Актуальность и основные положения проблемы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Современные концепции образования, направленные на реализацию гуманистической профессиональной парадигмы, ориентируют на целостное развитие человека, раскрытие качественного своеобразия его творческой индивидуальности. В соответствии с этим современные требования в развитии педагогической технологии выдвигают на первый план необходимость пересмотра и изменения традиционно сложившихся способов преподавания в школе наук как набора практически не связанных или слабо связанных между собой отдельных школьных предметов. Появляются тенденции к широкой интеграции в содержании и структуре образовательного процесса, что проявляется в нескольких взаимосвязанных аспектах: в научных исследованиях на первый план все более выдвигается анализ всех процессов в природе и обществе как сложных взаимосвязей; в практике все больше усиливается тенденция к синтезу знаний, их взаимопроникновению.

Особое место в интеграции занимают предметы художественно-эстетического цикла, поскольку их объединяет сама сущностная природа предмета (формообразующая и содержательная основа, композиционная и метроритмическая структура, звуковая фактура и цветовая палитра, эмоциональная окрашенность и т.д.) - каждый подчиняется общим законам, присущим в свою очередь каждому отдельно взятому виду .

 В то же время, обладая специфическими свойствами, они органично дополняют и гармонизуют друг друга, поскольку «говорят» об одних и тех же явлениях, где природа, история, сказка, поэзия – это звук, цвет, форма, действие.

Однако анализ преподавания предметов художественно-эстетического цикла в образовательных учреждениях показывает, что их духовно-ценностный и творческий потенциал реализуется крайне ограниченно. Это во многом обусловливается разобщенностью существования предметов гуманитарного и общеобразовательного цикла, недостаточностью внимания к их роли в воспитании и развитии чувств и эмоций у детей. Новый подход к преподаванию этих предметов, основанный на принципах межпредметной интеграции, может стать условием гармоничного развития лисности (как учащихся, так и педагога).

Многообразие и вариативность системы образования, гибкость образовательных структур усиливает потребность в подготовке личности педагога-профессионала, ориентированного на современные направления образования, способного осуществлять многоаспектную образовательную деятельность.

Идея интеграции в культурном аспекте образования создает условия для разработки иного механизма организации педагогического процесса и возможности введения новых технологий и форм в образовании. Однако анализ теоретической литературы, изучение педагогического опыта показывают неразработанность данной проблемы, особенно ее технологических аспектов, а это вызывает закономерные трудности у практиков.

Ценностные установки данной программы нацелены на выявление философской и технологической сущности понятия “интеграция”, что даст возможность педагогу пройти всю технологическую цепочку (от рождения идеи до конечного результата) по созданию интегрированного урока-события или праздника в школе, объединяющего учителей разных образовательных областей. Работая в группе, каждый слушатель получает возможность осознать себя членом команды, равноценным звеном мультикультурной среды.

Овладение приемами интеграции дает педагогу возможность приобщения к особой форме культуросообразной деятельности в системе образования, в которой важно не только сохранять культурные нормы и транслировать культурную информацию, но и создавать условия для самоопределения педагога и учащихся в пространстве культуры, позволяющем создавать новые образцы. Результатом решения данной проблемы должен стать определенный уровень развития поликультурного сознания, влияющего на создание субъектного эмоционального переживания, формирование эстетических потребностей.

В данном контексте образовательной парадигмы задачи авторов и слушателей едины: стремление к максимальной реализации своих возможностей, открытость для восприятия нового (иного) опыта и самовыражения, способность к выбору осознанного решения в разнообразных образовательных ситуациях, адекватность самому себе и окружающему миру природы, людей, вещей.

В связи с этим важной составляющей организации взаимодействия на занятиях является создание в группе атмосферы уважения и доверия друг к другу, где право педагога на собственную точку зрения, право на ошибку становится основой «ситуации успеха».

Данная программа повышения квалификации (ее структура, содержание, формы, приемы взаимодействия слушателей в группе, с одной стороны, и руководителя со слушателями, с другой) позволяет вовлекать участников в творческий процесс решения задачи, индивидуальный по стилю, культуроемкий по форме. Она дает возможность слушателям действовать в «предлагаемых обстоятельствах», рефлектировать свои действия и свое взаимодействие в круге слушателей посредством освоения технологии интеграции, а также актуализировать ценностные ориентации: гуманность, толерантность, партнерство, диалог, событийность, развитие, изменение, культуросообразность, продуктивность.

Авторами используются принятые в системе образования технологии проблемного обучения (И.Лернер, М.Махмутов), эвристического обучения (А.Хуторской), развивающего обучения (В.Давыдов, Б.Эльконин, Л.Занков). Однако использование методов театральной педагогики в организации урока, во взаимодействии с ребенком, в создании событийного подхода к занятию и адаптации этой инновационной технологии к системе начальной школы является новой, авторской.

Авторы показывают необходимость иной организации учебного пространства, где во взаимодействии основного и дополнительного образования осуществляются межпредметные связи и полисистемные способы деятельности, организуется учебный процесс, актуальный, значимый как для ученика, так и для педагога. В процессе проектировочной работы в методической копилке учителя появятся разнообразные идеи, конспекты занятий, полные или частичные сценарии уроков-праздников.

Цель программы - целостное развитие личности учителя как субъекта педагогической деятельности через освоение им технологии межпредметной интеграции, основанной на принципах театральной педагогики.

Задачи

· ознакомление с теоретическими основами интеграции;

· осознание слушателями значения межпредметной интеграции в гармоничном развитии личности;

· овладение слушателями технологией интегративного преподавания предметов эстетического цикла;

· развитие саморефлексии педагога;

· инициирование потребности и способности к проектному мышлению.

Категория слушателей

Программа предназначена для учителей образовательных областей, включающих предметы: ИЗО, музыка, МХК, история, русский язык, литература; руководителям ШМО по предметам гуманитарного и художественно-эстетического цикла, педагогам дополнительного образования.

Продолжительность курса

Программа рассчитана на 74 часа (из них: 54 часа - аудиторные занятия - 3 сессии по 3-4 дня и 20 часов - самостоятельная работа).

Режим занятий

Учебный день – 6-8 часов по 40 минут (сдвоенные двухчасовые занятия с 5-10-минутными перерывами и одним 45-минутным перерывом на обед).

Средства обучения

1. Для проведения обучения слушателей необходимы:

· оборудованная учебная аудитория (доска, парты, стулья);

· аудио и видеоаппаратура, компьютер;

2. Для участия в учебном процессе слушателям необходимо иметь:

· спортивный костюм;

· учебники и программы по своим предметам;

· бумагу для рисования, карандаш, краски (акварель, гуашь), кисти, цветную бумагу, ножницы, клей, фломастеры.

Формы контроля и управления образовательным процессом

1. Организация образовательного процесса со слушателями

Форма организации работы со слушателями - лекционные и практические занятия. Лекции проводятся, в большей степени, в виде лекции-диалога, лекции-дискуссии, что позволяет актуализировать проблему и активизировать деятельность слушателей.

Практические занятия организуются в виде круглых столов, семинаров-практикумов и театральных тренингов на основе различных видов взаимодействия слушателей (фронтальная, групповая и индивидуальная работа), что позволяет создать условия для личностного творческого развития слушателей, оптимизировать формирование практических навыков организации образовательного процесса через приемы театральной педагогики, дифференцировать формы контроля, инициировать самостоятельную и проектную деятельность.

Самостоятельная работа слушателей

Содержание курса предполагает широкий спектр самостоятельной работы слушателей как на занятиях, так и в межсессионный период по изучению философской, психолого-педагогической, методической литературы, разработке конспектов, самостоятельное проведение уроков интегративного типа (с возможной видеозаписью), проектную работу, разработку интегративных программ по различным учебным предметам, написание рефератов.

2.1. Обязательный блок:

· проведение открытого урока или праздника с учащимися, или представление видеозаписи урока;

· разработка конспекта интегративного урока (праздника-события).

2.2. Вариативный блок:

· написание реферата (темы см.ниже);

· разработка проект-макета творческого продукта: школьная газета, журнал, видеофильм, интер-сайт, мультимедиапродукт, учебная программа и т.п.;

· разработка учебной программы интегративного типа.

Текущий и итоговый контроль

Текущий контроль определяется содержанием обязательного блока и осуществляется в период 2-й и 3-й сессий. Итоговый контроль определяется содержанием вариативного блока и осуществляется в период последней сессии в виде защиты двух творческих проектов (2-х работ) в соответствии с выбранными слушателем формами.



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Наименование тем

Общее

К-во

Часов

В том числе

Теор занятия Практ занятия Самостоят. работа

Дата: 2018-12-28, просмотров: 223.