Науки и научная деятельность. Дифференциация и интеграция науки
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

     Наука в классическом понимании – это сфера человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний об окружающем людей мире. Содержание науки нашло довольно полное определение в философской литературе. Анализируя философские труды, посвященные науке и научной деятельности, можно прийти к выводу, что понятие науки многогранно. Это сложное общественное, социальное явление, особая сфера приложения целенаправленной деятельности человека. Непосредственными целями науки являются описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет её изучения, на основе открываемых ею законов.

 Существует множество определений науки:

- буквальное значение слова «наука» - знание;

- наука как сумма знаний;

 - наука как система знаний (упорядоченное, строго систематизированное сооружение);

- наука как сложная информационная система для сбора, анализа и переработки сведений о новых истинах;

- наука как умственная деятельность людей, направленная на расширение знаний об окружающем мира и общества.

Однако не любое знание может быть научным. Научное знание начинается только тогда, когда за совокупностью фактов осознается закономерность (всеобщая и необходимая связь между ними), что позволяет объяснить, почему данное явление протекает так, а не иначе, предсказать дальнейшее его развитие.

При определении понятия «наука» необходимо учитывать, что существует две основные функции: познавательная и практическая.

 Отсюда следует, что наука – это система накопленных знаний, т. е. информационная система, которая служит основой дальнейшего познания объективной действительности и приложения выявленных закономерностей к практике. Развитие науки – деятельность людей, направленная на получение, освоение, систематизацию научных знаний и использования их в практике. Таким образом, цель науки – описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет её изучения, на основе открываемых ею законов.

          Открывая мир в его материальности и развитии, наука образует единую систему знаний и законов. Вместе с тем она разделяется на множество отраслей знаний в зависимости от того какую сторону действительности они изучают:

- естественные науки (науки о природе);

- общественные науки (науки об обществе);

- технические и точные науки (математика, информатика, химия и т.д.).

   Каждая из них подразделяется на отдельные отрасли научного знания, а те в свою очередь – на научные специальности, включающие в себя специализации. Так, в частности, в состав экономической науки, относящейся к классу общественных наук, входит специальность «Экономика и управление народным хозяйством», имеющая шифр 08.00.05 и включающая в себя ряд специализаций.  

    Выделение отдельных областей научных знаний связано с нарастанием сложности и абстрактности научного знания. При этом различные дисциплины развиваются в связи с друг другом, взаимодействуя по различным направлениям (например, использование математического инструментария в исследовании экономических процессов). То есть можно сказать, что для современного этапа развития науки характерно взаимодействие двух противоположных процессов:

- дифференциация – выделение новых научных дисциплин как следствие специализации, разделения научного труда;

 - интеграция – синтез знаний, объединение ряда наук.

 Таким образом, развитие науки – диалектический процесс, в котором происходит взаимопроникновение и объединение в целое самых различных научных направлений, взаимодействие различных методов и идей.

По отношению к практике и направленности исследований науку принято подразделять на фундаментальную и прикладную. Основная задача отраслей фундаментальных наук – познание объективных законов взаимодействия и развития базисных структур природы, общества, мышления. Фундаментальные науки изучают эти законы в чистом виде, т.е. безотносительно к их применению. Результаты фундаментальных исследований используются прикладными науками в решении своих частных познавательных задач, а также для совершенствования технических систем, процессов, улучшения социально-экономических условий общественного бытия, к чему сводятся задачи прикладных наук и прикладных исследований.

    Ускоренное развитие науки . В. И. Вернадский обратил внимание на следующую закономерность в развитие науки: «Ходу научной мысли свойственная определенная скорость движения, что она закономерно меняет во времени, причем наблюдается смена периодов её замирания и периодов её усиления». Характерными чертами ускоренного, интенсивного развития науки он (В. И. Вернадский) считал:

    - чрезвычайную быстроту научного творчества;

    - сознательный характер научной работы;

    - единство созидания нового и сохранение достигнутого;

    - создание нового на основе использования «переработанного до конца» старого.

Непрерывное накопление знаний ведет к тому, что масса знаний, находящаяся в распоряжении ученых последующего поколения, значительно превышает массу знаний предыдущего поколения. По разным оценкам (в зависимости от области науки) сумма знаний удваивается в среднем каждые 5-7 лет.

  В условиях бурного роста науки возникает ряд острых проблем. Одна из них – задача ориентировки в огромной массе научного материала, в колоссальном количестве научных публикаций. Сегодня в этом огромную пользу оказывает ИНТЕРНЕТ, другие технические средства поиска и обработки научно-технической информации. При этом происходит её сжатие, уплотнение с отсечением общеизвестного, несущественного, с ликвидацией дублирования.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 222.