Воспитание в учебной и внеучебной деятельности школьников
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Задание 19.

Прочитайте педагогическую ситуацию

На родительском собрании в детском саду отец пятилетнего Саши поделился воспоминаниями о своем детстве: «Я шел с отцом через лесок. Уже темнело, и я взял отца за руку. Отец почувствовав мое состояние, предложил мне дойти одному до тропинки, которая была недалеко от нас, и подождать его там. Было страшно, но показать себя трусом перед отцом я не мог и прошел вперед по тропинке. В кустах что то хрустнуло, о я твердо шел вперед. Когда я дошел до тропинки, отец крепко пожал мне руку». Так же сейчас я поступлю и со своим сыном.

1. Проанализируйте предложенную ситуацию с точки зрения выявления методов воспитания

2. Какие методы воспитания описаны в задаче, докажите

3. Прав ли был отец? Аргументируйте свое мнение

4. Сделайте вывод о значении данных методов воспитания в формировании волевых качеств личности

Тестовые задания по педагогике

Задание 1.

В классе, в котором Вы работаете, 25 человек, 10 из которых отличаются особым проявлением мотивов к учебной деятельности. Определите ведущий вид мотивации у каждого из 10 учащихся, заполнив следующую таблицу

 

Мотивы учения

познавательные

социальные

широкие познавательные учебно-познавательные широкие социальные узкосоциальные
       

 

1. Склонен задавать учителю вопросы, стремясь уточнить сведения по изучаемому материалу.

2. Часто интересуется отношением товарищей к выполненному им заданию.

3. Проявляет интерес к анализу собственных ошибок.

4. Решает задачи, чтобы показать, что он не хуже других.

5. Учится по причине хорошего понимания общественной значимости учения.

6. Испытывает удовольствие от оказания помощи товарищам в выполнении заданий.

7. Справившись с задачей, ищет другие способы ее решения.

8. С удовольствием берется за новые задачи и задачи повышенной трудности.

9. Учится ради одобрения родителей.

10. Выполняет задание, чтобы избежать неприятностей.

 

Задание 2.

Для организации деятельностного подхода учителю необходимо ориентироваться на самооценку школьников, которая существенным образом влияет на результаты его учебной деятельности. Классифицируйте следующие проявления самооценки школьников и заполните таблицу

 

Самооценка школьника

адекватная

неадекватная

заниженная повышенная
     

 

1. Замкнут, держится обособленно, избегает контакта со сверстниками.

2. Испытывает пренебрежительное отношение со стороны одноклассников.

3. Высокомерен, пренебрежительно относится к товарищам.

4. Робок, повышенно раним.

5. Бодр, активен, почти всегда пребывает в хорошем настроении.

6. Переживает по поводу своей устойчиво слабой успеваемости.

7. Тревожен, легко теряется в изменившихся условиях.

8. По причине больших учебных успехов постоянно ставится в пример одноклассникам.

9. Испытывает большое удовольствие от лести в свой адрес.

10. Играет роль классного шута.

11. Уравновешен, быстро приспосабливается к новым условиям.

 

Задание 3.

В ходе учебной практики Вы имели возможность наблюдать особенности педагогического общения учителя с учащимися, некоторые из которых проявлялись в следующих репликах педагогов, имевшими место в ходе уроков. Соотнесите предложенные высказывания с основными позициями анализа педагогического общения.

А. Акцентирование мыслей учащихся

Б. Принятие чувств школьников

В. Выражение удовлетворенности

Г. Обращение к мнению учащихся

Д. Указания, распоряжения

Е. Выражение недовольства

Ж. Дисциплинирующие воздействия

1. «Ты сказал, АВ > ВС? – Это действительно так, потому что MN > PQ. Всем понятно?»

2. «Сережа, ты почему все время отвлекаешься?»

3. Ученик (с досадой): «У меня никак не получается вторая задача, надо же!» Учитель: «Эта задача непроста, почти никто не может решить ее сразу».

4. Ученик у доски заканчивает ответ: «…Таким образом, отрезок АВ в два раза больше отрезка СD». Педагог: «Ты не мог бы еще раз повторить, почему?»

5. « Как вы думаете, каким должно быть наше следующее действие?»

6. «Ты опять не выполнил домашнее задание? Жаль! Неужели ты не понимаешь, к чему это приведет»

7. «Хорошо! Вот видишь, как ты можешь соображать, если подготовишься к уроку»

8. После неудачного ответа школьника у доски учитель говорит: «Не расстраивайся, Андрей, материал ты , похоже знал, просто волновался».

9. Выясняя у доски вопрос с Николаевым, педагог обратился к Антонову: «Ну – ка, Сережа, скажи, что ты думаешь по этому поводу?»

10. Иванов оживленно разговаривает с соседом во время ответа Петрова. Вот уже и хихикнул Иванов. Учитель: «Иванов, ты не мог бы повторить то, что сказал Петров?»

11. «Откройте, пожалуйста, учебники на странице 120 и внимательно изучите содержание таблицы».

12. «Прошу Сашу Семенова ответить на вопрос, почему треугольники АВС и СDF подобны».

 

Задание 4.

После выполнения очередного домашнего задания спросите ученика, чему он научился. О чем свидетельствуют ниже приведенные ответы?

А. Учился находить ответ в задании и т.д. (конкретные действия)

Б. Научился правильно писать, считать и т. д. (общие действия)

В. Научился овладевать способами действия (решения задач и т.д.) (выделение конкретной цели учебного действия

 

Задание 5.

Проанализируйте составленную учителем анкету для школьников. Какие вопросы в ней лишние? Предложите свой вариант

А. В какой школе ты учишься?

Б. Какой последний кинофильм ты посмотрел?

В. Что движет твоими поступками?

Г. Как часто ты чистишь зубы?

Д. Нравится ли тебе профессия учителя?

Е. Тебе нравится история или география?

Ж. Сколько книг ты читаешь в месяц?

З. Сколько времени у тебя уходит на выполнение домашних заданий по математике?

И. В котором часу, по-твоему , должен начинаться первый урок?

К. Чем ты занимаешься после школы?

 

Задание 6.

Чем вы объясниете, что дети, которые при поступлении в школу умеют хорошо читать и писать, нередко во II классе хуже учатся, чем те, которые пришли в I класс без этих навыков?

А. Сильные первоклассники много времени уделяли слабым товарищам и сами знаний не приобрели

Б. Дети, умеющие хорошо читать и писать, первое время в своем умственном развитии находятся на «голодном пайке». Занятия в I классе не воспитывают у них трудолюбия, и это сказывается во II классе, когда начинают проходить материал, требующий от них усердия

В. Дети, умеющие хорошо читать, «глотают» книги и запускают учебные занятия

Г. Указанного в задаче явления вообще не существует. Каждый второклассник по различным причинам может снизить свои учебные успехи, но это отнюдь не связано с тем, что ученик научился читать и писать до поступления в школу

Д. Указанного в задаче явления вообще не существует. Каждый второклассник по различным причинам может снизить свои учебные успехи, но это отнюдь не связано с тем, что ученик научился читать и писать до поступления в школу

Е. Это объясняется особенностями физического развития.

 

Задание 7.

Учитель уверен, что учащийся мог бы учиться гораздо лучше при серьезном отношении к учению. В этом случае целесообразно:

А. Выявить, чем он компенсирует свои неудачи в школе

Б. Объяснить, что равноценной обучению компенсации нет

В. Убедить, что у него есть реальные возможности учиться гораздо лучше

Г. Рассказать учителям, работающим в данном классе, какой одаренный и сообразительный их отстающий ученик

Д.Все ответы правильные

 

Задание 8.

«Как я могу мотивировать обучаемого?» - спросит студент. Среди ответов несколько неправильных. Найдите их.

А. Опирайтесь на любопытство

Б. Используйте эффект загадки

В. Создавайте ситуацию поиска

Г. Потребуйте от учащихся внимания и сосредоточенности

Д. Подталкивайте к поиску объяснений

Е. Развивайте концепцию способностей

Ж. Делайте замечания невнимательным

З. Обеспечивайте обратную связь

И. Хвалите

К. Используйте «эффект вызова»

 

Задание 9.

Вам необходимо подготовить и провести урок открытия нового знания в рамках деятельностного подхода. Восстановите последовательность структурных компонентов урока открытия нового знания

А. актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

Б. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство)

В. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Г. Реализация построенного проекта

Д. Мотивирование к учебной деятельности

Е. Выявление места и причин затруднения

Ж. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

З. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

И. Включение в систему знаний и повторение

 

Задание 10.

Классный руководитель хотел, что бы его ученики умели себя вести в различных ситуациях. С этой целью он провел в классе несколько бесед о вешнем виде и хороших манерах. Ребята с большим вниманием слушали своего классного руководителя, задавали много вопросов. Но вскоре педагог с огорчением отметил, что никаких изменений в поведении учащихся не произошло. Почему?

А. Ребята не все поняли и запомнили

Б. Жизнь, поведение других людей не вызывали у школьников желания улучшить свое поведение

В. Не было наглядного примера

Г. Жизнь, практика отношений не требует искоренения плохих привычек

Д. В классе нет примеров для подражания, они не были выделены и указаны

 

Задание 11.

Воспитательные дела эстетической направленности могут проходить в различной последовательности. Какое их чередование вы считаете целесообразным?

А. Воспитательные дела проводятся по циклам: сначала обзорно характеризуется литература XIX – XX вв., затем изучается история музыки этой эпохи , после чего переходят к истории живописи и заканчивают «театральным циклом»

Б. Воспитательные дела строго увязывают с тем материалом, который изучается на уроках по литературе и истории, привлекается учебный материал по живописи, музыке и театральному искусству

В. Воспитательные дела проектируются строго по темам и историко-хронологической последовательности. Различные виды искусства рассматриваются во взаимосвязи. Воспитательные дела по живописи сменяются воспитательными делами по музыке и театру

Г. Тематика воспитательных дел и их чередование определяются интересами и предложениями воспитанников

Д. Тематика воспитательных дел устанавливается исходя из диагноза эстетической воспитанности школьников

 

Задание 12.

Молодая учительница пошла с четвероклассниками вскапывать лунки деревьев около школы. Учащимся объяснили, как нужно выполнять эту операцию, и они активно взялись за работу. Учительница подходила то к одной группе учащихся, то к другой, подбадривала. Дело спорилось. Но через два часа все как-то затормозилось, энтузиазм иссяк. Многие просто стояли, опершись на лопаты. учительница начала покрикивать на ребят, спорила с ними, нервничала, называла лодырями. Ученики рывками брались за работу, но дело вперед не двигалось. Попахивало конфликтом. Объясните, почему так случилось. Поясните свой выбор.

А. Дело было плохо подготовлено, учительница не предусмотрела и не использовала стимулы, побуждающие ребят долго и самоотверженно трудиться.

Б. Дело было навязано школьникам

В. Ребята просто ленились, не прилагали усилий, потому что не видели и не понимали общественного значения своей работы

Г. Экологическое просвещение принесло мало пользы, а может быть, его совсем не было

Д. Нравственное, экологическое и трудовое воспитание четвероклассников не велось в комплексе – первые же трудности показали низкий уровень сформированности нравственных качеств

Е. Нет правильного ответа

 

Задание 13.

Усвоение знаний школьниками – наиболее принципиальная задача в процессе обучения. Приведите основные этапы овладения знаниями, умениями, навыками в логическую последовательность

А. Применение усвоенных знаний на практике

Б. Осмысление изученного материала

В. Восприятие учащимися изучаемого материала

Г. Познавательная деятельность по запоминанию изучаемого материала

 

Задание 14.

Внимательно проанализируйте свой школьный опыт, впечатления от практики в школе и дайте ответы на вопросы:

1) Какие элементы дидактической системы Гербарта сохранились до наших дней в русской школе?

2) Если бы министром образования были вы, то что бы посоветовали современным педагогам взять из его системы?

Задание 15.

На семинарском занятии по педагогике разгорелся спор: кто для кого – «личность для коллектива» или «коллектив для личности»? Вопрос остался открытым. А как думаете вы? Выскажите свое мнение, опираясь на предложенные альтернативы

А. Неправомерна сама постановка вопроса. Коллектив так же необходим личности, как и личность коллективу: друг без друга они не существуют. Кто для кого – риторический вопрос: личность должна отдать частичку себя коллективу, а коллектив - часть своей силы личности

Б. Личность воспитывается для коллектива. Прав был А.С.Макаренко, утверждая, что надо воспитывать в коллективе, для коллектива и через коллектив

В. Коллектив существует для личности. Это необходимое социальное объединение, где личность должна найти себя, раскрыть свои возможности, набраться социального опыта, что бы войти в жизнь окрепшей, готовой к борьбе

Г. Существует личный эгоизм и эгоизм групповой (коллективный), все и всюду преследуют личный интерес, ищут выгоду. «При внимательном исследовании побуждений, руководящих людьми, - писал Н.Г.Чернышевский, - оказывается, что все дела, хорошие и дурные, благородные и низкие, геройские и малодушные, происходят во всех людях из одного источника: человек поступает так, как приятно ему поступать, руководствоваться расчетами, велящими отказаться от меньшей выгоды или меньшего удовольствия для получения большей выгоды, большего удовольствия»

Д. Вне общества человек не становится личностью. Коллектив – частичка общества, а поэтому человек с самого рождения «предназначен» коллективу, обязан влиться в него.

Глоссарий

Анкетирование – 1) (только «анкета» - сбор сведений путем получения ответов на определенные вопросы – провести анкету; прилагательное анкетный). 2) м етод массового сбора материала с помощью разработанных опросников, называемых анкетами.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 626.