Актуальность и основные положения проблемы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Профессия учителя – одна из тех редких профессий, где личность педагога, его опыт, характер, мировоззрение являются инструментом профессиональной деятельности. «Я – инструмент свой», - говорил о сущности актерской профессии великий русский актер Михаил Чехов. Эти слова в полной мере можно отнести к профессии учителя. 

Однако сегодня идейно провозглашенные принципы личностно-ориентированного, диалогового взаимодействия с ребенком, принципы обучения, построенные на развитии творческого, а не репродуктивного освоения знаний до сих пор не разработаны как практический инструмент учителя. 

Прежде чем учить творчеству, надо самому понять и почувствовать, что есть творческое состояние, где таятся собственные творческие ресурсы, как их открывать и пополнять и каковы могут быть результаты.

Поиски педагогов-практиков, с одной стороны, и теоретиков, занимающихся проблемами игры в образовании, с другой, привели к пониманию эффективности и необходимости применения в процессе педагогической деятельности учителя опыта театральной педагогики, теоретически и практически охватывающей основные аспекты игры, творческого процесса и продуктивного взаимодействия.

На сегодняшний день театральной педагогикой разработана богатейшая система упражнений и тренингов, развивающих внимание, воображение, ассоциативное мышление, память, способность к действию и другие элементы творчества. Осваивая их, педагог обретает знание механизмов восприятия, взаимодействия, природы творческого процесса.

Применению игровых и театральных технологий в процессе образования посвящены несколько важных методологических работ. Более 10 лет назад сотрудниками научно-исследовательского института, тогда еще носившего название "НИИ художественного воспитания АПН СССР", А. П. Ершовой и В. Букатовым была разработана программа "Социоигровая педагогика". Авторами была предложена оригинальная методика организации познавательной деятельности детей на основе принципов коллективной игры, что способствовало стимулированию учебной мотивации. В центре внимания авторов также тема применения опыта театральной педагогики в деятельности учителя. Кроме этого, А.П. Ершова является автором многочисленных игровых развивающих упражнений для детей, разработанных ею на основе комплекса упражнений, лежащих в основе учебного актерского тренинга.

В рамках программы "Обновление гуманитарного образования в России" в 1993 г. вышло учебное пособие В.А. Ильева "Технология театральной педагогики в формировании реализации замысла школьного урока" для учителей средних школ и студентов педагогических институтов. Эта работа, безусловно, является этапной в области осмысления и методологической разработки применения опыта театральной педагогики в процессе образования. Рассматривая некоторые аспекты игровой природы актерского искусства в связи с вопросами технологии режиссерского построения школьного урока, автор предлагает вниманию учителя методику организации открытого режиссерского действия и методику организации взаимодействия с учащимися с опорой на основы театральной педагогики.

Несмотря на богатый методический материал, разработанный в практике театральной педагогики, а также интересные и важные разработки в области использования опыта театральной педагогики в образовании, до настоящего времени практика подготовки и переподготовки учителей в этом направлении не получила системного характера. 

Методологическим основанием программы «Основы актерского мастерства и режиссуры в профессиональной деятельности учителя» являются системы К.С. Станиславского и М.А. Чехова, получившие свое развитие в трудах О.И.Кнебель, П.М. Ершова, С.В. Гиппиус, Л.П. Новицкой. Они возникли из цели осознанного овладения человеком собственным психофизическим аппаратом, умением соотносить свои действия с действиями партнера, быть собой в условной ситуации, в “предлагаемых обстоятельствах”; из цели познать природу творчества, его механизмы, из желания научиться быть в творческом состоянии по отношению к миру.

В своей основе системы К.С. Станиславского и М. Чехова представляют методологию подготовки и реализации творческого результата.

Изучая природу сценического действия, К.С. Станиславский систематизировал те элементы творчества, которые позволяют сделать это действие целесообразным, продуктивным в обстоятельствах жизни роли. Универсальность подхода К.С. Станиславского, опирающегося в своих исследованиях на природные, психологические закономерности взаимодействия человека с окружающим миром, позволяет говорить о том, что элементы эти должны присутствовать и в процессе педагогического действия в обстоятельствах урока.

К числу творческих элементов относятся:

- внимание к объекту;

- органы восприятия: зрение, слух и др.;

- память на ощущения и создание на ее основе образных видений;

- воображение;

- способность к взаимодействию;

- логичность и последовательность действий и чувств;

- чувство правды;

- вера и наивность,

- ощущение перспективы действия и мысли;

- чувство ритма;

- обаяние, выдержка;

- мышечная свобода и пластичность;

- владение голосом, произношение;

- чувство фразы;

- умение действовать словом.

Овладение этими элементами творчества приводит к созданию нормального творческого самочувствия. 

Освоение элементов режиссуры направлено на преодоление ряда проблем, касающихся методологии работы с учебным материалом, построения и ведения учебного процесса.

В своей профессиональной деятельности педагогу приходится не только испытывать на себе различные эмоциональным воздействия, но и самому создавать их. Он должен уметь возбудить творческое самочувствие детей, создать особую, способствующую этому, атмосферу в классе. В этом смысле его работа близка работе режиссера с актерами в процессе репетиций.

Использование метода смены ролевых позиций (я - зритель; я - действующее лицо; я - я; я - другой) способствует развитию гибкости ребенка и педагога, мобильному самоопределению в новой ситуации. Ролевой моделирующий подход позволит снять страх ошибки у ребенка. Овладевая им, педагог научается “входить” в ситуацию ученика, тем самым уточнять представление о его состоянии и корректировать свое воздействие.

В ситуации, когда система образования не может более строиться на принципах принуждения, педагогу необходимо находить в содержании учебного материала, с которым он идет к ребенку, проблемные (или актуальные) для последнего темы. Режиссер, собираясь ставить “Гамлета” или “Чайку”, в первую очередь определяется с темой, которая была бы актуальна для современного зрителя и, исходя из этого, выстраивает событийный ряд пьесы, при этом сохраняя ее сюжет. Поэтому подробное знакомство с технологией работы режиссера с драматургическим материалом была бы весьма полезна современному учителю.

Придумав интересный для ребенка поворот темы, имея замысел занятия, нужно уметь перевести его на язык действия, то есть точно знать, как он реализуется в самом процессе занятия.

Применение метода действенного анализа (перевод главной идеи на язык действия, т.е. ее раскрытие путем решения цепочки проблемных ситуаций) в организации событий урока позволит выстроить логику, иными словами драматургию, режиссерский план урока, выделяя главное событие (то событие, которое определяет мотивы, характер действия и взаимодействия его участников), задачи ( волевые цели: 1. Что делаю? 2. Зачем делаю? 3. Как делаю?) и сверхзадачу (та конечная цель, которой добиваюсь, к достижению которой направлены все действия). Педагог сможет управлять эмоциональным планом урока, вовремя менять планы действия, учитывая утомляемость ребенка, режиссировать интригу урока.

Событийный подход в организации учебного процесса имеет и важный социальный аспект. Современный мир отличается особой, спрессованной динамикой событий. И человеку, чтобы выжить и состояться как личности в этой ситуации, необходимо так же быстро ориентироваться в череде событий, уметь выходить из них и вовлекаться в их течение, уметь самому создавать событие.

Важнейшим социальным аспектом театральной педагогики является ее направленность на формирование произвольного волевого действия человека, способного в нужный момент совершить его в хорошей творческой форме.

Овладение методами театральной педагогики позволяет педагогу решить одну из главных проблем - нахождение баланса между свободой и правилом - путем построения образовательного процесса как режиссерской игры.

Принципы построения программы

Авторы программы "Основы актерского мастерства и режиссуры в профессиональной практике учителя", систематизировав опыт в области применения театральной педагогики в образовании, предлагают новую систему обучения учителя основам актерского мастерства и режиссуры. Программа имеет четкую логику, охватывающую наиболее важные аспекты профессиональной деятельности учителя:

· творческое самочувствие на уроке;

· технология эффективного словесного воздействия;

· эффективное взаимодействие, чувство партнера;

· навыки создания творческой атмосферы урока;

· режиссура урока. Разработка событийной логики;

· технология создания театрального события-праздника в школе.

Исходя из логики, Программа имеет следующую тематическую структуру:

Раздел 1 . Основы творческого самочувствия. Тренинг творческой психотехники.

Раздел 2. Голос как инструмент эффективного взаимодействия.

Раздел 3. Взаимодействие с партнером.

Раздел 4. Атмосфера.

Раздел 5. Режиссура урока.

Раздел 6 . Технология создания театрального праздника.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 209.