рефлексивность ребенка еще не развита, ребенок еще не различает, хорошо или плохо он действует. Исследования показывают, что в возрасте 6-ти лет ребенок уже может оценить, хорошо ли, например, он сделал игрушку. В старшем возрасте механизмы рефлексии получают развитие. Дети в творческой деятельности осваивают свой индивидуальный метод. Условия наилучшего развития, требуют осмысления ребенком этого метода. В еще более зрелом возрасте молодой человек, способный к рефлексии, может оценить уровень своей подготовки и определить пути своего дальнейшего развития. Это открывает дорогу к саморазвитию, самоактуализации и самореализации человека.

Рефлексия – это путь к самопознанию. Человек наилучшим образом узнать себя может только сам, через самопознание. Поэтому педагог, изучая воспитанника, должен основываться на его самопознании и развивать его способность к рефлексии.

Понятие «рефлексивность» получает широкое распространение. Расширяется смысл его употребления. Рефлектировать – осмысливать. Наиболее высокий уровень рефлексии в педагогике – философское осмысление теории образования. Философское осмысление научных основ особенно необходимо в период смены парадигм науки. Поэтому философская рефлексия актуальна для периода смены парадигм образования. Рефлексия предполагает осмысление преподавательского труда.

 

Понятийный блок к части 1

Педагогика. Образование. Непрерывность. Вариативность. Научность. Технологичность. Технология образования. Индивидуальность. Индивид. Личностный подход. Личность. Гуманизация. Гуманизм. Парадигма. Экологическое сознание. Рефлексивность. Рефлексия. Диалогизм. Методология. Метод. Система. Прием. Способ.

 

 

Вопросы для самоподготовки



Дата: 2018-12-28, просмотров: 204.