Здание 2. Укажите, чем же должна быть философия, и какую роль она призвана выполнять в обществе?
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Ряд философов высказывают мысль о том, что «…когда философия не овладевает общественным сознанием, не превращается в форму реально-практической, творческой деятельности людей, когда она не опредмечивается в конкретном труде и результатах этого труда, то такая философия может быть чем угодно. Может быть удовольствием, интересным провождением времени. Но она не может быть тем, чем она должна быть».

 

Задание 3. Сформулируйте основные положения теории Н.А. Бердяева

Задание 4. Опишите свои умозаключения по указанным высказываниям

А) «Мы должны не только копить мудрость, но и извлекать из неё пользу» (Цицерон).

Б) «Что было пороками, то теперь нравы» (Сенека).

Задание 5. Пользуясь философским словарём, дайте определения следующим понятиям: дедукция, герменевтика, онтология, парадигма

 

Задание 6. Философская загадка

 Как вы думаете, какое качество человека, по мнению Диогена Лаэртского, помогает распознавать мудрость в других людях?

Вариант 6

Задание 1. Решите тест


1. Укажите первых древнегреческих мыслителей, давших начало древнегреческой философии:
а) Демокрит, Сократ      б) Фалес, Солон         в) Гераклит, Пифагор
2. Сопоставьте исторический тип мировоззрения и его особенности:
1) мифология                    а) опора на разум знания, сомнения
2) религия                         б) эмоциональность, символизм, космизм
3) философия                    в) вера в сверхъестественное начало бытия
3. Укажите, что изучает онтология?
а) вопросы смысла жизни        б) проблемы бытия       в) проблемы познания
4. Укажите, что означает понятие" Карма" в Древнеиндийской философии?
а) Высший универсальный принцип бытия, духовное начало бытия
б) Закон жизни: бесконечная цепь перерождения
в) Закон возмездия, закономерное воздаяние человеку за его прежнее поведение
5. Укажите основоположника античной диалектики, автор слов: " В одну реку нельзя войти дважды":
а) Фалес    б) Гераклит        в) Протагор

6. Укажите, как называется христианское учение о конце мира?
а) мессианство         б) провиденциализм         в) эсхатология
7. Укажите, представителем какого философского направления был Д. Дидро?
а) объективный идеализм       б) пантеизм          в) материализм
8. Имя немецкого философа XIX века - основоположника законов диалектики:
а) К. Маркс б) Г. В. Ф. Гегель      в) И. Кант

9. Укажите основные элементы мироощущения:
а) знания, взгляды        б) чувства, ценности      в) убеждения, идеалы

10. Укажите направление, взявшее за основу идеологии логический анализ языка, употребление языка:
а) герменевтика         б) аналитическая философия    в) феноменология

 






















Задание 2. Ответьте на вопрос, какое свойство человека Г.Левис  имел в виду?

 «О человеке легче судить по его вопросам, чем по его ответам».

 

Задание 3. Сформулируйте основные положения теории о ноосфере

В.И. Вернадского

Задание 4. Опишите свои умозаключения по указанным философским высказываниям

А) «Без логики нет ни восприятия, ни настроения, ни представления» (Ф. Ницше).

Б) «Человек не ангел и не животное, и несчастие его в том, что чем больше он стремится уподобиться ангелу, тем больше превращается в животное» (Б. Паскаль).

Задание 5. Пользуясь философским словарём, дайте определения следующим понятиям : эристика, теософия, феноменализм, метод

 

Задание 6. Философская загадка

Как вы думаете, что понимал Г. Лихтенберг под «равенством, которое мы требуем»?

 

Вариант 7

Задание 1. Решите тест

1. Укажите, как называется христианское учение о конце мира?
а) мессианство б) провиденциализм     в) эсхатология
2. Сопоставьте философское направление и его идеологию:
а) плюрализм          а) Мир - это бог, растворенный в природе

б) монизм                б) В основе бытия лежит несколько начал
в) пантеизм             в) В основе бытия лежит одно начало

3. Укажите имя мыслителя, основоположника буддизма:

а) Махавира   б) Патанджали  в) Сидхарта Гаутама
4. Укажите век, в котором возник Ислам?
а) 7 в. до н. э.       б) 7 в. н. э.        в) 1 в. н. э.
5. Укажите философа, который сравнивал философию с «повивальной бабкой», которая способствует появлению нового?
а) Сократ     б) Диоген       в) Фалес
6. Укажите имя античного мыслителя, впервые употребившего слово "философ " по отношению к людям, стремящимся к знаниям и умению размышлять:
а) Фалес      б) Пифагор в) Сократ

7. Укажите, какое направление схоластики утверждало: реально существуют только вещи и явления мира, а " универсализм " - это лишь имена,  названия их"?
а) реализм    б) номинализм      в) томизм
8. Укажите имя немецкого философа XIX века - основоположника законов диалектики:
а) К. Маркс   б) Г. В. Ф. Гегель  в) И. Кант
9. Укажите мыслителя XVII в., основоположника рационализма и дедукции:
а) Р. Декарт   б) Ф. Бэкон    в) Д. Юм
10. Укажите философское направление, пропагандировавшее веру в судьбу:
а) эсхатология б) нирвана   в) фатализм

 


















Задание 2. Объясните, согласны ли вы с Гёте и почему?

Гёте, немецкий писатель и философ, полагал, что «каждому возрасту человека соответствует определённая философия… Ребёнок является реалистом: он также убеждён в существовании груш и яблок, как и в своём собственном. Юноша, обуреваемый внутренними страстями, должен следить за собою, забегая со своими чувствами вперёд, он превращается в идеалиста».

 

Задание 3. Сформулируйте основные положения теории

«абсолютного духа» Г. Гегеля

Задание 4. Опишите свои умозаключения по указанным философским высказываниям

А) «Лучше слушать обличения от мудрого, нежели слушать песни глупых» (Екклесиаст).

Б) «Творение есть зеркало: если в него смотрит обезьяна, оно не будет отражать апостольского лика» (Г. Лихтенберг).

Задание 5. Пользуясь философским словарём, дайте определения следующим понятиям: бытие, ортодоксия, позитивизм, синкретизм

 

Задание 6. Философская загадка

О чём говорит Соломон: «Высоко цени её, и она возвысит тебя; она прославит тебя, если ты прилепишься к ней; возложит на голову твою прекрасный венок, доставит тебе великолепный венец»?

Вариант 8

Задание 1. Решите тест

1. Укажите, в чём сущность категорического императива И. Канта?
а) «Каждый индивид должен поступать так, чтобы нормы его поведения могли стать правилом поведения для всех»
б) «Свобода - это осознанная необходимость»
в) «Себялюбие, находящее удовлетворение в любви»
2. Сопоставьте сферы жизнедеятельности человека с главными ценностями:
а) Практическая жизнь                                   а) Истина
б) Чувственно - эстетическая жизнь             б) Добро
в) Научная деятельность                                в) Красота

3. Укажите немецкого философа, представителя философии жизни:
а) 3. Фрейд       б) М. Хайдеггер      в) Ф. Ницше
4. Укажите основоположника философии "всеединства" и "Софиологии":
а) П. Флоренский      б) С. Булгаков        в) В. Соловьёв

5. Укажите, в каком древнегреческом городе родилась философия?
а) Афины    б) Милеет       в) Спарта
6. Укажите, к какому понятию можно отнести следующие определения: « Совокупность познавательной, ценностной и поведенческой деятельности?»
а) миропонимание   б) мироощущение   в) мировоззрение
7. Укажите основные элементы мироощущения:
а) знания, взгляды   б) чувства, ценности  в) убеждения, идеалы
8. Укажите самую " молодую" из мировых религий:
а) ислам    б) христианство  в) буддизм
9. Укажите термин, обозначающий наиболее общее понятие, которое является основой, фундаментом каждой науки и вырабатывается в ходе её развития:
а) закон   б) метод      в) категория
10. Определите основные черты философского мировоззрения:
а) эмоциональность, символизм
б) опора на разум (рационализм, сомнение, универсализм)
в) догматизм, опора на авторитет
























Задание 2. Укажите, о какой функции философии идёт речь в отрывке? Что вы понимаете под мудростью? Достаточно ли быть мудрым, чтобы быть философом?

«Мудрость сродни свободе и разумности. Мудро поступает (и советует и учит) тот, кто, опираясь на знания, обобщенный жизненный опыт, умеет разумно соотнести желаемое с должным, субъективные устремления с объективной логикой жизни. Мудрость позволяет избегать грубых ошибок в суждениях и действиях».

Задание 3. Кратко сформулируйте основные положения русских космистов (на примере теории К.Э. Циолковского)

Задание 4. Опишите свои умозаключения по указанным философским высказываниям

А) «Сердце мудрого – на правую сторону, а сердце глупого – на левую» (Екклесиаст).

Б) «Ум развивается очень рано, хотя созревает лишь позже» (А. Шопенгауэр).

 

Задание 5. Пользуясь философским словарём, дайте определения следующим понятиям: абсолютная идея, апостериори, душа, императив

Задание 6. Философская загадка

 Эпиктет говорил, что «человек принадлежит к толпе, пока сваливает вину на других, он на пути к мудрости, когда считает только себя ответственным». Когда же человек становится мудрецом?

Вариант 9

Задание 1. Решите тест


1. Укажите, в каком древнегреческом городе родилась философия?
а) Афины  б) Милеет      в) Спарта
2. Укажите, к какому понятию можно отнести следующие определения: « Совокупность познавательной, ценностной и поведенческой деятельности?»
а) миропонимание б) мироощущение    в) мировоззрение
3. Сопоставьте философа и его идеологию:

2. а) С. Кьеркегор      а) философия психоанализа
б) О. Конт              б) позитивизм
в) 3. Фрейд             в) экзистенциализм
4. Назовите основные элементы мироощущения:
а) знания, взгляды       б) чувства, ценности      в) убеждения, идеалы
5. Укажите первых древнегреческих мыслителей, давших начало древнегреческой философии:
а) Демокрит, Сократ     б) Фалес, Солон    в) Гераклит, Пифагор
6. Укажите основные черты Древнекитайской философии:
а) поиск индивидуального пути спасения и освобождения человека от тягот жизни
б) единство человека и космоса
в) практичность и консерватизм
7. Укажите основные черты философского мировоззрения:
а) эмоциональность, символизм
б) опора на разум (рационализм, сомнение, универсализм)
в) догматизм, опора на авторитет
8. Укажите представителя патристики, автора произведения «О граде божьем»:
а) А. Августин  б) Ф. Аквинский   в) П. Абеляр
9. Укажите теорию, утверждавшую, что источником познания являются чувства, проверенные опытом?
а) сенсуализм б) рационализм  в) эмпиризм
10. Укажите представителя агностицизма Нового времени:
а) Б. Спиноза   б) Д. Юм в) Д. Локк

 


























Задание 2. Как вы понимаете сказанное? Дайте собственную интерпретацию

«Человек не властвует над существующим. Человек – пастух бытия. Он приобретает необходимую бедность пастуха, чья значимость основывается на том, что он самим бытием призван для сохранения истины. Человек в своей бытийно-исторической сущности есть сущее, чье бытие, являясь экзистенцией, заключается в пребывании вблизи бытия. Человек – сосед бытия».

Задание 3. Сформулируйте основные положения теории М.В. Ломоносова

Задание 4. Опишите свои умозаключения по указанным философским высказываниям

А) «Польза системы для мышления состоит не только в том, что о вещах начинают мыслить упорядоченно, но и в том, что о них вообще мыслят» (Г. Лихтенберг).

Б) «Огорчение существует не само по себе, но в нашем представлении» (Цицерон).

 

Задание 5. Пользуясь философским словарём, дайте определения следующим понятиям: интуитивизм, индукция, категории, казуальность

Задание 6. Философская загадка

Что нужно было хранить, по мнению Соломона, для того чтобы «безопасно идти по уготовленному пути», «спокойно спать», не испытывать «внезапного страха» и избежать «пагубы»?

Вариант 10

Задание 1. Решите тест

1. Укажите основоположника философии «всеединства» и «Софиологии»:
а) П. Флоренский      б) С. Булгаков       в) В. Соловьев
2. Соотнесите философа и его идеологию:
а) Платон                а) атомистический материализм
б) Демокрит           б) антропологизм и майевтика
в) Сократ                в) учение об идеях
3. Укажите, в каком веке возник Ислам?
а) 7 в. до н. э.       б) 7 в. н. э.    в) 1 в. н. э.
4. Укажите, к какому понятию можно отнести следующие определения: «Совокупность познавательной, ценностной и поведенческой деятельности?»
а) миропонимание        б) мироощущение      в) мировоззрение
5. Назовите основные элементы мироощущения:
а) знания, взгляды         б) чувства, ценности         в) убеждения, идеалы
6. Определите основные черты философского мировоззрения:
а) эмоциональность, символизм
б) опора на разум (рационализм, сомнение, универсализм)
в) догматизм, опора на авторитет
7. Укажите сущность категорического императива И. Канта?
а) «Каждый индивид должен поступать так, чтобы нормы его поведения могли стать правилом поведения для всех»
б) «Свобода - это осознанная необходимость»
в) «Себялюбие, находящее удовлетворение в любви»
8. Укажите немецкого философа, представителя философии жизни:
а) 3. Фрейд        б) М. Хайдеггер   в) Ф. Ницше
9. Что означает в переводе латинское слово, от которого получило свое название философское течение " экзистенциализм"?
а) существовать       б) существование      в) бытие человека
10. Укажите имя мыслителя, основоположника буддизма:
а) Махавира       б) Патанджали      в) Сидхарта Гаутама

 


























Задание 2. Согласны ли вы с таким утверждением? В чём специфика научного знания? В чём её отличие от других форм общественного сознания?

М. Хайдеггер в статье «Что значит мыслить?» пишет: «Она (наука) не мыслит, потому что её способ действий и её средства никогда не дадут ей мыслить так, как мыслят учёные. То, что наука не умеет мыслить – это не её недостаток, а её преимущества. Только это даёт ей возможность исследовательски войти в теперешнюю исследовательскую сферу и поселиться в ней».

 

Задание 3. Кратко сформулируйте и выделите общие и особенные черты древнерусской философии (на примере Илариона, В. Мономаха, Никифора, Кирилла Туровского)

Задание 4. Опишите свои умозаключения по указанным философским высказываниям

А) «Если чувства будут не истинны, то и весь наш разум окажется ложным» (Тит Лукреций Карр).

Б) «Мы можем обо всём говорить и за и против» (Гомер)

 

Задание 5. Пользуясь философским словарём, дайте определения следующим понятиям : философская антропология, монада, метафизика, понятие.

Задание 6. Философская загадка

 Чему советовал Сенека подчинить самого себя, прежде чем пытаться подчинить других?

6. Критерии оценивания самостоятельных и контрольных работ

6.1. Критерии оценивания самостоятельных работ

Выполненные самостоятельные работы оцениваются по пятибалльной шкале. Оценка зависит от уровня выполнения следующих критериев:

1) умение обучающегося использовать теоретические знания при выполнении практических задач: корректное использование знаний в рамках изученных правил или тем

2) обоснованность и чёткость изложения ответа: умение сократить информацию, кратко изложить

3) владение терминологией и грамотной письменной речью, сохранение норм речи

4) оформление материала в соответствии с требованиями, заявленными в заданиях методических рекомендаций

Дата: 2018-11-18, просмотров: 694.