Науки и научная деятельность. Дифференциация и интеграция науки
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Лекция 1. Основные понятия науки и научной деятельности.

Науки и научная деятельность. Дифференциация и интеграция науки.

Этапы проведения научного исследования.

Лекция 2. Методология научного исследования.

Сущность научного познания, знания и научного исследования

Методология и её структурные элементы.

Понятие методологии. Методологические схемы в исследованиях.

Общенаучные методы

Методы эмпирического и теоретического познания

Формы научного знания

Процесс научного познания и критерии истинности научного знания

1. Сущность научного познания, знания и научного исследования

Наука возникла в момент осознания незнания, что вызвало объективную необходимость получения знаний.

Знание – проверенный практикой результат познания действительности, адекватное ее отображение в сознании человека. Знание – это идеальное отображение в языковой форме обобщенных представлений про закономерные связи объективной реальности мира.

Функции знания:

- обобщение разрозненных представлений о закономерностях природы, общества и мышления;

- хранение того, что может быть передано в качестве устойчивой основы практических действий.

Научное знание может быть относительным и абсолютным. Относительное знание – знание, которое есть в основном правильным отображением действительности, но отличается некоторым неполным совпадением образа с объектом.

Абсолютное знание – это полное отображение обобщенных представлений об объекте, что обеспечивает абсолютное совпадение образа с объектом. На основе абсолютного знания формируется базовое знание.

Базовое знание – это знание структурных связей и закономерностей развития социальных процессов и явлений. Оно стабильное во времени и трансформируется в конкретные знания в зависимости от содержания решаемых заданий.

Процесс движения человеческой мысли от незнания к знанию называется познанием. Различают следующие формы познания:                                                                      

1. Чувственное познание – т.е. познание с помощью органов чувств - это первая ступень познавательного процесса, источник непосредственных знаний о предметах и их свойствах, связывающий человека с окружающим миром. Природа органов чувств человека биосоциальна.

Каждое научное исследование имеет объект и предмет.

1.Объектом научного исследования является объект, на познание которого направлена деятельность исследователя. Объектами могут быть материальные и идеальные системы, явления и процессы, связь между явлениями.  

Предмет научного исследования – это структура системы, закономерности взаимодействия элементов внутри и вне системы, , закономерности его развития, различные свойства, качества и др.

Основою разработки каждого научного исследования является методология, то есть совокупность методов, способов, приемов и их определенная последовательность, которая приемлема для научного исследования.

Общенаучные методы.

Соотношение общенаучных методов также можно представить в виде схемы (рис.2).

Рис.2

Анализ - мысленное или реальное разложение объекта на составляющие его части.

Синтез - объединение познанных в результате анализа элементов в единое целое.

Обобщение - процесс мысленного перехода от единичного к о общему, от менее общего, к более общему, например: переход от суждения «этот металл проводит электричество» к суждению «все металлы проводят электричество», от суждения: «механическая форма энергии превращается в тепловую» к суждению «всякая форма энергии превращается в тепловую».

Абстрагирование (идеализация) - мысленное внесение определенных изменений в изучаемый объект в соответствии с целями исследования. В результате идеализации из рассмотрения могут быть исключены некоторые свойства, признаки объектов, которые не являются существенными для данного исследования. Пример такой идеализации в механике - материальная точка, т.е. точка, обладающая массой, но лишенная всяких размеров. Таким же абстрактным (идеальным) объектом является абсолютно твердое тело.

Индукция - процесс выведения общего положения из наблюдения ряда частных единичных фактов, т.е. познание от частного к общему. На практике чаще всего применяется неполная индукция, которая предполагает вывод о всех объектах множества на основании познания лишь части объектов. Неполная индукция, основанная на экспериментальных исследованиях и включающая теоретическое обоснование называется научной индукцией. Выводы такой индукции часто носят вероятностный характер. Это рискованный, но творческий метод. При строгой постановке эксперимента, логической последовательности и строгости выводов она способна давать достоверное заключение. По словам известного французского физика Луи де Бройля, научная индукция является истинным источником действительно научного прогресса.

Дедукция - процесс аналитического рассуждения от общего к частному или менее общему. Она тесно связана с обобщением. Особенно большое значение дедуктивный метод имеет в математике. Математики оперируют математическими абстракциями и строят свои рассуждения на общих положениях. Эти общие положения применяются к решению частных, конкретных задач.

В истории естествознания были попытки абсолютизировать значение в науке индуктивного метода (Ф. Бэкон) или дедуктивного метода (Р. Декарт), придать им универсальное значение. Однако эти методы не могут применяться как обособленные, изолированные друг от друга, каждый из них используется на определенном этапе процесса познания.

Аналогия - вероятное, правдоподобное заключение о сходстве двух предметов или явлений в каком-либо признаке, на основании установленного их сходства в других признаках. Аналогия с простым позволяет понять более сложное. Так, по аналогии с искусственным отбором лучших пород домашних животных Ч. Дарвин открыл закон естественного отбора в животном и растительном мире.

Моделирование - воспроизведение свойств объекта познания на специально устроенном его аналоге - модели. Модели могут быть реальными (материальными), например, модели самолетов, макеты зданий, фотографии, протезы, куклы и т.п. и идеальными (абстрактными), создаваемые средствами языка (как естественного человеческого языка, так и специальных языков, например, языком математики. В этом случае мы имеем математическую модель. Обычно это система уравнений, описывающая взаимосвязи в изучаемой системе.

Исторический метод подразумевает воспроизведение истории изучаемого объекта во всей своей многогранности, с учетом всех деталей и случайностей. Логический метод - это, по сути, логическое воспроизведение истории изучаемого объекта. При этом история эта освобождается от всего случайного, несущественного, т.е. это как бы тот же исторический метод, но освобожденный от его исторической формы.

Классификация - распределение тех или иных объектов по классам (отделам, разрядам) в зависимости от их общих признаков, фиксирующее закономерные связи между классами объектов в единой системе конкретной отрасли знания. Становление каждой науки связано с созданием классификаций изучаемых объектов, явлений.

Классификация - это процесс упорядочивания информации. В процессе изучения новых объектов в отношении каждого такого объекта делается вывод: принадлежит ли он к уже установленным классификационным группам. В некоторых случаях при этом обнаруживается необходимость перестройки системы классификации. Существует специальная теория классификации - таксономия. Она рассматривает принципы классификации и систематизации сложноорганизованных областей действительности, имеющих обычно иерархическое строение (органический мир, объекты географии, геологии и т.п.).

Одной из первых классификаций в естествознании явилась классификация растительного и животного мира выдающегося шведского натуралиста Карла Линнея (1707-1778). Для представителей живой природы он установил определенную градацию: класс, отряд, род, вид, вариация.

Формы научного знания.

К формам научного знания относят проблемы, научные факты, гипотезы, теории, идеи, принципы, категории и законы (см. рис.4).

  

          Рис. 4 Формы научного знания.

Факт, как явление действительности, становится научным фактом, если он прошел строгую проверку на истинность. Факты - это наиболее надежные аргументы как для доказательства, так и для опровержения каких-либо теоретических утверждений. И.П. Павлов называл факты «воздухом ученого». Однако при этом надо брать не отдельные факты, а всю, без исключения, совокупность фактов, относящихся к рассматриваемому вопросу. В противном случае возникает подозрение, что факты подобраны произвольно.                                                                                                    Научные проблемы - это осознанные вопросы, для ответа на которые имеющихся знаний недостаточно. Ее можно определить и как «знание о незнании».                                                                                                            Научная гипотеза - такое предположительное знание, истинность или ложность которого еще не доказано, но которое выдвигается не произвольно, а при соблюдении ряда требований, к которым относятся следующие:

1. Отсутствие противоречий. Основные положение предлагаемой гипотезы не должны противоречить известным и проверенным фактам. (При этом следует учитывать, что бывают и ложные факты, которые сами нуждаются в проверке).

2. Соответствие новой гипотезы надежно установленным теориям. Так, после открытия закона сохранения и превращения энергии все новые предложения о создании «вечного двигателя» более не рассматриваются.

3. Доступность выдвигаемой гипотезы экспериментальной проверке, хотя бы в принципе (см. ниже - принцип верифицируемости).

4. Максимальная простота гипотезы.

Категории науки - это наиболее общие понятия теории, характеризующие существенные свойства объекта теории, предметов и явлений объективного мира. Например, важнейшими категориями являются материя, пространство, время, движение, причинность, качество, количество, причинность.           Законы науки отражают существенные связи явлений в форме теоретических утверждений. Принципы и законы выражаются через соотношение двух и более категорий.                                                         Научные принципы - наиболее общие и важные фундаментальные положения теории. Научные принципы играют роль исходных, первичных посылок и закладываются в фундамент создаваемых теорий. Содержание принципов раскрываются в совокупности законов и категорий.              Научные концепции - наиболее общие и важные фундаментальные положения теорий.                                                                                           Научная теория - это систематизированные знания в их совокупности. Научные теории объясняют множество накопленных научных фактов и описывают определенный фрагмент реальности (например, электрические явления, механическое движение, превращение веществ, эволюцию видов и т.п.) посредством системы законов.                                                              Главное отличие теории от гипотезы - достоверность, доказанность.  Теория в строго научном смысле - это система уже подтвержденного знания, всесторонне раскрывающая структуру, функционирование и развитие изучаемого объекта, взаимоотношение всех его элементов, сторон и теорий.

Научная теория должна выполнять две важнейшие функции, первой из которых является объяснение фактов, а вторая - предсказание новых, еще неизвестных фактов и характеризующих их закономерностей.

Научная теория - одна из наиболее устойчивых форм научного знания, но и они претерпевают изменения вслед за накоплением новых фактов. Когда изменения затрагивают фундаментальные принципы теории, происходит переход к новым принципам, а , следовательно, к новой теории. Изменения же в наиболее общих теориях, приводят к качественным изменениям всей системы теоретического знания, в результате чего происходят глобальные естественнонаучные революции и меняется научная картина мира.

Научная картина мира - это система научных теорий, описывающая реальность. Подробнее о научных картинах мира, их эволюции будет сказано в следующей лекции.

Литература

1. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. Практикум. - М.: Культура и спорт. Изд. объединение «ЮНИТИ», 1998.

2. Солопов Е.Ф. Концепции современного естествознания. - М.: Владос, 1998.

3. Концепции современного естествознания. \под ред. С.И. Самыгина.- Ростов н/Д: «Феникс», 1999.

4./STUDY/BIBLIOTEC/PHILOSOPHY_OF_SCIENCE/HOLTON/lgenauka1.htm

[1] Ф. Бэкон () - английский философ и естествоиспытатель

[2] Слово «метафизика» (<греч. после физики) имеет несколько значений, в частности, философское учение о наиболее общих основах бытия, в том числе и существования человека, выраженное в отвлеченных, не выводимых непосредственно из опыта, понятиях

[3] Теорией часто называют и гипотезу, и любую концепцию или совокупность взглядов, даже заведомо ложных (например, расистская теория, теория)

Лекция 3. Методика написания и оформления магистерской            диссертации.         

Оформление магистерской диссертации.

           1. Методика написания   магистерской диссертации.

            Общие принципы построения текста. Вопреки широко распростра­ненному мнению, приступая к написанию работы, нельзя сразу писать ее начало – введение. Введение к работе – наиболее ответственная часть текста, в которой должны отражаться все его достоинства, элементы новизны, выно­симые на защиту положения. Все это может окончательно выкрис­таллизоваться на последнем этапе работы, когда достигнута полная ясность в понимании выбранной темы. Необходимо начинать с ос­новной части текста, добиться ее оптимального варианта, а затем только переходить к введению и заключению.

Основная часть работы должна составлять не менее 70% ее полного объема. Она неизбежно делится на главы и параграфы в соответствии с логической структурой изложения. Каждая глава состоит из двух параграфов, не менее. Же­лательно, чтобы главы (и соответственно параграфы) были примерно одинаковыми по объему.

Логическая структура работы вырисовывается далеко не сразу. Для того чтобы она стала предельно ясной, вы должны мыс­ленно смакетировать работу как логическое целое, построенное в виде развернутого доказательства положений, которые выносятся на защиту. Сначала такой «макет» целесообразно разрабатывать в форме плана, размышляя над правильным наименованием и распо­ложением отдельных параграфов.

Членение работы на главы и параграфы должно служить логике раскрытия темы. Поэтому, с одной стороны, не следует вводить в план структурные единицы, содержательно выходящие за рамки темы или связанные с ней лишь косвенно, а с другой стороны, пункты плана должны структурно полностью раскрывать тему. План работы – это как бы логический скелет изложения, и в этом скелете все должно быть на своем месте.

Главы – это основные структурные единицы текста. Название каждой из них нужно сформулировать так, чтобы оно не оказалось шире темы по объему содержания и равновелико ей, так как глава представляет собой только один из аспектов темы и назва­ние должно отражать эту подчиненность.

После составления плана можно приступать к черновому написа­нию текста. Достаточно большой объем работы подсказывает, что текст лучше писать не целиком, а небольшими частями, причем каж­дая из них должна вписываться в общую интеллектуальную фабулу работы.

Конечно, не существует стандарта композиции научного труда. Каждый автор сам выбирает порядок организации на­учных материалов. Однако выработались определенные общие тре­бования к их композиционной структуре. Работа должна содержать следующие эле­менты:

1. Титульный лист.

2.  Оглавление.

3.  Введение.

4.  Главы основной части.

5.  Заключение.

6.  Библиографический список.

7.  Приложения.

Титульный лист является первой страницей работы и заполняется по строго определенным правилам.

В верхнем поле указывается полное наименование учебного заве­дения или научной организации. Верхнее поле с указанным текстом отделяется от остальной площади титульного листа сплошной чертой.

Далее указываются фамилия, имя и отчество автора (в име­нительном падеже).

В среднем поле дается заглавие работы, которое проводится без слова «тема» и в кавычки не заключается.

Далее, ближе к правому краю титульного листа указываются фа­милия и инициалы научного руководителя, а также его ученое звание и ученая степень.

В нижнем поле указываются место выполнения работы и год ее написания (без слова «год»).

После титульного листа помещается оглавление, в котором приводятся заголовки всех глав, параграфов и более мелких рубрик работы и указываются страницы, с которых они начина­ются. Заголовки в оглавлении должны точно повторять заголовки в тексте. Нельзя сокращать или давать их в другой формулировке, пос­ледовательности и соподчиненности по сравнению с заголовками в тексте.

Заголовки одинаковых ступеней рубрикации следует располагать друг под другом. Заголовки каждой последующей ступени смещают на три – пять знаков вправо по отношению к заголовкам предыдущей ступени. Все заголовки начинают с прописной буквы, точку в конце заголовка не ставят. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столб­це оглавления.

Введение представляет собой наиболее ответственную часть работы, поскольку содержит в сжатой форме все фундаментальные положения, обоснованию которых она посвящена. Это ак­туальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач, объект и предмет исследования, избранный метод (методы) исследо­вания, теоретическая значимость и прикладная ценность полученных результатов, а также положения, выносимые на защиту.

По поводу актуальности темы уже достаточно было сказано выше. С точки зрения композиционной структуры работы обо­снование актуальности темы должно содержать объяснение того, почему к данной теме целесообразно обратиться именно сейчас, какова научная и практическая необходимость, в каком состоянии находятся современ­ные научные представления о предмете исследования.

За обоснованием актуальности должно следовать рассмотрение степени научной разработанности проблемы. Здесь нужно пере­числить прошлых и современных, отечественных и зарубежных уче­ных, занимавшихся данной проблемой в различных ракурсах, указать недостаточно освещенные пункты. Обосновать обращение именно к этой теме можно, например, недостаточной ее исследованностью.

Далее формулируются объект и предмет ис­следования (см. тему 1). Объект (научного исследования) – это избранный эле­мент реальности, который обладает очевидными границами, относи­тельной автономностью существования и как-то проявляет свою отделенность от окружающей его среды. Объект порождает проблем­ную ситуацию и избирается для изучения. Предмет (научного иссле­дования) – логическое описание объекта, избирательность которого определена предпочтениями исследователя в выборе.точки (мыслен­ного) обзора, аспекта, «среза», отдельных проявлений наблюдаемого сегмента реальности.

Основная часть работы по объему должна составлять примерно 70% всего текста и согласовываться в своей структуре с планом работы. Здесь подробно излагаются ход вашего исследования, обо­сновываются и формулируются его промежуточные результаты. Принципиальными требованиями к основной части являются доказа­тельность, последовательность, отсутствие в ней лишнего, необяза­тельного и загромождающего текст материала.

Заключительная часть работы (заключение) должна со­держать выводы, сделанные по результатам всей работы. Эта часть, самая небольшая по объему, имеет особую важность, поскольку именно здесь в завершенной и логически безупречной форме должны быть представлены итоговые результаты вашего труда. В заключении необходимо соотнести полученные выводы с целями и задачами, поставленными во введении, соединить в единое целое извлеченные выводы, оценить успешность собственной работы. Иногда целесообраз­но построить текст заключения как перечень выводов, разбив его на пункты, каждый из которых – выделение и обоснование одного кон­кретного вывода. Если работа наряду с теоретическими результатами имеет и практические следствия, это также нужно оговорить в за­ключении. Кроме того, следует оценить открывающуюся на основе результатов работы перспективу дальнейших исследований по данной теме, очертить встающие в этой связи новые задачи, охарактеризовать имеющиеся побочные результаты и идеи и оценить возможные пер­спективы их научного развития.

Вслед за заключением обычно приводится библиографический список использованной литературы. Это перечень литературных источников, использованных автором в ходе работы над темой. Каждый включенный в такой список литературный источник не­обходимо отразить в работе. При ссылке на какие-то факты, взятые из работ других авторов, следует обязательно указать в подстрочной сноске, откуда взяты приведенные материалы. Не стоит включать в библиографический список те источники, на которые нет ссылок в тексте диссертации, а также энциклопедии, справочники, научно-популярные книги, газеты. Если есть необходимость в использовании таких изданий, то следует при­вести их в подстрочных ссылках.

Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загро­мождают текст основной части работы, помещают в приложе­нии.

По содержанию приложения очень разнообразны: копии подлин­ных документов, выдержки из отчетных материалов, отдельные положения из инструкций и пра­вил, ранее неопубликованные тексты, анкеты и т.п. По форме при­ложения могут представлять собой текст, таблицы, графики, карты.

Приложения помещаются в конце работы. Каждое приложе­ние должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в пра­вом верхнем углу слова «Приложение» и иметь тематический заго­ловок. При наличии в работе более одного приложения они ну­меруются арабскими цифрами (без знака №), например: «Прило­жение 1», «Приложение 2» и т.д. Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна продолжать общую нумерацию страниц основного текста.

Связь основного текста с приложениями осуществляется посред­ством ссылок, которые употребляются со словом «смотри»; напри­мер: (см. приложение 1).

Рубрикация текста. Текст работы, как всякий текст, должен делиться на крупные и мелкие части. Такое деление, или рубрикация текста, проявляется в наличии структурных подразделов – глав и параграфов, имеющих заголовки и пронумерованных римскими и арабскими цифрами; более мелкие рубрики, чем параграф, помеча­ются буквами русского или латинского алфавита. Простейшим видом рубрикации является деление текста внутри самостоятельной едини­цы – параграфа или подпараграфа с помощью абзацев – отступов вправо в строке при начале новой смысловой части. Абзацы позво­ляют более зримо обозначить логические переходы внутритекстуального характера. Поэтому их можно рассматривать как композицион­ный прием, направленный на выделение логических акцентов, кото­рые невозможно выделить другими способами. Логическая целост­ность высказывания, присущая абзацу, способствует лучшему вос­приятию текста. Поэтому правильная разбивка текста работы на абзацы существенно облегчает ее чтение и осмысление.

Деление на более крупные части работы диктуется внутренней логикой текста. Например, если глава делится на параграфы, пос­ледние не должны дублировать друг друга по смыслу, но в своей сумме должны полностью исчерпывать содержание главы в целом.

Деление главы на параграфы должно осуществляться на протя­жении всей главы по одному и тому же признаку. Параграфы, на которые делится глава, не должны сами соотно­ситься друг с другом как часть и целое.

Главы и параграфы должны быть озаглавлены так, чтобы название точно соответствовало содержанию текста. В заголовках следует из­бегать узкоспециальных терминов, сокращений, аббревиатур, мате­матических формул. Заголовки должны быть достаточно краткими, т.е. не содержать лишних слов, но в то же время они не должны состоять из одного слова. Односложный заголовок утрачивает конкретность и приобретает нежелательную для отдельной главы или параграфа широту. Не следует растягивать название главы или пара­графа на несколько строк, даже если иначе трудно передать содер­жание главы с достаточной точностью.

Главы и параграфы должны быть пронумерованы. Для этого используются римские и арабские цифры, прописные и строчные буквы в сочетании с делением на абзацы. Например, части нумеруются с использованием порядковых числительных (часть первая), разде­лы – с использованием прописных букв, главы – римских цифр, параграфы – арабских цифр. Рубрики внутри текста организуются с помощью русских или латинских строчных букв. В последнее время входит «в моду» чисто цифровая нумерация, когда самые крупные части нумеруются одной цифрой, их подразделы – двумя цифрами: номером части и номером раздела (например, раздел 2.1), пара­графы – тремя цифрами (2.1.3). Такая система допускает отсутствие слов «часть», раздел», «глава», «параграф».

Методика изложения содержания и стилистика. Принципиальное значение имеет то, как подан и как выражен в языке представляемый материал. Удачное изложение и грамотный литературный язык сами по себе являются достоинством и способны замаскировать недостатки работы и подчеркнуть ее удачные моменты. Невыигрышная подача текста, неряшливый или стилистически неграмотный язык, а тем более наличие в тексте грамматических ошибок могут испортить впе­чатление от самой талантливой и оригинальной работы.

Способы изложения материала весьма разно­образны. Это может быть изложение в виде развернутого доказа­тельства сформулированной в начале работы гипотезы, когда вся работа представляет собой как бы расширенное подробное единое доказательство. Можно поступить наоборот: вначале формулируется задача исследования, а затем начинается движение от нее к конечному выводу. Изложение может быть дедуктивным, т.е. направленным от общих аксиоматических положений к анализу частных случаев, и ин­дуктивным – направленным от эмпирических случаев, эксперимен­тальных данных к теоретическим обобщениям. Наконец, изложение может быть описательным, когда автор старается скорее показать факты, чем сделать из них какие-то широкомасштабные выводы; в таких случаях факты должны быть поданы так, чтобы они говорили сами за себя. Значительное место занимает хронологический способ изложения, когда научные факты излагаются в определенной времен­ной последовательности.

Если способ изложения раскрывает научную культуру автора, то его общую культуру характеризует уровень языка и стиля. Стилис­тические требования, предъявляемые к научной работе, складываются из двух компонентов – требований современного русского литера­турного языка и требований так называемого академического этикета.

Наиболее характерной особенностью языка письменной научной речи является формально-логическое изложение материала, т.е. по­строение изложения в форме рассуждений и доказательств. Акаде­мический этикет требует исчерпывающей доказательности выдвину­тых положений, смысловой законченности, целостности и связности текста. Это достигается с помощью специальных языко­вых средств выражения логических связей. Среди таких средств сле­дует назвать функциональные связки (преимущественно вводные слова и обороты): последовательность развития мысли выражается словами «вначале», «прежде всего», «затем», «во-первых», «во-вто­рых», «значит», «итак» и др.; противоречивые отношения – словами «однако», «между тем», «в то время как», «тем не менее»; причин­но-следственные отношения – словами «следовательно», «поэто­му», «благодаря этому», «сообразно с этим», «вследствие этого», «кроме того», «к тому же»; переход от одной мысли к другой – «прежде чем перейти к...», «обратимся к...», «рассмотрим», «остановимся на...», «рассмотрев, перейдем к...», «необходимо остано­виться на...» и др.; итог выражается словами «итак», «таким обра­зом», «значит», «в заключение отметим», «все сказанное позволяет сделать вывод», «подведя итог», «следует сказать» и т.д.

Подобные слова и обороты не всегда украшают изложение, но стилистически приемлемы и необходимы в научном тексте. Напри­мер, если автор начинает абзац словами «действительно» или «в самом деле», читатель сразу настраивается на восприятие последу­ющего текста как доказательства положений, изложенных выше, а слова «впрочем», «напротив», «с другой стороны» настраивают на ожидание противопоставления нижеследующего сказанному выше.

Иногда подобные слова дополнительно несут функцию рубрикации текста, поскольку способствуют более глубокому логическому струк­турированию.

Научный текст отличает прагматическая направленность на ко­нечный результат. Поэтому в научном исследовании слово­употребление должно быть максимально точным, лишенным специ­альных стилистических украшений. Такой текст не требует художе­ственности, эпитетов и метафор, эмоциональных средств выражения. Принципиальную роль в научном тексте играют специальные терми­ны, которые нужно употреблять в их точном значении, умело и к месту. Нельзя смешивать терминологию различных наук. Помимо единичных слов-терминов в научном тексте используются устойчивые фразеологические обороты, превратившиеся в своего рода термины. Таковы устойчивые сочетания типа «со­циальный институт», «экономическое регулирование» и т.д.

Характеризуя синтаксический строй научного текста, необходи­мо отметить, что логическая цельность и связанность его частей тре­бует широкого использования сложных предложений. Им присуща разветвленная синтаксическая структура с обилием связок и союзов. Превалируют сложноподчиненные предложения, поскольку они более гибко отражают логические связи внутри текста. Автор не должен стремиться упростить синтаксис своей работы, так как это влечет за собой потерю необходимой логической динамики. Не сле­дует понимать требования простоты и ясности изложения как призыв максимально упростить синтаксис. В то же время синтаксическая структура предложений не должна быть чрезмерно сложной, такой, когда читатель, дойдя до конца фразы, забывал бы, с чего она началась. Нужна оптимальная синтаксическая модель.

Стиль научного исследования – это стиль безличного монолога, лишен­ного эмоциональной и субъективной окраски. Не принято исполь­зовать местоимение первого лица единственного числа «я», точку зрения автора обычно отражает местоимение «мы», например: «нами установлено», «мы приходим к выводу» и т.д. Для того чтобы разнообразить текст, конструкции с местоимением «мы» могут заменяться неопределенно-личными предложениями; например, «к проблеме социализации подходят с различных точек зрения». Используются также изложение авторской позиции от третьего лица («автор полагает, что...») и страдательный залог («раз­работан феноменологический подход к проблеме»).

Принцип точности научной речи должен быть ведущим прин­ципом написания научной работы. Лексические ошибки, связанные с не­правильным выбором слов, чреваты смысловым искажением и по­тому значительно ухудшают текст. Естественно, что текст становится менее читабельным и при излишней книжной витиеватости языка, и при избыточном и не вполне семантически грамотном использо­вании иностранных слов. Текст должен отвечать требованию единства терминологии, т.е. терминологического единообразия.

Помимо точности словоупотребления научный текст требует яс­ности изложения. Нередко в тех случаях, когда сам автор не вполне четко понимает, что он хочет сказать, он формулирует свою мысль намеренно неясно. Это особенно характерно для авторов, кото­рые считают, что наукообразие и научность – одно и то же, и поэтому пересыпают свой текст излишними наукообразными оборотами и тер­минами.

Еще одним требованием, предъявляемым к научному тексту, яв­ляется краткость. Это не означает, что предложения в тексте долж­ны быть односложными. Просто не следует использовать слова и выражения, которые не имеют смысловой нагрузки, а также повто­ры, слова-паразиты, излишнюю конкретизацию. Принципы краткости и ясности нарушаются, в частности, в тех случаях, когда автор неоправданно употребляет слова иностран­ного происхождения там, где их функцию вполне могли бы выполнить обычные слова русского языка. Засоряют научную речь и канцелярские обороты, более уместные в юридических документах.

Как уже говорилось выше, стиль служит показателем как общей культуры автора, так и степени его проникновения в суть про­блемы. Поэтому очень важно добиться максимально возможного стилистического уровня текста научного исследования.

Вопросы для самоконтроля:

1. Каковы основные этапы проведения исследования?

2. В чем состоит цель обзора литературы?

3. Охарактеризуйте содержания введения и заключения к работе.

4. Каковы требования к названиям глав и параграфов работы?

5. Назовите известные вам особенности научной речи.

Оформление магистерской диссертации.

Общие требования. Научные работы относятся к текстовым документам, со­держащим сплошной текст, унифицированный текст (текст, разбитый на графы-таблицы, ведомости, спецификации и т. п.) и иллюстрации (схемы, диаграммы, графики и т. п.).

Текстовые документы выполняют на белой бумаге фор­мата А4 (210x297 мм), соблюдая следующие размеры полей: левое – 30 мм; правое – 10 мм, нижнее – 20 мм, верх­нее – 15 мм, на одной стороне листа.

Нумерация страниц, разделов, подразделов, пунктов, подпунктов, рисунков, таблиц, формул, приложений осуществляется арабскими цифрами без знака №.

Страницы работы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту, страницы проставляют на верхнем поле листа.

Текст основной части работы делят на разделы, подразделы, пункты и подпункты.

Заголовки структурных частей работ «СОДЕРЖАНИЕ», «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕ­НИЕ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ», «ПРИЛОЖЕНИЯ» и заголовки разделов основной части сле­дует располагать в середине строки без точки в конце и печатать прописными буквами, не подчеркивая.

Заголовки подразделов и пунктов печатают строчными буквами (первая – прописная) с абзаца и без точки в конце. Если заголовок включает несколько предложений, их раз­деляют точками. Переносы слов в заголовках не допускаются.

Каждую структурную часть рабо­ты и заголовки разделов основной части необходимо начинать с новой страницы.

Разделы нумеруют по порядку. Пункты должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждого раздела или подраздела. Номер пункта включает номер раздела и порядковый номер подраздела, подпункта, разделенные точкой, например: 1.1, 1.2, или 1.1.2 и т. д.

Оформление некоторых частей работы. Оглавление выполняет две функции – дает представление о тематическом содержании работы и ее структуре, а также помогает читателю быстро найти в тексте нужное место.

Оглавление должно охватывать все части и рубрики работы. Названия заголовков глав и пунктов в оглавлении пере­числяются в той же последовательности и в тех же форму­лировках, как и в тексте работы. При этом слово «глава» может не приводиться. Достаточно указания номера соот­ветствующей части работы.

Приложение – это часть основного текста, которая имеет дополнительное (обычно справочное) значение, но является необходимой для более полного освещения темы. По содержанию приложения очень разнообразны. Это, например, могут быть копии подлинных документов, выдержки из отчетных материалов, отдельные положения из инструкций и правил, ранее не опубликованные тексты и т. д. По форме они могут представлять собой текст, таблицы, графики и т.д.

Приложения оформляются как продолжение работы на последних ее страницах.

Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова «Прило­жение» и иметь тематический заголовок. При наличии более одного приложения они нумеруются араб­скими цифрами (без знака №), например: «Приложение I», «Приложение 2» и т. д. Нумерация страниц, на которых да­ются приложения, должна быть сквозной и продолжать об­щую нумерацию страниц основного текста.

Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом «смотри»; оно обычно сокращается и заключается вместе с цифрой в круглые скобки по форме: (см. приложение 5).

Таблицы. Цифровой материал, когда его много или когда имеется необходимость в сопоставлении и выводе определенных закономерностей, оформляют в научной работе в виде таб­лиц.

По содержанию таблицы делятся на аналитические и

неаналитические. Аналитические таблицы являются результа­том обработки и анализа цифровых показателей. Как прави­ло, после таких таблиц делается обобщение, которое вводится в текст словами: «таблица позволяет сделать вывод, что...», «из таблицы видно, что...», «таблица позволяет заключить, что...» и т. п. Часто таблицы дают возможность выявить и сформулировать определенные закономерности.

В неаналитических таблицах помещаются, как правило, необработанные статистические данные, необходимые лишь для информации или констатации.

Обычно таблица состоит из следующих элементов: порядкового номера и тематического заголовка; боковика; заголов­ков вертикальных граф (головки); горизонтальных и верти­кальных граф (основной части, т. е. прографки).

Логика построения таблицы должна быть такова, что ее логический субъект, или подлежащее (обозначение тех пред­метов, которые в ней характеризуются), должен быть распо­ложен в боковике, или в головке, или в них обоих, но не в прографке, а логический предмет таблицы, или сказуемое (т. е. данные, которыми характеризуется подлежащее) – в прографке, но не в головке или боковике. Каждый заголовок над графой должен относиться ко всем данным в этой графе, а каждый заголовок строки в боковике – ко всем данным этой строки.

Все таблицы, если их несколько, нумеруют арабскими цифрами в пределах всего текста. Над правым верхним углом таблицы помещают надпись «Таблица...» с указанием поряд­кового номера таблицы (например «Таблица 4») без значке № перед цифрой и точки после нее. Если в тексте научной рабо­ты только одна таблица, то номер ей не присваивается и слово «таблица» не пишут. Таблицы снабжают тематически­ми заголовками, которые располагают посередине страницы и пишут с прописной буквы без точки на конце.

При переносе таблицы на следующую страницу головку таблицы следует повторить и над ней поместить слова «Про­должение таблицы …». Если головка громоздкая, допускается ее не повторять. В этом случае пронумеровывают графы и повторяют их нумерацию на следующей странице. Заголовок таблицы не повторяют.

Не допускается помещать в текст научной работы без ссылки на источник те таблицы, данные которых уже были опубликованы в печати.

Правила оформления библиографического списка. Сегодня в России существует система государственных стандартов, регламентирующих библиографическое описание:

− ГОСТ 7.1-2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления (является основным стандартом, регламентирующим описание всех произведений печати и неопубликованных документов);

− ГОСТ 7.82-2001. Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления (регламентирует описание Интернет-ресурсов и электронных ресурсов локального доступа – CD ROM и др.).

− ГОСТ 7.80-2000. Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления;

− ГОСТ 7.12-93. Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке. Общие требования и правила.

Типовые примеры описания документов в библиографических списках. Необходимо обратить внимание на то, что прописные буквы применяют в соответствии с правилами грамматики языка, на котором составлено библиографическое описание. С прописных букв начинают первое слово каждой области (область заглавия и сведений об ответственности, область издания, область выходных данных и т.д.; каждой области, кроме первой, предшествует знак точка и тире), а также первое слово любого заглавия. Все остальные элементы записывают со строчной буквы (ГОСТ 7.1-2003, п. 4.11.1).

 

Например:

Гражданский процесс : учеб. для вузов / отв. ред. В .В. Ярков

Опыт европейского федерализма: история и современность / под ред. Е. Ю. Поляковой

 

1. ОФИЦИАЛЬНЫЕ ИЗДАНИЯ:

Нормативные правовые акты располагаются в соответствии с их юридической силой:

 

Конституция Российской Федерации. – М. : ИНФРА-М, 2007. – 48 с.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. – М. : Омега-Л, 2007. – 304 с.

Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации : федер. закон. – М. : ИНФРА-М, 2006. – 120 с.

Закон Республики Башкортостан о статусе депутата Государственного Собрания – Курултая – Республики Башкортостан. – Уфа : ИПК при АП РБ, 2003. – 35 с.

 

2. КНИГИ 1-3-Х АВТОРОВ:

В заголовке основной записи приводят фамилию первого автора. Фамилии всех авторов (одного, двух, трех) указывают в сведениях об ответственности, за косой чертой. Знак «запятая» в заголовке описания (после фамилии автора) допускается не ставить.

 

Спиркин, А. Г. Философия : учеб. для вузов / Спиркин А. Г. – М. : Гардарики, 2007. – 368 с.

Хадиев, М. История башкир / М. Хадиев, А. Фахретдинов. – Уфа : Китап ; Казань : Умидъ, 2007. – 136 с.

Тарасевич, Л. С. Макроэкономика : учебник / Л. С. Тарасевич, П. И. Гребенников, А. И. Леусский. – 6-е изд., испр. и доп. – М. : Высш. образование, 2005. – 654 с.

 

3. КНИГИ 4-Х И БОЛЕЕ АВТОРОВ:

На книги четырех и более авторов составляют описание под заглавием.

В сведениях об ответственности приводят не более четырех фамилий авторов. Если авторов более четырех, приводят фамилии трех с добавлением слов «и др.».

 

Самое главное в PR : пер. с англ. / У. Аги, Г. Кэмерон, Ф. Олт, Д. Уилкокс. – СПб. : Питер, 2005. – 560 с. – (Серия «Маркетинг для профессионалов»).

История государственного управления в России : учеб. для вузов / под общ. ред. В. Г. Игнатова,: авт. коллектив Игнатов В. Г., Данилов А. Г., Кислицын С. А. [ и др.]. – Изд. 4-е, прераб. и доп. – Ростов н/Д : Феникс, 2005. – 640 с. – (Высшее образование).

 

4. МНОГОТОМНОЕ ИЗДАНИЕ:

Или

Новая философская энциклопедия. В 4 т. Т. 3. / Ин-т философии РАН ; науч.-ред. совет : В. С. Степин, А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, А. П. Огурцов. – М. : Мысль, 2001. – 692 с.

 

6. ДИССЕРТАЦИИ И АВТОРЕФЕРАТЫ ДИССЕРТАЦИЙ:

Маслов, Г. А. Формирование инновационного потенциала региона и оценка его уровня : дис. …канд. экон. наук : 08.00.05 / Маслов Г. А. – Уфа, 2007. – 189 с. – Библиогр.: с. 158–165.

Иванова, М. Е. Организационная культура как фактор эффективности деятельности специалистов : автореф. дис…. канд. социол. наук : 22.00.08 / Иванова М. Е. – Уфа, 2007. – 20 с.

 

7. ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ:

Электронные ресурсы локального доступа:

Образцы правовых документов [Электронный ресурс] : электрон. правовой справ. KODCD23. – СПб. : Кодекс, 2006. – 1 CD диск, 12 см.

Электронные ресурсы удаленного доступа:

Образование: исследовано в мире [Электронный ресурс] : междунар. науч. пед. Интернет-журнал с библиотекой-депозитарием = oim.ru. – М. : OIM.RU, 2000– 2001.– Режим доступа: WWW. URL: http:// www.oim.ru/. – 10.02.2001. – Загл. с экрана.

AUR.RU : Административно-управленческий портал [Электронный ресурс]. – М., 2002. – Режим доступа: http :// www . aup . ru / articles / marketing /17. htm . – Загл. с экрана.

Тайиб, М. Афганистан в вопросах и ответах [Электронный ресурс] / М. Тайиб. – Режим доступа: http://www.islam.ru. – Загл. с экрана.

Организация науки в РФ

2.Структура Российской академии наук

Лекция 1. Основные понятия науки и научной деятельности.

Науки и научная деятельность. Дифференциация и интеграция науки.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 285.