Диагностика, как обратная связь в обучении
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Обучение – это процесс, который совершается в обучающей системе «учитель–ученик» («воспитатель–воспитанник»), та работа, которую ведет воспитатель – преподавание – обеспечивает прямую связь в этой системе, обеспечивает воспитанника информацией и условиями развития. Но для работы системы необходима и обратная связь. Качество обучения зависит от качества обратной связи, эта обратная связь обеспечивается диагностикой. Диагностика позволяет в каждый определенный момент процесса обучения прояснить состояние этого процесса и определить достаточно точно результаты обучения на данный момент. Диагностике подлежат: обученность и обучаемость, воспитанность и воспитуемость.

Виды диагностики: контроль, проверка, оценка.

Диагностика занимается накоплением статистических данных, их анализом, на основе чего становится возможным прогнозирование дальнейших действий. Педагогическая деятельность – это деятельность исследовательская. Для того, чтобы составить план работы с ребенком, группой детей, необходимо сначала провести диагностику уровня их развития.

Требования к оценке

Оценка – это индикатор некоторого качества, она должна быть объективна и гуманна, систематична и гласна. В 1918 г. в процессе реформы классно-урочной системы обучения оценка была отменена (предложение П. П. Блонского). Мотивировалось это тем, что «ребенком должна управлять радостная перспектива приобретения знаний», ребенком управляет не оценка, а «заложенное самой природой стремление к знаниям».

Требования к контролю

Контроль должен быть полным и объективным, своевременным и глубоким, контролируется количество и качество. Зависимость качества обучения от контроля – общая закономерность дидактики.

Диагностика – это обратная связь. Контроль – проверка с оценкой. Для проверки достаточно выявление и измерение определенного объема или уровня знаний. Вся диагностика подразделяется на пять этапов:

– выявление уровня знаний предварительно, перед началом обучения. После проведения этой диагностики возможны компенсационные занятия, реабилитационные или же обучение по общей программе;

– текущая диагностика в процессе обучения по теме; проверка повторения пройденного материала; проверка по структуре всего курса; итог за год.

Понятийный блок к части 2

Педагогический процесс. Дидактика. Методика. Категория. Цель современной педагогики. Преподавание. Учение. Обучение. Воспитание. Социализация. Знания. Умения. Навыки. Организация. Средства обучения. Форма. Диагностика. Оценка. Проверка. Контроль. Когнитивная грамотность. Концепция. Развитие самосознания.

Вопросы для самоподготовки

По теме: «Образовательная система»

1. Что входит в систему педагогических наук?

2. Общая педагогика и ее принципы.

3. Базовое образование: его концепции и принципы.

4. Дидактика, как система категорий.

5. Какова роль диагностики в обучении? Виды.

6. В чем особенность дистанционного обучения?

7. Что включает в себя понятие «образовательная интеллектуальная система»?

8. Становление современного понятия «методика».

9. Философские концепции и классификация воспитания.

10. К чему приводит депривация в воспитании детей?

11. Перечислите возможные цели воспитания.


Рекомендуемая литература к части 2

1. Атутов, П. Ф. Концепция политехнического образования в современных условиях / П. Ф. Атутов // Педагогика. – 1999. – № 2. – С. 17–20.

2. Беляева, В. А. Духовно-нравственное становление будущего учителя / В. А. Беляева // Педагогика. – 1998. – № 5. – С. 67.

3. Бухалов, Б. И. О критериях оценки педагогических исследований / Б. И. Бухалов // Советская педагогика. – 1978. – № 11. – С. 90–95.

4. Вульфов, В. З. Гуманистический смысл профессиональной педагогической рефлексии / В. З. Вульфов // Образование и культура. – Новосибирск, 1994. – С. 75–85.

5. Голеский, В. Контроль и оценка результатов в начальной школе /
В. Голеский // Начальная школа. – 1999. – № 4. – С. 10–17.

6. Григорович, Л. А. Педагогические основы развития творческого мышления на начальном этапе становления личности : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Григорович Л. А. – М., 1996.

7. Козлов, С. А. Информирование и развитие в процессе обучения /
С. А. Козлов // Педагогика. – 1998.– № 6. – C. 39–42.

8. Коменский, Я. А. Великая дидактика / Я. А. Коменский // Избранные педагогические сочинения. – М., 1982. – Т. II.

9. Краевский, В. В. Междисциплинарные исследования в педагогике / В. В. Краевский и др. – М., 1994.

10. Кудрявцев, В. Т. Культурно-образовательный статус детства /
В. Т. Кудрявцев, Г. К. Уразалиева // Социологические исследования. – 2000. – № 4. – С. 59–66.

11. Лернер, И. Я. Теория современного процесса обучения, ее значение для практики / И. Я. Лернер // Советская педагогика. – 1989. – № 4. – С. 10–17.

12. Пинский, В. О. Нужен ли принцип системности в дидактике /
В. О. Пинский // Советская педагогика. – 1982. – № 2. – С. 59.

 


Часть 3. МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТА
К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

 

Многим будешь ты повелевать,

если разум будет повелевать тобою.

Сенека









Лекция как форма обучения

Лекция – это последовательное монологическое изложение теории учебного материала. Лекция – это форма и метод обучения. Она возникла как форма преподавания в вузе и далее распространилась на другие ступени образования. Частично лекции используются в средних учебных заведениях и школах.

Лекция – это форма изложения определенного курса. Это также особенность вуза. В школах лекция может быть частью урока.
В форме лекции могут быть проведены факультативные занятия. Мы будем подразделять лекции на: школьные, вузовские и просветительские. У лекции могут быть и другие функции.

Лекция в вузе – это форма подготовки к самообразованию. По форме и содержанию она должна быть органической частью всего курса, т.е. содержательно связана с комплексом всех проблем и воспитательных задач. Лекции можно классифицировать по видам: вводная, установочная, текущая, обзорная, заключительная.

Установочная лекция содержит основные вопросы курса, его цели, задачи. Вводная лекция предназначена для того, чтобы указать место курса в ряду других научных дисциплин, отметить наиболее интересные его особенности, показать его актуальность и перспективу.


По частоте общения со слушателями лекции подразделяются на: разовые, тематические, цикловые.

По проблемности лекции подразделяются на: проблемные, информационные, лекции-дискуссии.

Лекция имеет свои особенности в каждом конкретном случае. Эти особенности обусловлены аудиторией, местом, временем и дидактическими целями.

Лекция – это экономный способ сообщения большого объема информации. Недостаток лекции в том, что это пассивный со стороны слушателей способ обучения.

Основные требования к лекции

Лекция должна быть целостной и систематической. Систематичностью лекция отличается от беседы. Лекция имеет план. Этот план можно сообщить в начале лекции слушателям. В лекции очень важна способность лектора сосредоточить и удержать внимание аудитории. Это сложная задача, так как, согласно измерениям психологов, внимание человека колеблется с частотой 2–3 минуты. Наиболее важный материал лекции должен повторяться, создавая избыточность информации. Перед прочтением лекции необходимо рассчитать скорость подачи информации (60–80 слов в минуту). Обращаем внимание на возвращение к стержню идеи.



Структура лекции

В лекции может быть движение идеи от частного к общему, от общего к частному, последовательное изложение самостоятельных элементов, не имеющих между собой такой связи, как часть и целое.

Лекция должна иметь целеполагание, что отражается во введении лекции. Должно быть подведение итога.


Лекция имеет наглядность. Лекция – это форма обучения, которой недостаточно, для того, чтобы усвоить учебный материал, поэтому желательно ее разнообразить другими формами обучения такими как: постановка вопросов: риторических (не требующих ответа) или требующих ответа; включение элементов беседы; предложение слушателям самим сформулировать некоторые предложения или понятия; разбивка аудитории на микрогруппы для обсуждения; использование раздаточного материала (опорных конспектов или конспектов лекций).

Урок как основа практики среднего образования

Основа современной педагогической практики – традиционная классно-урочная система обучения, автор которой Я. А. Коменский.
В настоящее время различаются типы уроков: вводный, комбинированный, урок изучения нового, формирования новых умений, обобщения и систематизации, урок контроля, урок практического применения знаний и умений, урок-лекция, урок-семинар.

Наиболее распространенная форма урока – комбинированный урок, на котором вначале проверяется выполнение домашнего задания, после чего излагается новый материал и следующая часть – закрепление нового материала упражнениями. Такая форма урока использовалась длительное время и получила широкое распространение, поэтому у нее накопились многочисленные недостатки, которые подвергаются критике.

Современный подход к обучению направлен на поиск отличных от урока форм обучения. Он позволяет изменять традиционную форму урока. Основным остается положение об активной творческой познавательной деятельности учащегося. Если это условие выполняется, то урок может начинаться с изложения нового материала учителем и с изучения нового самими учениками самостоятельно.


Новые образовательные технологии

Урок предполагает использование многочисленных технологических приемов, что отвечает основным принципам обучения. В настоящее время актуальны такие технологии, цель которых – решение учеником некоторой проблемы, предусматривающее диалог: «учитель – ученик», позволяющий ученику в течение урока высказать свое мнение, решить некоторую познавательную задачу, осознав ее результат. В современной школе и других средних учебных заведениях более широко, чем в вузах, используются новые технологии. Один из первых авторов представлений о технологии обучения – Владимир Петрович Беспалько противопоставляет технологии обучения системе поурочного планирования.

Суть технологии по Беспалько состоит в том, что педагог, приступая к предметному обучению должен хорошо представлять цель своей деятельности. При этом поурочные планы теряют свою значимость. Согласно Беспалько, на уроке возможны импровизации, изменение содержания и формы, обусловленные ситуацией, на которую учитель должен реагировать очень тонко. Технологии предполагают наличие не только конечной цели, но и промежуточных целей. Система диагностик позволяет определить уровень достижения цели на каждом этапе.

Технология включает в себя перечень и описание методов, с помощью которых будут осваиваться знания, перечень форм и количества практических занятий, тренирующих умения и закрепляющих знания, описание форм промежуточной и итоговой диагностик.

Можно назвать технологии, которые в настоящее время получают распространение. В средних учебных заведениях широко используется технология «модульного обучения». Согласно этой технологии, преподаватель разбивает материал по темам на блоки –

модули. В каждый модуль входит определенный объем содержания материала, вопросы по теории, перечень и содержание практических заданий, упражнения и образцы их выполнения, вопросы к контрольным заданиям, список необходимой литературы. Освоение модуля предполагает достижение обучаемым определенного уровня знаний, определенной познавательной цели позволяющей переходить к работе в следующем модуле.

Современная технология позволяет осуществлять «концентрированное обучение», т. е. обучение-погружение в определенный предмет или тему. Это значит, что преподаватель по своему усмотрению может выбрать некоторую тему для более глубокого и детального изучения. В таком случае изучение выбранной темы занимает больше учебного времени, чем предусмотрено по плану, что оказывается вполне оправданным,
т. к. направлено на развитие учащегося. После более глубокого изучения одной темы совместно с педагогом обучаемый сможет ряд других тем изучить самостоятельно. Такой подход возможен в рамках всего учебного заведения.

 

 








Дата: 2018-12-28, просмотров: 264.