Методология и её структурные элементы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Движение от незнания к знанию базируется на методологии.

Методология– это система подходов (концепции), принципов, методов и методик реализации исследования, логики (планирование) этого процесса. Это система способов достижения и построения научного знания.

 Концепция – главная идея, теоретическая основа исследования.

 Принципы представляют собой исходные положения, правила, положенные в основу исследования.

Метод в самом широком смысле слова означает «путь к чему-либо», способ деятельности субъекта в любой форме. Любой научный метод разрабатывается на основе определенной теории, которая тем самым выступает его необходимой предпосылкой. Эффективность, сила того или иного метода обусловлена содержательностью, глубиной фундаментальности теории, которая сжимается в метод. В свою очередь метод «расширяется в систему», т. е. используется для дальнейшего развития науки, углубления и разветвления теоретического знания как системы, использования в практике. Каждый метод обусловлен прежде всего своим предметом, т.е. тем, что именно исследуется. Любой метод является лишь одним из многих факторов творческой деятельности человека, которая не ограничивается только логикой и методом. Творческая деятельность может включать в себя еще и другие факторы: силу и гибкость ума исследователя, его критичность, глубину воображения, развитость фантазии, способность к интуиции.

Методика совокупность рабочих приемов, способов, методов, использованных для достижения цели.

Ключевым моментом является, во-первых, понимание под методологией «системы принципов» производства новых знаний и включение в методологию любого исследования, во-вторых, «совокупность исследовательских процедур, техники и методов». Речь идет о системном включении в методологию методов получения новых знаний, т.е. о таком включении, которое предусматривает дополнение одних методов другими, использовании исследователем этих методов как единого целого. Основной признак методологии – её целостность. В реальных познавательных процедурах без применения объединенных системным образом методов научных исследований не обойтись. Такое объединение научного познания для получения новых знаний в конкретной предметной области и будет представлять собой методологическую схему данного научного исследования. Любая диссертация должна иметь свою уникальную методологическую схему.

    Методология предполагает определение целей, предмета исследования, границ исследования, выбор средств и методов исследования, средств и этапов проведения исследовательских работ (логика исследования). Методология, и как совокупность, и как целостность, должна обеспечить установление скрытых сущностных характеристик, выявление неявных причин явлений, тенденций их развития, суть которых в том, чтобы увидеть невидимое, описать неочевидное.

Планирование работы (логика). Как всякая целенаправленная деятель­ность, научное исследование не может не планироваться. Автор может размышлять над планом работы по-разному: либо планировать ее в уме, на ходу, во время прогулки, порой даже полубессознательно; либо набрасывать пункты плана-проекта в исследования, в дальнейшем такой план может и должен уточняться, однако основная задача, стоящая перед работой в целом, должна оставаться неизменной. План должен быть гибким, чтобы можно было включать в него новые возможные аспекты, обнаруженные в процессе подготовки текста.

Рабочий план имеет произвольную форму. Обычно он состоит из перечня расположенных в столбик рубрик, связанных внутренней ло­гикой исследования данной темы и позволяющих по их месту судить об их уместности и значимости. Отдельные рубрики плана следует писать на отдельных карточках (или полосках бумага)' Это позволяет в результате ряда механических перестановок найти наиболее логич­ную и приемлемую для данного исследования схему их расположе­ния.

На более поздних стадиях работы составляют план-проспект – такой план, который представляет собой реферативное изложение расположенных в логическом порядке вопросов, по которым в даль­нейшем будет систематизироваться весь собранный фактический ма­териал. Путем систематического включения в такой план все новых и новых данных его можно довести до окончательной структурно-фак­тологической схемы работы. Практически план-проспект – это уже черновое оглавление работы с реферативным раскрытием содержания ее глав и параграфов.

После составления плана-проспекта научной работы необходимо уяснить очередность и логическую последовательность намеченных работ.

Научное ис­следование не может вестись без плана. Только плановое исследова­ние позволяет надежно открывать новое, шаг за шагом глубоко по­знавая объективные закономерности во всей окружающей действи­тельности.

    Особенности методологии в экономических исследованиях.

В условиях дифференциации и специализации отраслей знаний необходимо рассматривать методологию экономической науки – эта та область экономической науки, где исследуются способы, которыми экономисты обосновывают свои теории, доказывают целесообразность выбора той или иной теории. Методология одновременно является констатирующей (описывает действия экономистов в настоящее время) и предписывающей дисциплиной (предлагает алгоритм действия экономистов в целях продвижения своей науки вперед).

Таким образом, с одной стороны, методология экономической науки представляет собой совокупность методов и средств для объяснения того, что происходит, а с другой стороны, это совокупность методов и средств для получения новых знаний об экономике. Для научных исследований в области экономике важны оба подхода в определении методологии. Однако второй подход в реальной практике подготовки диссертаций используется в большей степени, так как на его основе можно получить более значимую научную новизну.

Основной признак методологии исследования – это его целостность. Речь идет о системном включении в методологию методов получения новых знаний, т. е. о таком включении, когда одни методы дополняются другими и использовании исследователем этих методов как единого целого. В настоящее время в реальных познавательных процедурах без объединения системным образом методов научного познания не обойтись. Такое объединение методов научного познания для получения новых знаний в конкретной предметной области и будет представлять собой методологическую схему данного научного исследования. Любая диссертация должна иметь свою уникальную методологическую схему.

Методологическая схема научного исследования помимо системы методов получения новых знаний должна включать предмет и объект исследования, а также другие важны параметры, определяющие специфику и содержание исследовательской работы (цели, задачи, этапы и границы исследования). В экономике предмет исследования представляет собой реальную область отношений между людьми по тому или иному поводу. Предмет исследования всегда связан с объектом, в качестве которого могут выступать предприятия или комплексы предприятий, отрасли, их функции, отдельные задачи, народное хозяйство в целом, рынки, их отдельные сегменты ит.д. Каждая диссертация должна иметь свою цель, а также вытекающие из неё задачи, решение которых требует системного применения определенных методов.

Методология, как совокупность и как целостность, должна способствовать выявлению скрытых сущностных характеристик и неявных причин явлений, тенденций их развития, т.е. увидеть невидимое, описать неочевидное. В этом заключается смысл научных исследований. К. Маркс говорил, что если бы сущность (невидимое) и явления (видимое) совпадали, то наука была бы излишней.

В экономической науке видимость бывает настолько непохожей на действительность, что исследователь может невольно делать неправильные выводы. Избежать ошибок возможно используя построение методологических схем исследования, которые помогут за видимыми явлениями распознать сущностные характеристики изучаемого предмета, установить его истинные начала.

 Создателем совершенного методологического аппарата изучения природы домонополистического капитализма является К. Маркс, что признается учеными-экономистами всего мира. Суть его методологии выражается в восхождении от абстрактного к конкретному. Карл Маркс начал восхождение с такой абстракции, как товар, хотя видимость была совершенно иной (люди) К. Маркс свой анализ начал с товара – «экономической клеточки» капиталистического способа производства. Затем логически перешел к деньгам, а далее – к капиталу, а точнее к отношению труда и капитала, составляющим основу капитализма, выражаемую законом прибавочной стоимости.

Принцип объективности – всесторонний учет фактов, порождающих то или иное явление, условий развития, адекватности исследовательских подходов и средств, позволяющих получать истинные знания об объекте.

Принцип учета непрерывного изменения, развития исследуемых элементов требует выделение основных факторов решающих звеньев, определяющих результаты исследовательского процесса, изучение и познание, раскрытие противоречивости изучаемого предмета, его количественных и качественных изменений.

Принцип системности изучения процесса с учетом всех его требований и прежде всего требования целостности подхода к исследованию процесса.

Принцип восхождения от абстрактного (общего) к конкретному (частному) и от конкретного к абстрактному.

 

Общенаучные методы.

Соотношение общенаучных методов также можно представить в виде схемы (рис.2).

Рис.2

Анализ - мысленное или реальное разложение объекта на составляющие его части.

Синтез - объединение познанных в результате анализа элементов в единое целое.

Обобщение - процесс мысленного перехода от единичного к о общему, от менее общего, к более общему, например: переход от суждения «этот металл проводит электричество» к суждению «все металлы проводят электричество», от суждения: «механическая форма энергии превращается в тепловую» к суждению «всякая форма энергии превращается в тепловую».

Абстрагирование (идеализация) - мысленное внесение определенных изменений в изучаемый объект в соответствии с целями исследования. В результате идеализации из рассмотрения могут быть исключены некоторые свойства, признаки объектов, которые не являются существенными для данного исследования. Пример такой идеализации в механике - материальная точка, т.е. точка, обладающая массой, но лишенная всяких размеров. Таким же абстрактным (идеальным) объектом является абсолютно твердое тело.

Индукция - процесс выведения общего положения из наблюдения ряда частных единичных фактов, т.е. познание от частного к общему. На практике чаще всего применяется неполная индукция, которая предполагает вывод о всех объектах множества на основании познания лишь части объектов. Неполная индукция, основанная на экспериментальных исследованиях и включающая теоретическое обоснование называется научной индукцией. Выводы такой индукции часто носят вероятностный характер. Это рискованный, но творческий метод. При строгой постановке эксперимента, логической последовательности и строгости выводов она способна давать достоверное заключение. По словам известного французского физика Луи де Бройля, научная индукция является истинным источником действительно научного прогресса.

Дедукция - процесс аналитического рассуждения от общего к частному или менее общему. Она тесно связана с обобщением. Особенно большое значение дедуктивный метод имеет в математике. Математики оперируют математическими абстракциями и строят свои рассуждения на общих положениях. Эти общие положения применяются к решению частных, конкретных задач.

В истории естествознания были попытки абсолютизировать значение в науке индуктивного метода (Ф. Бэкон) или дедуктивного метода (Р. Декарт), придать им универсальное значение. Однако эти методы не могут применяться как обособленные, изолированные друг от друга, каждый из них используется на определенном этапе процесса познания.

Аналогия - вероятное, правдоподобное заключение о сходстве двух предметов или явлений в каком-либо признаке, на основании установленного их сходства в других признаках. Аналогия с простым позволяет понять более сложное. Так, по аналогии с искусственным отбором лучших пород домашних животных Ч. Дарвин открыл закон естественного отбора в животном и растительном мире.

Моделирование - воспроизведение свойств объекта познания на специально устроенном его аналоге - модели. Модели могут быть реальными (материальными), например, модели самолетов, макеты зданий, фотографии, протезы, куклы и т.п. и идеальными (абстрактными), создаваемые средствами языка (как естественного человеческого языка, так и специальных языков, например, языком математики. В этом случае мы имеем математическую модель. Обычно это система уравнений, описывающая взаимосвязи в изучаемой системе.

Исторический метод подразумевает воспроизведение истории изучаемого объекта во всей своей многогранности, с учетом всех деталей и случайностей. Логический метод - это, по сути, логическое воспроизведение истории изучаемого объекта. При этом история эта освобождается от всего случайного, несущественного, т.е. это как бы тот же исторический метод, но освобожденный от его исторической формы.

Классификация - распределение тех или иных объектов по классам (отделам, разрядам) в зависимости от их общих признаков, фиксирующее закономерные связи между классами объектов в единой системе конкретной отрасли знания. Становление каждой науки связано с созданием классификаций изучаемых объектов, явлений.

Классификация - это процесс упорядочивания информации. В процессе изучения новых объектов в отношении каждого такого объекта делается вывод: принадлежит ли он к уже установленным классификационным группам. В некоторых случаях при этом обнаруживается необходимость перестройки системы классификации. Существует специальная теория классификации - таксономия. Она рассматривает принципы классификации и систематизации сложноорганизованных областей действительности, имеющих обычно иерархическое строение (органический мир, объекты географии, геологии и т.п.).

Одной из первых классификаций в естествознании явилась классификация растительного и животного мира выдающегося шведского натуралиста Карла Линнея (1707-1778). Для представителей живой природы он установил определенную градацию: класс, отряд, род, вид, вариация.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 239.